Вознесенский Оршин женский монастырь

ПРОПОВЕДИ АРХИМАНДРИТА НАУМА (БАЙБОРОДИНА). Слово в Неделю 2-ю Великого поста (14 марта 1993 года)

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Возлюбленные братья и сестры! Мы прослав­ляем Христа Распята, Божию Премудрость, мы прославляем Христа, висящего на кресте, Ему же поклоняется «всяко колено небесных, земных, и преисподних». Кто Он? Он сотворил мир сей, всю вселенную, Ангелов, сотворил человека и пришел пострадать за первозданного Адама. Перед творе­нием человека был совет Живоначальной Троицы, и слышим мы слова Божественные: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1, 26). И Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, сотворил человека по образу Своему, по образу Божию (Быт. 1, 27). А подобие предоставлено было человеку самому стяжать здесь, на земле.

Нам теперь, братья и сестры, глубоко нужно понимать тайну спасения. Христос висит на кре­сте. Как древом, говорят святые отцы, был умерщ­влен Адам, так древом он и оживляется, примиря­ется с Богом. На кресте великая тайна милосер­дия и любви Божией открывается нам. Пожелал Господь крест прославить, пожелал на кресте пострадать, и Он объемлет Своими руками пречи­стыми всю вселенную. Пророки говорят, что Крест возвышается во всей вселенной, до небес восходит и до ада нисходит. И восток, и запад, и север, и юг — везде покрываются народы благодатью Христовой и верою и любовию соединяются в Единую Церковь.

О Кресте Животворящем много говорили про­роки, Дух Святой возвещал им тайну и силу его. И пророк Моисей, и патриархи говорили, и проро­ки Давид и Иона. Когда кит проглотил про­рока Иону и он пребывал три дня во чреве китовом, то там он руки свои распростер кресто­образно и взывал, просил Бога о спасении (Иона. Гл. 2). И Гос­подь услышал его молитву, повелел огромному киту, этому чудовищу морскому, приплыть к бе­регу и извергнуть пророка Иону, который выбрал­ся живым и здоровым. Когда пророк Моисей сокрушал гордыню фараонову и идолослужение на­рода, то много творил чудных знамений. Медный змей был образом Креста Животворящего. Все, которые взирали на этого медного змея, получали исцеление (Чис. 21, 8—9). И когда была казнь последняя в стране Египетской, то Господь пове­лел на косяках и на перекладине дверей в домах (Исх. 12, 7) нанести кровью агнца изображение Креста Животворящего. И после этого Ангелы-губители обходили дома — ни один человек не погиб в том доме, где было начертание, и даже скот ос­тался живым и здоровым. И когда Моисей подо­шел к Красному морю, то великая скорбь была у сынов Израилевых (Исх. 14, 9—22). Говорит Свя­щенное Писание, что только одних мужчин, способ­ных стоять в строю, держать оружие, было 603 ты­сячи человек, а если прибавить жен, прибавить детей, то сколько, оказывается, было народу, какое великое множество! Колесницы египетского царя настигали их, все роптали, плакали, ждали смерти. А Моисей только умом своим взывал ко Господу Богу, и был ответ: «Подними жезл, который в ру­ке твоей, крестообразно порази это море, и ты увидишь славу Божию». С верою он осенил водную пучину крестным знамением. И что же произошло? Стихия послушалась, познала силу Креста Живо­творящего, расступилась, на дне моря появились прохо­ды, и сыны Израилевы прошли невредимыми и спа­слись.

И Господь избрал Крест для Своего страдания, для нашего искупления. Как Он желал пострадать за нас! Вспомним, когда пылкий Петр, апостол бу­дущий, приступил к Нему и говорил: «Будь мило­стив к Себе, Господи! Не ходи во Иудею, там хо­тят Тебя предать смерти, пожалей Себя». Но с Божественной любовью, милосердия ради пришел Господь с небес спасти род человеческий, изба­вить от клятвы. И что Господь сказал? — «Отойди от Меня, сатана!» (Мф. 16, 23). Вот предупрежде­ние тем, говорят святые отцы, которые не почита­ют Крест Животворящий! Любимому ученику, ко­торый не понял тайну Креста Животворящего, ска­зал: «Отойди от Меня сатана!» Крест — украшение Вселенной, Крест — наше спасение. Господь на Кресте обнимает все народы, всех призы­вает к Себе, ибо Крест и воскресение еди­нит Бога и человека и человек становится храмом Божиим.

