Вознесенский Оршин женский монастырь

ПРОПОВЕДИ АРХИМАНДРИТА НАУМА (БАЙБОРОДИНА). Слово в день празднования святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (19 декабря 1988 г.)

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Возлюбленные братья и сестры! Мы прославляем в нынешний день великого угодника Божия – святителя Николая Чудотворца. Он так дорог нам, так любят его на Руси, что многие считают, что он здесь и трудился во славу Божию. А его воспитала Греческая земля, родился он от родителей благочестивых в 280 году и избран был Богом для служения народу Божию. Когда он, маленький и слабенький младенец, был в купели крещения, то три часа стоял на ножках своих, прославлял Троицу. Взирали родители, взирал священник, и все, которые были там, говорили: «Да, это дитя единственный у матери, послужит Господу Богу». Любил отрок молитву, почитал среду и пятницу, любил Священное Писание, и премудрость ему Господь даровал. Его дядя был епископом и приучил его к церковной службе, к богослужению и посвятил сначала в пресвитера, а потом и во епископа.

И в то время много было бед православным христианам. Еще в 258 году зловредный царь Валерий поднял гонение на Христианскую Церковь, он приказывал храмы разрушать, всех епископов и священнический сан предавать смерти, сенаторов и вельмож лишать имущества, а всех остальных в оковах отправлять на рудники. Трудное было время, книги и иконы сжигались, плакали все, кровь лилась рекой. В одной Никомидии на день Пасхи злочестивый царь сжег 20 тысяч православных христиан. И для утешения Церкви Православной Господь даровал великого святителя Николая Угодника, мужа непреклонной воли и любви. Он страшен был всем и, когда нечестивые цари старались наказать невинных, как он выступал за правду! Когда три воеводы, исполняя долг перед народом и отечеством, ходили в поход, принесли победу царю, то оклеветали их нечестивые люди, дав золота придворным вельможам и сказали, что они тайные враги. И все вельможи стали настаивать, чтобы умертвили воевод. Их заключили в темницу. Там они стали молиться святителю Николаю. И великий угодник Божий утешил их. Он сам явился царю нечестивому и сказал: «Ты зачем дал приказ предать смерти благочестивых воевод? Они верно служат службу, и тебе они не предатели. Отпусти их на свободу. Если же ты не послушаешься меня, воздвигну мятеж против тебя, и ты погибнешь». В трепете восстал нечестивый царь, стал размышлять, призвал воевод из тюрьмы и вельмож, которые клеветали, стал допытываться истины и правды и убедился, что эти люди невинно были приговорены к смерти.

Один жил христианин бедный очень и слабый верой, имел три дочери. Видя бедствие и нищету, решил отдать их в блудилищный дом, чтобы они там жили в роскоши. Но Николай Угодник узнал его помышления, узнал их состояние, ночью приходил и в окошко бросал узельцы золота – приданое дочерям. Сначала в одну ночь – один узелок, потом в другую ночь – другой, в третью ночь – третий, и понял отец, что это Угодник Божий для приданого готовит. Снарядил дочерей своих и благочестивую жизнь им устроил, избавил их от страшного позора.

Святитель Николай много творил чудес. Его любят корабельщики, любят моряки, любят путешественники, любят те, которые когда-то пребывали в темницах и знали, что он много им помогает.

Был такой Иосиф Песнопевец. Он сочинял хорошие тропари, песнопения в похвалу Спасителя, Божией Матери и всех святых. И когда было гонение на веру православную, его посадили за иконопочитание на остров Крит в тюрьму, где был шесть лет. Злобный царь Лев Армянин, в которого вошел диавол, много мучил христиан. И молился святитель Николай, и смерть постигла злочестивого царя 24 декабря 820 года. В этот же день Николай Угодник пришел в темницу к Иосифу в великом свете и сказал: «Твой гонитель пошел на Страшный суд, и Господь будет судить душу его за все его злодеяния. А ты освобождаешься». Жезлом коснулся его уз. И что же получилось? Тяжелые железные оковы и на руках, и на ногах спали, как паутина, и почувствовал Иосиф себя свободным. Николай Угодник пошел, говоря: «Иди за мной». Темничные железные двери с засовами сами открылись. Вывел его на дорогу в Константинополь и сказал: «Иди, прославляй Бога и Матерь Божию».

