Вознесенский Оршин женский монастырь

ПРОПОВЕДИ АРХИМАНДРИТА НАУМА (БАЙБОРОДИНА). СЛОВО В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ПРОРОКА ИЛИИ (2 августа 1992 г.)

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Возлюбленные братья и сестры! В нынешний день мы прославляем великого пророка Божия Илию. Это великая милость Божия, что Господь являл пророков, которые возвещали силу Божию, возвещали людям покаяние, и время пришествия Христа Спасителя, и спасение всего рода человеческого. Когда родился Илия младенец, то Ангелы Божии огнем как бы пеленали его. И видели люди святые, что он будет великий пророк перед Богом. И так оно и было. Он имел великую ревность о Боге, исполнял весь закон Божий, хранил себя в чистоте, был девственником, любил молитву, любил уедине­ние, постился много и постоянно прославлял Бога Вседержителя. И он ви­дел, как люди живут вокруг него, и ужасался, что все забыли закон Божий, забыли Создателя Своего и жили в нечестии.

Что же в это время было во Израиле? Мы знаем, что после смерти царя Соломона приступил к царствованию его сын Ровоам, а другой Иеровоам. беглец из Египта, который скрывался от наказания, объявил себя царем над десятью коленами. И разделилось единое царство на два царства: де­сять колен у беглого раба было и полтора колена у сына Соломонова (3 Цар. 11, 31—32), И когда люди стали вспоминать пасху, празднование это­го великого праздника, установленного во времена, когда Моисей дивными чудесами вывел народ Израилев из Египта, то многие из колен Израилевых, по старой памяти, ходили во Иерусалим на поклонение святыням и царь Иеровоам, видя, что люди ходят из его царства в другое, в Иерусалим, подумал: «Если народ сей будет ходить в Иерусалим для жертвоприношения в доме Господнем, то сердце народа сего обратится к государю своему, к Ровоаму, царю иудейскому, и убьют они меня и возвратятся к Ровоаму, (3 Цар. 12, 27). И вот ради славы и чести, ради высокоумия своего он придумал великое злодеяние. Он отрекся от Истинного Бога, сделал двух золотых тельцов- идолов, сказал народу: «Вот боги твои, Израиль, ко­торые вывели тебя из земли Египетской (3 Цар. 12, 28). Астарте стали поклоняться, Ваалу, ввел жертвоприношение диаволу, призвал слу­жителей и разрешил народу своему пьянство и развращение. И народ легкомысленный поддался на увещания царя: и стали служить страстям, порокам, пьянство появилось, воровство, идолослужение, поклонялись солнцу, луне, звезда, идолам, служили диаволу, а Истинного Бога забыли. И пророк Божий Илия, видя это нечестие, видя, что люди забыли Творца Своего, хо­дил по городам и селениям, возвещал: «Бросьте это служение диаволу, за­будьте Астарту, Ваала, не поклоняйтесь солнцу. Разве они боги? Вспомни­те закон Божий, заповеди Моисея». Но народ не слушал его, жили по-прежнему в развращении. И тогда он стал молиться Богу: «Господи, накажи этот народ развращенный, доколе они будут порочить имя свое, доколе они будут забывать образ Божий и подобие Твое, пусть помнят заповеди Божии, пусть покаются и станут добрыми и святыми»» Но Бог, по милосердию Своему, долго терпел. Пророк же Божий, великой ревностью опаляем, стал молиться: «Господи, если у Тебя столько милосердия, Ты Сам не можешь наказать, дай мне власть, ж сам накажу, уж найду путь, как коснуться их гордыни, как их обуздать и как призвать к покаянию. Я ведь Твой раб, Я люблю Тебя, я соблюдаю заповеди, я ради Тебя в чистоте живу. Дай мне такую власть, ради имени Твоего святого». И так он умолял Бога, с такой ревностью просил, что Господь дал ему такое право. И пошел про­рок Божий к царю Ахаву и сказал ему: «Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! В сии годы не будет ни росы, ни дождя (3 Цар. 17,1), во вселенной до тех пор, пока я опять не попрошу у Бога». И заключи­лось небо, и не было дождя на землю, сеяли, пахали, а никакого урожая не было. Год прошел, пророк ждал покаяния, но народ не каялся. Стали реки пересыхать, стала трава засыхать, маленькие реки, пруды, озера пересохли совершенно. Тогда, видя их ожесточение, пророк добавил еще на год голод и засуху. Прошел другой год — не каются. Еще год добавил — три с половиной года прошло — вес пересохло. Люди стали издыхать