Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Возлюбленные братья и сестры! В нынешний день вся наша Церковь прославляет Покров Божией Матери. Этот праздник в России празднуется особенно, а в других странах как-то мало о нем вспоминают. Это торжество связано с великим событием, которое было в X веке в городе Царьграде, где тогда много было православных церквей. И в то время там проводил свое житие Христа ради юродивый Андрей, и ходил он с учеником Епифанием. Однажды они пришли в знаменитый Влахернской храм Божией Матери и молились, и отверз Господь очи и Андрею, и Епифанию, и они увидели, как в храме явилась на воздухе Пресвятая Богородица с пророками, апостолами и чинами Ангельскими. Она зашла царскими вратами, тогда так называли входные двери в храм, прошла до алтаря и, обратившись к молящимся, покрыла их омофором, благословила их и долго молилась Сыну Своему и Богу нашему за тех, которые приходят в храм Божий, почитают праздники, Крест Животворящий, почитают святых и мощи их, соблюдают посты, приносят исповедание своих грехов, чтобы Господь помог им пройти путь земного жития в покаянии, чтобы сподобиться усыновления и вечной блаженной жизни.
И Пресвятая Богородица покрывает целые народы и каждого из нас. Мы знаем, что Ее называют Покровительницей Российской земли. И крещение Руси, как удела Богородицы, совершилось в первый день Успенского Богородичного поста, 1 августа. И здесь преподобный Сергий трудился под покровом Богородицы, и Матерь Божия принимала его молитвы, являлась ему, утешала его и говорила: «Если живущие здесь монахи и все, которые сюда приходят, будут хранить веру православную, то покров Мой будет над каждым из них до скончания века». И Матерь Божия хранила Российскую землю, и много-много чудных событий совершилось под Ее благодатным покровом.
Когда мы внимательно изучаем историю России, то видим, что история государства Российского фактически это история Церкви Православной, как-то все вместе сливалось. Поэтому Россия и смогла стать такой великой, многочисленной, что заняла шестую часть земного шара, даже маленькие племена присоединились к ней. С Запада шло какое-то неверие, мрак, разделение, ереси, расколы, и люди оставляли плодородные черноземные земли, прекрасный теплые климат и уходили из Киевской земли в северные края, где мало солнца, где холод, тайга, звери, болота. Для чего? Чтобы сохранить веру православную, сохранить то, что Господь положил апостолам, ученикам. И здесь вера православная хранится до сих пор нерушимо. На Западе уже все изменено: и правила апостольские, и правила церковные, и благочестие — все, что было свято и чисто, изменено. И когда враги восставали и хотели сокрушить веру православную и Русь, то Матерь Божия всегда была Помощницей.
Мы знаем, что Казанское ханство хотело сокрушить Киевскую Русь, но Матерь Божия помогла, и отстояли веру православную. Грозные войска шведов часто приходили, чтобы погубить веру православную, но Господь воздвигал молитвенников, и благоверный князь Александр Невский с малой дружиной отстоял веру православную. Малое было войско русское, но молились все, хранили пост. И что получалось? Огромные бронированные войска шведов шли по льду, и вдруг толстый лед проломился, и все провалились. Потому что они хотели уничтожить веру православную, а Богородица не допустила и помогала.
Доходил до Москвы, как мы знаем, могучий завоеватель Тамерлан, «железный хромец». По тем временам он имел громадную армию — 700 тысяч человек. Наполеон, когда пошел на Россию, 640 тысяч имел, и этот грозный завоеватель обошел почти всю землю и собрал такое войско. На Северном Кавказе на реке Терек 14 октября 1395 года Тамерлан разгромил соперника своего Тохтамыша и огромной армией пошел к Москве, никто не мог ему противиться. И вдруг он встал. Матерь Божия остановила его. В это время из города Владимира в Москву несли чудотворную икону, которая была раньше в Царьграде. На протяжении всего пути непрестанно совершалось молебное пение, каждение, народ плакал, умолял о помощи: «Пресвятая Богородица, спаси землю Русскую!» И две недели стоял Тамерлан. В Москве к месту встречи подошло духовенство, князья, бояре, монахи, множество народа; на этом месте теперь стоит Сретенский монастырь, сретение значит встреча. И когда происходила встреча иконы Богородицы, то было видение могучему завоевателю. Матерь Божия явилась ему и сказала: «Я Хозяйка земли Русской, а не ты. Уходи отсюда!» Ужас нашел на непобедимого завоевателя, он выскочил из шатра и закричал: «Кто такая Боголепная Жена, Которая меня сейчас устрашала?!» Мудрецы, бывшие при нем, сказали: «Это Матерь Иисусова, сила Ее неодолима, бороться против Нее никто не может». «По коням!» — закричал завоеватель. И все быстро оседлали коней и ускакали.
