Вознесенский Оршин женский монастырь

ПРОПОВЕДИ АРХИМАНДРИТА НАУМА (БАЙБОРОДИНА). Слово в день празднования Казанской иконы Божией Матери (4 ноября 1999 года)

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Возлюбленные братья и сестры! Мы великую святыню прославляем в нынешний день — Казанскую икону Богородицы. Для нас россиян это особое утешение. Мы знаем, что она явилась в Казани в 1579 году, когда там жили иноверцы. Чтобы укрепить веру православную в такое тяжелое смутное время, Пресвятая Богородица даровала эту икону чудную, благодать от которой была явлена всем. Она была обретена и принесена в близрасположенный храм во имя святителя Николая, где пресвитером был Ермолай, потом он стал патриархом Ермогеном. Он же составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был, и службу, и песнопения в похвалу Казанской иконы Божией Матери.

В каждом храме такая икона Божией Матери имеется, много храмов посвящено в честь Казанской иконы Богоматери. А сколько исцелений совершается, особенно слепцы прозревают, прибегая к заступничеству Божией Матери Казанской. А в нынешний день прославляется она в память избавления Москвы и всей России от поляков в 1612 году. Когда пришли они, то полонили много здесь русских земель, глумились над православной верой, грабили и жгли храмы, обманным путем овладели Москвой и пребывали в Кремле. Много было нестроений, междоусобица, Лжедмитрии появились, и много погибло русских людей, потому что отступили от чистоты веры православной.

И преподобный Сергий молился, он очень любил Богородицу, постоянно совершал Ей богослужения. И мы знаем, что Матерь Божия являлась здесь преподобному Сергию, укрепляла его и говорила, что будет пребывать в сем месте, если иноки и христиане будут исполнять заповеди Христа Спасителя и жить в благочестии.  И вот, когда Москва была в руках поляков, а в Кремле в узах находился прибывший из Греции архиепископ Арсений, то явился ему преподобный Сергий и сказал: “Завтра Москва будет освобождена от поляков и Россия спасена”. Молились русские люди, молились все православные, и Господь за молитвы Богородицы изгнал поляков, и стала земля умиряться. Много погибло людей. Говорят, что когда умирал царь Иван Грозный, население в Российских пределах составляло 15 миллионов, а после этой внутренней вражды, междоусобиц, осталось всего семь.

Трудно тогда было Руси восстанавливать свою жизнь. Кругом разруха, царя нет, казны нет, воинов нет, бродяги ходили, казаки, всякие разбойники. И чтобы опять собрать Русь во единое государство стали прибегать к Богородице, молились много, совершали молебное пение, и царский жребий пал на очень молодого Михаила Романова, принадлежавшего к одному из наиболее славных и знаменитых боярских родов. Вся Российская земля избрала его: “Да будет царь и государь Московскому государству!” И Промысл Божий хранил его. Сродники царские все погибли, и за ним охотились, и мы знаем подвиг Ивана Сусанина, который сохранил жизнь будущему царю.

Было создано посольство, которое должно было найти нареченного царя и сообщить решение. В состав посольства входили рязанский архиепископ Феодорит и представители духовенства, дворянства, казачества и другие. Через духовенство удалось узнать, что Михаил живет в Костромском Ипатьевском монастыре. Владыка Феодорит вручил писание от Священного собора об избрании Михаила царем. Но его мать монахиня Марфа никак не соглашалась, чтобы ее 16-летнего сына поставили новым русским царем, и сам он не хотел, категорически отказывался. Просили, умоляли, но не соглашались ни мать, ни сам отрок.

