Вознесенский Оршин женский монастырь

ПРОПОВЕДИ АРХИМАНДРИТА НАУМА (БАЙБОРОДИНА). СЛОВО В ДНИ ПРАЗДНОВАНИЯ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА (1994 г.)

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Возлюбленные братья и сестры! Для нас православных христиан Сретение Господне – великий Господский и Богородичный праздник. Здесь, в храме Божием, встретили богомудрые отцы и матери Пречистую Деву Богородицу и Богомладенца. Когда Матерь Божия с Богомладенцем пришла в храм, то вышел к Ним навстречу первосвященник Захария. Это был отец Иоанна Крестителя. Как мы знаем, он же встречал Богоотроковицу в Иерусалимском храме еще ранее, когда было Ей три годика всего. Великое тогда совершалось торжество: многие отроковицы-сверстницы, сродники с зажженными свечами провожали в храм Деву Богородицу. И видели все славное чудо: никем не поддерживаемая, Она быстро взошла на пятнадцатую ступень храма, первосвященник ввел Ее во Святая святых, куда мог входить только он сам и то один раз в год.

И теперь, когда Матерь Божия с Богомладенцем пришла в храм, он поставил Ее на место, где стояли чистые девицы. Обычно, когда матери приходили с младенцами, то требовалось, чтобы они приносили жертву определенную и стояли среди женщин. А здесь все увидели, что Захария поставил Ее вместе с девицами, а не там, где стоять должны были женщины. Фарисеи, книжники, саддукеи недоумевали о том, стали его спрашивать, и он отвечал им, в Духе Святом говоря о великой тайне Боговоплощения. Сюда же водимый Духом Святым пришёл праведный Симеон Богоприимец. Он уже был стар, в преклонных годах, 360 лет от роду. Ожидая этой встречи, праведник устал жить в этой суете, ибо видел много неправды, видел всякие раздоры, и ему хотелось уйти с миром от этой жизни. Когда он был еще молодым, ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти до тех пор, пока не встретит Христа – Бога, пришедшего во плоти. А почему такое произошло? Об этом говорит древнее событие.

Был такой Птоломей (правитель) Филадельф, любитель книг, и он пожелал, чтобы в созданной им Александрийской библиотеке имелись и еврейские Священные книги. Он попросил Елеазара, первосвященника иудейского, сделать для него переводы этих книг на греческий язык. Елеазар выделил из колен Израилевых по шесть человек с каждого колена – всего 72 образованных, мудрых старца, знающих греческий язык. Получив золотыми буквами написанный Закон, они прибыли на остров Фарос и трудились там каждый день, не вкушая пищи до трех часов дня. Писали на папирусе или на каком-то другом материале. Переводили каждый в отдельности, а потом выверяли общий текст. Строгое было правило в переводе еврейских Священных книг: если при проверке находили две ошибки в книге, то признавали ее негодной и сжигали, потому что требовалась совершенная точность текста, который вышел из уст Божиих и записан был пророками. И когда в течение 70 дней перевод был закончен, оказалась полная точность текста. В Александрии жили много иудеев, которые знали и греческий язык, стали проверять – точность была абсолютная, и приняли этот перевод как богодухновенный. Птоломей Филадельф прислал большие дары Елеазару, освободил 120 тысяч пленных иудеев. Всем были радость и утешение, но особенно теперь христианам, ибо этот перевод самый точный, который уже не подлежит никакому изменению. И в настоящее время даже ученые мужи признают, что перевод 72-х толковников, который на славянском языке есть, является эталоном для всех других языков, для всех других переводов. И этот перевод, по милости Божией, пребывает в нашей Церкви, поэтому церковно-славянский язык нужно почитать, любить, там хранится тайна богословия неповрежденная.