Мало того, они не только отошли от Москвы, но и разгромили столицу Золотой Орды, которая много тиранствовала над Россией, монголы разбили монголов. Там, это около Астрахани, теперь ничего нет, только речка осталась Малая Ахтуба, а была большая столица Сарай-Берке, как великий Рим. Там было огромное богатство, собранное многими ханами, и все забрал Тамерлан в Самарканд, навьючив на верблюдов, лошадей, на весь скот, караваны шли, и одних только ремесленников и купцов увел пленниками 150 тысяч. Так был сломлен хребет Золотой Орды, Русь освободилась от многовекового татарского ига.
Вспомним еще времена Наполеона, который двенадцать языков, двенадцать народов, собрал и пошел на Русь. И преподобный Сергий молился, и все святые, и Матерь Божия сохранила веру православную. И в эту войну, как рассказывают очевидцы, какие чудеса происходили, и даже есть книги, например, «Церковь и Красная армия в дни войны». Когда под Москвой шли тяжелые бои и отступали, то Матерь Божия однажды стояла на танке и наблюдала, как отходили наши войска, и потом сказала красноармейцам: «Сейчас немножко пройдем, и встанем, и ни шагу назад». Глядя на Нее, солдаты удивлялись: «Кто такая Боголепная Жена?!» И действительно встали. Она исчезла, но дальше враг не пошел. И когда молились, тут были и другие чудеса и видения.
И Господь, по молитвам Богородицы и других святых, послал мороз 52 градуса. Еще живы участники войны, и они говорят, что это было страшное время, особенно для немцев, потому что они все-таки с теплых краев пришли. Это как сейчас в Греции, когда ноль градусов, то есть ни холодно, ни жарко, как говорится, то уже школьники не ходят в школу. Русские люди привыкли к холоду, некоторые в 29 градусов бегали без перчаток и фуражки. А это 52 градуса! У немцев застыла смазка и встала техника, и сами они не имели одежды, чтобы выносить такие морозы. И немцы встали, и здесь уже началось их отступление.
Тяжелая была война, тяжелое было испытание. Оставалось перед войной всего 150 служащих церквей, а раньше их было 77 тысяч, ни одного монастыря не осталось, а было 1115. А к концу войны увидели наши правительственные руководители, что русские люди, хоть и несли бремя, но хранили свою веру, хранили земли русские, и православные шли в бой, защищая Русь, и собирали пожертвования. И поняли они, что вера православная созидательница Руси и она всем людям помогает, и сам главный правитель призвал митрополита Сергия и предложил избирать патриарха. Избрали патриарха Сергия, стали открывать церкви, и 22 тысячи церквей возобновили богослужение. Кажется, как такая перемена произошла? Потому что познали, что вера православная есть движущая собирательная сила, жизнь дает всем нам, она — охрана, оборона, защита для всех, и веру православную нужно хранить.
И Покров Божией Матери сохраняет Русь и каждого из нас. Есть древний обычай 150 раз читать: «Богородице Дево, радуйся…» Особенно матерям хорошо читать, когда они носят младенцев во чреве. Ведь какая эта чудная молитва! «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего…» Кто это: Плод чрева? Иисус Христос, Который был во чреве. Невместимый вместился во чреве. И когда эту молитву читает мать, носящая во чреве, то просит: «Пресвятая Богородица, благослови и плод моего чрева, маленького человечка, чтобы мне доносить его благополучно, чтобы он был мудрый, хороший, здоровый, чтобы хранил веру православную». И всегда надо прибегать к Богородице, Она всегда будет помогать.
Праздник Покрова был установлен благоверным князем Андреем Боголюбским в 1164 году. Во время похода в Волжскую Болгарию у князя было малое войско, а врагов много, и хотели они уничтожить веру православную. И как было защищаться? Благоверный князь и все войско причастилось Святых Христовых Таин и со слезами стали молиться перед иконой Божией Матери, прося Ее о помощи. Потом взяли с собой чудотворную икону, другие иконы, крест и пошли на врага. И Пресвятая Богородица сотворила чудо: от икон и от креста исходили огненные лучи, озарившие всю местность и устрашившие врагов. Это было 1 августа, в день Крещения Руси. Поход закончился полной победой, и Русь была спасена, а благоверный князь Андрей Боголюбский учредил в память этого события, которое ознаменовало явный покров Божией Матери над Русью, празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. А 1 октября был установлен праздник Покрова Божией Матери.
