Вознесенский Оршин женский монастырь

ПРОПОВЕДИ АРХИМАНДРИТА НАУМА (БАЙБОРОДИНА). Слово в день памяти святого благоверного князя Александра Невского (6 декабря 1981 года)

Naum6.12

 

6 декабря 1927 года (во многих источниках указывается ошибочно другое число – 19 декабря), в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, в далекой сибирской деревне Шубинка родился наш Старец – духовник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Наум (Байбородин).

https://orshin.ru/wp-content/uploads/2020/07/rasskazy-igumenii-evpraksii-o-zhizni-ryadom-so-starczem-naumom.pdf

Батюшка очень любил и почитал святого князя – «солнце Русской земли», как назвал Александра Невского при погребении митрополит Киевский и всея Руси Кирилл.

Предлагаем проповедь архимандрита Наума, в которой излагается и довольно подробное жизнеописание Великого князя, и дается оценка исторических событий, происходивших более 700 лет назад, и напоминается о том, что «мы тоже граждане и земного отечества и Небесного».

 

* * *

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Возлюбленные братья и сестры! Святая Церковь поет: «Хвалите Господа с небес». Святые Архангелы, и Ангелы, и все небесные силы прославляют Господа Бога. У них единая воля сливается с Божественной волей, у них мир и любовь. И вот желает Господь, чтобы сыны человеческие были подобны Ангелам, жили в благочестии, хвалили Бога всей своей жизнью, всем существом своим.

Мы прославляем в нынешний день святого благоверного великого князя Александра Невского. Он прославил Господа Бога подобно Ангелам, живя здесь, на земле. Тяжелое было его служение, но он пронес веру и благочестие от юных лет до конца своей жизни. В те древние времена, братья и сестры, как говорят летописцы, православные уходили на северо-восток от южной Руси, чтобы здесь сохранить устои веры православной. Его прадед Юрий Владимирович Долгорукий в 1152 г. основал город Переяславль Залесский, а его отец Ярослав был киевским князем. И вот в этом городе Переяславле родился Александр, прозванный впоследствии Невским. Он происходил от великого князя Всеволода, прозванного «Большое гнездо». Это было благочестивое «гнездо», потому что все его предки любили Господа Бога, жили в страхе Божием и хранили веру православную. И юный отрок Александр любил Священное Писание, часто посещал храм Божий, молился. Строго у них в семье соблюдали святые посты. Отрок Александр был посвящен на служение Богу. В древние времена отрока приводили в храм и посвящали на ратное служение. Архиепископ Симон Суздальский прочитал над ним молитвы, призывая благословение Божие, чтобы юный князь стал ратоборцем, защитником родного отечества и веры православной. Он принял как бы присягу перед Богом и перед Русью Православной и пронес эту верность до конца дней своих.

В те древние времена, братья и сестры, было нашествие Батыя на Русь. То было страшное время. Летописцы пишут: «Мы не знаем, откуда появился этот народ в великом множестве». Потомок Чингисхана с целой ордой подвластных ему татар перешел реку Яик (теперь р. Урал), разбил волжских болгар и проник в пределы Руси. 600-тысячное войско было у Батыя, а у главного хана за Амуром было еще больше войск и богатства. Несметная сила, полчища татарские заполонили Русь. Они все жгли, всех убивали, пленили, все было разорено. Отец Александра Ярослав Всеволодович поехал в Золотую Орду к Батыю установить отношения со своим завоевателем. Оттуда Ярослав не вернулся: там его отравили.

