Вознесенский Оршин женский монастырь

ПРОПОВЕДИ АРХИМАНДРИТА НАУМА (БАЙБОРОДИНА). СЛОВО В ДЕНЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (21 сентября 1983 г.)

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Возлюбленные братья и сестры! Святая Церковь ныне возвещает нам великую радость: радость всем народам земли, потому что рождается Пречистая Дева Богородица и даруется всем благословение и жизнь вечная.

Господь и Бог наш Иисус Христос так возлюбил род человеческий, что Сам стал Человеком, чтобы спасти человека и усыновить его, обожить его, чтобы он, потеряв земное блаженство, приобрел теперь небесные обители. Господь Сам по Себе имеет природу духовную. Бог невидим, непостижим. Бог есть свет. Говорят святые отцы, что Бог есть Дух невидимый, Бог — это Ум, который все созерцает и все сознает. Моисею Бог явил Свою силу в купине неопалимой, а прежде — в облаке. Мы знаем из истории израильского народа, что Господь являл им Свою силу: Он говорил с Моисеем через горящую купину — кустарник горел огнем и не сгорал, и из этого огня исходил глас, который повелевал Моисею, как надо жить и что говорить народу израильскому. Когда Моисей выводил израильский народ из Египта — из страны рабства — в землю обетованную, то Бог, приняв вид облака, шел перед избранным народом. Когда египетское войско хотело погубить израильтян, то облако стало между ними, и воды стали стеною, и народ с Моисеем прошел через море. Много было чудес в древние времена, но никто Духа Божия не видел никогда. Ангелы и Архангелы, которые предстоят Престолу Божию, и те не знают тайну Божественную, и сам Моисей не видел лица Божия, а когда Господь пожелал стать Человеком, открыл нам тайну Боговоплощения. И в великом удивлении и восхищении святые отцы говорят, что сотворение мира, этой прекрасной вселенной — великое деяние Божие. Но если сравнить это деяние с Боговоплощением, то здесь более великое дело Господь совершил для нас. Так Он силой Своей сотворил боголепный мир, а здесь, чтобы нас призвать к обожению, Господь воцарился и Сам в лепоту облекся. Теперь нужно участие нашей человеческой воли, нужно жить по заповедям Божиим, чтобы воспринять обожение.

Господь избрал Пречистую Деву Отроковицу из всего рода человеческого, чтобы принять от Нее плоть человеческую и стать Человеком. Господь еще с древних времен подготавливал род человеческий к великим чудесам. Мы знаем, был верный Авраам. Как говорит свт. Иоанн Златоуст, это был единственный человек в те времена, который право верил в Бога, а остальные люди пребывали во тьме идолослужения. И теперь верный Авраам в райских обителях принимает всех, которые проходят воздушные мытарства, которые верою и любовью служили и сподобились пребывать у Престола Божия. Так вот, Аврааму было уже 100 лет, жене его Сарре — более 90 лет, они уже похожи были на мертвецов, но Господь даровал им силу, и родили они сына, который стал патриархом, а потом много патриархов из этого рода произошло. Вспомним пророка Самуила. Он родился по молитвам матери своей. Вспомним, как говорят пророки в Священном Писании и как, обращаясь к Иеремии, говорит Господь: Прежде, нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя (Иер. 1,5).  Вспомним рождество Иоанна Предтечи, он был избран еще от чрева матери. Господь готовил сознание людей и веру их к тому великому знамению, когда Он родится от Девы. До сих пор многие рассуждают, особенно матери: «Как это так? Я сама мать и родила многих детей. А как это Богородица родила и осталась Девой?» — потому что Богу все возможно. Господь избрал Пречистую Деву Богородицу. А праведные родители, как плод благочестия, принесли Ее в дар Богу. Они 50 лет до этого жили в супружестве, им уже было, может, по 80 лет, но Господь даровал силу их естеству, и они родили Деву Богородицу. Пречистая Дева с трех лет была введена в храм Господень и прославляла Бога Вседержителя.

Братья и сестры, мы, взирая на эту великую тайну, на любовь Бога к роду человеческому, должны принять это благовестие, возрадоваться радостью великой, прославлять Пречистую Деву Богородицу, потому что Господь избрал Ее в Матерь Себе. Она именуется Матерь Божия, и Она же Матерь всех христиан. Значит, мы вливаемся в Божественную семью. Сыны человеческие теперь имеют своими братьями Архангелов и Ангелов. Сыны человеческие взывают к Богу, как к отцу своему: «Отец Ты наш Небесный». Мы теперь уже призываемая к вечной, блаженной жизни. Даруется нам с Рождеством Богородицы благословение, даруется нам жизнь вечная.

