Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Возлюбленные браться и сестры! В нынешний день Святая наша Православная Церковь прославляет трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Это великие светильники, столпы Церкви, они утвердили веру православную, они оставили богатое наследие для всех нас и воспели славу Живоначальной Троице Единосущной и Нераздельной.
Было тогда трудное время — IV—V века, шли большие споры, спорили о Троице, спорили о спасении, о Лице Иисуса Христа. В те времена пришли к Церкви многие ученые, философы, халдейской премудрости наученные, и они подняли большие споры, поэтому много появилось ересей и расколов. Такое было трудное время, что в Константинополе, большом городе, имеющем десятки, сотни церквей, оставалась одна маленькая церковь в честь Анастасии мученицы, где держались православной веры. Все остальные заняли еретики и раскольники. И Господь воздвиг этих великих светильников. Промысл Божий готовил их заранее. Они возлюбили ученость и отправились в Афины, центр языческого мира, где собирались многие философы, где были школы философские, где постоянно обучались премудрости, которая известна была сынам человеческим. И будущие святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст познали всю эту премудрость, превзошли даже всех своих учителей, так что удивлялись их бывшие учителя, какую имели они благодать и дар слова.
В житии святителя Василия Великого описывается такой случай. Шел он в Иерусалим и в одной гостинице остановился. В это время сын хозяина гостиницы сидел в большом огорчении: не мог справиться с заданием, данным ему учителем, софистом Ливанием. Спросил его Василий Великий: «Что ты такой унылый?» — «Учитель мне дал переложить стихи Омировы из стихотворной формы на ораторскую речь, прозу. Но где тебе это одолеть, если я и то с трудом разбираюсь?» — «Ну-ка покажи». — «Да какая мне будет польза, если ты посмотришь?» И когда святитель Василий, взяв стихи, стал толковать их, перелагая на речь простую, то сделал сразу три переложения. Тот удивился, что так прекрасно, быстро появились три перевода, с радостью побежал к своему философу. «О, — обрадовался Ливаний, — или это Бог явился во плоти, или Василий из Афин! Больше никто не смог бы так быстро и хорошо это все сделать».
Вот такую славу оставили святители о себе. Знали они все, чем хвалились философы-язычники, и знали богословие. Это было такое знание, как говорил Господь: «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит (Ин. 14, 12), и вы будете творить». Христианское богословие утвердило благовестие и христианизацию ума, очистило и освятило с философской ясностью язык философов и мистиков и в богообщении, в имманентности откровения, где есть личное общение Бога с миром, явило всем, что исчезает теперь, когда Бог явися во плоти, трансцендентность, то есть непознаваемость Бога и Его Промысла. Снисхождение Бога на землю и Его вочеловечивание есть совершенное Богоявление, и Сам Бог стал Начальником новой жизни через воскресение. Бог призывает нас к богопознанию, ибо недоступный в Своей сущности Бог являет Себя в энергиях, действиях, силах, откровениях, благодати, и люди рождаются в мир, чтобы славить и благодарить Бога и, возлюбив Христа, принять благодать Святаго Духа, стать друзьями Бога, богопричастными Его вечному блаженству, Его святости, ибо, когда воля человеческая сливается с волей Божией, то пребывает любовь и жизнь с Богом, а в этом спасение и сущность обожения.