И вот праведный Симеон, пришедши в храм, увидел Духом Святым, что над Младенцем великий свет, и познал он Бога во плоти. Этот свет вселил в его душу особенный мир, радость, утешение, и он стал всем стоящим в храме напоминать предсказания пророческие, что время пришло и они исполнились. Пророки говорили, что родится Богомладенец в то время, когда не будет уже иудейского царя, а иноплеменник вступит (Быт. 49, 10). И действительно, Ирод уже был не племени иудейского. Пророки возвещали, что Христос родится в Вифлееме (Мих. 5, 2), родится через 69 седмин (Дан. 9, 26), все припомнил благочестивый старец, все объявил. Книжники и фарисеи не могли перечить, потому что пророков они изучали и знали пророческие сказания. И взял старец Симеон Богомладенца на руки и с великой радостью, торжественностью чудную песнь воспел: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром (Лк. 2, 29). А какой глагол? Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня (Лк. 2, 26). Потому что он, когда переводил Книгу пророка Исаии, которого называют ветхозаветным евангелистом, смутился, читая: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7, 14). «Как это так, – рассуждал он, – я сколько знаю семей, сколько историй разбирал, – дева никогда не рожала, рожает жена?!» И там нужно было писать «Парфенос», а он хотел писать «игиний», по-гречески – жена (женщина). Но в это время Ангел остановил его и сказал: «Не делай по человеческому мудрованию, а делай так, как Бог внушает вам, именно: Дева родит Сына (Ис. 7, 14) несказанно, непостижимо». Поэтому Захария первосвященник и поставил Деву Богородицу с Младенцем не на место женщин, а там, где стояли девицы. Непостижимая тайна Боговоплощения. До Рождества была Девой, в Рождестве осталась Девой и пребывает вечно Приснодевой Дева Богородица. Богу все возможно.

Если человек пожелает испытывать, испытай тогда: как это не было вселенной, не было этого чудного мира, и прогремел глас: Да будет свет (Быт. 1, 3), и Господь все сотворил словом Своим. Не было человека, а Господь взял персть земную, сотворил образ человека и вдунул в него дыхание жизни (Быт. 2, 7). И в человеке как бы два человека. Один похож по жизни своей на животного: рождается, растет, питается – проводит жизнь как животное, но животное не простое, а разумное. В этом организме животном пребывает дух мыслящий, который видит, слышит, познает, рассуждает, видит истину, видит добро, видит самого себя, свои дела, оправдывает или осуждает себя. Это уже другой человек – внутренний.

И вот, так как Адам первозданный согрешил, то пришел Новый Адам с неба, чтобы даровать нам бессмертие, загладить грех, чтобы человек получил благодать Пресвятаго Духа и уже взывал к Богу как к Отцу своему. Великое милосердие Божие: согрешил человек, а Бог пришел понести клятву смертию умрешь (Быт. 2, 17), чтобы эту смерть победить и даровать воскресение. И обо всем этом говорил праведный Симеон Богоприимец, воспевая чудную песнь: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля (Лк. 2, 29-32). И старец Симеон с радостью встретил Богомладенца и ушел к отцам, ушел к пророкам, которые ждали его, пребывая в шеоле – преисподней земли. Они еще не могли взойти на небо, потому что не было Христа, а Симеон Богоприимец заранее возвестил: «Скоро придет Он и сюда, всех нас из ада выведет и возведет на небо». Великая радость была в глубинах ада, все радовались и веселились, ибо все то, что Бог сказал и о чем они писали в пророческих писаниях, исполнилось!

Это великая была встреча с Богом, братья и сестры. И Анна-пророчица была там, она тоже хвалила Бога и возвещала о чудных делах Его. Много было и верных израильтян, которые знали пророчества и радовались этому. И вот здесь началось шествие – шествие по земле Богомладенца, Отрока, Бога, пришедшего во плоти. Открыто было Духом Святым, что Ирод хочет убить Богомладенца, потому что он боялся: вырастет этот Младенец, станет Царем и лишит его царства. Какой безумец! Он хотел царствовать здесь вечно, боялся потерять власть и господство. Но не такое царство принес Господь. Он говорил о вечном Царстве, о Небесном Царстве. И Дух святой вразумил Иосифа Обручника, и Иакова, и Деву Богородицу, и не возвратились они в Вифлеем, где избивали младенцев (14 тысяч погибло младенцев за Христа Спасителя), а зашли в Назарет и оттуда пошли в Египет. И получила земля Египетская освящение. Много источников чистой воды появилось, прославляя явление Богомладенца.