Диавол, желая смутить первых наших прародителей, Адама и Еву, обещал обожение Еве и говорил: «Не слушай гласа Господа Бога Вседержителя, а меня послушай, вкуси запрещенный плод, откроются твои глаза, и ты сама будешь богиня. Тебе Бог завидует, слушай меня». И вот, она послушалась диавола и захотела стать богиней. А кем она стала? Ее изгнали из рая, она познала великую горечь отступления от Бога, родила первых сыновей Каина и Авеля. Каин, наученный диаволом, убил Авеля. Каково было матери на это смотреть? Теперь люди в труде должны были добывать себе пропитание. С плачем, с рыданием Ева рожала детей. Какая же она богиня? Насмеялся над ней диавол, и стали люди странниками, пришельцами на земле, и все люди понесли клятву смерти. Смертию умрешь, — сказано было Адаму и Еве, и они умерли, и дети их умирают. Чтобы снять эту клятву и даровать то дыхание Бога Вседержителя, благодать Духа Святаго, которую они потеряли в раю, Господь Сам пришел на землю.

Посмотрим, братья и сестры, в простоте детской веры, как просто и с какой любовью Господь все совершил. Господь стал Человеком. Господь идет на Иордан, принимает Крещение, сходит Дух Святой. На Кого Он сходит? На Божество? Но Он Сам все освящает. Значит, сходит на плоть, на естество человеческое, на Сына Человеческого, на каждого человека, который призывает Бога в помощь и который верует с любовью.

Вот мы принимаем крещение, мы принимаем такое же освящение, которое Господь явил в водах Иорданских. Мы принимаем Духа Святаго, ту благодать, которую Господь сообщил как дыхание Бога Вседержителя, Адаму первозданному. И теперь Господь спасает Адама и всех нас. Но что от нас требуется? Если мы принадлежим теперь к Божественной семье, то в этой семье Бог — наш Отец. Как мы о Боге говорим, как поют Ангелы и Архангелы? — «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея». Святость и послушание святое видны среди предстоящих у Престола Божия. Все пребывают в великой святости: и Архангелы, и Ангелы. Мы теперь к этому лику причисляемся, поэтому должна быть святость в нашей жизни. Господь дарует нам заповеди Свои — это как врачевство против нашей злой воли, они ведут нас к святости. Как говорят святые отцы, эту дань должен каждый из нас принести Царю Небесному. Матерь Божия помогает нам в земной жизни, вразумляет нас, молится за нас. Она видит всех, которые ходят по лицу земли. Особенно Она отзывается на зов тех, которые призывают Ее в молитве, которые оберегают себя от всякого зла. Наша душа богозданная подобна Живоначальной Троице. Когда мы говорим о Боге, мы говорим: у Бога есть Ум, Слово и Дух, и у нас есть ум, слово и дух, который все освящает, все наши помышления. Вот поэтому нужно нам, братья и сестры, все усилия приложить к тому, чтобы возлюбить добро. Добро многоценное, добро ищет истину, в добре любовь пребывает, от добра исходит милосердие, кротость, смирение, терпение, трудолюбие — и вот нужно это добро Божественное возлюбить. Диавол научил сынов человеческих всякому злу. Чему он научил? Убийству, прелюбодеянию, чародейству, гордыне, безумию, отчаянию — всякому непотребству. И нужно отложить всякое зло, чтобы разум наш отметал всякие заблуждения и искал только истину, чтобы воля наша определилась к добру, и чтобы чувства наши искали святыню и чистоту. Диавол, рыкающий лев, как соблазнял Адама с Евой, так и теперь соблазняет всех. По существу своему диавол есть дух невидимый, бесплотный, но он имеет с нами общение через помыслы: он собеседует с нами, влагает мысли, в памяти возбуждает то, что мы видели, слышали, смешное, греховное, наводит злобу, поэтому нужно ясно отделять и говорить: это не мое. Как некоторые иноки молятся: «Не соизволяю, сатана, это не мои мысли, не плод моего сознания и мышления, это ты мне наводишь. Отойди от меня, сатана!» и начинают призывать с особенной любовью и верой Иисуса Христа в помощь. Вот так и нам нужно делать. Эти помыслы есть как бы младенцы немощные, зачатки греха. Диавол влагает помыслы нанести кому-то обиду, украсть какую-то вещь, красоту наводит женскую или мужскую, или чародейство, или леность — нужно все отметать, потому что мы, хотя и падшие люди, но мы имеем понятие добра и зла. Мы знаем, что такое справедливость. Многие преступники, которые сидят на скамье подсудимых или в тюрьмах, перед своими преступлениями знали, что они шли на плохое дело, иначе бы они не остерегались, не боялись, не брали бы нож, чтобы убить невинную жертву, чтоб тайно им пробраться, скажем, в магазин или дом. А почему так, его спрашивают: «Ты знал, что за эти преступления тебя могли наказать?» — «Да, я знал, — отвечает преступник, — поэтому я старался все делать тайно». Значит, дано нам понятие добра и зла. Мы знаем, что такое истина и ложь, имеем понятие справедливости, знаем о трудолюбии, только надо пожелать. Поэтому начало нашего спасения начинается с того, что ум наш познает Божественный закон, познает Бога в творении Его, познает истину, и волю нашу направляет к добру. Нам порой подсказывает сердце нанести кому-то обиду, полениться, украсть какую-то вещь, что-то сказать нехорошее — запретить нужно самому себе и просить Бога: «Господи, дай мне стерпеть, умири мои чувства». Вначале у всех подвижников идет борьба со страстями: избегать всякое непотребство, пьянство, всякое прелюбодеяние, всякую нечистоту. Затем непрестанно нужно молиться, потому что помыслы обуревают всякого человека. Читай или «Господи, помилуй», или «Пресвятая Богородица, помоги нам», или стишок из псалма: Боже, в помощь мою вонми (Пс. 69, 2). Можно прочитать молитву к любому угоднику Божию. Когда мы будем за собой наблюдать, мы заметим много чудес, которые вокруг нас совершаются: сами это испытываем и нам рассказывают люди. Много чародеев на нас воздействуют. Так, один чародей научился какому-то непотребству и говорил мысленно женщине: «Ты иди ко мне, ты должна меня слушаться». Думает она, от чего страх, смущение в душе, трепет появились? Что такое? Начинает Бога призывать, креститься, и все проходит. Особенно покаяние, долго не причащались, — они как жертвы злого демона, который тиранит их, порой заставляет творить непотребные дела. Поэтому нужно прибегать к Богу, любить молитву, любить храм Божий, любить таинства Божии, исповедоваться, особенно дорого для нашей души причащение Тела и Крови Христовой.

