Вознесенский Оршин женский монастырь

ПРОПОВЕДИ АРХИМАНДРИТА НАУМА (БАЙБОРОДИНА). Слово в день празднования собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (12 февраля 1993 года)

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Возлюбленные браться и сестры! В нынешний день Святая наша Православная Церковь прослав­ляет трех святителей: Василия Великого, Григо­рия Богослова и Иоанна Златоуста. Это великие светильники, столпы Церкви, они утвердили веру православную, они оставили богатое наследие для всех нас и воспели славу Живоначальной Троице Единосущной и Нераздельной.

Было тогда трудное время — IV—V века, шли большие споры, спорили о Троице, спорили о спасении, о Лице Иисуса Христа. В те вре­мена пришли к Церкви многие ученые, философы, халдейской премудрости наученные, и они подняли большие споры, поэтому много появилось ересей и расколов. Такое было трудное время, что в Кон­стантинополе, большом городе, имеющем десятки, сотни церквей, оставалась одна маленькая церковь в честь Анастасии мученицы, где держались православ­ной веры. Все остальные заняли еретики и раскольники. И Господь воздвиг этих великих светильников. Про­мысл Божий готовил их заранее. Они возлюбили ученость и отправились в Афины, центр языче­ского мира, где собирались многие философы, где были школы философские, где постоянно обуча­лись премудрости, которая известна была сынам человеческим. И будущие святители Василий Ве­ликий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст по­знали всю эту премудрость, превзошли даже всех своих учителей, так что удивлялись их бывшие учителя, какую имели они благодать и дар слова.

В житии святителя Василия Великого описыва­ется такой случай. Шел он в Иерусалим и в одной гостинице остановился. В это время сын хозяина гостиницы сидел в большом огорчении: не мог справиться с заданием, данным ему учителем, со­фистом Ливанием. Спросил его Василий Великий: «Что ты такой унылый?» — «Учитель мне дал пере­ложить стихи Омировы из стихотворной формы на ораторскую речь, прозу. Но где тебе это одолеть, если я и то с трудом разбираюсь?» — «Ну-ка по­кажи». — «Да какая мне будет польза, если ты посмотришь?» И когда святитель Василий, взяв стихи, стал толковать их, перелагая на речь про­стую, то сделал сразу три переложения. Тот уди­вился, что так прекрасно, быстро появились три перевода, с радостью побежал к своему философу. «О, — обрадовался Ливаний, — или это Бог явился во плоти, или Василий из Афин! Больше никто не смог бы так быстро и хорошо это все сделать».

Вот такую славу оставили святители о себе. Знали они все, чем хвалились философы-язычни­ки, и знали богословие. Это было такое знание, как говорил Господь: «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит (Ин. 14, 12), и вы будете творить». Христианское богословие утвердило благовестие и христианизацию ума, очисти­ло и освятило с философской ясностью язык фи­лософов и мистиков и в богообщении, в имманент­ности откровения, где есть личное общение Бога с миром, явило всем, что исчезает теперь, когда Бог явися во плоти, трансцендентность, то есть непознаваемость Бога и Его Промысла. Снисхожде­ние Бога на землю и Его вочеловечивание есть со­вершенное Богоявление, и Сам Бог стал Начальни­ком новой жизни через воскресение. Бог призы­вает нас к богопознанию, ибо недоступный в Сво­ей сущности Бог являет Себя в энергиях, дей­ствиях, силах, откровениях, благодати, и люди рождаются в мир, чтобы славить и благодарить Бога и, возлюбив Христа, принять благодать Святаго Духа, стать друзьями Бога, богопричастными Его вечному блаженству, Его святости, ибо, когда воля человеческая сливается с волей Божией, то пребывает любовь и жизнь с Богом, а в этом спа­сение и сущность обожения.