Согрешил Адам, а Новый Адам, Господь с небесе (1 Кор. 15, 47), понес эту клятву. Что дол­жен был совершить первозданный Адам? Святые отцы прямо говорят нам, что Господь, когда сотво­рил эту вселенную, Адама ввел в Едемский рай как царя всякой твари. Так Господь и благословил: Обладайте ею (землею) и владычествуйте над рыбами морскими и над зверями, и над пти­цами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею (Быт. 1, 28). Адам был как владыка, как царь на земле. Великую благодать имел перво­зданный, он был в бесстрастии, он не знал греха, не знал зла, не знал смерти, не знал, что она может быть среди людей. Ради него тишина была на земле, красота какая, земля сама давала плоды свои. Птицы украшали эту землю пением своим, звери были кроткие. Господь повелел и скотам земным, и человеку питаться райской пищей, то есть плодами полевыми и плодами древес, только растительная пища была дана в пищу человеку и зверям (Быт. 1, 29—30). Звери ходили все мирные, не было хищного нрава у них, не поедали друг друга. Адам взи­рал на Еву как на сестру, не было у них стыда, хотя были оба наги (Быт. 2, 25). И не знали они, что может быть животное начало в жизни людей, что может быть закон рождаемо­сти и закон смерти. Но когда они согрешили, то увидели наготу свою, познали, что они подобны животным, как говорит пророк Давид: Человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им (Пс. 48, 13). В какой он был чести? Он должен был, восходя к Богу в любви, в послушании, рай, который был в Едеме, на во­стоке, распространить по всей земле, чтобы вся земля стала райским жилищем для человека и для всех живущих по лицу земли. Затем, восходя боль­ше в духовную жизнь, он должен был стать духов­ным, землю соединить с небом и жить вместе с Ангелами. И тогда в союзе любви и святой воли со своим Творцом открывался бы во всем чело­веческом естестве образ и подобие Божие во всей полноте. И совершилось бы обожение всего человека и всего тварного мира, и Духом Святым вся вселенная преобразилась бы в вечное Царствие Божие, и открылась бы слава в сынах Божиих (Рим. 8, 18—22). И то, что не исполнил Адам пер­возданный, совершил Новый Адам — Господь с небесе (1 Кор. 15, 47).

И мы знаем, братья и сестры, что когда Гос­подь совершал суд над диаволом, над Адамом и Евою, то дал обетование, как говорят святые от­цы, первоевангелие, Он дал надежду на спасение, обетование, что семя Жены сотрет главу змия (Быт. 3, 15) и чадородием Жены будет спасение. И взывал пророк Исаия: Пречистая Дева Богоро­дица родит Сына — Бога и Человека, и Он спасет род человеческий и совершит то, что не сделал пер­возданный Адам, а именно: обожение всей твари и открытие Царствия Божия (Лк. 19, 11). Когда мы читаем Священное Писание, то видим, как пророки говорили об этом. Пророк Даниил, когда открывал значение снов царя Навуходоносора, го­ворил, что одно царство сменит другое, третье, четвертое… (Дан. 2, 36—45). Так все и было: цар­ства Вавилонское, Ассирийское, Македонское, Рим­ское, потом от несекомой горы — Приснодевы Богородицы — камень отвалился: камень же бе Христос (1 Кор. 10, 4), сокрушил всех идолов на земле и открыл новое царство — Царство Божие, которое есть Церковь Святая, где лю­ди освящаются, познают воскресение, усыновление и будут входить в Царствие Божие и пребывать со Хри­стом во веки веков. И это Царство существует те­перь уже две тысячи лет. В этом Царстве Ангелы пребывают и все святые, праведные люди. Глава в этом Царстве — Сам Христос.

И мы, братья и сестры, со Святой Церковью, матерью нашей, находясь в этом Царствии Божием, идем через покаяние к великой радости Вос­кресения Христова. В прошлое воскресенье мы праздновали Торжество Православия. Открывает нам Господь великую тайну спасения. Святые от­цы на Вселенских Соборах преподали нам учение о Троице, о Иисусе Христе, об иконопочитании. Они говорят, что, почитая Отца и Сына и Святаго Духа, нужно признавать в Них единую природу, единую волю и власть. И прославляем мы Иисуса Христа, Бога и Человека, и, ублажая Богородицу, Церковь поет: «Ум, и душу, и плотское смешение прием, Богородице, от Твоих ложесн пречистых, Бог Слово поистине Человек явися и Божествен­наго существа общника человека яве показал еси» (канон Троице на полунощнице, глас 7, песнь 9, Богородичен). Во Христе два естества и две воли: Божественная и человеческая. Мы слышали в Евангелии сейчас, как перед страданиями Человек во Христе взывал: Аще возможно есть, да мимоидет от Меня чаша сия (Мф. 26, 39). Христос — од­но Лицо в двух природах, Христос единосущен Отцу по Своему Божеству и единосущен нам по человечеству, и две природы в Лице Иисуса Хри­ста соединены неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно, Христос — Богочеловек, в Котором Бог соединился с человеком. Человек обожен, поэтому желал всегда быть с Богом и разлучение с Ним для Него — это было страдание. И здесь проявля­лась человеческая воля, впрочем: Обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты, — взывал Спаситель. Но Его человеческая воля соединилась с волею Божией, с волей Отчей, и добровольно Христос пострадал на кресте. Он не имел порока, не имел никакой вины. А Божественная воля желала, что­бы человеческая воля приняла смерть и поэтому человеческое страдание для человечества Христа было страданием вольным.