Юный Александр, вместо отца, становится великим князем на Руси. Ему пришлось вести много переговоров, много положить трудов, много плакать и молиться, чтобы Господь сохранил Русь Православную. Пути Божии неисповедимы. Почему Господь послал это великое искушение? По мнению некоторых, может быть, это сохранило веру православную, потому что в то время весь Запад ополчился, чтобы пойти против православного Востока. Немцы, шведы, финны, норвежцы, литовцы шли поглотить православный Восток. Образовали ордена, лиги, и шли они великим потоком с мечом, чтобы покорить папе Римскому все Русские земли. И вот юный Александр поехал в Орду. Он умолял хана и его помощников, чтобы они облегчили бремя, которое пришлось испытать Руси. Он имел великую помощь от Бога, имел великую мудрость и умел ладить с татарами так, что смог такие отношения установить, какие не имеют государства даже после больших войн и побед. Чего он добился? Он просил вельмож, просил хана, чтобы они не расселялись на Русской земле. И они согласились ограничиться только податью: брали десятину от хлебных сборов и еще некоторые повинности. Благоверный Александр умолил хана, чтобы он признал власть русских князей неприкосновенной. Русские князья имели право самостоятельности, Церковь хранила православную веру, князья совершали суд в своих землях. Русь сохранилась как отдельное государство. Хоть жили в страхе и трепете, но самое главное — завоеватель не тронул нашей веры православной. Хан даже выдал ярлык: кто будет хулить веру русских и нарушать их обычаи святые, тот ничем не оправдается и будет повинен смерти. Много пленных жило в Орде, нельзя было их всех выкупить — не было золота и денег. Поэтому поехал ходатайствовать благоверный князь с митрополитом Кириллом, чтобы облегчить участь пленников, и многого они смогли добиться. Хан разрешил открыть епархию православную в Орде, стали строить храмы, поставлять священников, стало раздаваться русское пение, русская речь, и пленники сохранили веру, родной язык. Мы знаем, что половецкие и болгарские племена слились с татарами и потеряли национальную независимость. Но Русь устояла! Почему? Потому что Господь помогал. Как говорят летописцы, Господь расположил сердце сына Батыева Сартака: он принял веру православную и постоянно ходатайствовал перед отцом и перед другими ханами, чтобы Русь получала хоть какое-то облегчение.

В это время, братья и сестры, когда Русь лежала в развалинах, подняли голову шведы, немцы, литовцы, норвежцы. Папа послал своих кардиналов, чтобы покорить Русь. Но Господь не оставил покоренную Русь. Господь в лице благоверного князя Александра воздвиг великого поборника веры православной. В 1240 г., через четыре года после нашествия Батыя, шведы вторглись в пределы России, а их рыцарь Биргер хвалился и писал Александру: «Я высадился у реки Невы, иду с огромным войском тебя пленить. Если хочешь, иди, мне сопротивляйся». Биргер был уверен, что нет силы, которая могла бы остановить его. И благоверный князь пришел в храм Божий, упал перед иконой Владычицы Богородицы и взывал: «Господи, Ты сотворил небо и землю, Ты каждому народу даровал пределы, где они должны жить, чтобы хранили свой чин и жили в мире и спокойствии. А что мы видим? Пришли шведы, хотят пленить нас, разорить нашу веру, побить наших детей, отнять от нас всякое богатство. Они пришли в великом множестве, а у нас малая дружина. Но Ты, Господи, в правде, а не в силе». «Мы знаем, — говорил благоверный Александр, — когда Тебя хулили персидские воины и вельможи в Иерусалиме, Ты послал Архангела Михаила и он в одну ночь поразил 185 тысяч воинов, которые восстали на Тебя. Так пойди и нам на помощь! Пошли, Господи, благоверных мучеников Бориса и Глеба и дай нам силу Твою».

С малой дружиной вышел князь Александр на врагов и победил. Когда стали обходить окрестности после битвы, то на другом берегу Ижоры нашли много убитых татарских воинов, хотя в том месте не было ни одного русского воина. Потери русские составили всего 20 воинов — Ангелы Божии побили захватчиков. И с великой славой благоверный Александр возвратился в Новгород, и прозвали его Невским.

Через два года пошли на Русь немцы, финны и литовцы, и также побил их с помощью Божией благоверный князь Александр. Русь отстояла свою веру, отстояла свои границы. Западные соседи даже боялись выступать на благоверного князя Александра, считали его непобедимым, ибо ему Сам Бог помогал в битвах с врагами.

Благоверный князь Александр много перенес скорбей. Сколько унижений ему приходилось терпеть в Орде, когда он приходил к хану на поклонение! Требовали волхвы: «Пройди через наш огонь священный, поклонись нашим звездам, нашим идолам». Он же говорил: «Я, хан, тебя признаю царем, потому что тебя Бог поставил, но вашим богам я не поклоняюсь, огню вашему поклоняться не буду. Я поклоняюсь Живому Богу, чту Отца и Сына и Святаго Духа и Ему служу». И хотя многих казнили за такое исповедание, но Господь положил хану на сердце уважение к благоверному князю, и он сохранил ему жизнь.

