Вознесенский Оршин женский монастырь

ПРОПОВЕДИ АРХИМАНДРИТА НАУМА (БАЙБОРОДИНА) Слово в день преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова (9 октября 1991 г.)

Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные братья и сестры! Во второй день праздника преподобного Сергия мы прославляем апостола любви Иоанна Богослова. Он пишет в своих посланиях: «О том, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и осязали руки наши, о Слове жизни — Самом Господе Боге, пришедшем во плоти, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» (1 Ин. 1-3). И апостол Иоанн Богослов возлежал даже на персях Христовых. Это был любимый ученик Господа, и он говорит нам, что Бог есть Любовь (1 Ин. 4, 8). И если мы, братья и сестры, веруем Господу нашему, то должны быть исполнены любви и «любить друг друга» (1 Ин. 4,11; Ин. 15,12). Это великая заповедь Господня. Когда Господь пребывал уже на Голгофе, на кресте страдал, Он там великое слово любви сказал, обращаясь к Матери Своей: Жено, се сын Твой — и обращаясь к апостолу Иоанну Богослову: Се, Мати твоя (Ин. 19,26). Все оставили Господа и от страха иудейского убежали, но Матерь Божия стояла у креста, и апостол любви еще с немногими пребывал до славной кончины Спасителя мира. И вот он исполнил этот закон любви. Мы знаем, он принял Пречистую Деву Богородицу в дом свой, в Сионскую горницу, и Она пребывала там в молитве. Это было начало благодатной Церкви Христовой, Церкви любви.

Мать апостола Иоанна Богослова Саломия была дочерью Иосифа Обручника, а Иосиф Обручник — хранитель девства Пречистой Девы Богородицы, Матери Божией. Так что он был сродником по плоти Самому Господу. И когда приближалось отшествие Девы Богородицы от этой юдоли земной, он нес ветвь из райского сада перед гробом Богоматери. Апостольский лик, проповедовавший Евангелие по всей вселенной, силой Духа Святаго восхищен был в Иерусалим и поставлен у Сионской горницы. Все спрашивали друг друга: «Что это за дивное чудо? Как это мы в малое время через такие великие расстояния оказались все вместе?» Говорил апостол любви: «Дух Святой пожелал, чтобы вы получили благословение Богородицы и отправились потом опять на проповедь Евангелия».

Сам апостол Иоанн Богослов проповедовал Евангелие в Малой Азии. Когда он пришел в Ефес, то увидел там много язычников, которые забыли Истинного Бога и поклонялись идолам, твари, вместо Творца. И там ему пришлось понести большой труд: шесть лет работал в бане, поддерживая огонь, а друг его Прохор разливал воду. И было великое чудо. В этой бане пребывал лютейший демон и часто умерщвлял людей. И когда умерщвлен был сын градоначальника, то великое было смятение во граде Ефесе. Но апостол любви вознес молитву к Господу и воскресил этого человека. Велика радость была и у хозяйки этих бань, и у отца этого отрока пострадавшего. Все жители прославляли Иисуса Христа, и многие приняли святое крещение. А потом, когда было воздвигнуто сильное гонение и христиан предавали смерти, казням, ссылкам, то призвали и апостола Иоанна Богослова. Его пробовали отравить, но яд никакого воздействия не имел на апостола. Тогда взяли большой котел с маслом, его разогрели огнем, и в это кипящее масло бросили апостола, а он спокойно пребывал там, потому что жар пламени не действовал на апостола любви. Видя многие чудеса, которые совершались от него, все стали возглашать: «Это бог, он бессмертный». Не зная, что с ним делать, сослали его на остров Патмос.

