Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Возлюбленные братья и сестры! Святое Писание говорит нам: Будите убо милосерди, якоже о Отец ваш Милосерд есть (Лк. 6,36). Это милосердие Божие кругом видно, милость Божия разливается во всей вселенной. И величайшую милость, милосердие Господь проявил, когда, смирившись, сошел с небес на землю. Он вошел в утробу Пречистой Девы Богородицы, яко руно, то есть тихо, как роса сходит, и восприял от Нее ум, душу и тело, и, как Бог и Человек, понес на Себе грех Адамов, и устроил наше спасение.
Пророк-боговидец Моисей пребывал в великой славе, ибо воля его была освящена, преподавал закон Божий народу избранному, его лицо сияло необыкновенным светом, так что он имел покрывало на главе своей, однако не мог взойти на небеса. И он, и все пророки, патриархи ждали пришествие в мир Христа Спасителя. В мире же тьма в то время была великая. В Древней Греции, во всех народах языческих было идолопоклонство, забыли Истинного Бога, а придумали много ложных богов: Зевс, Артемида, Венера (богиня разврата), Дионис (бог для пьяниц). Много было богов, а Истинного Бога никто не знал.
И среди избранного народа тоже не было истинной правой веры. Там были саддукеи, которые говорили, что нет воскресения, нет Ангелов, нет вечной жизни, ешь, пей, веселись и живи в свое удовольствие здесь на земле. Фарисеи гордились своим призванием, что они от существа Божия, что они потомки Авраама, обрезание приняли, хранят субботу и будут в вечной жизни. Было еще в вере избранного народа ответвление — это иессеи, наподобие нынешнего монашества. Жили они в основном около Мертвого моря, строго соблюдали устав своей жизни, были в воздержании, в труде, в подвиге, и они впоследствии стали христианами.
Господь видел, что люди находились в тени смертной, не могли они сами познать Истинного Бога, не могли избавиться от грехов. И Он, придя на землю, просветил во тме и сени смертней седящыя, направил на путь мирен (Лк. 1,79), принес всем истинную веру, открыл глаза, открыл пучину милосердия, как говорит пророк: Бездна бездну призывает во гласе хлябий твоих (Пс. 41,8). Бездна наша греховная, богоотступление, идолопоклонство, неверие, гордыня, придя в сознание, призывает бездну милосердия Божия. И Господь пришел на землю, Он говорил о Царствии Божием, призывал: Покайтеся, приближися бо Царство Небесное (Мф. 4,17). Он не просто возвещал, как многие пророки, или странники, или философы, Он говорил с силою, потому что Ему все было покорено. Так когда Господь много проповедовал Евангелие, говорил о жизни вечной, то незаметно прошло два дня и народ, оставаясь без пищи, устал. И Он пятью хлебами насытил пять тысяч человек, не считая жен и детей, и потом, когда стали собирать остатки, то двенадцать корзин набрали ученики-апостолы (Мф. 14,14-21; Мк. 6,34-44; Лк. 9,12- 17).
Господь, видя маловерие народа Своего, послал им убеждение в том, что Ему, как Всемогущему Богу, легко воскресить каждого человека и всех людей, когда придет такое время. И мы знаем, что Господь сжалился, проявил милосердие, когда шла похоронная процессия на кладбище, несли сына наинской вдовы. Наин — маленький городок теперь уже остался, а раньше это было многолюдное место. Плакала мать, плакали сродники, соседи. Она уповала на то, что сын утешать ее будет в старости, ибо много трудов понесла она, вскармливая его, единственного, любимого, и вдруг лишилась, смерть убрала его от нее. Плакали многие и сострадали, и Господь проявил милосердие и воскресил этого юношу, утешив и мать, и сродников. И все жители города, говорится в Евангелии, славляху Бога глаголюще: яко Пророк велий воста в нас, и яко посети Бог людей Своих (Лк. 7,11-16).
Так же Господь показал чудо воскресения, когда умерла одна девица, дочь Иаира, и отец приходил просить за нее. И когда Господь шел, то некто из дома Иаира возвестил: Яко умре дщи твоя, не движи Учителя, уже никто ее не поднимет. Пришед же в дом, Он изгнал всех маловеров, оставил в комнате только родителей и трех ближних учеников и воскресил эту девицу (Лк. 8,41-42, 49-56).