Вспоминается в истории Церкви, что однажды святитель Василий Великий, будучи озарен Бо­жественной благодатью, пошел в одно селение, где жил пресвитер Анастасий со своей супружни­цей, которую считали неплодною, а они жили вместе в чистоте 40 лет, сохраняя девство и совершая под­виг. И какой у них был труд? В одной из комнат их дома находился один человек прокаженный. Болезнь у него была такая страшная, что уже от­пали, изгнив, многие части тела, кости стали видны — как он только жил и дышал! Зашел туда святитель Василий и сказал: «Добрый под­виг совершаешь ты, хочу и я от Бога получить мзду за труд, который вы несете. Разреши мне в эту ночь послужить ему». И остался святой Ва­силий с прокаженным наедине и всю ночь молил­ся, а наутро вывел его совершенно чистым и здо­ровым. И что же Господь здесь даровал? Совер­шилось великое чудо, может быть, не меньше, как с Лазарем четверодневным (Ин. 11, 1—46). Вос­стал этот труп, к которому подходить-то невозмож­но было, потому что черви копошились, мясо от­валивалось, кости оголялись, зловоние невыно­симое, а все стало на месте, как бы новое творение получилось, он шел и свободно говорил, вместо зловония появилось благоухание. Когда бывший прокаженный был выведен на улицу, все удивились великой благодати, которая обитала в святителе Василии Великом.

Преподобный Ефрем Сирин, по­движник пустынный, много чудных поучений на­писавший для нас, видел святого Василия как столпа огненного в церкви, где служил святитель. По молитве святого Василия святой Ефрем ура­зумел греческий язык.

И святитель Иоанн Златоуст также оставил после себя много творений, в которых утверждал Православие, любовь, правду, милосердие, добро­детель. Убогих, немощных питал, нагих одевал, о сиротах и вдовицах промышлял. Святитель создал многие больницы и странноприимные дома, и не имущие, где главу преклонить, больные и стран­ники получали всякое довольство. Он проповедо­вал Евангелие, к скифам ходил, там наши предки за Дунаем жили, и чудеса совершал, и много церквей утвердил.

Против него восстала царица Евдоксия; она собрала заговор негодных людей, живших неправедно и без покаяния. Архиепископ Феофил, три архиерея, два пресвитера, пять диа­конов и три вдовы стали судить праведника, великого светильника вселенной. Эта царица ре­шила стать богиней и, чтобы возвеличить себя, повелела вылить драгоценную статую из серебра и золота, поставить на видном месте, и все должны были прославлять ее. Святитель Иоанн обличал эту беззаконницу, говоря: «Опять Иродиада бес­нуется и главы Иоанновы ищет». За такое обли­чение она пришла в ярость и приказала его со­гнать с кафедры. Неправедный собор постановил изгнать угодника Божия в ссылку. И его гнали, совершая великие переходы, потому что царица так приказала, вместо одного делали трехдневный переход, чтобы уморить его и предать скорей смер­ти. И Господь послал наказание, и город был по­ражен великими казнями: от страшного землетря­сения содрогался Константинополь, разваливались дома, стали пожары, набеги варваров, появилось много всяких болезней. Сама эта царица, учинив­шая расправу над праведником, покрылась червя­ми и сгнила, как живой труп, и гроб ее трясся в могиле. И архиепископ Феофил, убийца многих, был наказан. Ум его был помрачен, и он умер. И была казнь над беззаконниками: у одних плоть сгнила, у других руки, ноги высохли, и черви их поедали, падали с коней и немели, потому что правед­ник имел великую благодать перед Богом. Когда привели его в Команы, там силы оставили его, и он отошел ко Господу. Это около Сухуми, гробни­ца сохранилась до сих пор там, только перенесена в Сухумский собор. Святитель Иоанн Златоуст оставил много творений, которые утешают всех: и пустынников, и преподобных, и мирян, потому что всем он как бы уготовал щедрую трапезу от своих богатых поучений.

И вот эти святители открыли нам многие тай­ны богословские, они учили о Троице. В Троице, говорят они, надо познавать три Ипостаси и еди­ную природу, единую власть, единую державу. Ког­да мы говорим о Христе, то во Христе две приро­ды, человеческая и Божественная, и две воли, но одно лицо, одна Ипостась. Прославлять надо и ублажать Пресвятую Деву Богородицу, потому что Она девство сочетала с Богоматеринством. Когда Господь пожелал стать Человеком, спасти род че­ловеческий, то Он восприял от Девы Богородицы ум как человек, душу как человек и телесное сме­шение как человек, и Божество обитало в этом Человеке, Он Богочеловек, в этом великая тайна любви Божией. И те, которые не почитают Матерь Божию, отвергаются от Царствия Божия. Был та­кой Несторий-патриарх, кажется, какую славу имел, рукополагал архиереев, священников и диа­конов, а ему поют «анафема», потому что он не хотел почитать Матерь Божию. А почему это пагубно для всех, которые отвергают великую славу Божией Матери?