Вспомним мы из Евангелия, как Господь ходил по земле, совершал великие знамения и чудеса, как исцелил слепорожденного, которому никто не мог помочь (Ин. Гл. 9). И, как говорят толкователи Священного Писания, у этого слепца не просто бы­ли больные глаза, а совершенно не было глаз, одни уг­лубления там, где должны быть глаза. Кто мог ис­целить? Какой врач? Только Бог, Владыка неба и земли. И когда Он даровал зрение слепорожденно­му, тот прославлял Его как Целителя, а фарисеи хулили Иисуса Христа, говоря: Человек Тот греш­ник (Ин. 9, 24). Почему же они, если считали себя праведниками (лицемеры на самом деле), не могли исцелить его, а обвиняли Иисуса Христа? И они искали убить Его за то, что Отцем Своим называл Бога (Ин. 5, 18). А Он и был Бог, Он творил такие дела, которые может совершать толь­ко Бог. И когда уже Он был на суде у Пилата, то жена Пилата видела откровение о будущих судьбах Иерусалима и народа Израилева и ей сказано было, что, если только совершится богоубийство, великая казнь будет для народа, страшное наказание будет за это злодеяние (Мф. 27, 19). Поэтому Пилат, говорится, искал случая оправ­дать Иисуса Христа. Не нахожу в Нем никакой вины (Ин. 19, 6), — говорил он. Но кричали на него обвинители: «Если ты Его не накажешь, не предашь смерти, будем жаловаться в Рим кеса­рю, что ты бунтовщика здесь защищаешь, потому что Он объявляет Себя Царем, не подчиняется, значит, римскому царю!» Устрашили Пилата, и он смутился. И видя, что смятение увеличивается, взял воды, умыл руки и сказал: Невиновен я в крови Праведника Сего (Мф. 27, 24). Мы знаем, что когда апостола Павла хотели предать казни, то тысяченачальник набрался мужества, послал воинов, разогнал обвинителей и бунтовщиков, взял апостола под охрану и не допустил, чтобы его тог­да же растерзали и убили (Деян. 21, 31—36). Но такая уж была воля Божия, Господь попустил Пила­ту и сказал: Если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня те­бе (Ин. 19, 11), то есть Иуде будет больше вина.

И вот мы знаем, как пророки показывали силу Божию, как ревновали они о славе Божией и в то же время были во смирении. А какое смирение по­казал Господь, когда обвиняли и укоряли Его! Фа­рисеи однажды пришли и сказали Ему: «Мы за Тобой наблюдали, мы постоянно посылаем людей, которые слушают Твои слова, видят Твои дела, куда Ты ходишь, с кем общаешься, и мы все по­няли: Ты злодей (Ин. 18, 30), в Тебе бес сидит» (Ин. 7, 2; 8, 52). Такую хулу, такое беззаконие слышал Владыка неба и земли и со смирением все это переносил!

Мы знаем, что когда хулили Бога Израилева Сеннахиримовы воины у стен Иерусалима, то молился пророк Исаия, молились праведники. И сошел с небес Архангел Михаил и поразил в одну ночь — сколько, вы думаете, хули­телей? — 185 тысяч воинов (4 Цар. 19, 35: Ис. 37, 36). 185 тысяч — целая армия! И паломникам в Иерусалиме показывают холм, куда сложили этих убитых воинов, до сих пор он стоит, нам напоминая о наказании тех, которые хулили Бога. А пророк Илия как ревновал о славе Божией! Сколько он поразил людей, которые приходили с гордостью! (4 Цар. 1, 9—12). Дважды царь посылал к нему пятидесятника с 50 воинами. И пророк говорил: «Жив Господь, пусть сойдет огонь с неба и попалит вас за гордыню». А Господь говорил: «Разве Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели две­надцати легионов Ангелов?» (Мф. 26, 53). Но нет. Господь пришел, чтобы спасти род человеческий. Смертию умрешь (Быт. 2, 17) была клятва во Едеме. И Он, став Человеком, понес эту клятву, чтобы ее упразднить, чтобы смерть победить и да­ровать воскресение. И Он грехи всего мира понес на Себе. Он нес Крест Животворящий, донес до Голгофы, пострадал, весте с разбойниками висел. Какой был позор, какой стыд, все кивали голова­ми: «Других спасал, пусть спасет Себя Самого» (Лк. 23, 35). И к злодеям причтен (Мк. 15, 28; Ис. 53, 12) Он был. Но Господь не только пострадал, не только претерпел уничижение и смерть, Он воскрес. Он дарует это воскресение всем верую­щим в Него.