А мы знаем, какое великое чудо было в Иерусалиме. Уже перед Своими страданиями Господь воскресил Лазаря, уверяя учеников Своих и всех нас в воскресении из мертвых, что Он Победитель ада и смерти и даст великую нам милость, когда мы все воскреснем и будем наследниками жизни вечной. И Лазарь четыре дня уже лежал во гробе, в пещере. Он был обвит длинными пеленами, несколько десятков метров, залит маслом, и смердило тело его, потому что в Палестине жаркий период летом бывает. И Господь только воззвал: Лазаре, гряди вон (Ин. 11,43). И он воскрес, вышел обвитый пеленами и еще жил потом 30 лет.
Паломники, бывающие в Иерусалиме, всегда посещают гроб Лазаря. Это место сейчас принадлежит мусульманам, и радуются они, когда приходит большая группа паломников. Почему радуются? Не потому, что прославляют воскресение, хотя они тоже верят в воскресение, а потому что шекеля дадут им, плату некоторую, как бы наподобие дани. По ступенькам сходят в пещеру, и там сохранилось место, где был положен Лазарь и откуда вышел по гласу Христа Спасителя.
Некоторые усердные паломники не довольствуются лицезрением этого места и едут на пароходе обычно в Греческие пределы на остров Кипр. От порта Лимоссол на такси приезжают в город Ларнака. Там храм большой стоит agioV LaaroV — святого Лазаря, и около иконостаса с правой стороны есть вход под алтарь, где тоже как бы в пещере стоят каменные гробницы, высеченные из скалы, и одна гробница стоит особо на середине, это и есть гробница Лазаря, и там написано: “Лазарь, друг Божий”.
После воскрешения Лазаря Господь послал его на остров Кипр, там он 30 лет еще жил, — зловонный был, труп лежал, и вдруг воскрес, и все в нем обновилось. Потом был рукоположен во епископа, и все совершал, что полагается священнослужителю: служил, крестил, отпевал, рукополагал в священники, в диаконы. И вот там эта гробница стоит, и крышка на ней такая же каменная, тяжелая. Справа на крышке паломники увидели трещину, видимо, от падения. Приподняв отбитую часть крышки и поставив ее рядом, они по очереди залазили и лежали в гробу, в котором покоился когда-то Лазарь. Тут же стоят мощи, не такие, как у нас гробница преподобного Сергия, а наподобие ящика. Здесь половина мощей: глава и некоторые еще части. А другая половина была в Константинополе, а теперь в Марселе. Есть источник, который так же напоминает нам о великом чуде.
Много Господь сотворил чудес, показывая нам, что Он Бог и Человек, Владыка неба и земли, оставил нам Евангелие, послал учеников и дал нам великий завет, говоря: Яко Аз во Отце, и Отец во Мне пребывает, и Вы во Мне (Ин. 14,10-11,20) и в Отце Моем, то есть в Духе Святом. Иисус взывал ко Отцу Своему: Да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне и Аз в Тебе, да и тии в нас едино будут (Ин. 17,21). Все мы едино, и всякая душа Святым Духом живится. И говорил Господь: Дела, яже Аз творю,… А какие дела Он совершал здесь на земле? Ходил по воде, воскрешал мертвецов, изгонял бесов, исцелял многих болящих. …и той сотворит и болша сих сотворит, то есть и вы, ученики Мои, призывая Меня и Отца Небесного, будете то же самое совершать.
И в нынешний день мы прославляем великого милосердного раба Божия святителя Николая Мир Ликийского. Его ублажает вся вселенная. Он имел великую кротость и ревность по Богу и был очень милосердный. Возлюбил он Господа с ранних лет, изучал Священное Писание, постился, молился и, подготавливая себя к принятию благодати, в среду и пятницу совершенно не вкушал пищи. Это не просто пост, как мы понимаем, это голодание весь день. Такую жизнь проводил и преподобный Сергий, и преподобный Серафим Саровский, и они привыкли в среду и пятницу не вкушать, чтобы пища не обременяла их разум, чтобы мысли всякие не приходили, чтобы только созерцать Бога и быть с Богом.
Святитель желал в пустыню уйти, но Господь готовил его к высокому служению — благословил его быть среди народа, быть светильником для народа Божия. И он рано получил великую благодать, дары прозорливости, чудотворения и был очень милосердный в жизни своей. Даже бывало так: уже казнь совершалась, уже палачи поднимали мечи над воеводами, как вдруг прибегал туда служитель Божий, хватал мечи из рук палачей, отбрасывал их: “Не смейте убивать, это невинные люди”. И, призывая Бога, он устрашал их, и потом узнавали, что люди совершенно невиновны, что была клевета. Если бы не ревность святителя, они бы погибли.