И вот мы, братья и сестры, ежедневно совершаем память угодников Божиих, и они показывают нам путь, каким нужно идти для освящения, для усыновления. Мы взываем к Богу: «Отче наш, да будет воля Твоя», а дела наши порой какие? Среду и пятницу, день страданий Господа на Голгофе, не чтим, детей не любим, так как многие матери убивают детей во чреве. Так это ложь получается: называем Отца Небесного своим Богом, говорим, пусть во всем будет Его святая воля, а сами творим волю демонскую! Поэтому нужно благоразумно рассмотреть всю нашу жизнь, чаще читать Евангелие, ходить в храм Божий, молиться везде и всегда, приучать себя к непрестанной молитве. И вот, подвижники благочестия, проходя путь покаяния в посте и молитве, сподоблялись, как милости Божией, избавления от страстей.

А следующая ступень была — мир Христов, который даровался душе жаждущей, душе, которая ищет Бога, непрестанно молится и творит добрые дела. Дальше подвижник продолжает молитву и жизнь постническую и испытывает следующую ступень восхождения: очищается уже не только ум, познает Бога и чистоту Божественных заповедей вся душа, которая имеет много чувствований, и она становится освященной. Когда христианин дальше продолжает подвиг и со смирением молится, то благодать Божия помогает подвижнику благочестия и изгоняется уже сила злобная из сердца и пребывает еще некоторое время в теле, но и оттуда любовь Божия изгоняет ее. И бывает тогда этот человек в любви Божией, он уже ощущает полное бесстрастие, любит даже тех, которые его ненавидят, он непрестанно хвалит Бога, и когда умирает, его тело становится мощами, в его теле пребывает Божия благодать, которая может исцелить других, которые просят о помощи.

И нам, братья и сестры, в нынешний день нужно с особенной молитвой обратиться к Матери Божией: «Матерь Божия и Матерь наша, помоги Ты нам, собери всех чад Божиих во единую семью, дай нам всем познать истину, любовь Божию, святость и чистоту. Дай нам, Матерь Божия, все терпеть, за все благодарить Бога». Так непрестанно будем просить Бога и Матерь Божию в наших молитвах. Если мы ищем Царствия Божия, нужно исполнять все заповеди Божии, нужно любить истину Божию, любить добро, любить святыню, непрестанно молиться и все терпеть. Для нас, христиан, если первое рождение — от родителей — открывает нам этот чудный мир Божий, второе рождение — крещение в купели святой — дарует нам сыноположение. А готовясь в земной жизни к вечности трудами покаяния, мы переживаем третье рождение, как Матерь Божия в Успении Своем перешла в небесные обители, как и все угодники Божии.

Будем, братья и сестры, всю нашу земную жизнь проводить в покаянии, не будем искать широкого пути, где зло, суета, смятение, а пойдем узким путем, каким прошли Сам Господь, Матерь Божия и угодники Божии. Если мы этим путем пойдем, путем чистоты, молитвы и святости, Господь еще здесь нас усыновит, дарует нам познать Божественную благодать, и тогда уже, переходя в иную жизнь, мы там соединимся со всеми святыми, увидим лицом к лицу Матерь Божию, у Престола Божия будем пребывать, но к этому нужно приложить труд. Тогда, братья и сестры, когда загремит труба архангельская, Господь всех восставит, придут Архангелы и Ангелы, придут праведники, а те, которые здесь, на земле, застанут этот Суд Господень, мгновенно изменятся, тела станут духовными, и тогда Господь тех, которые искали Бога через заповеди Божии, через молитву и святую жизнь, поставит по правую сторону и скажет им: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.

 



Все новости