И когда мы принимаем крещение, то пережи­ваем первое воскресение, первое восстание. Как у Адама было две смерти: первая смерть духов­ная, когда потерял он благодать Пресвятаго Духа, стал земнородным, лишенным этой благодати, а затем вторая смерть, когда душа покинула его тело, хотя и долго он жил, 930 лет, ибо тело у пер­венца было крепкое, могучее, но все равно ослабе­ло и рассыпалось в прах. Так вот и мы переживаем первое воскресение — рождение духовное в купели крещения, когда во имя Христа облекаемся и во имя Троицы принимаем святое крещение. Поэтому нам на­до теперь уже помнить, что мы сыны воскресения (Лк. 20, 36). Великую милость дает Господь тем, которые приступают к тайне крещения: даруется Ангел Хранитель, прощаются грехи первородные, которые от Адама были, и личные наши грехи, из­гоняется темная, злобная сила из глубин нашего ума и даруется нам сила творить добрые дела и идти путем покаяния. И только рожденные водою и Духом могут войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5).

В нынешнее воскресенье мы, братья и сестры, прославляем святителя Григория Паламу. Торже­ство Православия открыло нам великую тайну спасения, чтобы мы почитали Господа нашего Иисуса Христа, иконы Его святые, иконы Божией Матери, Крест Животворящий, Архангелов, Анге­лов, святых угодников Божиих и их мощи. И свя­титель Григорий Палама учит нас, что нужно пра­вильно мыслить о Христе, о Троице. Во Христе Божественное Лицо, но во Христе две природы — человеческая и Божественная, во Христе две воли — человеческая и Божественная. Во Христе наше спасение, посему и Бог даровал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса прекло­нилось всякое колено небесных, земных и преис­подних (Флп. 2, 9—10) — все поклонялись Влады­ке. Только во Христе наше спасение.

И в наше время появилось много еретиков, мно­го ересей и расколов, они и раньше были. И нам особенно нужно право мыслить о Духе Святом. Много было споров на Вселенских Соборах, и свя­тые отцы, особенно святители Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Зла­тоуст, победили языческое суемудрие, неправильное толкование и преподали нам догматы веры, как почитать Отца и Сына и Святаго Духа, как про­славлять Иисуса Христа, пришедшего во плоти. Но есть некоторые иноверцы, которые проповедуют, что Дух Святой исходит от Отца и Сына. Это ересь, заблуждение человеческого ума, это фило­софия, которую принесли Акиндин, Варлаам и мно­гие еретики, хвалившиеся своей премудростью, ученостью, но не познавшие Бога, не познавшие бла­годати Христовой. Ведь когда Господь ученикам дунул и сказал: Приимите Дух Свят. Имже от­пустите грехи, отпустятся им, имже держите, дер­жатся (Ин. 20, 22—23), то не самая Сущность Божия посетила учеников Его, не Сам Бог вошел в них, а благодать Божия. Дух Святой исходит толь­ко от Отца, даже и тогда, когда даруется благо­дать от Сына Божия. Ведь когда мы прославляем Крещение Господне, что мы видим на иконе? Мы видим, что там является нам образ Троицы. Глас Отеческий, с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 17), Сын Божий стоял на реке Иордане, и Дух Святой в виде голубя сходил на Него, на Сына Человеческого. Не от Сына исходил, а схо­дил на Него, освящая природу человеческую, что­бы все мы приняли благодать Пресвятаго Духа. Вот поэтому надо в Боге различать, говорят свя­тые отцы и, в частности, святитель Григорий Палама, Существо, Ипостаси и энергии: Существо Божие, непостижи­мое никому, даже ангельскому чину; Ипостаси Отца и Сына и Святаго Духа, природа Которых единая, единая власть, единая держава; энергии — благодать силы, которые открывает нам Лицо Бо­жие в этом мире. Бог познается через Его действия, Божественные действия; благодать не Ипостась, не Сущность, не природа Божия, а несотворенные и вечные энергии, как Фаворский свет. Из энергий познается Сущность, что Она есть, но не что Она есть, ибо Бог непостижим в Своем Существе. Нель­зя смешивать Сущность и действия Божии и на­зывать благодать и действия Духом, когда Сын, даруя Духа человеку, сообщает дары благодати. Итак, Святой Дух исходит только единственно от Отца. Исхождение Святаго Духа от Сына должно быть понято как исхождение Божественной энер­гии, а не как исхождение Самой Ипостаси Святаго Духа. Свет Фаворский, как Божественная энергия, был светом Божества.