И мы, братья и сестры, вспоминая чудное видение, которое было Христа ради юродивому Андрею и ученику его Епифанию, должны познать, какая премудрость у Бога, какая премудрость у людей, которые всегда обращаются к Богу, которые учатся не только по школьной программе, а учатся молитве. Кто истинный молитвенник, живет в смирении, в бесстрастии, в любви, тот настоящий богослов. Преподобный Сергий был глубокий богослов, он не учился в школах, а Дух Святой вразумил его, и он все знал: и будущее, и настоящее. И блаженный Андрей тоже имел такую премудрость. Есть его житие, у нас оно небольшое, и как-то мало о нем вспоминают, а у греков большое, почти 200 страниц. Из жития мы узнаем, что родом он был славянин, из Российских пределов, каким-то образом попал в плен, в рабство, и некий Феогност в Царьграде, богатый православный сановник, купил его в числе других пленников и, заметив в нем добрый нрав и какую-то особую премудрость, дарования, отдал его учиться. Андрей быстро усвоил греческий язык, стал чисто говорить на нем, полюбил веру православную, полюбил церковь и избрал путь юродства.
Господь испытал его, послав ему чудное явление. Блаженный Андрей увидел Ангела, он держал три венца такой красоты, что нельзя описать ее на человеческом языке, и как бы спрашивал: «Кто желает иметь такие венцы?» Андрей помыслил, как бы ему получить хотя бы один из трех, и обратился к явившемуся прекрасному юноше: «Ради Христа, скажи мне, продашь ли ты сии венцы? Я пойду к моему господину, он у меня добрый, попрошу много золота и тебе принесу, чтобы заплатить за твои венцы». «Хотя бы ты принес мне золото всего мира и просил продать эти венцы, не получил бы их, — объяснял Ангел, — потому что эти венцы составлены из небесных Христовых сокровищ, а не из украшений суетного мира, и даются за веру, любовь ко Господу, за любовь к Евангелию. Если ты желаешь встать на путь добра и противостать злому началу демонов, то получишь эти венцы». Услышав это, блаженный Андрей исполнился решимости и отвечал: «Я готов, только научите меня». И научен он был от Самого Господа и получил эти великие благодатные венцы. Он даже сподобился того, что Ангелы подняли его выше тверди, выше третьего неба, и видел он там райские обители, чудный свет, прекрасные цветы, слышал дивное пение птиц. И там Ангелы подвели его к Престолу, где восседал Сам Христос. Господь благословил его и сказал три таинственных слова, которые не указаны в его житии. Что это за таинственные слова, исполненные премудрости и разума?
К блаженному Андрею прилепился юноша Епифаний и стал учеником его, любил он своего учителя и подражал его подвигам. И святой Андрей, видя его любовь и ревность к вере православной, вознес за него молитву и потом изрек ему пророчество: «Тебя Господь поставит патриархом, будешь пасти словесное стадо; смотри, будь смиренномудр, кроток, тих, люби нищих, люби правду Божию, храни веру православную, молись и служи». И действительно он потом был пострижен с именем Полиевкта и стал патриархом. Юродивый, кажется, простой человек, наставлял будущего патриарха. Вот что значит премудрость Божия, которая сходит с небес и укрепляет каждого человека. Видел и знал он многое. И когда ученик его Епифаний спрашивал: «Отче святый, скажи мне, как сотворены были небо и земля? Что вперед?» И он все ему рассказал: «Сначала сотворены были девять чинов Ангелов, они составляют Небесную иерархию. Серафимы, Херувимы и Богоносные Престолы — это высшая иерархия, которая предстоит у самого Престола Божия. В среднюю иерархию входят Господства, Силы и Власти. И низшая — это Начала, Архангелы и Ангелы; они ближе к людям находятся». Кажется, кто бы мог назвать, кто бы мог знать это, а он все просто объяснял и многое другое говорил: и как совершается спасение, и как идет молитва, и как Господь приемлет нашу брань.