И тогда архиепископ Феодорит, видя, что ни просьбы, ни моления не помогают, использовал последнее средство — умоление иконой. Архиерей Божий взял чудотворный образ и сказал: “Сам Бог повелел избрать Михаила царем. Отказ же вызовет Божий гнев. Если не согласишься быть царем, то и я буду судиться с тобой на Страшном суде. Тебе выпал жребий всей Русской земли, а ты не соглашаешься — не видать тебе Царствия Божия!” Такой способ убеждения сильно повлиял на Михаила и его мать, поскольку они были глубоко верующими людьми. И монахиня Марфа вывела за руку Михаила и со слезами пред образом Пречистой Богородицы сказала: “В Твои пречистые руцы, Владычице, чадо свое предаю. И как Сама знаешь, поспешествуй и ему, и всему православному христианству”. А ему было всего 16 лет.

Вступив на царский престол, Михаил стал молиться, объезжать святыни русской земли, прибегать к помощи угодников Божиих, чтобы Господь помог ему, вразумил его. Был возвращен из плена его отец Филарет, потом его поставили патриархом. И управляли как бы два государя великих. Придут, бывало, к юному царю какие-то дела решать: или кого-то наказать, или дороги исправить, или с вопросом о подати — он спрашивал: “Вы были у великого государя?” — и посылал к отцу. И как благословлял его отец-патриарх, так он и поступал, отец все решал. Многие историки говорят, что все хорошо у патриарха решалось, только со Смоленском какая-то небольшая неудача получилась. И стала подниматься Русская земля, объединяться, и именно соборность введена была в правила российской жизни.

Был случай такой. Казаки прискакали к молодому царю и объявили торжественно: “Царь, мы дарим тебе Азов”. — “А как это получилось?” — “Мы отбили его у турок. Это тебе подарок”. И он, молодой, не стал сразу решать, как некоторые цари-юноши, а собрал собор и сказал: “Пусть каждое сословие высказывается, что будем делать”. И многие говорили, и вывод сделали такой: “Если сейчас принять в Русскую державу Азов, значит, оказаться в состоянии войны с Турцией. У России войск нет, все разрушено, а у Турции большая армия. Как мы будем воевать? Нет. Ваш подарок не примем”. И мы знаем, что Азов долго еще оставался в других руках, только потом уже при Петре был взят.

И царь собирал очень много-много соборов, и все дела решались мирно, кротко, с согласия, и земля Русская стала подниматься, и урожайность повысилась, и разбойников не стало, начали строить храмы, утверждать благочестие. В обучении держались строгого правила. В школах не допускали учителей, если они не имели благочестия, хотя и с большим образованием. Так было заведено при преподобном Сергии. Назначенные в учителя приходили к епископу, он их проверял, как они знают Евангелие, догматы веры, любят ли Церковь, молятся, соблюдают ли посты. Если этого не наблюдалось, то и никакого доверия им не было и таких развращенных людей допускать к детским душам не разрешалось. Чему они могут научить? Вот, например. В последнее время насчитывалось 112 учительных семинарий, а министры были плохого жития, не любили веру православную, не любили Россию и хотели, чтобы не было в России благочестия, поэтому устраивали блудилищные дома, собирали блудников, революционеров, воров, всяких нечестных людей, их готовили и посылали  в семинарии и в школы учить. Чему они учили? Учили делать революцию.

Одна была старица, она вспоминала: “Я походила в школу, это еще в 1909 году, в Сибири, послушала, что там говорили, и решила к таким учителям не ходить”. А у них был такой род, что управляли всем деды и бабушки, звали тятя старый и мама старая, как бы патриаршее управление такое. «Если я своей маме молодой скажу, — продолжала старица, — она такая нерешительная, заставит ходить. Своему отцу, тяте молодому — тоже будет посылать. Если пойду к тяте старому, дедушке, то он тоже нерешительный, неволевой, а вот бабушка, мама старая, она решительная. Спрашиваю: “Мама старая, можно я не буду ходить в школу, там плохому учат”. — “А что говорят?” — “Вот так, вот так”. – Ну не ходи, детка”. Как сказала, так никто больше ничего и не требовал». Потому что, действительно, учение, если оно такое неблагочестивое, то больше приносит вреда, чем пользы.