Мы, рассматривая вселенную, видим, что вся она подчинена закону Божию, видим небесные светила, солнце, луну, звезды, вращающиеся по закону, который они получили от Владыки неба и зем­ли. Знаем, что существуют ангельские чины, кото­рые получили от Бога великую благодать, силы и энергии, они управляют стихиями, служат чело­веку. Когда освящается Церковь, повелевает Гос­подь Ангелу быть ее хранителем. Когда принимает крещение человек, даруется святой Ангел Храни­тель каждому человеку. Ангелы управляют стихи­ями, поставляют правителей, сообщают познание и ведение, казни совершают и чудеса. И мы, братья и сестры, находимся в Великой Церкви, глава Церкви — Господь наш Иисус Христос, Матерь Божия — Царица неба и земли, Матерь всех христи­ан. Архангелы и Анге­лы и все святые, праведные человецы в этой Церкви, и мы тоже принадлежим к этой Церкви. Там, на не­бе, Церковь торжествующая, а здесь воинствующая, потому что мы воюем против греха, против стра­стей и пороков. Не было греха, не было смерти в Едеме, в раю, а после грехопадения все это появи­лось. Но Господь победил смерть, победил диавола и даровал нам воскресение.

И в деле нашего спасения нужно, братья и се­стры, потрудиться, избрать только благое, только доброе, избрать заповеди Божии, избрать путь жиз­ни, путь спасения. Здесь малое время Господь оп­ределил нам: 70—80 лет, и множае их труд и бо­лезнь (Пс. 89, 10). Поэтому диавол старается обмануть нас, чтобы мы в этом мире искали бо­гатства, чести, славы, даже излишней образован­ности и учености, которая вредит нам порой, чтобы мы забыли путь покаяния, путь Божий, забыли о Боге. Многие приходят, хвастаются своей ученостью, но не знают даже «Отче наш», не знают Евангелия, не знают смысла жизни. Какая польза?! Многие цари и вельможи когда-то жили здесь, на земле. Имели много коней, много жен, строили висячие сады, пирамиды, дворцы, богат­ства копили, имели честь и славу. Где они теперь? Нет их на земле, они ушли в могилы, и память их погибла с шумом (Ис. 9, 7). Поэтому не будем по­зволять, чтобы диавол, который, как рыкающий лев (1 Пет. 5, 8) ходит по земле, обманывал нас.

Святитель Григорий Палама говорит, что мы должны принять учение исихастов, которые непре­станно молились, искали единения с Богом, иска­ли благодати Пресвятаго Духа. Святые отцы пря­мо говорят, что те, которые здесь, на земле, вошли в обожение, приняли благодать Пресвятаго Духа, ходили по воде, как по суше, воскрешали мертве­цов, изгоняли бесов, исцеляли многие болезни, чудные совершали дела, имели дары прозорливо­сти, — непрестанно молились, непрестанно пребывали с Богом. В сердце исихаста — ум, его дух — образ Бо­га, и там — начало сознания и свободы, там — пре­стол духа, души и тела, там, в непрестанной Иису­совой молитве, есть делание и созерцание, восхож­дение, изменение воли к добру, очищение от стра­стей, стяжание любви и благодати. Молитва: «Госпо­ди Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» — как дыхание непрестанна. И Христос Бог, даруя свет и огонь благодати, возжигает в сердцах христолюбцев светильники, сияющие лучами Боже­ства, Божественной энергией, и обожает человека. Воля человека сливается с волей Божией, и в этом союзе воль — смысл святости, ибо свидетельствует о любви и открывается жизнь с Богом; а это и есть обожение человека, и к этому каждый должен стре­миться. Куда бы ты ни шел, где бы ты ни был — везде диавол борет тебя, влагает помыслы в ум твой: то ты пируешь с друзьями своими, то ты вспоминаешь книгу прочтенную, то кого-то осуждаешь, то тщеславишься, то гордишься, то планы, всякие дела совершаешь, что тебе купить, что продать, как дом построить, как приобре­сти машину, кого обогатить, кого наказать — это работа диавола, это речи, слова, беседы его. Надо отгонять эти помыслы и только взывать к Богу: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Было такое в древности событие. Святитель Григорий Палама говорил о том, что нужно непрестанно молиться всем, а один простец, Иов, стал ему возражать: «Что ты предлагаешь? Мирянам молиться непрестанно? Они же работают, трудят­ся, семейные заботы у них многие. Как же им мо­литься непрестанно?» И когда святитель ушел от него, Ангел явился Иову и сказал: «Что ты про­тивостоишь делу спасения? Правду сказал святи­тель Григорий, именно так и нужно жить: куда бы ты ни шел, где бы ты ни был, отгоняй помыслы, не беседуй с ними, не принимай, не соглашайся с ними, не делай злые дела, не приобретай себе стра­сти, не губи душу свою, а очищай ее покаянием».