И блаженный Андрей нес великий пост и непрестанную молитву, ходил днем и ночью по столице и плакал о народе, потому что он, вспоминая красоту райского жития, благолепие, чистоту и зная, что всех Господь зовет туда, жалел и сокрушался, видя в Царьграде пьянство, блуд, гордыню, безумие, объедение. Все пороки эти прививал людям диавол и тем лишал их райского блаженства. И святой часто боролся с самим диаволом, и помощником был ему апостол Иоанн Богослов. И он говорил своему ученику, что пророки Илья и Енох и апостол Иоанн Богослов великие молитвенники за род христианский, они сейчас по земле ходят и защищают нас от врага, и они пострадают при антихристе. И когда однажды был поруган блаженный, заковали его руки, привели в церковь и оставили на цепи, то демоны собрались, злорадствуя и ликуя: «Он теперь наш! Вот как мы его наказали!» Вдруг явился апостол Иоанн Богослов, взял цепи и сказал: «Подводите этих демонов ко мне по одному». И потом стал их страшно бить. Конечно, многие не могут понять, особенно ученые, как можно бить беса, духа, и как он может мучиться. Это человек имеет тело, и когда его бьют, он страдает, болеет, и ради страдания тела смиряется его дух. А здесь у бесов бывает особое мучение.
Вот мы замечаем: может страдать тело, может страдать душа от глубокого уныния, отчаяния. Когда человек находится в пустыне и его настигает сильное уныние, то он и двух часов не может вытерпеть, потому что томление духа наступает страшное, сильная мука духа. И, как говорил о себе преподобный Исаак Сирин, в то время он не молился и ничего не чувствовал, но мантией обматывал свою голову и ложился спать, только это успокаивало его. Великая брань бывает в пустыне, когда человек один. А здесь, когда демон наводит какие-то помыслы о блуде, о торговле, о нечестии, о гордыне, если мы их не принимаем, отвергаем: «Отойди от меня, сатана. Твоя хула на твою главу да обратится, — и взываем: — Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», — он, как огнем, опаляется от молитвы, имя Иисуса Христа не переносит, крест не терпит, а внутри воет, плачет по-своему, терпит муки. Поэтому брань предстоит каждому и надо ее терпеть.
И вот, когда поруган был блаженный и сам апостол Иоанн Богослов бил цепями бесов, то они выли, кричали. Одного изобьет, прогонит: «Вон отсюда!» За другого возьмется, и так всех шестерых, которые радовались, что святой в страданиях, в скорбях, апостол избил, и они убежали и долго к нему не подходили. Много-много спрашивал юродивого Андрея ученик его Епифаний, будущий патриарх Полиевкт, и обо всем он им говорил. Святой Андрей ясно видел в Духе Святом, какое будет житие, которое мы переживаем, называл царей, сколько лет кто будет как царствовать, говорил о последнем времени. И он в своих предсказаниях перекликается с поучениями преподобного Нила Мироточивого, что среди сынов человеческих будет неудержимый блуд, из-за которого многие войдут в нечестие. Тогда дети будут грешить между собой, и брат с сестрой, и мать с сыном, и умножится всякое беззаконие. Это дает власть сатане.
Спрашивают: «Почему придет антихрист? Неужели он сильнее Христа?» А мы их спросим: «Почему погибли Содом и Гоморра, города цветущие, изобилующие?» Потому что там забыли естественную жизнь свою, опустились ниже естества, мужчины оставили жен и творили блуд друг с другом и всякое безобразие, служили диаволу. И Господь, когда беседовал с Авраамом говорил, что если в этих городах, — там фактически было пять городов, но больше говорится о Содоме и Гоморре, — найдется десять праведников, значит живущих чистой жизнью, в целомудрии, то ради их молитв, Он потерпит безумие и грехи остальных жителей города (Быт. 18, 23—32). Но их не оказалось. Иногда такое положение сравнивают с бурлаками. Даже есть такая картина «Бурлаки на Волге». О чем она говорит? Тяжелая нагруженная баржа, ее тянут против течения сильные бурлаки, течение влечет вниз, а бурлаки тянут вверх. Представьте себе: один ушел, другой, третий, и осталась баржа без бурлаков, никто не тянет эту баржу, тогда несется она по водам вниз и погибает.