Вспомним мы первые времена творения. Было время, да и времени еще не было, ничего не было: ни неба, ни земли, прогремел глас Божий: Да будет свет (Быт. 1, 3), — и началось совершаться дивное в этой вселенной. Небо и земля образова­лись словом Божиим. И когда мы дальше читаем Священную Библию, там обратить нужно внима­ние, где говорится как бы от лица Троицы: «Со­творим человека по образу Нашему и по подо­бию Нашему» (Быт. 1, 26). Как это бывает у нас, когда мы с кем-то разговариваем: «Вы, милостивый государь, очень мне дороги, потому что Вы спасли моего мужа (отца)». То есть как бы такое почтительное отношение проявляем, говоря во множественном лице, обращаясь к одному че­ловеку. Так вот здесь дается напоминание о Тро­ице, Моисей писал иудеям, чтобы они постепенно уже к этому приходили. И когда уже совершалось творение, то как бы Сам Господь Иисус Христос говорит: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию» (Быт. 1, 27). И апостол Павел ясно говорит: «Яко Тем создана быша вся­ческая, яже на небеси и яже на земли, видимыя и невидимыя, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти: всяческая Тем и о Нем создашася» (Кол. 1, 16). «Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть» (Ин. 1, 3), — повторяет ап. Иоанн Богослов. Небо и землю сотво­рил Христос Спаситель, создал человека, вел на­род к богообщению, пострадал за нас на Голгофе, утвердил Церковь Свою Святую, и в этой Церкви получаем мы спасение.

Когда Адам и Ева жили еще в раю, то, гово­рят святые отцы, по Промыслу Божию и Премуд­рости, они должны были, совершая свое служение перед Богом, войти в обожение, рай Едемский должен был распространиться по всей земле. По­тому что все покорно было человеку, птицы, зве­ри были тихие и кроткие, земля сама давала пло­ды, тишина кругом, ни громов, ни землетрясений не было, о грехе никто даже не знал. И когда Господь давал первым людям заповедь, то не надо было гово­рить, чтобы они не крали, не прелюбодействовали, потому что никто не знал, что есть грех, есть зло. Зло появилось потом, когда послушались диавола. А дал Господь простую заповедь: «От древа познания добра и зла не ешь» (Быт. 2, 17). И от Адама и Евы после того, как произошло грехо­падение, великое множество людей появилось на земле. Как говорят святители Христовы, способ размножения должен был быть какой-то другой. Как Ангелы появились на свет? Они были не рож­дены, а сотворены, и Адам был сотворен, и Ева, «были оба наги и не стыдились» (Быт. 2, 25). Раз­деление полов должно было как бы упраздняться. Адам, возделывая и храня рай, должен был восхо­дить к обожению. Рай, это состояние райское, дол­жен он был распространить по всей земле, сам должен был стать духовным, уже способным понимать ангель­ский язык, и должен был взойти на небо и жить с Ангелами. И это он не совершил, помешал диавол, Ева со­блазнилась и обольстила Адама. На земле появи­лось зло, хотя никто его не знал из людей. Зло, как говорят отцы, это не сущность, это болезнь воли человеческой, это бунт против добра. И зло есть противоестественное состояние, потому что оно породило закон рождения и смерти. Ева долж­на была рожать детей в болезнях и в скорбях. Земля была проклята за грех первозданных людей. И много бед испытали люди после грехопадения.

И вот Господь пришел на землю и открыл нам новое творение. Мы часто слышим и читаем в Пи­сании, что Господь наш Иисус Христос называ­ется Адамом, Новым Адамом. Ветхий Адам был от земли, а Новый Адам — Господь с небесе (1 Кор. 15, 47) — пришел, Духа Животворящего нам даровал. И от Нового Адама пошло новое творе­ние (2 Кор. 5, 17), новое рождение, новые люди. Как от первого Адама сейчас около шести милли­ардов людей стало жить на земле, так от Господа нашего Иисуса Христа пошли новые люди. Рож­дение принимают верующие в купели крещения.