Даже язычники обращались к Николаю Угоднику, и он им всегда помогал. Был такой случай. Один сарацин-язычник, который не знал Евангелие, не знал крещение, попал в плен к грекам, год сидел в темнице, где научился по-гречески говорить. Там были и другие преступники, из разговоров которых он заметил, что часто говорят о Боге и о Николае Угоднике, который помогает всем. И вот он стал расспрашивать: «Кто такой Христос? Кто такой Николай Угодник? Что такое Евангелие?» Ему стали рассказывать, и он с верою стал обращаться к Богу: «Господи, помоги мне по молитвам Николая Угодника. Я о семье соскучился, хочу домой». И Николай Угодник явился ему, несмотря на то, что он был неправославный, взял его за руку, через пролив перевел. И оказался он в семье, рассказал всем великое славное чудо, потом ушел в Иерусалим со всей семьей и принял святое крещение.

Много чудес совершал святитель Николай. Была однажды сильная буря на море, корабельщики плыли, мачты были снесены ветром, вода наполняла трюмы, и страшно было, все ожидали смерти. Но некоторые помнили Николая Угодника, стали взывать: «Отче Николае, помоги нам, мы погибаем, спаси нас». И вдруг он идет по морю, входит на корабль и говорит: «Вы звали меня? Я пришел к вам помочь. Теперь ничего не бойтесь». И как штурман какого-нибудь дальнего плавания встал на корме и стал управлять кораблем, подавать команды, стал читать Евангелие о укрощении бури, когда Господь ходил по озеру Геннисаретскому, которое бушевало. И наступила тишина, покой, и все вдруг очутились на пристани (Мк. 6, 47-53). И тогда Николай Угодник ушел от них, потому что все были уже спасены.

Было еще и такое чудо. На другом корабле упал матрос с высокой мачты и разбился на смерть, все плакали. Вдруг появляется Николай Угодник, помолился, перекрестил его – и матрос воскрес и оказался совершенно здоровым. Вот какую благодать имеет Николай Угодник. Однажды во время голода Николай Угодник явился купцу, дал залог ему и велел кораблю с хлебом идти в Миры. Ревновал он о чистоте христианской веры и сидел в тюрьме за благочестие, и когда в 311 году император Галерий освободил христиан и позволил в церквах молиться Христу Богу, святитель Николай вышел из тюрьмы, стал строить церкви, возобновил богослужение, благочестие утверждал, посекал разделения и ереси и был на Вселенском Соборе в Никее в 325 году.

На Руси православные христиане с давних времен любят, почитают, прославляют святителя Николая. Есть такое предание. Были два брата Аскольд и Дир. Они часто ходили в походы на Византию. И там однажды во время похода видели чудо, а они были язычники. Когда же пришли они в Киев, Аскольд принял крещение и назван был Николаем в честь Николая чудотворца. И когда он умер, его похоронили, до сих пор киевляне помнят, Аскольдова могила там есть. Это было за 106 лет до крещения Руси. И на этой могиле построили храм Николая Угоднику в 882 году. Это был первый князь-христианин на Руси, первое имя Николая Угодника он принял среди русских, и был первый храм чудотворцу Николаю на Аскольдовой могиле. Впоследствии на том месте был основан женский монастырь, в котором, как мы знаем, спасалась мать преподобного Феодосия, пришедшая в Киев и там окончившая земной свой путь.