И мы знаем, что там, в Египте, заря монашеской жизни началась. Апостол Марк основал первые монашеские общины, Господь посылал Ангелов, вразумляя преподобного Пахомия Великого, и стали люди уподобляться Ангелам. Тысячи, десятки тысяч человек уходили от мира, от греха, населяли пустыни и жили как Ангелы: пищи употребляли немного и спали мало, чтобы только сохранить крепость своей природы. И Матерь Божия стала Начальницей умного делания, Начальницей лика монашествующих, ангелоподобных людей. И вот тут-то раскрылось это таинство Богоявления, что потерявший благодать Пресвятаго Духа ветхий Адам был теперь как бы уже оправдан, освящен и новые люди, которые верили во Иисуса Христа как в Бога и Человека и принимали крещение, получали великую благодать освящения, исполнялись Духа Святаго и входили в усыновление.

Принимающий таинство крещения великую милость получает: ему прощаются все грехи (прародительские, его родителей и личные), даруется ему Ангел Хранитель, укрепляется его ревность к добру, и этот человек уже вписывается в книгу жизни. И говорят святые отцы в Добротолюбии, что те, которые принимают крещение, получают огонек в душе своей. Этот огонек светится, как говорит евангелист: И свет во тьме светится, и тьма его не объят (Ин. 1, 5). И небожители: и Ангелы, и святые, взирая на мир, на живущих по лицу земли, видят эти огоньки, этот свет в душах просвещенных людей, видят наши мысли и дела, слышат наши слова и помогают нам. Вот какую великую милость Господь дарует нам. А все остальные люди и все остальное для них как тьма, которая приходит и уходит.

Богоявление, встреча с Богом, наблюдается в жизни каждого святого. Посмотрим его личный опыт, его житие, его труды, молитвы, подвиги. Эти люди искали богообщения, как бы в личной беседе, в молитве всегда пребывали с Ним и, озаряемые Духом Святым, входили в человеческую Божественную семью. Многие из них говорили: «Какой сладкий голос у Матери Божией!» А они взывали негромко, часто умно, в сердце, и слушали такой же умный голос Божией Матери. И, открывая нам свой опыт, они признавались, что могли распознать голос Иоанна Крестителя и апостолов, каких призывали. Вот какая тайна богообщения. И о многих святых по их жизни мы теперь читаем или воспеваем: «Земный Ангеле и небесный человече». Разве кто мог поколебать их веру, говоря, что у баптистов или еще у кого лучше, что надо с ними веровать? Да посмеялся бы такой святой. Почему? Потому что сам он в благодати Духа Святаго пребывал, жил с Богом, видел Ангелов, видел Престол Божий, знал тайны будущего века. А почему мы сейчас колеблемся? Потому что мы живем во тьме наших прегрешений. Мы желаем эту жизнь украсить богатством, славою, честью, забываем о гробах, о временной жизни нашей. И все, что здесь приобретали, теряем, когда нас уносят на кладбище, и там мы ничего доброго не получаем. Афонские святые часто напоминают нам о смерти, о временности всего земного, когда заходишь к ним в усыпальницу. Там изображение черепа есть и такая надпись: «Мы были такие, как вы, и вы (живущие) будете такие, как мы (мертвецы)».