И на Патмосе великий апостол любви совершал многие чудеса. Был такой Кинопс, страшный злодей, чародей, который вошел в дружбу с самим диаволом, и диавол дал ему многих бесов, которые служили этому злому человеку. Он обольщал жителей острова и говорил, что он сам, яко бог. И он старался опорочить апостола любви, и многую клевету претерпел апостол здесь, на этом острове, его даже хотели предать смерти. А этот чародей всем говорил, что он может воскрешать мертвецов. И казалось многим жителям, что из моря выходили те, которые утонули в пучине морской. И тогда он стал удивлять еще дальше: сам прыгнул в море, говоря: «Я всех утонувших в пучине морской изведу вон». Но помолился апостол, взывая: «Господи! Да не возвратится чародей и служитель диавола из пучины морской». Три дня ждали жители острова, когда возвратится колдун и чародей. Но поглотила его пучина морская. Здесь было и еще славное чудо. 200 человек умерших воскресил апостол любви. Многих обратил он в веру, многие приняли крещение, стали строить храмы, поставлял им епископов, священников. И потом, когда Домициан, царь лютый, умер, некий Нерва, император, стал управлять Римской империей. Он был добрый по нраву и издал указ, чтобы всех заключенных за веру Христову освободили. И дана была свобода апостолу, и он стал собираться в свои родные края. Но жители Патмоса обращались с нему: «Оставь нам память какую-нибудь о себе». И апостол любви здесь написал Евангелие. Он постился три дня, молился и потом диктовал ученику своему Прохору, и тот писал: В начале было Слово, и Слово былоу Бога, и Слово было Бог (Ин. 1.1). И он написал великое сокровище для вселенской Церкви: слово о боге, слово о спасении, о Христе Спасителе, о Его воскресении и жизни вечной. Он также написал нам и Откровение — Апокалипсис — пророчество о последних судьбах Церкви и всего мира. Апостол подробно, как тайнозритель, описал, что ожидает христиан и Церковь в последние времена, о том, как люди забудут Спасителя мира Иисуса Христа и будут веровать в другого, пришедшего от земли злодея, обольстителя, чародея, который прельстит всю вселенную и скажет всем, что он ббог и никому не должны поклоняться, кроме него. И апостол любви говорит, что все мы, христиане, должны прославлять Иисуса Христа, пришедшего во плоти, а кто не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога; такой человек есть обольститель и антихрист (1 Ин. 4,3; 2 Ин. 1,7). Еще в те времена предупреждал апостол, что появилось много антихристов (1 Ин. 2,18) во вселенной. Они отрицали проповедь Евангелия, они сами себя возвышали, ереси вводили, всякие заблуждения.

В своем Евангелии апостол Иоанн Богослов, повествуя о Тайной Вечере, передал нам заповедь Спасителя, слова о любви: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин. 13,34). И в посланиях он пишет: «Будем любить Его, Господа нашего Иисуса Христа, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4,19). И апостол изображается часто с орлом. Если все животные, даже люди простые ходят по земле, видят перед собою только то, что есть, то орел возлетает высоко, видит многие просторы, видит всех людей, которые перед ним находятся, видит горы, реки и поля. Так вот апостол Иоанн Богослов созерцал великие тайны, ему открывал Сам Господь наш Иисус Христос и то, что было, и то, что будет. И поэтому он в своем Евангелии написал такие высокие идеи, такие высокие мысли, заповеди, которые теперь не дают оружия никаким еретикам. Все ереси, расколы, какие возникают теперь, они были и в древности, ничего нового нет в них.

И мы теперь, братья и сестры, уже подходим к тому времени, которое описал апостол любви, когда должна быть испытала вера последних христиан и когда готовится ко спасению остаток Израиля. Они не приняли Христа Спасителя, они отвергли Его, хотя все пророки говорили о Христе. Пророки вышли их сынов Израилевых, и все книжники, фарисеи знали эти пророчества. Самое сильное пророчество пророка Даниила (Дан. 9,25), он указал 483 года от того времени, как выйдет указ Кира Лонгимана. Это был третий указ о разрешении иудеям переселяться во Иерусалим из плена Вавилонского, строить храм и возводить стены. И точно 69 седмин, 483 года, исполнилось, когда Господь взошел в воды Иорданские и когда Дух Святой в виде голубя сошел на Него. Дух от Отца свидетельствовал: «Сей есть Сын мой возлюбленный, Спаситель мира, в котором Мое благоволение» (Мф. 3,17; Мк. 1,11; Лк. 3,22).

И апостол любви призывает нас, чтобы и мы искали этих дивных созерцаний, чтобы мы углублялись в Священное Писание, чтобы любили читать Евангелие, Послания апостолов, деяния святых Вселенских Соборов и жития угодников Божиих. Нет другого имени под небом, кроме имени Господа нашего Иисуса Христа, ради Которого и Которым мы можем спасаться (Деян. 4,12). Много приходило лжемессий, 168 их было, как говорят некоторые, даже Наполеон объявлял себя спасителем мира. И если бы Россия не помешала ему, он так бы и водворился, потому что он отвергал Распятого, ни одного священника не было в громадной армии наполеоновской. Он составил новый катехизис, и как он там себя возвышал!