На Руси много стали строить храмов, монастырей в похвалу Николая Чудотворца. Вот был еще в жизни нашего отечества, в церковной истории нашего народа ратный подвиг, когда Николай Угодник помогал нам. Мы знаем, что великий князь Димитрий Иванович Донской шел на Мамая на поле Куликово. И отошедши немного от Москвы, там у Москвы-реки, где теперь стоит Угрешский Никольский монастырь он прилег отдохнуть и видел видение: Николай Угодник перед ним предстоял. И когда он восстал, стал молиться, все увидели икону, которая с неба как бы сходила. Великий князь поднял руки к небу, и икона Николая Угодника сама опустилась к нему. И дал ему Николай Чудотворец знамение, что и он с преподобным Сергием молится о победе русского оружия. «Мамай-богоборец, — сказал он, — идет как разбойник, как хулитель веры православной, а я стараюсь, чтобы правда Божия водворялась на земле. Иди в поход и придешь победителем». Так же и преподобный Сергий укреплял великого князя, когда тот еще в августе на память мучеников Флора и Лавра приходил: «Ты придешь живым, целехоньким, многие погибнут, а тебя никто не поразит». Он имел такую веру в молитвы преподобного Сергия и Николая Угодника, что когда пришел на поле Куликово, то снял с себя одежды великого князя, посадил боярина Димитрия на своего белого коня, а сам оделся в одежду простого воина и шел в самые жаркие места, где татары уже хотели прорываться и торжествовать победу. Он говорил: «А мне что бояться? Я буду врагов поражать, а меня никто не поразит». И подвиг он совершил великий. Другие князья, которых было девятнадцать со всей Русской земли, видя, как великий князь идет в самые опасные места сражения, и они брали оружие, уходили в бой. И победила Русская земля, потому что святые страстотерпцы Борис и Глеб и все угодники Божии молились, даже и сражение-то было в день Рождества Богородицы, а Мамай хотел церкви разорить, православных всех побить. И когда возвратился победитель, на том месте, где Николай Угодник ему являлся, и икона с неба в его руки сходила, был построен прекрасный большой монастырь с двенадцатью храмами. Это недалеко от Москвы-реки, каждый может там побывать – Угрешский Никольский монастырь.

На Руси много храмов в честь святителя Николая. Его именуют «правило веры», потому что он веру всем возвещает святую, соборную, апостольскую веру Вселенских Соборов, Поместных соборов и святых отцов. Эта вера говорит нам, что мы должны веровать в Живоначальную Троицу, почитать Единого Истинного Бога в Трех Ипостасях, Отца и Сына, и Святого Духа славословить. Иисуса Христа почитать как Богочеловека, Он истинный Бог и совершенный Человек, в Нем два естества: Божественное и человеческое. Он пожелал за нас пострадать, но Божество не страдает, страдает только человеческое естество. Он принял нашу плоть – великую тайну благочестия нам открыл – и на кресте умер, чтобы воскресить всех нас.

И эту веру нам предлагает Николай Угодник, эта вера нерушимая. Он был на I Вселенском Соборе, и Сам Господь вручил ему Евангелие, а Матерь Божия омофор святительский, где утверждали этот символ веры: «Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя», — поем мы и читаем в домашних и церковных молитвах. И вот вера говорит нам, что ублажать нужно Пречистую Деву Богородицу, Приснодеву, Она до Рождества Иисуса Христа была Дева, в Рождестве пребывала Девой и после Рождества Она Приснодева, Она превыше Архангелов и Ангелов, Она Царица неба и земли, Она Матерь Божия и Матерь всех христиан. Так говорит богомудрый святитель Николай, повторяя учение отцов святых. Нам нужно почитать Крест Животворящий, потому что на нем совершилось наше спасение. Почитать надо святые иконы Господа, Матери Божией, святых Ангелов и всех святых. И поклонение, воздаваемое иконам, переходит на первообраз. Слышат, созерцают угодники Божии нашу молитву, когда мы кадим, когда мы величаем их. Они же нам милости богатые от Господа Славы испрашивают.

Надо хранить веру святую, соборную, апостольскую. Прогремели семь Вселенских Соборов гласами своими. Было еще четырнадцать Поместных соборов, и есть правила святых отцов. Надо почитать церковное богослужение. Правила веры говорят: «Кто два-три воскресенья не был в храме, а мог бы быть, тот отлучается от Церкви»; 69-ое апостольское правило говорит нам о том, что кто не соблюдает посты в среду и пятницу, все посты в течение года, если он священнослужитель, то извергается из сана, мирянин да отлучается от Церкви.