И этот опыт богообщения, эту встречу с Богом, которая была в Иерусалиме, нужно приложить, братья и сестры, к нашей жизни земной, к покаянию нашему. Началось чудное шествие Христа после Крещения во Иордане, когда явлено было знамение Троицы: глас Отца, с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный (Мф. 3, 17), Сын Божий стоял в реке как Сын Человеческий, и Дух Святой в виде голубя сходил на Него – Отец, и Сын, и Дух Святой.

И каждый из нас этот образ Троицы имеет в себе: ум, слово и дух. Ум – образ Отца, слово – образ Слова Божия, Иисуса Христа, и дух, который пребывает и в нашем слове, и в нашем уме, освящает наше естество. И когда мы слушаем кого-нибудь, то определяем в слове пребывающий дух и отмечаем, что этот человек начитанный, этот человек любит математику, или он физик, или он знает таких-то философов, святых отцов цитирует, он понимает это так, у него такое мировоззрение, у него такое выработано сознание. И в этом слове мы еще чувствуем дух: дух кротости, любви, правды. Этот дух чувствуют даже животные, окружающие нас. Посмотрим, будем внимательны к жизни нашей и увидим, что все в этом мире как бы подчинено человеку. Но какому человеку? Благодатному, святому, богоподобному. А на злого, коварного, гордого человека природа и звери порой ожесточаются. Вот поэтому нам нужно искать встречи с благодатью Божией, с Самим Богом, чтобы получить от Бога освящение.

Когда мы приняли святое крещение, Бог освятил наш образ, мы получили как бы великую благодать. Но надо еще показать в нашей жизни добродетели, подобие, чтобы мы были подобны Богу. «Будьте святы», –говорит Господь Бог, – потому что Я Свят» (Лев. 11, 44; 1 Пет. 1, 16). И надо, чтобы святость эта была в жизни нашей, во всех наших деяниях, чтобы и кротость мы имели, и правдолюбие, и истину, и любовь ко всем. И святые угодники явили как раз в жизни своей глубокое покаяние и сподобились встречи с Богом.

Пришло время, и Господь пожелал просветить Русь. И мы знаем, что равноапостольный князь Владимир пережил эту встречу с Богом. Многие приходили проповедники, предлагали разные веры, каждый свою веру хвалил. Но Господь сподобил россиянам познать истину, и они пожелали принять веру святую, соборную, православную, породнившись с Византийским Двором. Когда князь Владимир был в Херсонесе, в Крыму, то ослеп, так Господь сотворил, чтобы еще больше укрепить его веру, чудо. Анна, сестра императоров Василия и Константина, прибыла из Константинополя на корабле с епископами и потребовала от князя принять святое крещение, чтобы потом и обвенчаться. И когда князь зашел в купель, благодать осенила его, как бы чешуя спала с его слепых глаз, и он прозрел. «Велик Бог христианский! Велика вера православная!» – воскликнул князь Владимир. И великая радость была у него. У всех его ближних и дружинников. Так началось шествие Евангелия, евангельской проповеди по Российской земле.

А вспомните, как первый храм в Киеве строился! Какая благодать явилась там! И в Греческой державе не было такого Богоявления, такого явления благодати Божией. Попросили преподобные Антоний и Феодосий, чтобы Господь открыл, где строить храм в похвалу Божией Матери, и молитва их была услышана. В первую ночь кругом было сухо, а там, где быть храму, легла роса. Потом, наоборот: кругом роса, а там сухо. А в третий день, по молитвам преподобных Антония и Феодосия, огонь сошел с неба, попалил кустарники, даже камни, явно показал, где нужно строить храм в похвалу Божией Матери. И когда строился храм, Ангелы сходили с небес и помогали. Они с Алипием-иконописцем писали иконы, да так быстро, так хорошо. Не могли найти на престол камня – Ангелы доставили плиту мраморную необходимых размеров по воздуху. Надо было освящать храм ко дню Успения Божией Матери, так Ангелы по воздуху доставили епископов для освящения храма. А сколько чудес совершили русские святые! Какие дивные дела творили – надо любить их житие, читать и подражать им!