Так и наш мир, наша Церковь, если будет много праведников, много святых, как вот преподобный Сергий и блаженный Андрей, Христа ради юродивый, то за их молитвы Господь будет все терпеть и продлит наш век. Вот мы молимся, просим изобилие плодов земных, времена мирные — все это по молитвам Церкви. И мир существует ради Церкви, а Церковь ради спасения. И эти святые очень просто смотрят на все, что происходит вокруг. Если грешник совершает какой-то грех, он не судит его. Потому что, как говорит святой Дионисий Ареопагит, происходит умаление добра, в каком-то аспекте своем он отходит от правды, а в другом месте, случае он прибегает к Богу. Кто-то враждует между собой, другой занимается торговлей, перепродает, иной еще что-нибудь делает неподобное, — кажется, он зло творит, но это умаление добра в какой-то области. Идет такой человек к мощам преподобного Сергия, осеняет себя крестным знамением, молится, возможно, много не знает, не понимает, значит, и не сознает, а потом, когда его исправляют или Господь вразумляет, он отходит от того начала, какое воспринял, скажем, торговля нехорошая, обман, ложь, и возвращается опять к полному добру.
И в Евангелии так и говорится: Не судите, да не судими будете (Мф. 7, 1; Лк. 6, 37), — не осуждайте других, а молитеся друг за друга (Иак. 5, 16), молитву возносите за них: «Господи, дай им ослабление от брани бесовской, научи их правде, научи, чтобы они любили больше небесное, нежели земное, временное». Все, что здесь приобретаем и имеем, мы теряем, когда положат нас во гроб. А диавол старается увлечь умы сынов человеческих, чтобы искали на земле временное: дачи, богатства, дипломы, лишнее образование, языки, философию, а Бога забыли и не помнили о смерти. Поэтому, братья и сестры, будем просить у Бога премудрости Божественной, она сокрыта в Евангелии, даже великие святые всегда ссылались на Евангелие. Евангелие полно, Евангелие велико, но оно, правда, кратко, однако все вопросы, которые у нас возникают, там освещаются и имеется на них ответ, только надо понимать.
Надо просить Бога, чтобы Господь помог нам понимать смысл Священного Писания, разумевать путь евангельский в житиях угодников Божиих, молиться дома, молиться в церкви и приучать себя к непрестанной молитве. Святые отцы говорят, что те подвижники благочестия, которые здесь на земле сподобились милости великой, усыновления, — как мы поем преподобному Сергию: «…земный ангеле и небесный человече», — они непрестанно молились, непрестанно пребывали с Богом: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Вначале молятся, потому что все грешники, а таких, как преподобный Сергий и другие святые, Господь вразумляет, как молиться за народы, за целые страны, за весь мир. Преподобный Иосиф на Афоне молился: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй люди Твоя и весь мир». Но так могут молиться совершенные, то есть раздавать другим богатство могут те, которые имеют, а если у человека ничего нет, ни гроша в кармане, что он даст?
Поэтому надо молиться об очищении нашего внутреннего человека. Многие из нас в страстях, надо от них избавляться. Как? Соблюдать пост и не только в пище, а воздержание иметь и в одеянии, и в слове, и в поведении; любить храм, почитать Богородицу, просить, чтобы покров Божий был над нами, почитать святых угодников, их мощи, Крест Животворящий и молиться дома, все освящать молитвой, малое и простое просить в молитве. И если где-то совершается какое-то зло и если будем молиться, Господь будет его исправлять. Вспомним житие преподобного Исаака Далматского. Царь Валент собрал огромную армию, пошел на варваров-готов и всем говорил: «Я быстро их разгромлю и вернусь с победой и с большой добычей». А поскольку он был еретик, не хранил веру православную, закрывал церкви православные, священников сажал в тюрьмы, имел высокое о себе мнение, то по суду Божию потерпел поражение. Преподобный его предупреждал: «Если ты не послушаешься Бога и меня грешного, а я от имени Его говорю, и не откроешь церкви, не отпустишь всех православных священников, то не победишь, и войско свое погубишь, и сам погибнешь». За это царь приказал посадить его в темницу, а своим приближенным Сатурнину и Виктору следить за ним. «Я приду с победой, — горделиво говорил он, — и буду сам его казнить». И что же? Царь был разгромлен и сожжен в огне. Это о чем говорит? Люди промышляют какое-то зло, хотят что-то сделать, но если молится Церковь, молятся святые, то Господь исправляет Промыслом и никакого зла они другим не приносят.