В одной семье была такая бедность, что отец семейства, имея трех дочерей, решил… Что, вы думаете, придумал?! Отдать дочерей на служение диаволу, там будут зарабатывать деньги. Узнал об этом святитель, собрал все деньги, которые имел, и ночью подбросил в их дом, чтобы сохранить в благочестии их житие и не дать диаволу посмеяться над ними.
А чем сейчас занимаются некоторые. Приехали недавно путешественники и рассказывали, что во Франции и Германии есть целые кварталы вольных девиц и женщин, которые продают себя за деньги. Даже есть профсоюзы, платят налог государству. До чего дошло сознание людей, сынов человеческих — продают себя за деньги, хотя знают, что Господь наказывает за это прелюбодеяние и будет казнь великая всем народам. Блуд, убийство, прелюбодеяние, всякое беззаконие несут как бы меч всем народам, и вся вселенная будет трепетать от грехов своих. Это внушает диавол, потому что он завидует сынам человеческим, что они идут в Царствие Божие, а он будет в аду. Он-то и учит людей блудить, воровать, гордиться, тунеядцами быть, не покоряться Богу. Говорит старец Силуан: маленький грех влияет на судьбу мира. Так не будем слушать диавола, а будем слушать Господа Бога и Его угодников.
И святитель Николай поучает нас своим примером о милосердии. Он чуткий был всегда, созерцал, что совершается в мире, и однажды случилась беда у корабельщиков. Поднялась сильная буря, мачты поломались, паруса изорвались, волны стали заливать палубу, и все страшились и боялись, что умрут. Нашелся один боголюбец и стал взывать: “Святителю отче Николае, помоги нам, ибо мы погибнем!“ И вдруг увидели они: идет человек по бушующему морю, как Господь шел когда-то по морю Тивериадскому, идет прямо к ним, заходит на палубу и говорит: “Вы меня звали, вот я пришел”. Стал он на корме за рулевое управление, приказал утихнуть буре, и сразу поплыли тихо, безмятежно к пристани. И все благодарили Бога, что получили избавление от смерти.
Святитель Николай слушает не только тех, которые в Церкви Христовой пребывают, все народы земли, которые чтут его и призывают, получают от него утешение. У митрополита Нестора, который был в Маньчжурии миссионером, есть такое воспоминание. В Харбине на вокзале стояла икона Николая Чудотворца (потом ее в дом милосердия перенесли), и когда ожидали поезда, то ходили, смотрели, многие уже там говорили по-русски, некоторые женились на русских женщинах, и спрашивали, показывая на икону: “Кто такой?” — “Это русский бог Николай. Помогает всем”. И ходил там один маньчжурец, потом он оказался как-то на реке, Сунгари такая есть, поплыл на лодке, вдруг буря поднялась, лодку перевернуло, а плавать он не мог, и тут он вспомнил вокзал, где икона стояла, людей, которые говорили, что он помогает всем, и стал кричать: “Никола, русский бог, который на вокзале, помоги мне!” И вдруг откуда-то большая доска прямо уперлась ему в живот, он схватился руками, и доска эта поплыла быстро к берегу. Оказавшись на берегу, он посмотрел на бушующую воду, на себя, мокрого всего: “Я живой… Что со мной совершилось?” И побежал туда, где икона стояла Николая Угодника, и всем говорил, как он помог ему, как услышал его.
Один мусульманин попал в плен к грекам, сидел в тюрьме целый год. За этот год научился греческой грамоте, стал читать даже Евангелие, слушать о Христе и святителе Николае. И потом он так сильно пожелал домой, что стал молиться: “Николай Угодник, помоги мне, изведи меня из плена. Там семья меня ждет, плачут они, и я сам тоже в великой скорби”. И что же? Он пришел, отворил двери темницы, взял его за руку и увел. Пришедши домой, мусульманин в великой радости собрал всю семью, рассказал обо всем, и ушли они в Иерусалим, приняли крещение и стали православными христианами.