И Господь шествовал по Российской земле. Вот мы празднуем Сретение, вспоминаем, что Сретенский монастырь даже был построен в Москве. Когда Тамерлан шел с великими войсками, то невидимая сила остановила его, и он стоял около Москвы. Сотни тысяч отборных воинов, что они ждали?! Матерь Божия держала их. В это время, по совету Евдокии, жены великого князя Димитрия Ивановича, Владимирскую икону переносили в Москву. Шествие было славное, пели непрестанно молебны, молились, взывали: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» И когда икону уже принесли в Москву, тут-то Матерь Божия устрашила завоевателя, явилась в его шатер и сказала: «Уходи из этой земли, Я Хозяйка земли Русской, уходи со всеми своими войсками!» И он, напуганный, вскочил и закричал: «По коням!» – и ускакали. И куда, вы думаете? Поскакали на столицу Золотой Орды, где был Тохтамыш, противник и россиян, и самого Тамерлана, разгромили наголову Золотую Орду, которая много лет терзала Древнюю Русь. И там ничего не осталось, только место указывают около Астрахани, где две речушки – Ахтуба Большая и Ахтуба Малая. Множество ремесленников, купцов увели, и все богатство на верблюдах и лошадях увезли. И пала Золотая Орда, переломлен был ее хребет, и со временем Русь полностью освободилась от татаро-монгольского ига.

А преподобный Сергий в каком был богообщении!  Когда он молился, Ангелы являлись ему. И Матерь Божия посещала его. И великое знамение было, когда он совершал Литургию, – как бы огнем причащался он благодати Божией. А сколько оставил он здесь следов своего пребывания! Малинники – чудный источник, который любят посещать многие: и москвичи, и из окрестных селений. Это когда преподобный Сергий шел с учеником своим Романом в Киржач и когда тот сильно захотел пить, то преподобный жезлом ударил в гору, и появилась прекрасная чистая вода. Ее исследовали и нашли 19 лекарственных компонентов, которые могут исцелять даже начальные стадии раковых заболеваний. Изводил преподобный воду и в других местах. Приходили к нему сюда и воеводы, и великий князь Димитрий Иванович, когда Мамай напал на Русь. Молился преподобный, взывал к Богу, беседовал с Ним, и Бог отвечал ему умным гласом, что победа будет за русскими, что Ангелы Божии помогут одолеть врага, который хотел искоренить русскую народность, православную веру и все мужское население. Так оно и было.

И когда Наполеон приходил в Москву, то преподобный Сергий устрашил его. Однажды Наполеон взошел на колокольню самую высокую в Кремле и, осматривая просторы кругом, вдруг увидел: какой-то старец с крестом движется прямо на него, и три армии идут за ним. «Что такое?! Что такое?! – взволновался полководец. – Как это у русских монахи с крестом водят армии!» И когда он спустился, стал кричать, шуметь, требовать, чтобы объяснили ему это видение. Но никто не мог ничего сказать. Тут пришел один ярославец, принес сбитень, особо приготовленный, вкусный. Наполеон стал его спрашивать: «Кто такой у вас старец седой, с бородой? Кто меня здесь устрашил? Кто покровитель Москвы?» – «Это преподобный Сергий. Пойдемте, я его вам покажу». Зашли все в Кремлевский собор, генералы даже шапки не сняли, а мужик снял, перекрестился и сказал: «Вот он». Долго смотрел завоеватель на икону и признался: «Да, это он устрашил меня». И мы знаем, что были три резервные армии Тормасова, Чичагова, Витгенштейна, основная армия потом была уже сформирована у Тарутина, у Кутузова. И было шествие победное: привел Наполеон 640 тысяч воинов, и только 9 тысяч ушли восвояси живыми. Потом Наполеон сказал, что русские стяжали право быть непобедимыми. Почему? Ради веры православной, ради того, что россияне любили Бога, искали Бога и получали великий покров и защиту от Него.