Вспоминается в истории Церкви, что однажды святитель Василий Великий, будучи озарен Божественной благодатью, пошел в одно селение, где жил пресвитер Анастасий со своей супружницей, которую считали неплодною, а они жили вместе в чистоте 40 лет, сохраняя девство и совершая подвиг. И какой у них был труд? В одной из комнат их дома находился один человек прокаженный. Болезнь у него была такая страшная, что уже отпали, изгнив, многие части тела, кости стали видны — как он только жил и дышал! Зашел туда святитель Василий и сказал: «Добрый подвиг совершаешь ты, хочу и я от Бога получить мзду за труд, который вы несете. Разреши мне в эту ночь послужить ему». И остался святой Василий с прокаженным наедине и всю ночь молился, а наутро вывел его совершенно чистым и здоровым. И что же Господь здесь даровал? Совершилось великое чудо, может быть, не меньше, как с Лазарем четверодневным (Ин. 11, 1—46). Восстал этот труп, к которому подходить-то невозможно было, потому что черви копошились, мясо отваливалось, кости оголялись, зловоние невыносимое, а все стало на месте, как бы новое творение получилось, он шел и свободно говорил, вместо зловония появилось благоухание. Когда бывший прокаженный был выведен на улицу, все удивились великой благодати, которая обитала в святителе Василии Великом.
Преподобный Ефрем Сирин, подвижник пустынный, много чудных поучений написавший для нас, видел святого Василия как столпа огненного в церкви, где служил святитель. По молитве святого Василия святой Ефрем уразумел греческий язык.
И святитель Иоанн Златоуст также оставил после себя много творений, в которых утверждал Православие, любовь, правду, милосердие, добродетель. Убогих, немощных питал, нагих одевал, о сиротах и вдовицах промышлял. Святитель создал многие больницы и странноприимные дома, и не имущие, где главу преклонить, больные и странники получали всякое довольство. Он проповедовал Евангелие, к скифам ходил, там наши предки за Дунаем жили, и чудеса совершал, и много церквей утвердил.
Против него восстала царица Евдоксия; она собрала заговор негодных людей, живших неправедно и без покаяния. Архиепископ Феофил, три архиерея, два пресвитера, пять диаконов и три вдовы стали судить праведника, великого светильника вселенной. Эта царица решила стать богиней и, чтобы возвеличить себя, повелела вылить драгоценную статую из серебра и золота, поставить на видном месте, и все должны были прославлять ее. Святитель Иоанн обличал эту беззаконницу, говоря: «Опять Иродиада беснуется и главы Иоанновы ищет». За такое обличение она пришла в ярость и приказала его согнать с кафедры. Неправедный собор постановил изгнать угодника Божия в ссылку. И его гнали, совершая великие переходы, потому что царица так приказала, вместо одного делали трехдневный переход, чтобы уморить его и предать скорей смерти. И Господь послал наказание, и город был поражен великими казнями: от страшного землетрясения содрогался Константинополь, разваливались дома, стали пожары, набеги варваров, появилось много всяких болезней. Сама эта царица, учинившая расправу над праведником, покрылась червями и сгнила, как живой труп, и гроб ее трясся в могиле. И архиепископ Феофил, убийца многих, был наказан. Ум его был помрачен, и он умер. И была казнь над беззаконниками: у одних плоть сгнила, у других руки, ноги высохли, и черви их поедали, падали с коней и немели, потому что праведник имел великую благодать перед Богом. Когда привели его в Команы, там силы оставили его, и он отошел ко Господу. Это около Сухуми, гробница сохранилась до сих пор там, только перенесена в Сухумский собор. Святитель Иоанн Златоуст оставил много творений, которые утешают всех: и пустынников, и преподобных, и мирян, потому что всем он как бы уготовал щедрую трапезу от своих богатых поучений.
И вот эти святители открыли нам многие тайны богословские, они учили о Троице. В Троице, говорят они, надо познавать три Ипостаси и единую природу, единую власть, единую державу. Когда мы говорим о Христе, то во Христе две природы, человеческая и Божественная, и две воли, но одно лицо, одна Ипостась. Прославлять надо и ублажать Пресвятую Деву Богородицу, потому что Она девство сочетала с Богоматеринством. Когда Господь пожелал стать Человеком, спасти род человеческий, то Он восприял от Девы Богородицы ум как человек, душу как человек и телесное смешение как человек, и Божество обитало в этом Человеке, Он Богочеловек, в этом великая тайна любви Божией. И те, которые не почитают Матерь Божию, отвергаются от Царствия Божия. Был такой Несторий-патриарх, кажется, какую славу имел, рукополагал архиереев, священников и диаконов, а ему поют «анафема», потому что он не хотел почитать Матерь Божию. А почему это пагубно для всех, которые отвергают великую славу Божией Матери?