Много-много чудес сотворил Николай Угодник. И говорят летописцы, что еще до Крещения Руси первый крещеный князь носил имя Николая. Это Аскольд, как мы знаем, он ходил в пределы Греческой страны, и Аскольдова могила есть в Киеве до сих пор. И первый храм был в память Николая Чудотворца, и там был женский монастырь, куда пришла мать преподобного Феодосия и приняла пострижение. А сколько икон, сколько песнопений воздают святителю. Память какого-нибудь апостола, или пророка в Церкви совершается, то народу в храме бывает немного, а когда Николая Чудотворца прославляют, народу очень много. Почему? Он близок, дорог сердцу каждого человека, он слышит каждые скорби, утешает, помогает.
И на Страшном суде Господь потребует от нас дел милосердия. Тогда будут разделены все жившие по лицу земли на правую и левую стороны, и Господь скажет на правой стороне стоящим: Приидите, благословеннии Отца Моего. Взалкахся бо, и дасте Ми ясти: возжадахся, и напоисте Мя: странен бех, и введосте Мене: Наг, и одеясте Мя: болен, и посетисте Мене: в темнице бех, и приидосте ко Мне (Мф. 25,34-36), то есть Я жаждал, Я был голоден, Я был раздет, вы посетили Меня, одели, накормили, утешили. Вот что потребует Господь на Страшном суде. И вот давайте учиться милосердию, надо начать с самих себя, веру возгревать, чтобы правая вера православная, святая у нас непоколебимо сохранялась.
Много проповедников, много лжецов, много тунеядцев, иногда бывает даже смешно от их поведения. Был такой случай. Пришел один человек и объявил: “Я пророк Илия, я с неба слетел”. С ним целая толпа его приверженцев, как говорится, тунеядцев, старух кричащих таких: “Да, это великий пророк, чудеса совершает”. Что ему скажешь… Ладно, посмотрим, что будет дальше. И так Господь устраивает, что немного времени прошло, как другой появился и говорит: “Я пророк Илия”. И с ним толпа и тоже подтверждают: “Да, да, он великий человек”. На него посмотрели — совершенно другой. Пригласили первого пророка лживого, еще раз спросили: “Ты кто?” — “Да я пророк Илия, я с неба сошел, я чудеса совершаю”. А второй возмутился: “Нет, он врет, я пророк Илия”. “Да кому же верить? — спрашивали их. — Разве два пророка было? Один был пророк”. Зашумели, готовы были подраться. Вот как бывают посрамлены лживые проповедники, философы, которые лгут, стараясь погубить народ Божий.
Дал нам Господь Евангелие, дал апостольское предание, правила святых Вселенских соборов, правила благочестия, совесть наша подсказывает, что можно делать и что нельзя. Когда поймают какого-нибудь бандита, грабителя, разбойника, посадят на скамью подсудимости, спрашивают: “Ты совершал такие-то убийства, грабежи. Все доказано. Ты знал, что этого делать нельзя?” — “Да, я знал, поэтому делал тайно, знаю все законы не хуже вас, какие сроки, наказания и что будет“. — “А почему ты такое делал?” — “Я хочу жить свободно”. Вот что называется у бандитов, убийц свободой —можно убивать, грабить.
Мы должны обратить внимание на нашу семейную жизнь. Для чего совершается брак? Еще древние философы, в частности Афинагор говорил: для того, чтобы было чадородие, жена должна быть одна у мужа, и один муж у жены. Посмотрим на мир животных. Разве корова бегает так, как распутная женщина? Один раз в год поволнуется два-три дня, ради восприятия плода себе, потом спокойно живет и ждет, когда родится теленок. А люди что делают? Зачем это им нужно? Это же баловство, это как курение, пьянство, картежная игра, так и блуд. Так вот нужно, когда выходит замуж девица, настроить себя на рождение всех детей.
Раньше в Сибири по 11, по 12 человек было почти в каждой семье. Иностранцы-паломники, приезжавшие на Русь, удивлялись, видя, в деревнях, в каждом дворе столько было ребятишек, столько детворы, больше, чем птиц, которые летают по воздуху, и всем хватало. Сохами обрабатывали землю, а изобилие было плодов. Помнят старые люди, родители наши, которые жили в Сибири, что приезжали англичане закупать пшеницу-белотуру, рубль пять была пуд, и крестьяне привозили бочонки масла сливочного. Покупали и водным путем или по железной дороге увозилось сколько хлеба за границу, а пахали сохой. Земля сейчас готова дать свои плоды, только трудись, а мы занимаемся совсем другим. Много потребителей, потому что каждый хочет питаться, жить сыто, а производителей мало. Сколько земли, травы. В России 33 миллиона было коров (на пять человек одна корова), 32 миллиона лошадей, а сколько другого скота — всем хватало корма.