Все мы сейчас желаем, чтобы у нас было изобилие плодов земных, времена мирные. А от кого это зависит? От нас. Какое мы дело делаем, слово говорим – все взвешивается, все или оправдывается, или осуждается. Если мы сейчас опомнимся и вспомним слова святого Иоанна Предтечи и Самого Господа: Покайтесь, сотворите достойные плоды покаяния (Мф. 3, 2, 8; Лк. 3, 8), станем добрыми и святыми, то отодвинется опасность всяких скорбей, войн жестоких и кровопролитий, мирных правителей Господь поставит. Тюрьмы опустеют, если мы не будем воровать, не будем грабить, не будем убивать. От нас самих все зависит.

Когда Ангелы шли в Содом и Гоморру, то Авраам, увидев их, вышел им навстречу и пригласил в шатер свой. «И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, раба Моего, что хочу сделать! Вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их тяжел весьма; сойду и посмотрю» (Быт. 18, 17-32). И понял Авраам, что Господь хочет наказать эти города (всего было пять городов). Подошел Авраам и сказал: «Неужели Ты погубишь праведного с нечестивыми? Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? Неужели Ты погубишь и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников?» «Если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу место сие», – отвечал Бог. Подумал Авраам и сказал: «Может быть, до пятидесяти праведников не достанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город?» – «Не истреблю, если найду там сорок пять». Авраам продолжал говорить, убавляя число праведников: «…сорок, …тридцать, …двадцать, …десять?» «Если будет десять праведников», – говорил Господь, – не истреблю ради десяти эти города, потерплю эти страшные беззакония сынов человеческих».

И перед всемирным потопом сколько праведный Ной предупреждал людей о грядущем гневе Божием, говоря: «Покайтесь, живите не как скоты бессмысленные, а как люди, имеющие образ Божий!» Над ним смеялись: «Какой там может быть потоп, никогда не было и не будет». И продолжали жить по-прежнему: пировали, предавались всяким страстям и беззакониям. Построил Ной ковчег, корабль огромный, на котором спаслось восемь душ. Этот корабль до сих пор стоит на горах Араратских. Раньше об этом как-то мало говорили, а теперь даже в журналах есть фотографии с пояснениями: «Перед вами прекрасный город Ереван, вдалеке виднеется гора Арарат, на вершине которой стоит Ноев ковчег». И когда бывает сильная жара, он оттаивает и видны становятся все отсеки, где были птицы, животные и те восемь человек, которые спаслись.

Все теперь знают, что есть Промысл Божий, что Бог есть, что Иисус Христос приходил на землю. В Иерусалиме паломникам показывают Крестный путь, каким нес Господь на Голгофу крест. А в дни Пасхи, в Великую Субботу, на Гроб Господень сходит благодатный огонь. Сами собой зажигаются свечи, светильники. Первое время, три-четыре минуты, огонь только светит и дает теплоту какую-то, исцеляет даже болезни, и к бороде его приставляют, и к одежде, но он ничего не обжигает. И дается такой благодатный огонь только православным христианам. И вот мир существует ради Церкви, а Церковь ради спасения, чтобы как можно было больше святых людей, чудотворцев, прозорливых, духовных, молитвенников.

И давайте, братья и сестры, вспомним о высоком нашем назначении. Мы христиане, мы ученики Христа Спасителя, мы чада Отца Небесного, мы называемся солью земли и светом мира (Мф. 5, 13-14). Что делает соль? Осоляет, сохраняет продукты от порчи. Назначение света – освещать путь, дороги, тропинки. Попробуй пройти ночью, в глубокой тьме, где плохая дорога – там сбиваться будешь, падать и ранить себя. Так вот, надо чтобы мы действительно были светом и солью. Чтобы никто из нас не воровал, не блудил, не убивал детей, не гордился, чтобы все искали Царствия Божия и правды Его (Мф. 6, 33), исполняли все заповеди Божии. Любить нужно молитву – это беседа с Богом. Все наши ученые занятия есть познание вещей видимых и невидимых, а молитва – это беседа с Богом, она превыше всяких познаний, потому что, кому нужно, Бог даст познание Духом Святым.