Сам Господь, освящая это таинство, взошел в во­ды Иорданские, явил нам как откровение Божест­венную Троицу. Отец гласом взывал к Сыну Сво­ему, Сын стоял в воде, и Дух Святой в виде голу­бя нисходил на Сына. Вот тех, которые говорят, что Дух от Сына исходит, надо подвести их к иконе и сказать: «Как же от Сына исходит Дух, когда Дух от Отца идет и на Сыне почивает?» И ради Иисуса Христа мы теперь становимся духовными и принимаем новое рождение, и оно так благодатно, что если кто не родится от воды и Духа, не мо­жет войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5). А по­скольку мы принимаем великое таинство — Прича­щение Тела и Крови Христовой, то здесь что мы разумеем, какую милость Божию и любовь? Гос­подь восприял плоть от Пречистой Девы Богоро­дицы. Если Адама Он творил из земли, то Себе плоть как Человеку сотворил из пречистых кро­вей Девы Богородицы, восприял ум, как мы чи­таем в каноне воскресном, душу и телесное сме­шение от Девы Богородицы. Мы причащаемся Тела и Крови Христовой — мы приобщаемся, соединяемся и роднимся с Пречистой Девой Бо­городицей, Матерью Господней. Поэтому кто не почитает Деву Богородицу, не чтит Ее, тому нет спасения. И такую чистоту Она имеет, такую свя­тость, что Она превыше Архангелов и Ангелов, потому что Она Дева и Богородица, девство со­четала с Богоматеринством.

И вселенские учители и святители оставили нам тайну богословия. В Церкви нашей Православной все запечатлено в канонах, в правилах церковных, в богослужебном правиле, поэтому нужно это хра­нить, не слушать никаких еретиков, раскольников, никаких новоявленных чудотворцев ложных, лжи­вых, а хранить веру православную. Вера православная спасала вселенную, спасла Русь, спасает каждого человека. В Великую Субботу, перед Пасхой, бывает чудное явление у Гроба Господня, где Господь пострадал. Кто бывал в Иерусалиме, тот знает, что Кувуклия есть в храме Воскресения, первый придел Ангела, а второй придел Гроба Господня. Благодатный свет, наподобие Фаворско­го, идет от места Распятия и по храму распростра­няется, загораются свечи, светильники, лампады и пылают великим пламенем. С радостью этот огонь несут в дома свои, на самолетах, на кораблях при­возят. В прошлом году привезли и сюда, много лет не было огня благодатного в России, и все-таки доставили на самолете. Это великое чудо, которое Господь открывает только православным; ни като­ликам, которые тоже христиане, ни протестантам, не говоря уже другим иноверцам, такую благодать Господь не являет. Это великое чудо знамения любви Божией показывает то, что только вера православная имеет полноту богообщения.

И говорят святые отцы, что нам надо, восходя в вере, верою и любовию еще здесь, на земле, ис­кать богообщения. Все угодники Божии, которые прославлялись здесь, на земле, имели благодать Духа Пресвятаго, и им открывалась завеса буду­щего века. Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и все святые имели эту великую благодать, они непрестанно были с Богом, непрестанно молились. Если желаешь иметь чистое сердце, говорят святые отцы, имей веру православ­ную, держи пост, молитву, сохраняй церковный устав, молись в церкви, молись дома, молись не­престанно. Где бы ты ни был, говорит святитель Иоанн Златоуст, идешь, лежишь, трудишься, на рынок тебя посылает твой хозяин — везде памятуй о Боге: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Потому что «диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Пет. 5, 8), научить людей, чтобы они были гордыми, чтобы страсти им привить, чтобы воровали, блудили, убивали, лгали, он обещает в этом мире великую славу и честь. А что получает человек? Болезни, скорби, гроб, тело рассыпается в прах, а душа вечная идет давать Богу ответ.