Бывает даже так. Идут воины на войну, погибают, но, поскольку они, исполняя как бы послушание, покорность властям, идут безропотно, то получают венцы. Только здесь какая разница? Дома прожил бы он еще тридцать-сорок лет. А другой вопрос: как бы он прожил? Может быть, пьянством занимался, блудом? Поэтому то, что происходит в мире, совершается по Промыслу Божию и надо все принимать и не осуждать, больше смотреть на себя: кто есть я. Я грешник великий, я червь земной. И надо молиться и непрестанно приучать себя быть с Богом, любить Бога всем сердцем, душой и помышлением. Если мы думаем о птичках, о товарищах, о деньгах, о красоте земной, еще о чем-то, значит мы Бога не любим. Вот вы почитайте «Письма Святогорца», там на 194 странице рассказывается, как одна девица жила в монастыре, хранила девство, исполняла все послушания и неожиданно умерла. Стали молиться, чтобы Бог показал ее райскую обитель, — оказалось, она в аду. Потому что воображала, представляла нечистоту плотскую, стыдилась исповедовать и не отстала от нее.
Значит, нужно и в жизни, и в помыслах воспринять чистоту. И некоторые древние отцы знали наизусть Евангелие и Псалтирь. А мы даже не берем их в руки, пылью покрываются эти святые книги, зато всякие другие книги, даже магию, читаем. Мы не хотим изучать, что говорили пророки Даниил, Моисей, Исаия, Иеремия, малые и большие пророки, что святые отцы открыли, а читаем жития греховодных людей, стараемся понять учения древних философов, и Средних веков, и теперешних, изданиями которых наполнены все магазины, библиотеки. Что мы там находим? Пишет философ свою затею по внушению диавола, другой философ через десятки лет находит писанину ложной, ругает того философа, изобретает другое учение, пишет, и так идет круговорот. И теперь говорят, что в познаниях, которые получает человек в школах (начальной, средней и высшей), 90% хаоса. Это не просвещение нашего ума, это просто обучение, как, например, учатся строить дома, самолеты, математически вычислять, ходить по канату, избивать других на рингах, или еще какому искусству учатся — это все есть обучение, нужное человеку, пока он здесь на земле.
Поэтому нужно опомниться, просить у Бога премудрости. Еще древние спорили, что самое нужное, ценное для человека? И что вы думаете? Одни говорили: «Вино, потому что оно увеселяет человека, лучше всего вино». Другие называли женщин, в объятиях которых человек чувствует себя счастливым, что даже цари забывают свое положение. О богатстве говорили, что оно дает благо. Даже придумали богов: для блудников богиней стала Венера, для пьяниц свой бог, для моряков свой. И потом решили, что главное — премудрость, премудрость Божия, чтобы познать в книге природы писание Творца, Который начертал здесь Свою святую волю, и каждой твари умопостигаемой, разумной, и даже неразумной указал цель и Свое желание. Какую цель положил пчеле? Мы сами знаем: пчела собирает нектар с цветов, а образующийся из него мед мы кушаем. И каждая тварь, и вся природа бездыханная исполняет то, что Господь повелел. Вода приносит свою пользу, воздух, камни даже, и растения, и животные — все имеет свое предназначение.
И давайте, братья и сестры, просить у Бога премудрости Божией, покров у Богородицы, станем на путь добра, добродетели, будем искать это добро, чтобы ум наш выбирал истину, а ложь отметал, чтобы наша воля духовная нашего духовного человека избирала добро, и чувства наши духовные стремились к святыни, чистоте, святости. И тогда мы будем любить Евангелие, любить Господа, молиться Ему, Псалтирь читать. В древности в каждом доме была горница, где читали святые книги и молились, а перед обедом читали третий, шестой час. Давайте возвращаться к вере наших отцов и непрестанно подвигать себя к молитве, чтобы отгонять бесов: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». А бесы бывают и блудные, и уныния, и отчаяния, и гордыни, безумия всякого, даже есть бесы гения. И некоторые философы продавали себя сатане, как вот Маркс, он принял в себя князя-гения, и писал, и говорил под его диктовку, и все ужасались, слушая его выступления. Не нужны нам такие гении, нам нужно Евангелие, нам нужна воля Божия, нам нужно усыновление.
Нам даны семьдесят, восемьдесят лет жизни, кому больше, кому меньше, для покаяния, чтобы мы познали Бога, закон Божий, святость, доброту, премудрость Божию, чтобы искали Царствия Божия и правды Его (Мф. 6,33). Поэтому будем молиться и дома, и в церкви, жить, освящая каждый день добрыми делами и молитвой, чтобы нам стать добрыми, святыми, стяжать в себе свет Христов, войти в усыновление, чтобы в день Страшного суда Господь поставил нас по правую сторону и сказал нам благодатные слова Свои: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.