от жажды, не было воды, не было плодов земных, но не было и покаяния. Тог­да пророк Божий, ревнуя о спасении людей, их покаянии» пришел к царю Ахаву и сказал: «Жив Господь, и жива душа моя! Я служу Единому Богу, а ты собрал ложных пророков, 450 Вааловых, 450 Иезавелиных. Прикажи теперь собрать на гору Кармил народ Израилев и всех твоих лживых про­роков, и я приду, и помолимся Богу, чтобы Господь дал дождь». И сми­рил сердце Ахава, грозного жестокого царя, и он повелел всему народу прийти на гору Кармил. Собрались лживые пророки, которые обманывали на­род, говоря, что они служат Богу, а служили днаволу. И пришел к ним пророк Божий Илия и сказал: «Если ваши Ваал и Астарта послушают вас, сотворят знамение, чтобы на вашу жертву сошел огонь, попалил все, что вы принесете, тогда мы увидим, что вы, действительно, имеете служение истинное. А если этого не будет, я буду молиться. Но если огонь сойдет на мою жертву, знайте: всех вас я погублю, потоку что вы лживые проро­ки, обманываете народ и ведете всех к погибели». И весь народ ответил: «Так и будет: на чью жертву ответит Бог огнем, тот, значит, истинный служитель Божий, а остальных погубим». И вот эти лживые пророки, Вааловы и Иезавелины, всего их было 900, стали призывать своих лживых бо­гов, идолов, диавола стали призывать, но пророк Божий молился в это время, и Господь заключил их силу. Они принесли большого тельца, зако­лоли его, кололи и свое тело, проливали кровь и взывали: «Ваале, услышь ты нас, а то мы погибнем, пошли огонь, попали эту жертву», и так призывали своего Ваала, диавола, до самого вечера. Ну, какой огонь сойдет с неба, когда вся власть у Бога Вседержителя. И ходил пророк Илия и смеялся: «Ваши боги, наверное, уснули, чаю напились, громче кричите, или он удел куда-нибудь на гулянье. Ну-ка, еще громче призы­вайте! Народ еще ждал, что же будет дальше. Наступил вечер, «но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха». И сказал пророк: «Ну, что же ваша молитва?! Где ваши боги?! Лживые вы обманщики, вы служители диавола, отойдите вон отсюда, я буду молиться Богу. И приказал 12 огромных камней принести, соорудить жертвенник Богу Израилеву, приказал огром­ного тельца заколоть, дров наложили много, ров выкопали, залили его водой, так что выступала она кругом. И стал молиться пророк Божий Илия: «Господи, услыши раба твоего, услыши меня ныне в огне и покажи всем, что Ты Истинный Бог, сотворивший небо и землю, у Тебя сила, и власть, и держава, и милость, и праведность. Покажи, Господи, мило­сердие Твое». И огонь сошел с неба, попалил камни, в пепел превратил и дрова, и тельца, и вода вся поглотилась. И весь народ пал на лица свои, взывали: «Господь есть Бог! Велик Бог Израилев! Велик Бог, Кото­рого прославляет пророк Божий Илия!» И сказал в ревности своей пророк Илия: «Схватите этих лживых обманщиков, колдунов, чародеев, служителей диавола, и ведите их к потоку Киссову». И там он заколол своей рукой всех их, и сбросили в море, чтобы земля не покрывалась смрадом и зло­вонием от них, и погибла память их с шумом (Пс. 9, 7). А пророк Божий Илия стал молиться: «Господи, услыши меня, пошли дождь, покажи Свою силу, покажи, что молитва моя доходит до Тебя, покажи всему народу, что они жили в заблуждении, что они лживых диавольских пророков слушали, а забыли Тебя, Истинного Бога». И великий дождь с неба пошел, ливень стал поливать землю иссохшую, которая была уже, как свинец, твердая (3 Цар. гл. 18). Наполнились водоемы, реки потекли опять, пруды на­полнились водою. И Ахав сел в колесницу, а пророк бежал впереди, и все взывали: «Велик Бог Израилев», — и принесли покаяние.

И пророк Божий Илия, имея такую веру и ревность, вознесен был на колеснице на небо. Он со своим учеником пророком Елисеем пошел ко Иордану, перешли они Иордан как по мосту и вознесся пророк Илия на огненной колеснице. И предание церковное говорит нам, что он до сих пор телом еже жив, на небе пребывает. А когда придет время страшных испытаний, когда из всех лживых пророков еще превысший будет: антихрист придет на землю — и пророк Илия сойдет с неба возвещать покаяние. И этот во: антихрист убьет его в Иерусалиме, пророк станет мучеником, и тогда он воскреснет и взойдет на небо.