Посмотрим, братья и сестры, на себя. Куда мы идем? Как мы живем? Живем в жестокости, в жестокосердии. Напоминает пророк Давид: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста,… сребра своего не даде в лихву (в рост) (Пс. 1,1; 14,5). Если сосед занял у тебя, скажем, меру какую-нибудь, то такую меру и требуй. Даже рассказывали: в Сибири народ милосердный, один такой был дедушка, у которого часто просили дать взаймы хлеба до урожая. А его жена была немножно с гординкой и очень скупая. И соседи-то уже знали это и обращались к нему. Он спрашивал: “Мать, дадим им?” Она молчит. “Да там есть побитое зерно такое, — не отступал дедушка, — лежит в сторонке. Давай его дадим. Они нам хорошее возвратят”. — “Ладно, давай”. И сам он, бывало, пойдет нагребет им пять мер и направит: “Идете этой стороной, чтобы незаметно было, а скажете, что две меры я вам дал, и ей отдадите”. Видите, как он даже от своей жены делал тайно добро, тайную милостыню, а Господь воздает за все явно.
И нужно, приучая себя к милосердию, трудиться, не воровать, а что брал, отдавать. Молодые здоровые люди не хотят трудиться и рано умирают. Пойдешь по кладбищу, посмотришь: уже в 30, 40 лет похоронены, а старики живут. Говорят ученые врачи: было замечено, что у старых людей как бы второе предсердие появляется, точнее, увеличивается, укрепляется. И когда тяжелая нагрузка, то работе сердца помогают и те сердечные мышцы, которые от трудов усилились. А у молодежи этого нет, поэтому при перегрузке они умирают.
Положим на сердце, братья и сестры, быть милосердными. Терпеть обиды, неправду — это тоже милосердие. Во всем нужно проявлять милосердие и духовное, и телесное. А бояться нужно Бога, исполнять заповеди Божии, стараться веру православную хранить, почитать Богородицу, Троицу Живоначальную, праздники Божии, соблюдать посты, молиться и охранять ум свой от всяких помышлений. Будь милосерд к себе, говорят святые отцы, призывай Иисуса Христа: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго”, — чтобы не приступил к тебе диавол.
Ведь даже в раю находящихся первых людей, которые не знали греха, не знали зла, жили в чистоте, диавол смутил. Он вошел в змея громадного, говорил человеческим голосом, и Ева послушалась его, а Бога отвергла. И после этого грехопадения смерть вошла в мир, чадородие появилось, не было его, потому что это удел животного мира, скотов, коров и прочих животных. И Ева, а потом и все жены стали рожать детей в болезнях, в скорбях, со слезами. И потеряли первозданные бессмертие, потеряли благодать. Но Господь пришел на землю, победил диавола, потерпел суд, который должен нести был Адам ветхозаветный, и даровал нам воскресение. Господь показал нам, чтобы мы не боялись смерти, а боялись грехов, что это временная жизнь только для покаяния, чтобы здесь мы утвердились в добре, милосердии, в кротости, святости, смирении, возлюбили Бога и вечную жизнь. Господь готов всех нас принять в Свои объятия. Что требуется? Наша вера и наше усердие и стремление к Богу.
Если у нас милосердие отобразится в нашей жизни, то Господь не замедлит послать нам дары Свои: это мир в душах наших, понятие Священного Писания, даст нам ревность к подвигам, к труду, не будем бояться труда, будем добывать трудами пропитание себе, будем непрестанно молиться, терпеть обиды и скорби и за все Бога благодарить. Тогда воссияет свет в сердцах наших и мы будем сынами воскресения, уже не будем бояться ни скорбей, ни печалей, ни болезней, ни самой смерти, потому что все это проходит.
И будем, братья и сестры, в нынешний день молиться святителю Николаю, чтобы о почитающих его священную память он вознес всесильные молитвы со всеми святыми и с Богородицею, чтобы Господь даровал нам ревность ко спасению, твердость в вере святой, православной, любовь к церкви, любовь к молитве и непрестанному призыванию Бога в помощь и Его угодников. Даровал нам Господь усыновление, даровал жизнь вечную, благодать Духа Пресвятаго, и в день Страшного суда Он обещал всех любящих Его, которые прожили жизнь в милосердии, в кротости, поставить на правую сторону, и тогда услышат они глас Христа Спасителя: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.