В эти трудные времена, братья и сестры, князю Александру нужно было укреплять свою власть великокняжескую. На Русской земле не прекращались междоусобицы. Многие князья и вельможи не хотели смиряться перед великим князем, но время было суровое, и хан требовал отчета с Александра за все неустройства, которые были в Русской земле. Хан требовал, чтобы и Новгород покорился ему. И сколько трудов положил благоверный князь Александр, чтобы смирить этих гордых, свободолюбивых новгородцев. Они смирились, и их судьба навеки соединилась с Русью. Но произошло несчастье: в некоторых местах русские люди восстали против баскаков, ханских послов, избили сборщиков дани. Это была великая беда, потому что в то время ханом был Беркай, человек очень жестокий. Что же произошло? В это время татары предприняли большой поход на Персию. У Дербента персидские войска разбили войско Беркая. Тогда великий хан собрал громадное войско в 300 тысяч человек, чтобы отомстить персидскому царству, и сам собирался участвовать в походе. Но в это время сообщили, что восставшие избили татар на Руси. Тогда хан приказал отменить поход на Персию, а эти 300 тысяч варваров повернуть на Русь, чтобы добить ее окончательно. Благоверный князь Александр приехал в Орду. Сколько он умолял хана, его приближенных, советчиков, сколько он даров раздавал, чтобы умолить хана не идти, не разорять Московское княжество! И вот его молитвы услышал Бог, расположил сердце хана Беркая, его племянника Петра и его приближенных, хана Менгу-Тимура, и они простили русскому князю и не пошли на Русь.

Вся жизнь князя Александра была как бы терновым путем. Он испил горькую чашу страданий, потому что не находил покоя: и в битвах не щадил своей жизни, и в отношениях с ханами жертвовал собой, и везде он старался сохранить Русь, сохранить веру православную, сохранить родной язык. Когда он находился в Орде четыре года, умоляя о прощении Руси, то там, видимо, ему дали снадобье зловредное. И на обратном пути он тяжело заболел. Предчувствуя скорую смерть, он пожелал причаститься Животворящих Таин Христовых. Перед смертью князь принял великую схиму с именем Алексий и мирно отошел ко Господу 14 ноября 1268 г. Как говорят летописцы, если, выходя на служение родной земле, он принял постиг ратоборца, чтобы хранить веру и отечество, то, уходя от земного отечества, он принял другой постриг — ангельский — и мирно ушел, чтобы быть хранителем и молитвенником за Русь Православную. Во время отпевания он, к удивлению всех, поднял руку, взял, как живой, молитву разрешительную и снова сложил крестообразно руки на груди. Все пришли в ужас, ибо он был как живой. И хотя прославление его общецерковное началось в 1547 г., но среди воинов и русских приближенных князей он был прославлен еще в 1380 г., в день Рождества Пресвятой Богородицы, с 7 на 8 сентября, когда святые князья Борис с Глеб, как видели многие в храме, подошли к его гробнице и сказали: «Княже Александре, вставай, идем на помощь против татар помогать великому князю Димитрию». И он восстал, и все трое удалились на поле Куликово помогать родному народу, впервые поднимавшемуся против татар.

И мы, братья и сестры, вспоминая подвиги и труды благочестивого князя Александра Невского, должны поучиться его доброй жизни. Мы тоже граждане и земного отечества и Небесного, и любить нужно русский народ, любить нужно веру православную, дорожить ею, исполнять все заповеди церковные, любить нужно и себя, душу свою, приготовлять ее к вечной жизни. Если мы называем Бога Отцом Своим: «Отче наш» — значит, мы дети, поэтому нам нужно верою и любовью служить Господу Богу, творить добрые дела, быть милосердными, хранить, как основу всего, как сокровище бесценное, веру православную. И вот если мы этим путем пойдем, братья и сестры, то мы вольемся в большую семью наших благочестивых, святых предков, которые уже окончили здесь земной путь, и мы после Страшного суда окажемся с ними там, где уже не будет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, а жизнь бесконечная. Приложим все усилия души и тела, чтобы верою и любовью идти ко Господу и наследовать жизнь вечную. Аминь.



Все новости