И нам, братья и сестры, нужно прибегать к Богородице. Если мы будем жить без молитвы, без покрова Божией Матери, без Церкви, значит, отделяться будем от Бога. А как человек может отделиться от Бога? Никуда не отделишься. Воздух, вода — Божие творение, разум каждому дает Бог, все здесь совершается под покровом Божиим, все судится, оправдывается. Никак нельзя уходить от Церкви, уходить от Бога. Потому что Бог с нами, Бог внутри нас, и Бог судит за все. Например, некоторые стараются много учиться, кончают два-три учебных заведения. А что они получают, какую пользу? Из деревни придет девица верующая, а возвращается с дипломами и смеется над верой. Знает одни языки да естественные предметы, а как мир произошел, тому не учат. Евангелие в школах учителя отвергают, говорят, что от обезьяны человек произошел, что нет души, нет Ангелов. Поэтому надо искать благочестия в Евангелии, в Церкви, прибегать к Богородице.

Вот эта война была. Суровое испытание. Некоторые удивляются, как это Россия устояла, когда 80 миллионов населения находилось на оккупированной врагами территории, вся промышленность Европы работала на врага. Как Россия устояла? Молились все. Тогда и руководители, и все военачальники решили, что надо примиряться с Богом, надо молиться. Молился даже митрополит Илия Ливанский, просил Богородицу, и Она ему явилась и сказала, что умолила Сына Божия и Он накажет Россию за нечестие великое людей, за разорение церквей, за сожжение книг святых, но сохранит.

И передала Она определение Божие для страны и для российского народа; и если все, что определено, будет выполнено, Россия не погибнет. И сказал Богородица: “Пусть открывают все церкви, монастыри, духовные семинарии и Академии в Российских пределах; священники должны быть возвращены с фронтов и тюрем; Ленинград сдавать нельзя — пусть чудотворную икону Казанскую обнесут крестным ходом вокруг города; отслужить молебен перед Казанской иконой Божией Матери в Москве и затем в Сталинграде, сдавать который врагу тоже нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России, пусть все молятся.

Сейчас молодые люди не знают, что скрывалось за сдачей Ленинграда и Сталинграда. Старые солдаты, которые войну пережили, помнят, что был тайный союз, Гитлер требовал от Японии и Турции выступить против Советского Союза. А те вроде и боялись сильного повелителя, и в то же время не хотели, и поставили условие: “Если ваша победа будет определена —возьмете Ленинград и Сталинград, тогда мы выступим на вашей стороне и пойдут наши дивизии”. И сейчас уже пишут, что 27 дивизий турецких стояло наготове, а там Фортунская армия больше миллиона, великая сила была. Поэтому Матерь Божия и не велела сдавать эти города, а обойти с Ее иконой. И вокруг Москвы облетели с иконой Богородицы, и враг в нее не вошел, хотя Гитлер уже объявил по радио, что Москва взята. А по плану немецкого командования намечалось затопить столицу, — потому что водный бассейн Волги и Истринское водохранилище находятся выше, а Москва в низине, достаточно было открыть все входы и выходы водных каналов, и все затонуло бы, — но Матерь Божия заступилась, умолила Бога, Сына Своего, и великая была милость.

Еще есть в живых москвичи, старые солдаты, рассказывали, что управляющий у нас, который самый главный был, ездил к блаженной Матроне, и она ему сказала: “Грузят твои вещи на поезд, чтобы ехать в Ульяновск, Куйбышев. Не смей уезжать, оставайся в Москве. Москву немцы не возьмут, ты победишь Гитлера, и Россия победит Германию. Понял?” — “Понял”. И он так все исполнил. Действительно Господь послал мороз в 52 градуса. Немецким солдатам непривычен был такой мороз. Говорят, в Греции сейчас, когда ноль градусов, детей не пускают в школу. А тут 52 градуса! Часового поставят на два часа, а когда смена приходит — колода замерзшая; стали на полчаса ставить и спирт давать. И вся техника встала у немцев. Управляющий вызвал полководца из Ленинграда, он организовал оборону, сибиряков призвали, и отстояли Москву, и потом даже отбросили на 300 километров. Это покров Божией Матери был.