Вспомним мы первые времена творения. Было время, да и времени еще не было, ничего не было: ни неба, ни земли, прогремел глас Божий: Да будет свет (Быт. 1, 3), — и началось совершаться дивное в этой вселенной. Небо и земля образовались словом Божиим. И когда мы дальше читаем Священную Библию, там обратить нужно внимание, где говорится как бы от лица Троицы: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1, 26). Как это бывает у нас, когда мы с кем-то разговариваем: «Вы, милостивый государь, очень мне дороги, потому что Вы спасли моего мужа (отца)». То есть как бы такое почтительное отношение проявляем, говоря во множественном лице, обращаясь к одному человеку. Так вот здесь дается напоминание о Троице, Моисей писал иудеям, чтобы они постепенно уже к этому приходили. И когда уже совершалось творение, то как бы Сам Господь Иисус Христос говорит: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию» (Быт. 1, 27). И апостол Павел ясно говорит: «Яко Тем создана быша всяческая, яже на небеси и яже на земли, видимыя и невидимыя, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти: всяческая Тем и о Нем создашася» (Кол. 1, 16). «Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть» (Ин. 1, 3), — повторяет ап. Иоанн Богослов. Небо и землю сотворил Христос Спаситель, создал человека, вел народ к богообщению, пострадал за нас на Голгофе, утвердил Церковь Свою Святую, и в этой Церкви получаем мы спасение.
Когда Адам и Ева жили еще в раю, то, говорят святые отцы, по Промыслу Божию и Премудрости, они должны были, совершая свое служение перед Богом, войти в обожение, рай Едемский должен был распространиться по всей земле. Потому что все покорно было человеку, птицы, звери были тихие и кроткие, земля сама давала плоды, тишина кругом, ни громов, ни землетрясений не было, о грехе никто даже не знал. И когда Господь давал первым людям заповедь, то не надо было говорить, чтобы они не крали, не прелюбодействовали, потому что никто не знал, что есть грех, есть зло. Зло появилось потом, когда послушались диавола. А дал Господь простую заповедь: «От древа познания добра и зла не ешь» (Быт. 2, 17). И от Адама и Евы после того, как произошло грехопадение, великое множество людей появилось на земле. Как говорят святители Христовы, способ размножения должен был быть какой-то другой. Как Ангелы появились на свет? Они были не рождены, а сотворены, и Адам был сотворен, и Ева, «были оба наги и не стыдились» (Быт. 2, 25). Разделение полов должно было как бы упраздняться. Адам, возделывая и храня рай, должен был восходить к обожению. Рай, это состояние райское, должен он был распространить по всей земле, сам должен был стать духовным, уже способным понимать ангельский язык, и должен был взойти на небо и жить с Ангелами. И это он не совершил, помешал диавол, Ева соблазнилась и обольстила Адама. На земле появилось зло, хотя никто его не знал из людей. Зло, как говорят отцы, это не сущность, это болезнь воли человеческой, это бунт против добра. И зло есть противоестественное состояние, потому что оно породило закон рождения и смерти. Ева должна была рожать детей в болезнях и в скорбях. Земля была проклята за грех первозданных людей. И много бед испытали люди после грехопадения.
И вот Господь пришел на землю и открыл нам новое творение. Мы часто слышим и читаем в Писании, что Господь наш Иисус Христос называется Адамом, Новым Адамом. Ветхий Адам был от земли, а Новый Адам — Господь с небесе (1 Кор. 15, 47) — пришел, Духа Животворящего нам даровал. И от Нового Адама пошло новое творение (2 Кор. 5, 17), новое рождение, новые люди. Как от первого Адама сейчас около шести миллиардов людей стало жить на земле, так от Господа нашего Иисуса Христа пошли новые люди. Рождение принимают верующие в купели крещения.