Так вот приближаются лютые времена, как говорит апостол любви, и тогда-то будет испытана вера каждого. Спаситель мира — Иисус Христос, другого никого не ждите. Он пришел от Отца Небесного, Он пришел от Отца на землю как Человек и Бог. Он не просто говорил, Он говорил еще и чудесами многими. И всякие чародеи, как тот Кинопс во времена апостола Иоанна Богослова, и многие маги, которые предали душу сатане, совершали чудеса, но чудеса были ложные, трепещут одного имени Христова. Вот этот Кинопс, видели люди, привел трех людей, а это были бесы, которые приняли вид человеческий, и приказал им прыгнуть в пучину морскую. А апостол любви изрек: «Да, не будете смущать поселе никого из православных, явитесь в свой лик». Они сразу стали злыми чудовищами и исчезли. И тот человек, который объявит себя богом, будет совершать ложные чудеса. Скажет: «Гора, перейди на другое место», — а она, как стояла, так и будет стоять, но такое будет обольщение, как бы гипноз сильнейший, что людям будет казаться, что она переходит.

Во времена еще преподобного Макария Египетского, подвижника великого, много веков назад, было такое знамение. Одна жена жила неподобной жизнью: долго не каялась и не причащалась. Пришел муж ее в дом свой и ожидал увидеть ее, но — стоит лошадь. Смотрит на животное и рассуждает: «Как это так? Ведь должна быть моя жена, а не лошадь». Стал других спрашивать: «Кого вы видите?» — «Это лошадь». Пошел к священнику, и тот подтвердил, что лошадь. И все видели, что это была лошадь. Но муж не упал духом, накинул веревку на эту мнимую лошадь, на жену свою, повел ее в скит к преподобному Макарию Египетскому. Это был великий духоносный муж в те времена, трепетали бесы от имени его, имел он власть воскрешать мертвецов и совершал многие чудеса. И вот только он, выйдя на крыльцо, увидел, что это была женщина. Но всем казалось — такое было обольщение, — что это не жена была, а животное.

А какую тайну беззакония и ложь будет являть, какие чудеса совершать тот человек, в которого войдет диавол в великой злобе. Мы знаем, что некоторые бесноватые взывают на многих языках. Так вот тот, который объявит себя ложным спасителем, будет говорить с любым человеком во вселенной: с турком по-турецки, с англичанином, с французом, с греко, со всяким, кто только бы он ни был, на его родном языке. Потому что диавол будет ему все подсказывать, он будет гнездиться в нем. Будет разговаривать с любым ученым о его учении или о каком-то деле — все будет подсказывать сатана, потому что он древний, он сотворен был еще прежде человека, все видел и все было на его глазах. И многие будут говорить: «Это сверхчеловек, это такой гений. Кто может знать языки всех народов? Кто может знать все, что было на земле от начала творения? Да, это бог». И разные ложные чудеса будут обольщать многих людей.

И говорят святые отцы, что нужно, подражая апостолу любви, созерцать эту любовь, созерцать милость Божию, исполняться благодатью Христовой. Надо водворять в себе умно-сердечную молитву. Все, которые будут жить в последние времена, должны иметь это оружие веры, взывать к Иисусу Христу: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Где бы ты ни был, куда бы ты ни шел — взывай в этой молитве. Но мало только взывать к Господу, надо еще, кроме веры, являть добрые дела, дела любви. Было такое в жизни апостола Иоанна Богослова. Обращен был к вере юноша один. Апостол его крестил, наставил в вере, поручил одному священнослужителю и ушел на проповедь Евангелия. Но не заботились о нем, об этом новокрещеном, и его увели разбойники в свой лагерь. Как бывает: посадят яблоню, грушу, помидоры, но не поливают их. Что получается? Некоторые саженцы укрепляются, растут, а другие засыхают. Вот, скажем, кто бывал в Алма-Ате, знает. Что там на горах вырывают глубокие ямы, и на дне их садят саженцы. И что же получается? Когда стекает вода в эти ямы, то там долго держится, питает корни этих саженцев, и они растут. А бывает иногда мало влаги или мало снегу, и тогда саженцы засыхают. Подойдешь, посмотришь: яма, а некоторые саженцы сухие, другие зеленеют и уже плоды какие-то дают. Так бывает и у человека: один справляется с неверием, со всякими ересями, перебарывает верой своей и молитвой, а другому нужна помощь. И вот тот новокрещеный юноша попал в логово разбойников и долго с ними занимался разбоем. Однажды в этот говор пришел апостол Иоанн Богослов и стал спрашивать: «А где мое сокровище? Где юноша, которого я обратил к вере и поручил вам?» Все молчали. «Где же он?» — «А его увели разбойники, и он теперь в шайке их». — «Да как же так? Почему же вы его не сохраняли, почему оттуда не извлекли? Дайте мне коня». Он уже был старый-старый. И поехал он туда, прямо к разбойникам, к лютым, которых все боялись. Сойдя с коня, он стал кричать: «Где ты, мое сокровище?» И узнал его юноша. «Я пришел к тебе, —  сказал апостол любви. — Почему ты ушел от нас? Почему ты не ищешь жизни вечной? Почему ты забыл Христа? Ведь Бог тебя любит». И тот разбойник упал перед ним на колени: «Увы мне, я не исполнил твои заповеди, я согрешил, я стал разбойником». Другие разбойники убежали в страхе. От кого? От немощного старого апостола, который не ругал, не бил их. А этот плакал горькими слезами. И говорит ему апостол: «Пойдем со мной обратно на покаяние. Бог тебя помилует, только брось все то, что ты делал». И увел его и опять примирил с Церковью. Вот как он любил всех христиан, любил каждого человека.