Также тяжелые обстоятельства были во время штурма Кенигсберга. Тогда священники, отслужив молебен, с иконой Божией Матери Казанской пошли к передовой. “Куда же они идут во весь рост? — с недоумением смотрели воины. — Их же всех перебьют!” А от немцев шла такая стрельба — огненная стена. И вдруг все немецкие орудия, пулеметы одновременно замолчали, как оборвались. Потом пленные, как один, все говорили, что в небе появилась Мадонна. Она была видна всей армии, и у всех сразу отказало оружие — не могли стрелять. Только покров Божией Матери спас. Поэтому нам нужно ублажать Пресвятую Богородицу. Считают так, что Она особый покров проявляет над Афоном, над Иверской страной, это значит Грузия, и над Россией. Покров еще при святом благоверном князе Андрее Боголюбском ясно утвердился в 1164 году. И мы празднуем праздник Покрова Божией Матери, которого ни в одной Православной Церкви нет, он почитается только у нас.

И посмотрим, братья и сестры, на себя, не будем верить, как говорят, что у нас нет души — душа есть. Две части, раздражительная и вожделевательная, составляют животную, как говорят ученые, часть души, а другая часть, как бы уже третья, умная — это дыхание Бога Вседержителя, дух бессмертный, в котором ум, воля духовная и чувствования духовные. Ум познает истину и ложь, воля определяет добро и зло, и чувствования различают святость и нечестие. И человек похож на Бога Триединого. Посмотрим на себя — мы имеем ум, слово и дух. Ум образ Отца; слово образ Слова Божия, Сына Божия, Сына Человеческого, мы похожи на Него; и дух наш, который обитает в слове и в уме, ясно видится окружающими нас и чувствуется даже животными. Говорит человек, и по его слову сразу определяется ум и дух. “Да, — скажем мы, слушая кого-нибудь, — это какой-то деревенский мужичек, говорит как-то несвязно, но видно, он добрый”. А другой или историю какую-то раскрывает, или учит, или интересное рассказывает, или богословие объясняет, или философию, значит, эти люди имеют разные познания, много приобрели знаний. Видите, в слове и ум пребывает, и дух. Что нам спорить с теми, которые смеются над нами, что мы верим в Триединого Бога, когда Бог Един. Бог Един, но в Трех Ипостасях: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый.

И даровал нам Господь милость великую, как говорит апостол Иоанн Богослов: …даде им область чадом Божиим быти (Ин. 1,12), — мы чада Божии и чада Богородицы. Говорят святые отцы, что ум, душу и тело восприял Господь от Богородицы и стал Человеком. Если Адама сотворил Господь из земли, то тело Себе Он создал из пречистых кровей Богородицы. Поэтому когда мы причащаемся Тела и Крови Христовой, то роднимся и с Богородицей. Мы чада Отца Небесного и чада Матери Божией, и мы входим в велицею Церковь, в великую богочеловеческую семью и здесь в Церкви земной прославляем и Ангельский мир, и святых, которые уже в Небесной Церкви. И давайте уповать на покров Божией Матери, почитать Ее. Сколько у нас есть праздников, сколько храмов, сколько акафистов, сколько икон. Есть древний обычай читать 150 раз: “Богородице Дево, радуйся,…” —  это означает, что боголюбцы просят, чтобы покров Божией Матери пребывал над нами. И мы взываем: “Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою,…” А какую радость нам посылает Богородица? Скажем, кто-то куда-то едет, там какая-то опасность надвигается, а Матерь Божия сохраняет. Перекрестим какую-то пищу отравленную — она никакого вреда не принесет. Везде покров Божией Матери идет. И Она посылает Ангелов Святых, и они охраняют нас.