Говорит другой пророк Божий Иоанн Креститель: «Уже и секира при корне дерева лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, сруба­ют и бросают в огонь» (Мф. 3, 10). Мы знаем, как Господь посещал народ развращенный. Где теперь Мертвое море, были города Гоморра и Содом, там было по библейскому сказанию даже пять городков. И жители этих городов также забыли закон Божий, забыли естество жен своих и искали естества мужского, развращенные были. И чтобы эта закваска развращен­ных: людей не пошла по всему миру, чтобы они не научили всех жителей земли жить в таком беззаконии» Господь попалил огнем этих жителей. Только праведный Лот вышел из этого града с женой и с дочерьми (Быт. гл. 18—19). И долго не верили, много веков говорили, что это все миф библейский, но потом ученые собрались и решили исследовать. На дно моря спустились водолазы, некоторый доктор, по имени Бани. И что же там? Нашли вымощенные улицы, остатки строений, обследовали все и подтвердили: «Да, действительно, здесь были города. Да, эти города пож­жены огнем. Библия права, все, что написано в Библии — все правда».

Был еще период, когда люди стали жить развращенно — это период ознаменовался Ноевым потопом (Быт. гл. 6—7). Ной был праведник, жил, испол­нял заповеди Божий, ревновал о славе Божией, как пророк Илия. А люди в то время кругом жили сильные, исполины были. но также забыли Бога и жизнь вели развращенную. И говорил праведный Ной: «Я строю огромный корабль, потому что будет всемирный потоп, много воды придет на землю и все: нераскаянные грешники погибнут». Смеялись над ним: «что ты нам такие басни рассказываешь?! Что ты нас устрашаешь?! Сколько лет сущест­вует земля, солнце светит земле, и луна вращается и звезды, не было никакого потопа». А он строил огромный корабль, 300 локтей был в длину. Вот сосчитайте, если локоть 48 см, почти полметра — 135 метров был длиной. Громадный корабль! 120 дет строил его Ной. И когда корабль был построен, видит: никто даже не думал о покаянии. Зашел в корабль Ной, всего 8 душ, и пошел сильный ливень. 40 дней шел, такого не было никог­да на земле, даже все высокие горы были покрыты водой, корабль поднял­ся и плавал по водам, а все развращенные жители земли, блудники, чародеи, идолослужители, погибли потому, что огромное количество воды все затопило. И потом вода стала спадать. На горе Арарат встал Ноев ковчег и стоит до сих пор. Также некоторые мудрецы говорили: никакого потопа не было, никакого ковчега нет, это мифы библейские церковники приду­мали. А сейчас, когда мы читаем книги, уже пишут: «Да, потоп был». В журнале «Карьер» есть цветная фотография, под ней написано: «Перед вами прекрасный город Ереван, вдалеке гора Арарат, на ней стоит Ноев ковчег». И пишут, и все знают, потому что когда бывает сильная жара и таяние льдов, то тает даже верхушка горы Арарат. И когда льды исчезают, ясно виден остов огромного корабля с отсеками. Туда приходили ученые, и Российская экспедиция была при царе Николае, 500 человек солдат помо­гали в восхождении, сфотографировали, замерили. И недавно, в 1956 году, Наварра с сыном своим туда путешествовал, турки там часто бывали. Толь­ко надо ждать такого года, как был, скажем, в Алма-Ате 1922 год и 1973 — сильная жара.

В это время в Алма-Ате 34 градуса ночью была жара, льдины, где Медео, спускались и все, как бритва, срезали. Какие там были кирпичные заслоны, рельсы стояли — все эта льдина, как бритва, сглаживала. И бы­ла опасность, что погибнет город Алма-Ата. В то время был митрополит Иосиф праведной жизни, прозорливый старец, к нему все приходили, даже власти. И вот пришли тогда два генерала и сказали: «Идет беда, Владыко, наверное, погибнем». — «Нет, я молился, Николай Угодник сказал, что город останется жив — надо молиться». И, действительно, там есть пло­тина на Медео, высотой она около 100 метров, длинная очень, широкая, она выдержала. В то время послали туда в помощь с других городов сильные насосы, перекидывали через плотину большие шланги, и вода стала стихать, и город избежал уничтожения. А в 1922 году было наводнение за убийство монахов в ущельях Аксай, так там камни такие катились по горо­ду высотой в трехэтажный дом. Так вот молитва праведников спасает на­род, и города, и страны. А если нет молитвы, что мы будем делать?