Только чистые сердцем Бога узрят» (Мф. 5, 8). Там, в сердце нашем, наше лицо, ум наш — дыхание Бога Вседержителя. Ведь мы, когда бу­дем себя рассматривать, что увидим? Мы увидим в себе как бы два человека. Сначала мы видим те­лесную природу, и многие, особенно девицы, стара­ются украшать ее, часами сидят у зеркала, шту­катурят свое лицо, надевают всякие украшения. Для чего? Чтобы показаться красивой, телесную красоту показать, соблазнить юношей других. Но эта телесная красота войдет в могилу и рассыплется в прах. Но есть другая красота — красота духа нашего, красота внутреннего, духовного человека. А об этом телесном мы говорим: «Моя рука, моя нога, мое те­ло». А кто же «я»? — «Я» — это мой ум, мой дух, моя душа боголюбивая. И наш ум боголюбивый, как бы насыщаясь Божественным Писанием, Еванге­лием, насыщаясь молитвой, созерцанием Бога, не­престанным призыванием Иисуса Христа, стано­вится богоподобным. Такой ум избирает уже доб­ро, истину, святость, и этот ум обожает всю нашу душу, раздражительную часть и область пожела­ний, и вся душа у подвижников благочестия в под­виге труда, молитвы и поста становится бого­подобной. Эта душа боголюбивая обожает и телесную природу. И тогда тело человека становится чистым и святым, движения его кроткие, и он уже не допускает ни блуда, ни воровства, ни пьянства, ни убийства, ни всякой гордыни. И бывают такие подвижники благочестия, у которых благодатью Христовой освяща­ются ум, вся душа, освящается тело, и бывает уже тело мощами. Вот мы прослав­ляем преподобного Сергия, к его мощам подходим, потому что остатки его телесной природы стали благодатными. И мы когда молимся, то благодать Божия помогает нам, если мы просим проще­ния, и они, эти угодники Божии, во славу Божию, во спасение нашей ду­ши просят Бога, и Господь укрепляет нас, посылает нам Свою милость и благодать.

И нам, братья и сестры, нужно возрастать ду­ховно. Все мы грамотные, все знаем историю Церкви, поэтому должны понять путь спасения. Путь спасения только во Христе, только в Православной Церкви полнота богообщения, в ней — изо­билие благодатных плодов Христовых. Перед Пасхой, в Великую Субботу, только православным схо­дит благодатный огонь на Гроб Господний. Этот благодатный огонь не жжет первое время, он зажигает лампады, свечи. И это есть знамение того, что только православным, где полнота богообщения, дается такая великая благодать. Никаким другим верам, никаким другим людям не дается такая великая благодать.

В Церкви Христовой каждый день мы прославляем угодников Божиих; они все чудотвор­цы, мученики, преподобные, святители, они ходили по водам, изгоняли бесов, потому что жили с Бо­гом. Так вот и нам нужно отрекаться от богат­ства, особенно неправедного, отрекаться от стра­стей. Почему это необходимо? Потому что человек, живущий в страсти: блудник, вор, чародей, гор­дец — Царства Божия не наследует (1 Кор. 6, 10), если он не покается. Надо очищать ум наш непрестанной молитвой: «Иисусе, Сыне Божий, по­милуй мя грешнаго». Приучить надо себя к тому, чтобы перед тем, как что-либо делать, рассудить: угодно ли это будет Богу, будет ли это во славу Божию, во спасе­ние нам или же в наказание. Нужно хранить веру православную.

Вот католики, кажется, веруют в Еванге­лие, многие таинства имеют, но они исповедуют, что Святой Дух исходит от Отца и Сына, а это ересь, заблуждение, которое с древних времен в них укоренилось. Нужно различать Существо Божие и Божественную энергию, Божественную силу, которая исходит от Бога. На горе Фаворской было преображение Христа Спасителя. Этот свет Фа­ворский являет нам свет Божества. Он нетварный и в то же время не является Существом Божиим, и этим светом должны исполниться подвижники благочестия. Дух Святой исходит только от Отца. А когда мы слышим о посланничестве Духа Святаго — это говорится о благодати, о дарах благодат­ных, которые Господь даровал ученикам Своим: Примите Дух Свят (Ин. 20, 22). И апостолы, простые рыбаки, приняли благодать Пресвятаго Духа, стали говорить на языках других народов, стали сами воскрешать мертвецов, ходить по воде, совершать славные, чудные дела.