И мы, братья и сестры, живя здесь, на земле, должны исполняться этой любви. Трудно любить врагов своих. Мы даже и ближних-то не любим так, как подобает нам. Надо, братья и сестры, чтобы в каждом доме у нас было Евангелие, читать его нужно каждый день, вникать в слово написанное, великая благодать там, потому что Дух Святой внушал апостолам. Говорим: «Это Евангелие от Иоанна, это Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки». Это Евангелие Христово, Духом Святым оно внушено и написано для нас. Надо заповеди Божии все возлюбить и их исполнять. Надо помнить о том, что диавол ходит, как рыкающий лев (1 Пет. 5,8), по земле, желая, чтобы мы все стали злодеями, убийцами, блудниками, гордецами, чародеями, потому что таковой отлучается от Церкви, от любви Христовой и погибает для вечности. Если кто из нас блудник, вор, убийца, особенно матери убивают детей — бросим это, вспомним любовь Христову, любовь апостольскую. Апостол пошел к разбойникам, чтобы разбойника привести к покаянию. Он ждет и нашего обращения. И давайте, братья и сестры, покаемся, заповеди Божии будем исполнять, чтить Бога, чтить день воскресный, день страданий Христа Спасителя, почитать родителей, не убивать, не лгать, не прелюбодействовать, не гордиться, работать своими руками, не воровать, хранить посты, почитать праздники Христовы и молиться не только дома, в церкви, молиться непрестанно. Где бы ты ни был, куда бы ты ни шел — везде можешь призывать Господа во спасение.

Много ересей, много еретиков теперь появляется — не обращайте на них внимания, их и разбирать не надо. Вспомним Евангелие, где говорится: «Человек же некий бе богат (Лк. 16,19). Даже имя его не указал евангелист. Нищ же бе некто, именем Лазарь (Лк. 16,20), — упоминает апостол имя нищего, потому что он записан в книгу жизни. Все еретики, безбожники отлучены уже от благодати Христовой. И вот поэтому, братья и сестры, вспомним заповедь о любви. Если мы согрешили, то принесем покаяние. Были злодеями — станем кроткими. Вспомним, как Господь преподобную Марию Египетскую принял, простил все ей согрешения. Преподобный Моисей Мурин был разбойник, силу имел страшную, четверых других мог схватить, связать и легко нести на спине своей, но когда покаялся, Господь простил ему согрешения его.

И вот давайте мы будем в этот день просить апостола любви, чтобы Господь дал по его молитвам и по молитвам преподобного Сергия духа любви, духа смирения, правды, чтобы все дела, которые нам предстоит совершить, были по воле Божией, во славу Божию, во спасение нашей души. Посты будем соблюдать, почитать страдания Христовы, будем почитать учеников Христовых, почитать праздники, святых, будем постоянно спешить в храм Божий на молитву, молиться и дома и непрестанно водворять Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Где бы мы ни были, куда бы мы ни шли — будем помнить о том, что нас искушает диавол, что на нас взирают Ангелы Божии и испытываются наши дела и помышления. И если мы будем подражать этой любви апостольской, исполняться смирением, в трудах будем приносить покаяние постоянное, то Господь усыновит и нас. Как усыновил апостола Иоанна Богослова Матери Божией, так и нас усыновит Господь, и Матерь Божия будет наша Матерь, и мы будем чада Матери Божией и чада Господни. И когда труба архангельская загремит, Господь призовет всех нас в долину Иосафатову, на правую сторону поставит и скажет нам благодатное слово Свое: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.



Все новости