Преподобная Мария Египетская не училась ни в каких школах, а все знала, потому что была научена Духом святым. Переходила Иордан, как по суше. Когда Зосима пришел к ней, она его видела впервые, а назвала по имени и сказала, что он священник, монах, из монастыря пришел, что у них игумен Иоанн, есть нестроения в жизни монахов и надо их исправить, что Зосима через год придет сюда опять. Откуда знала? Дух Святой открывал.

И святые пророки писали по внушению Духа Святаго то, чему со временем надлежало совершиться. И точно все, что предсказали, исполнилось, все это пережили люди на земле. Они написали, что будет, но от нас зависит, когда будет. Поэтому будем кроткими, смиренными, будем искать Царствия Божия и правды Его, молиться дома, молиться в храме, любить святых, почитать особенно Матерь Божию, потому что Господь наш Иисус Христос принял ум, душу и тело от Богородицы. И когда мы причащаемся Таин Христовых, то роднимся с Самим Господом и с Богородицей, а кто не почитает Матерь Божию, тот заграждает себе путь в Царствие Божие. Почитать будем Крест Животворящий, посты соблюдать, любить ближних, любить даже врагов своих и приучать себя, особенно в наши дни, к непрестанной молитве: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Где бы ты ни был, куда бы ты ни шел, не беседуй с помыслами, не покупай, не гордись, не высокоумствуй, а беседуй только с Богом. Отбрось переговоры с сатаною, он склоняет тебя ко злу, к гордыне, к безумию. Если мы будем искать Царствия Божия, будем трудиться, поститься, каяться, молиться, Господь даст нам усыновление, даст мир, который имел Захария-первосвященник, праведный Симеон Богоприимец, святая Анна-пророчица.

Этот благодатный мир превыше всякого мира, существующего здесь. Если хотите вникнуть в смысл этого слова, то можно объяснить так. Греки, говоря о вселенной, о космосе, называют вот именно этот мир видимый – «космос», а мир душевный – «ирини», отсюда имя Ирина. Так вот это мир благодатный. И когда человек всегда радуется, за все благодарит, живет простой жизнью, за все Бога прославляет, непрестанно молится, испытывает свою совесть, то получает рано благодать Пресвятаго Духа.

Из житий святых мы знаем, как бывшие разбойники, воры, грабители получали прощение. Когда Святое семейство бежало в Египет, встретилась им шайка разбойников. Атаман шайки, увидев сияющего Богомладенца, умилился, ибо никогда не приходилось ему встречать такого лика. «Не будем трогать, – предложил он своим товарищам, – не будем отнимать у них осла, пусть они идут своей дорогой». И они послушались. А Матерь Божия сказала: «За то, что ты пожалел Богомладенца, Господь тебе воздаст сторицею». И говорит предание, что на Голгофе один из двух разбойников был как раз тот самый атаман шайки разбойничьей. Он получил от Бога милость, благодать и воззвал к Богу: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое. И, хотя он раньше был разбойник, Господь ему сказал: Днесь со Мною будеши в раи (Лк. 23, 43). Вот как Господь любит всех: и тех, которые с юных лет проводят суровую жизнь подвижническую, и тех, которые уже при старости приходят к Нему, – всех милует и спасает.

Будем искать, братья и сестры, этой милости от Бога, искать покаянием, любовью, смирением, чтобы каждый из нас был похож на Бога, потому что мы часть Господня (Втор. 32, 9; Пс.141, 6; 72, 26). Мы тоже носим образ Троицы: имеем ум, слово и дух в нашем естестве духовном. И если мы будем подобны Богу, получим усыновление, то при трубном гласе архангельском Господь поставит нас по правую сторону и скажет нам тогда слова Свои благодатные: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.



Все новости