Поэтому будем, братья и сестры, с особой любовью почитать Богородицу. Она кроткая, тихая, мирная. Даже когда на погребение несли Ее тело пречистое в Гефсиманскую весь в Иерусалиме, и пришли злобные люди, и один силач хотел опрокинуть гроб Богородицы, то Матерь Божия не стала их казнить, только вразумила. Ангелы отрубили этому силачу руки, это видно на иконе Успения Пресвятой Богородицы, где кисти изображены отдельно от рук, и ослепила толпу озверевшую, которая с кольями шли навстречу шествию. Тогда все стали взывать: “О, велика сила Пречистой Девы Богородицы. Это истинно Христос приходил, пророки все говорили о Нем”. Все славили Христа Бога и Богородицу. И Она этому злодею исцелила руки, они срослись, и слепцы все прозрели, присоединились к апостолам и христианам и воспевали славу Деве Богородице.

И сколько мы знаем в жизни примеров, как Она помогает нам. Одна девица в Москве шла ночью, за ней погнались нехорошие люди, страстные злодеи, хотели ее осквернить. Девица стала призывать Божию Матерь, и Она сразу явилась, приняла точно образ девицы, и встала сзади ее. Настоящая девица свернула на другую улицу, но, не слыша, что за ней кто-то гонится, обернулась и увидела, что злодеи дальше побежали. А они увлеклись, что еще чуть-чуть и схватят сейчас девицу и насытятся страстью своей нечистой, бежали еще быстрей. Отвела их Матерь Божия далеко и стала невидима. Остановились злодеи в недоумении: “Что такое? Это чудо, это не простое дело”. Или вот одного мальчика отец-иудей бросил в печь, где плавили стекло. Только он воззвал, как сразу Она явилась туда, и огнь претворила в хлад, и спасла его, и вывела. Она очень скора на услышание, Она всегда с нами, Она около нас. И будем любить Матерь Божию и почитать Ее в немощах наших, особенно, как говорят, сейчас в такое непростое трудное время, когда только покров Богородицы нас будет всегда сохранять.

И если мы будем жить чистой богоугодной жизнью, то Господь сохранит нас, веру утвердит, усыновит, даст мир в душе, вразумит, будем понимать Священное Писание, радоваться даже в скорбях. И какие бы ни были искушения, Господь нас проведет. Да и сами искушения, говорят святые отцы, посылаются по силе. Как вот идет на работу вся семья. Отец берет большой кряж, бревно несет домой на дрова, мать поменьше, дети еще меньше, а малыш — ему дают сучок, и он несет. Поэтому все искушения, которые нам посылаются, мы должны всегда их перебороть, но только надеяться надо на Бога, на Богородицу. Всегда победа будет у Бога, а плоды даст нам. Потому что за многие грехи нам нужно потерпеть какое-то испытание.

Многие сейчас церковные правила не исполняют. Мы слышим: “Елицы оглашеннии, изыдите…” Что это за возглас для стоящих в церкви? Были каноны, правила, по которым кто совершил убийство, прелюбодеяние, тому разрешалось стоять на службе верных немного: прослушивал Священное Писание, и его выводили из храма. Некоторые стояли до конца, но не причащались 10-12 лет. А мы грешим постоянно, в спорах, в грязи какой-то и идем к Чаше.