Так вот теперь признают, да потоп мировой был. И мы знаем, что ученые рыли колодцы, и на какой-то определенной глубине везде находили осадочный слой, подобный тому слою, когда падает снег на землю и покрывает долины и низины. Когда уже вода стала сходить, осадки стали возникать иногда высотой два метра, на горах полтора метра, полметра. И все говорят: «Да, всемирный потоп был, было бедствие, было наказа­ние».

И вот нам нужно об этом, братья и сестры, думать всегда, чтобы мы ни делали, куда бы мы ни шли, око Божие за нами наблюдает, Ангелы наблюдают за нами, как бы весы духовные взвешивают наши дела. За праздное слово дадим ответ (Мф. 12, 36), за грех прелюбодеяния в древности поби­вали камнями. Вспомним мы Евангелие, как книжники, фарисеи хулили Иису­са Христа, позорили его, называли грешником (Ин. 9, 24), злодеем (Ин. 18, 30). На Бога говорили, что Он злодей! Приходили к Нему и спрашивали: «Позволительно ли давать подать кесарю или нет?» (Мф. 22, 17; Мк. 12, 14). Для чего они спрашивали это? Если скажет: давать, — они это передадут всем, что не любит Он Свой народ, хочет, чтобы мы труды своих рук отдавали завоевателем и работали на них, поэтому надо гнать Его вон. А если скажет не давать подать, то они пойдут к Пилату, к правителям Римским и доложат: «Смотрите, какой нашелся Учитель! Он не признает вас, не признает, что вы охраняете нашу страну от разбойников, строи­те дороги, — казните Его». «И так, и так, — рассуждали они, — мы Его предадим смерти». И вот так же тут.  Привели женщину, взятую в прелю­бодеянии, и сказали Ему: «Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями. Ты что скажешь?» (Ин. 8, 5). Они говорили так, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его, ибо в своем совещании законники, фарисеи, книжники рассудили: «Если Он скажет: будьте милости­вы, — они скажут: иди блуди, как блудила. Этот закон устарел. Народ возмутится, что Он не признает закон Моисея. Если скажет: вы знаете закон, берите камни и побейте, — то они сразу же будут бить ее и народ ожесточится: какая жестокость, какой Учитель, Царь Израилев объявился, И так, и так, — говорили они, — мы Его опозорим, и народ Его прогонит». И что там читаем в Евангелии? Господь, не обращая на них внимания, пи­сал что-то на земле. И Греческий епископ Николай дает такое толкова­ние. Что же писал перстом Своим Господь на земле? И вот самый главный на них законник, который натравливал всех на Иисуса Христа, стал интересоваться: «Что же Он пишет, пойду посмотрю». И Господь, не огля­дываясь назад, познал, что это был Ионафан, и прямо перстом написал: «Ионафан соблудил с женой своего брата». Тот глянул, обомлел, ужаснул­ся: «Как это так? Как Он знает эту тайну моего прежнего такого поведе­ния? Если Он объявит народу. Он имеет право, потому что мы Его облича­ем, и скажет, что я блудник и согрешил с женой, меня тут же побьют». И назад побежал к выходу. Другой фарисей подумал: «Что же такое замеча­тельное он там увидел, что убежал. Ну-ка, я посмотрю». Он подошел, а Господь, ему перстом пишет: «Авраам, украл казну». «Как это так, как Он знает? — испугался он. — Ведь никто не знал, как я это совершил». Третий подошел и свое имя увидел, и прочитал, что он во время, когда его схватили язычники, отрекся от Бога, принес жертву идолам. И другие подходили, и Он всех — так обличил, напоминая им грехопадение, а потом сказал, глядя на них, уже стоявших у выхода: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень. Блудник, идолослужитель и сребролюбец первые убежали на храма и все остальные. И Господь что сказал? «Где твои обвинители? Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Мф. 8, 7—11). Потому что они выступали против Бога, но Бог пришел не казнить, не убивать, пришел с милостию. Он пришел вызвать в ней покаяние, разбу­дить добрую совесть, чтобы люди познали Бога, познали добро, обрати­лись — Господь пришел всех призвать в Царствие Божие. Кто был первый житель рая? Бывший разбойник, который кровь проливал, воровал, но ра­ди покаяния Господь простил его и сказал: «Днесь со Мною будеши в раи» (Лк. 23, 43).