И человек как часть Господня (Пс. 141, 6), луч Божественный обитает в нем, носит образ Живоначальной Троицы. Мы говорим: «Бог Триедин: Отец и Сын и Святой Дух». И у нас есть образ Троицы: ум, слово и дух. Когда человек говорит, и говорит искренне и от сердца, не читая, мы видим, что желанием его духа мысль отделяется от его ума, и это слово мы слышим. В слове виден ум, так что порой, слушая лекции, говорим: «Он начи­танный, он любит богословие, любит такого-то свя­того отца». И причем в этом слове виден дух: дух любви, учительства, кротости, правды. Нужно как раз об этом помнить и не спорить, что Бог Един, но Троичен в Лицах, что и мы носим образ Троицы. И этот образ надо очищать. Ведь как говорит­ся в Библии: Сотворим, —значит, был совет Живоначальной Троицы, — человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1, 26). Сотворил по образу Своему, по образу Божию, а подобие надо явить в жизни нашей, в добродетелях. И это стремление к подобию приводит к святости, пото­му что родитель наш Бог Свят. Мы взываем: «Отче наш!». Мы дети у Отца Небесного и должны лю­бить друг друга. Отец наш Свят и призывает де­тей Своих к святости (Лев. 11, 44; 1 Пет. 1, 16). Отец Милосердный — будьте вы милосердными (Лк. 6, 36). «Кротости научитесь от Меня» (Мф. 11, 29), — говорит Господь. И таковых Господь ищет здесь на земле.

И вот такой образ и подобие Божие стяжали святители Христовы Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Они оставили благодатное богатое учение о Церкви, о Спасителе, о Боговоплощении, о тайне будущего века. Надо это принять с верою и хранить, любить Церковь, где это охраняется Духом Святым, потому что Церковь Христова — это собрание верующих, которые еди­ным духом единятся здесь, как Сам Господь в мо­литве говорил: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они, верные, любящие Меня, да будут в Нас едино, да будут вси едино в Духе Святом» (Ин. 17, 21). И этот Дух Святой нужно стяжать в чистоте, в правде. Наш разум видит истину — надо ее стяжать. Наша воля видит добро и зло —держаться только добра. Наши чув­ствования пусть принимают святое, чистое. В стра­хе Божием проходить свою жизнь должен человек. Непрестанно нужно умом быть с Богом, и дух наш с Духом Божиим соединится в молитве: «Иисусе, Сыне Божий, Богородицы ради помилуй нас».

Если мы проводить будем такую жизнь, и образ Божий наш освящать, чтобы он был в чистоте, что­бы он был в правой вере, в истине, в добре, и приобретать подобие добродетелей Божественных, то мы ясно покажем пред лицем Божиим, перед всеми святыми, что мы сыны воскресения (Лк. 20, 36), что мы ищем Царствия Божия (Мф. 6, 33), что мы сыны света (1 Фес. 5, 5). И смотрим уже на эту жизнь как не на такую, где нужно копить богат­ство, искать славу и честь, а как на начало нашей вечной жизни, как на зарю юности, где мы как в школе благочестия проходим обучение, что­бы стать подобными Богу и войти в Царствие Божие уже приготовленными. И если мы возревнуем о вечной жизни, будем искать святости, добра, терпеть, за все Бога благодарить, помнить, как «широка заповедь» (Пс. 119, 96) Господня, то есть любить Бога, любить ближних, любить даже вра­гов своих, то эта жизнь Божественная приведет нас к усыновлению, приведет к тому, что мы не будем бояться скорбей, болезней и самой смерти, потому что смерть есть успение. Тело, взятое из земли, возвращается в землю, а дух возвращает­ся к Богу давать ответ за все, что мы здесь совер­шили.

И когда труба архангельская загремит, то вос­креснут все, которые жили от начала создания Божия. И те, которые жили в праведности, свято­сти, чистоте, встанут по правую сторону, не будет отличия ни женского естества, ни мужского, не нужна будет пища, и чрева не будет, и все будут насыщаться светом Христовым, Сам Христос бу­дет как храм, как жизнь для всех. И тогда Гос­подь всех Своих избранных благословит и скажет слово Свое благодатное: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.

 



Все новости