Как одна раба Божия, была она духовная, прозорливая, приехала в город. Священник пригласил ее в свой храм: “Матушка, побывай на нашей службе”. — “Хорошо, приду”. И так этот священник старался служить, возгласы громко произносил, хорошо, кажется, служил, тон подбирал, думал, что его похвалит старица. И хор пел слаженно. После службы спросил: “Как, матушка, хорошо ведь, правда, я служил?” — “А ты не служил”. — “А кто же?” — “За тебя служил Ангел Божий”. — “Почему так?” — “А ты с матушкой поспорил, поругался, чуть не подрался и, не примирившись, пошел на службу”. Видите, какая тайна совершается. Поэтому надо за собой следить и с наступлением вечера разбирать, что говорили, что делали в течение дня, и особенно, когда идем в церковь, надо примириться, вспомнить грехи свои. Потому что нераскаянный грех не прощается.

И открывается тайна причащения. Когда стоят люди к Чаше святой, то одних бесы подталкивают, греховодников, а других Ангелы святые сопровождают. И когда священник лжицею берет Дары, то кто достойный причащения, в покаянии, тому Ангельская рука вместе со священнической преподает Тело и Кровь Христовы. Если же кто греховодник, со злым умыслом, нераскаянный, может быть, и некрещеный, то Ангел забирает Дары и уносит в алтарь. Бога никто никогда не обманет. Бывают такие злодеи, что могут открыть любой замок, любой сейф, из тюрем убегают. А здесь в рай хитростью не попадешь, из ада не вылезешь. Поэтому надо смириться, познать величие Божие, всемогущество Его, ублажать Пресвятую Богородицу и стать добрыми и святыми. Спасение состоит в том, чтобы человек пришел в такую меру, каким был сотворен Адам, кротким, чистым, не знающим греха.

А посмотрим на себя, какие мы есть и какими должны быть. Любить будем Евангелие, читать каждый день, испытывать свою совесть, искать добродетели. Не надо стремиться многое познать в этом мире, получить несколько дипломов, потому что нет в этом обучении Бога; не надо дома лишние строить, заводить машины всякие, роскошные одеяния, золото, потому что придет такое время, как говорят святые отцы, что через золото будут прыгать, никому оно будет не нужно, на красавиц смотреть никто не будет. Это будет последнее время. Кончина века, говорят некоторые, нас устрашает. А когда она будет? Когда будет много злодеев, беззаконников. Содом и Гоморра были цветущими городами. И когда праведный Авраам понял, что Бог идет погубить эти города, стал просить: “Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? Неужели Ты погубишь, и не пощадишь всего места сего ради пятидесяти праведников, если они находятся в нем?” (Быт. 18,23-24). И отвечал ему Господь: “Если Я найду пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие”. — “Может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти?” — “Не истреблю, если найду там сорок пять”. — “Может быть, найдется там сорок? …тридцать? …двадцать?  …десять?” — “Не истреблю ради десяти” (Быт. 18, 26-32), живущих чисто. Если бы нашлось хотя бы 10 праведников, Господь сохранил бы города ради них.

И мир стоит ради Церкви, а Церковь для спасения. Поэтому нужно молиться, чтобы в церкви больше было праведников, больше было молитвенников, чтобы много было добрых людей: и судьи добрые, и учителя добрые, и начальники, и президенты, и мэры — все зависит от нас. Если молоко хорошее и много его, много будет сметаны, много будет масла. Так если народ будет хороший и добрый, много будет депутатов, много начальников добрых, учителей, то зацветет земля, кругом изобилие во всем будет, и дети будут радоваться, никаких войн не надо бояться, ни Страшного суда. Все зависит от нас. И давайте обратимся к покрову Божией Матери, будем искать кротости, правды, чистоты, пусть все злодеи станут добрыми, вор перестанет воровать, блудник больше не блудит, убийца не убивает, лентяй работает, спекулянт не перепродает, а трудится. Тогда Господь украсит, удобрит нашу землю, изобилие даст, и дети будут радоваться, и жить будем в мире, в тишине.

Постараемся, братья и сестры, под покров Божией Матери войти и будем сынами Божиими, сынами воскресения. А когда загремит труба Архангельская, Господь поставит Своих сынов по правую сторону и скажет слова Свои благодатные: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.



Все новости