Сам Господь, освящая это таинство, взошел в воды Иорданские, явил нам как откровение Божественную Троицу. Отец гласом взывал к Сыну Своему, Сын стоял в воде, и Дух Святой в виде голубя нисходил на Сына. Вот тех, которые говорят, что Дух от Сына исходит, надо подвести их к иконе и сказать: «Как же от Сына исходит Дух, когда Дух от Отца идет и на Сыне почивает?» И ради Иисуса Христа мы теперь становимся духовными и принимаем новое рождение, и оно так благодатно, что если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5). А поскольку мы принимаем великое таинство — Причащение Тела и Крови Христовой, то здесь что мы разумеем, какую милость Божию и любовь? Господь восприял плоть от Пречистой Девы Богородицы. Если Адама Он творил из земли, то Себе плоть как Человеку сотворил из пречистых кровей Девы Богородицы, восприял ум, как мы читаем в каноне воскресном, душу и телесное смешение от Девы Богородицы. Мы причащаемся Тела и Крови Христовой — мы приобщаемся, соединяемся и роднимся с Пречистой Девой Богородицей, Матерью Господней. Поэтому кто не почитает Деву Богородицу, не чтит Ее, тому нет спасения. И такую чистоту Она имеет, такую святость, что Она превыше Архангелов и Ангелов, потому что Она Дева и Богородица, девство сочетала с Богоматеринством.
И вселенские учители и святители оставили нам тайну богословия. В Церкви нашей Православной все запечатлено в канонах, в правилах церковных, в богослужебном правиле, поэтому нужно это хранить, не слушать никаких еретиков, раскольников, никаких новоявленных чудотворцев ложных, лживых, а хранить веру православную. Вера православная спасала вселенную, спасла Русь, спасает каждого человека. В Великую Субботу, перед Пасхой, бывает чудное явление у Гроба Господня, где Господь пострадал. Кто бывал в Иерусалиме, тот знает, что Кувуклия есть в храме Воскресения, первый придел Ангела, а второй придел Гроба Господня. Благодатный свет, наподобие Фаворского, идет от места Распятия и по храму распространяется, загораются свечи, светильники, лампады и пылают великим пламенем. С радостью этот огонь несут в дома свои, на самолетах, на кораблях привозят. В прошлом году привезли и сюда, много лет не было огня благодатного в России, и все-таки доставили на самолете. Это великое чудо, которое Господь открывает только православным; ни католикам, которые тоже христиане, ни протестантам, не говоря уже другим иноверцам, такую благодать Господь не являет. Это великое чудо знамения любви Божией показывает то, что только вера православная имеет полноту богообщения.
И говорят святые отцы, что нам надо, восходя в вере, верою и любовию еще здесь, на земле, искать богообщения. Все угодники Божии, которые прославлялись здесь, на земле, имели благодать Духа Пресвятаго, и им открывалась завеса будущего века. Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и все святые имели эту великую благодать, они непрестанно были с Богом, непрестанно молились. Если желаешь иметь чистое сердце, говорят святые отцы, имей веру православную, держи пост, молитву, сохраняй церковный устав, молись в церкви, молись дома, молись непрестанно. Где бы ты ни был, говорит святитель Иоанн Златоуст, идешь, лежишь, трудишься, на рынок тебя посылает твой хозяин — везде памятуй о Боге: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Потому что «диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Пет. 5, 8), научить людей, чтобы они были гордыми, чтобы страсти им привить, чтобы воровали, блудили, убивали, лгали, он обещает в этом мире великую славу и честь. А что получает человек? Болезни, скорби, гроб, тело рассыпается в прах, а душа вечная идет давать Богу ответ.