Святитель Василий Великий имел благо­дать Пресвятаго Духа и совершал многие чудные дела. Когда он уже был при смерти, пришел к нему врач Иосиф, иудей, который врачебное искусство имел великое, и сказал: «По твоему пульсу, по твоему состоянию тебе осталось жить всего не­сколько часов, до утра ты не доживешь». А Васи­лий Великий улыбнулся: «А если я проживу до утра?» — «О, тогда я отвергну веру отцов моих и приму христианство». — «Ну, хорошо, будем ждать твоего обращения». — «Нет, нет, ты не доживешь. Я все знаю, все жилки чувствую в каждом челове­ке». Ушел домой искусный врач, наутро пришел посмотреть на тело Василия. И что же увидел? Живого, веселого, жизнерадостного святителя. «Ты меня победил! —воскликнул врач. — Вера христианская выше веры наших отцов. Я те­перь хочу принять крещение, стать христианином. Кто меня будет крестить?» Василий Ве­ликий сказал: «Я сам тебя буду крестить». — «Как это так?! Немощной, при смерти!» — «У Бога ве­ликая сила». Встал бодро со своей постели, вошел в Церковь, крестил Иосифа и всех его ближних, совер­шил литургию, причастил их, дал наставления. «А теперь, — сообщил святой, — я отхожу ко Отцу моему Небесному». И взывал к нему Иосиф обращенный: «О, Василие небоблаженне! Если бы ты захотел жить, ты бы еще много лет жил, но ты уходишь ко Христу своему».

Многие в Киеве почитают Феофила юродивого. Там, в предместьях Киева, есть Голосеева пус­тынь, рядом Китаева пустынь, ряд прудов идет, восемь или девять. И около этих прудов стоит цер­ковь во имя Пресвятой Троицы, теперь она уже служащая, и там, метрах в 12-ти от алтаря, в ле­вую сторону, могилы Феофила и Досифея. Старец Феофил много чудес совершал, дивные знамения творил. Однажды ему открыл Господь: «Иди, спасай купца одного, жестокого и гордого, потому что дед его много милости совер­шил и милость эта дошла до Меня, Я хочу его при­вести к покаянию». И вышел Феофил досточудный, встал посреди дороги, чтоб не проехала упряжка мимо него. Долго ждал. Видит: едет тройка рос­кошная, и там сидит купец. Святой Феофил пере­городил дорогу. Остановился купец, сошел и спра­шивает: «Слушай, где такой Феофил есть? Я хотел его увидеть, о нем мне многие говорили, что он прозорливый, чудотворец. Хочу с ним побеседо­вать». А старец ему говорит (он уже знал, как поко­рить сердце гордого купца): «Да что ты слушаешь всяких баб сплетни, наговоры! Ты знаешь, кто та­кой Феофил? Он блудник, развратник! Он в та­кие-то годы совершил такой-то грех, потом в одном селе украл лошадь, хорошего такого жеребца. По­том там совершил то-то» — и стал подробно пере­числять все злые деяния этого купца. Тот удивился, обомлел: «Как это так! Кто ты такой? Ведь ты мою биографию греховную рассказываешь! Кто ты такой? Ты, наверное, Феофил?» — «Да, я греш­ный Феофил». — «Увы мне, я погибаю, я буду в огне гореть». Упал купец перед Божиим человеком на колени: «Что мне делать? Как спастись?» — «Твой дед был добрый, милосердный, и Господь повелел тебе преподать покаяние. Пойдем со мной, брось это все». Он принял его покаяние, указал ему путь спасения, и тот пошел покаянным путем и получил спасение.

И мы, братья и сестры, должны помнить об этом пути спасения, веру православную хранить нужно, не изменяя ее догматы, от Бога посланные, свя­тыми отцами заповеданные. Изволися Святому Духу и нам, говорили отцы, почитать Крест Животворящий, иконы Спасителя и Божией Мате­ри, Ангела Хранителя, почитать святых, мощи их, почитать праздники Божии и хранить предания Церкви Святой. Заповедано нам отвергать всякое богатство, отвергать страсти, пороки, заблуждения и всегда молиться: молиться в Церкви, молиться дома и приучить себя к непрестанной молитве. Нужно, чтобы наш ум, как говорит преподобный Серафим Саровский, плавал в законе Божием, в воле Божией. Читать нужно Евангелие ежедневно, как можно больше, угодников Божиих почитать, любить их. Какая благодать в них открывается!