Говорит святитель Николай, что воскресенье для нас – величайший праздник. И этот день воскресный почитать нужно всем. Когда мы встречаем Пасху, то желательно, чтобы всю неделю пребывали в храме и этот праздников праздник прославляли все. Воскресенье же, говорит правило веры, было за полночь, чуть-чуть за полночь, когда Матерь Божия пришла ко Гробу и Мария Магдалина. Вот тогда и совершилось Воскресение Христово. И этот день Пасхальный мы должны совершать всегда после равноденствия весеннего, после полнолуния, потому что этот день единый, и в то же время восьмой, он напоминает нам о вечности. Здесь мы вспоминаем и творение мира, когда Господь сказал: Да будет свет (Быт. 1, 3), и седмицу страданий, которая совпала с седмицей творения. Очень все просто: Господь сотворил мир, Господь пришел и за нас пострадал. И вот это время, время весны, время возрождения, мы всегда вспоминаем день Пасхальный. И должна быть Пасха после иудейской пасхи. Пасха легко подсчитывается каждым псаломщиком. Определяй весеннее равноденствие, определяй полнолуние, после полнолуния день воскресный, три дня приложи, когда Господь лежал во гробе: пятницу, субботу, воскресенье – вот тебе и будет Пасхальный праздник. Седьмое апостольское правило запрещает праздновать Пасху с иудеями.

Правило полагает Никейский Символ православной веры хранить, а сочиняющим другую веру – извержение и анафема.

Правила веры говорят: брак как общение и соучастие в Божественном и человеческом праве, и православный да не вступает в брак с иноверцем. Правила не дозволяют брать жену брата или сестру жены замуж.

Как говорят правила Анкирского собора и святых отцов, что погубившая умышленно зачатый плод во утробе есть убийца и отлучается от церковного общения на десять лет, десять лет да не причастится.

Не должно быть общения света с тьмою, и не прибегать посему к гаданию и ворожбе, к колдунам, чародеям, волхвам и скоморохам, да отлучаются таковые от причащения на шесть лет.

Тех, кто на пагубу душ собирают и содержат дома блудниц, церковные законы извергают и отлучают от Церкви, а гражданские лишают имущества и высылают.

Правило запрещает вкушение удавленины, звероядины, мертвечины, крови животных.

Помнить надо, что за беззакония Бог оставляет христиан и предает в руки варваров и в рассеяние.

Детям грех вменяется по мере познания и рассуждения добра и зла.

Учения и книги богодухновенные и душеполезные и святые нужно отделить от апокрифических, душевредных и демонских.

Пение и чтение в Церкви должно быть благоговейным.

Правила веры говорят: подражающие житию Христа да не носят для прельщения других искусственных украшений и не изображают срамные и растлевающие сцены. Добродетель должна быть добровольной. Нам нужно любить молитву, ближних любить, смирять себя.

И надо нам эти правила помнить, потому что мы ищем Духа Святаго. «Царю Небесный, — взываем мы, — прииди и вселися в ны». А когда Он может вселиться? Когда мы храним веру православную, живем в страхе, посте и молитве. И нам нужно любить святых угодников Божиих. Святитель Николай преподает нам правила веры и образ благочестия. Надо хранить и писанное Божественное откровение, и предания, которые в Церкви, и устные предания, ибо они имеют равную силу для благочестия. Читаем мы Слово Божие, там благодать Христова. Получаем мы благословение – это освящение для душ наших. И надо, братья и сестры, помнить еще о том, как говорят правила веры отцов, что кто желает здесь получить мир Христов, как бы приоткрыть завесу будущего века, тот должен жить в строгом благочестии, соблюдать все церковные правила, жить в смирении, в простоте, как Николай Угодник, преподобный Сергий, и непрестанно молиться Богу. Непрестанно молитесь (1 Фес. 5, 17), — говорит апостол Павел. Не просто он так написал, а потому что нам необходимо хранить ум в благочестии, чтобы ум наш искал истину, а истина есть Христос, чтобы мы избрали только добро в нашей жизни и искали чистоту и святость. Надо читать и любить Святое Евангелие, Псалтирь. Сколько там откровений, сколько там таинственных сокровищ! Верить надо каждому слову евангельскому, приучить себя непрестанно быть с Богом: «Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Если ты пожелаешь, этой молитве можешь всегда научиться. Сначала нужно много, долго читать вслух, отходить от всякой суеты, от греха, от страстей, от винопития, от гордыни, от всякого непотребства и уединяться. Имеешь необходимое в жизни, доволен будь, потому что ты здесь не живешь, а готовишься к жизни. Везде, куда бы мы ни ушли, есть кладбища – «яко земля еси и в землю отыдеши». Все богатства земные останутся здесь, а богатство наше – сокровенное, духовное, бесценное, которое выше всего мира – Христос Спаситель и Царствие Божие в Духе Святом.