И вот, братья и сестры, ревнитель Божией славы, как говорит Церковь, придет еще раз на землю, придет во времена антихриста. Это большое испытание будет. Потопу что этот антихрист будет человек-беззаконник, в него войдет сам диавол, великая злоба будет в нем. Знать он будет все, что было до него, всех людей, все события, ложные знамения будет со­вершать, будет казаться людям, что он воскрешает мертвецов, горы пере­двигает. Когда это будет? Трудно сказать. Еще апостолы говорили, что «восстанут джехристы и лжепророки» (Мф. 24, 24; Мк. 13, 21) в мире, но вот уже две тысячи лет прошло. Сейчас многие смущаются, какой верный будет признак? Верный признак тот будет, когда этот человек объявит себя бо­гом, построен будет храм в Иерусалиме, и он сядет как бог и скажет: «Никому не кланяйтесь: ни Мухамеду, ни Христу. Все во мне теперь соб­ралось, все народы пусть приходят ко мне».  Печать потребует поставить на правую руку и на лоб, и вот когда он уже убьет пророков Илию и Еноха и когда будет обращение иудеев, сохраняющих закон Божий, они отре­кутся от него, а он их казнит — в это время начнется гонение в Иеруса­лиме на Православную Церковь, закрываться будут храмы. И надо отсчет вести: 1290 дней будет время его царствования, говорит пророк Даниил в 12-й главе. И когда это время пройдет. Господь бросит в озеро огнен­ное антихриста и лжепророка его, которые будут уподобляться Иисусу Христу и его Предтече и Пророку Иоанну Крестителю. Потом еще 45 дней будет затишье. Крест будет сиять на небе. В это время многие сотрут печать с руки и со лба, и потом Господь придет, загремит труба Архан­гельская, все воскреснут. А те, которые в живых останутся, быстро изме­нятся, станут духовными, как Господь стал духовным после Воскресения Своего и проходил через двери заключенные (Ин. 20, 19, 26), чтобы они могли жить с Ангелами. И тогда наступит уже вечная блаженная жизнь. Победится грех, беззаконие, диавол не будет гарцевать и смущать нас.

Теперь, братья и сестры, исполнимся ревности, подражая вере пророка Илии, всех святых, будем хранить посты, любить Церковь, почитать Крест Животворящий, почитать Матерь Божию, любить Священное Писание, веру иметь к Евангелию, жить в чистоте и, особенно в наши дни, хранить веру православную. Потому что лжепророков приходит очень много.

Вот был такой случай. Пришел один и говорит: «Я пророк Илья» —«Откуда ты взялся». — «С неба пришел». И с ним кучка его приверженцев, лживых таких его почитателей. Ну, как ему доказать, когда он обманщик и служитель диавола? «Ну, ладно, подожди, посмотрим, что будет дальше». И как Господь устроил посмеяние этих лживых пророков? Какое-то время проходит, приходит еще другой и говорит: «Я пророк Илья». — «Постой, —откуда ты взялся? Как это так?!» Получилось, в один день как бы два таких лжеца пришли, объявили себя пророками. Приведи этого второго лжепророка Илью к первому и говорим: «Скажи нам, кто ты такой?» Тот ничего еще не знает. «Я пророк Илия, чудеса совершаю, я великий». И подтверждает целая кучка женщин развращенных: «Да-да, он пророк, он великие чудеса совершает». Говорим: «Давай, помолчи теперь». — И обраща­емся ко второму, «Ты кто такой» — «Нет, я пророк. Он лжец, я пророк». Посмотрели все на них. Говорим: «Ну, вы разберитесь, кто из вас пророк, только не подеритесь, не убейте друг друга», — и ушли от них. Вот ка­кие лживые люди появляются среди нас.

А сколько проповедников, и все говорят: «Идите к нам». А если мы спросим баптистов, евангелистов, поморцев, федосеевцев, когда они появились, то 400 лет назад их не было. И папская ересь появилась в 13 ве­ке. Было неразделенное христианство тысяча лет, как апостолы утвердили — что вера православная, апостольская, святая, соборная, пророческая — и мы ее храним в нашей Русской Православной Церкви. И давайте, братья и сестры, возревнуем о спасении здесь не жизнь, а приготовление к жизни. Будем любить Церковь, хранить Православие, посты, молиться дома, молиться в Церкви, приучаться к непрестанной молитве: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Если мы будем бояться Бога, бояться Страш­ного суда, то смерть нам не страшна, она называется успением. Не смерть Богоматери мы празднуем, а Успение Божией Матери. И нам придет такое время успения, когда мы будем сынами воскресения (Лк. 20, 36). Когда тру­ба Архангельская загремит, то Господь призовет нас в Себе, как любимое избранное стадо, как сынов воскресения и скажет нам тогда: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сло­жения мира».  Аминь.

 

 



Все новости