И человек как часть Господня (Пс. 141, 6), луч Божественный обитает в нем, носит образ Живоначальной Троицы. Мы говорим: «Бог Триедин: Отец и Сын и Святой Дух». И у нас есть образ Троицы: ум, слово и дух. Когда человек говорит, и говорит искренне и от сердца, не читая, мы видим, что желанием его духа мысль отделяется от его ума, и это слово мы слышим. В слове виден ум, так что порой, слушая лекции, говорим: «Он начитанный, он любит богословие, любит такого-то святого отца». И причем в этом слове виден дух: дух любви, учительства, кротости, правды. Нужно как раз об этом помнить и не спорить, что Бог Един, но Троичен в Лицах, что и мы носим образ Троицы. И этот образ надо очищать. Ведь как говорится в Библии: Сотворим, —значит, был совет Живоначальной Троицы, — человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1, 26). Сотворил по образу Своему, по образу Божию, а подобие надо явить в жизни нашей, в добродетелях. И это стремление к подобию приводит к святости, потому что родитель наш Бог Свят. Мы взываем: «Отче наш!». Мы дети у Отца Небесного и должны любить друг друга. Отец наш Свят и призывает детей Своих к святости (Лев. 11, 44; 1 Пет. 1, 16). Отец Милосердный — будьте вы милосердными (Лк. 6, 36). «Кротости научитесь от Меня» (Мф. 11, 29), — говорит Господь. И таковых Господь ищет здесь на земле.
И вот такой образ и подобие Божие стяжали святители Христовы Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Они оставили благодатное богатое учение о Церкви, о Спасителе, о Боговоплощении, о тайне будущего века. Надо это принять с верою и хранить, любить Церковь, где это охраняется Духом Святым, потому что Церковь Христова — это собрание верующих, которые единым духом единятся здесь, как Сам Господь в молитве говорил: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они, верные, любящие Меня, да будут в Нас едино, да будут вси едино в Духе Святом» (Ин. 17, 21). И этот Дух Святой нужно стяжать в чистоте, в правде. Наш разум видит истину — надо ее стяжать. Наша воля видит добро и зло —держаться только добра. Наши чувствования пусть принимают святое, чистое. В страхе Божием проходить свою жизнь должен человек. Непрестанно нужно умом быть с Богом, и дух наш с Духом Божиим соединится в молитве: «Иисусе, Сыне Божий, Богородицы ради помилуй нас».
Если мы проводить будем такую жизнь, и образ Божий наш освящать, чтобы он был в чистоте, чтобы он был в правой вере, в истине, в добре, и приобретать подобие добродетелей Божественных, то мы ясно покажем пред лицем Божиим, перед всеми святыми, что мы сыны воскресения (Лк. 20, 36), что мы ищем Царствия Божия (Мф. 6, 33), что мы сыны света (1 Фес. 5, 5). И смотрим уже на эту жизнь как не на такую, где нужно копить богатство, искать славу и честь, а как на начало нашей вечной жизни, как на зарю юности, где мы как в школе благочестия проходим обучение, чтобы стать подобными Богу и войти в Царствие Божие уже приготовленными. И если мы возревнуем о вечной жизни, будем искать святости, добра, терпеть, за все Бога благодарить, помнить, как «широка заповедь» (Пс. 119, 96) Господня, то есть любить Бога, любить ближних, любить даже врагов своих, то эта жизнь Божественная приведет нас к усыновлению, приведет к тому, что мы не будем бояться скорбей, болезней и самой смерти, потому что смерть есть успение. Тело, взятое из земли, возвращается в землю, а дух возвращается к Богу давать ответ за все, что мы здесь совершили.
И когда труба архангельская загремит, то воскреснут все, которые жили от начала создания Божия. И те, которые жили в праведности, святости, чистоте, встанут по правую сторону, не будет отличия ни женского естества, ни мужского, не нужна будет пища, и чрева не будет, и все будут насыщаться светом Христовым, Сам Христос будет как храм, как жизнь для всех. И тогда Господь всех Своих избранных благословит и скажет слово Свое благодатное: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.