И вот давайте, подражая Николаю Угоднику, хранить нашу веру православную, право исповедовать ее, соблюдать посты, почитать иконы святые Спасителя, Троицы, Божией Матери, Ангелов, Архангелов, всех святых, любить церковное богослужение и приучать себя к непрестанной Иисусовой молитве. Потому что рыкающий лев (1 Пет. 5, 8) демон, спадший с высоты, старается нас смутить. «Все это дам Тебе, — говорит он, как некогда искушая Спасителя, — если поклонишься мне (Мф. 4, 9) – вот и вся вселенная пред Тобою». Но что он может дать? Пищу сытую? Одежды? Вино? Автомобиль? Что он может дать? Трактор? А потом что? Потом гроб примет нас, а душа пойдет Богу давать ответ за все наши дела. Поэтому надо иметь разум, какой был у Николая Угодника, видеть все, что есть в этом мире, и оценивать правильно: что имеет для нас ценность и что проходит, как прах земной.

Иисусову молитву давайте водворять в себе сначала дома, вслух, можно сесть, только надо, чтобы она была в покаянии, чтобы глубокое в сердце было внимание, ни о чем не думать, не воображать. Некоторые молятся неправильно, а надо просто, как говорим, в покаянии, с плачем душевным: «Поми-и-луй мя грешнаго». И потом, когда мы привыкнем и когда не будем ум обременять виденным и слышанным, то у нас постоянно будет память Иисусова. Тогда откроется таинство веры, как преподобному Макарию Египетскому. Вот мы поем и читаем Символ веры, там двенадцать степеней, а он все видел, видел таинство Троицы, видел Христа Воплотившегося, видел Его страдания, видел воскресение и вознесение на небо, — все это в Духе Святом, потому что Дух святой научает нас. Можно учиться, сидя за партой, книги перелистывая, а можно поучаться у Самого Бога, как преподобная Мария Египетская, как Николай Угодник и все святые. Поэтому давайте вот поучать себя. Тайное поучение: «Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», — да всегда будет с нами. Правило говорит: для мирян главное беречься от блуда, от убийства, от воровства и грубых таких проявлений в жизни нашей, а для иноков беречься даже от помыслов. Если ты задержался в помысле, если ты даже принял его, получаешь наказание от Бога. Как это так, что ты, оставив беседу покаянную с Богом, покупаешь, продаешь в уме, осуждаешь других, гордишься красотой своей, силой, богатством, а это все суета и томление духа, это тьма кромешная.

И вот, братья и сестры, глубоко поймем смысл нашей жизни, правила веры всегда будем иметь в себе, подражать угодникам Божиим. Перед тем, как что-либо делать, надо рассудить, чтобы оно было по воле Божией, во славу Божию, во спасение нашей души. Любить Евангелие, читать жития святых, хранить посты, почитать праздники и непрестанно призывать Иисуса Христа в помощь. Если мы таким путем пойдем, то ясно покажем перед Богом, что мы ищем Его, ищем истину, ищем добро, ищем святыню. И Господь укрепит нас, утвердит, откроет нам веру глубокую, любовь, а любить-то нужно не только тех, которые любят нас, даже врагов любить надо, терпеть, за все благодарить, и тогда мы станем сынами воскресения. И когда Господь призовет нас в долине Иосафатовой на Страшный суд, поставит нас по правую сторону, где Матерь Божия, где Николай Угодник, преподобный Сергий и все святые, то скажет нам: «Приидите, благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царство от сложения мира». Аминь.

 

 



Все новости