Вспомним праведного Прокопия юродивого, ко­торый в Великом Устюге был. Однажды шел он в церковь на молитву, и вели девочку трехлетнюю, Мария имя ей. Он, подбежав, поклонился ей и сказал родителям и всем, которые были с ней: «Эта отроковица станет матерью великого святите­ля Пермского, он просветит зырянский народ, в Перми построит много монастырей, церквей». — «Да что ты?! С ума сошел! — говорили ему. — Девочка трехлетняя, а ты за нее говоришь вперед. Ты выдумываешь, сказки рассказываешь». А так и было. Она подросла, Симеон при церкви там по­могал, трудился, составили чету, она стала матерью, Стефан у них родился, положил ему Господь путь труда покаянного, стал изучать зырянскую азбуку, пере­вел книги на их язык, пришел в Пермь и привел многих ко спасению, многих крестил, открыл монастыри и церкви. За столько лет Прокопий предсказал! А когда народ в Великом Устюге стал уклоняться к идолослужению, то Господь хотел наказать город каменным градом. Открыто это было праведному Прокопию Устюжскому, он ходил, плакал и всех призывал: «Покайтесь, жители города! Будет ка­менный град, наказание Божие, все вы погибнете, если не будете каяться. Идите скорей в церковь, молитесь, кайтесь, плачьте о грехах, отвергайте всякое идолослужение!» Над ним сначала смея­лись, а потом увидели, что гроза, черная камен­ная туча стала приближаться к городу. «Види­те, — показывал святой, — идет наказание, кай­тесь, молитесь!» Послушались, наконец. Пошли в храмы, стали каяться, молиться, плакать, пообещали больше не грешить, не предаваться идолослужению, чародейству, соблюдать посты, хранить святость во всем. И ка­менная эта туча пролетела над городом, в 20 верстах от города разразилась огненным дождем, показала силу и гнев Божий, если бы не покаялись. И все деревья были поби­ты, огромные камни до сих пор лежат, их показы­вают, сюда даже привозят.

Вот какое богатство благодати Божией в Церк­ви Христовой, в Церкви Велицей (Пс. 39, 10). Хра­нить будем веру, хранить будем праздники Божии, будем почитать святых угодников Божиих, приучать себя к тому, чтобы, приступая к малому или великому делу, сначала обсудить, чтобы оно было во славу Божию, во спасение нашей души, чтобы каждый в своем чину имел страх Божий, искал добра и святыни. И приучать себя надо к непрестанной молит­ве: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Где бы ты ни был, куда бы ты ни шел — везде пом­ни о Боге, Его призывай и исповедуй. Если мы этим путем пойдем, братья и сестры, как запо­ведует нам Святая Церковь, учат святые отцы, бу­дем хранить веру православную, любить Церковь Божию, непрестанно молиться, смиряться, то мы будем носить образ Божий. Ведь когда Господь пожелал сотворить человека, явил как откровение и совет Божий — нам образ и учение о Животво­рящей Троице. Сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1, 26). Отец и Сын и Святой Дух взывали: Сотворим, а Сын Божий Иисус Христос, как говорится в Писании, сотворивший небо и землю, яко Тем создана быша всяческая, яже на небеси и яже на земли, видимая и невидимая, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти (Кол. 1, 16), сотворил человека по образу Свое­му, по образу Божию (Быт. 1, 27). А подобие мы должны показать здесь в добродетелях: в смире­нии, святости. Бог Свят — и мы, дети Его, должны быть святыми. Бог Милосерд — и мы должны быть милосердными, Бог Кроток — и мы должны быть кроткими, тихими и искать правду Божию. Поэ­тому будем непрестанно приучать себя к памяти Божией, испытывать себя, чтобы дела были все по правде Божией, будем исповедоваться почаще, хранить посты, любить даже врагов своих, которые нас не­навидят, за них молиться.

Великая сила — молитва! Вот мы сегодня слы­шали в Евангелии (Мк. 2, 2—12), что был расслаб­ленный и четверо несли его на одре к Иисусу Хри­сту, ждали от Него исцеления. Когда пришли к дому, то дом был полон людей, ибо все желали слушать Господа, все желали быть с Ним. Но те четверо были такие ревнители и так усердно иска­ли исцеления этому человеку расслабленному, что забрались на крышу дома, разобрали потолок и спустили этого расслабленного. Народ, находящий­ся в доме, расступился, и Господь увидел этого расслабленного больного. И что он тогда сказал? Каждое слово Евангелия жизнь нам препода­ет. Иисус, видя веру их (четырех), говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Обратите внимание, сказано: Видя веру их. Не по вере того больного человека, ибо мы не знаем, какая его была вера, но по вере тех четверых, ко­торые принесли этого расслабленного, прощались ему грехи. Если мы будем молиться за себя, за наших ближних, за всю вселенную, то великие бла­годеяния будут посылаться на землю. Говорят святые отцы великую тайну: мир существует толь­ко ради Церкви, а Церковь ради того, что в ней святые возрастают, молитвенники за весь мир. Весь мир стоит молитвою. Если не будет Святой Церкви, не будет святых молитвенников, то мир не устоит.

Говорят святые отцы, когда Господь в образе Ангелов шел наказать Гоморру и Содом за вели­кое злодеяние, то жители этих городов хотели с Ними совершить беззаконие, какое они делали по­стоянно с мужским естеством, оставив своих жен. Но если бы в этих городах нашлось хотя бы десять праведников, Гос­подь потерпел бы жизнь остальных людей ради этих десяти праведников. Долго говорил и взывал Ав­раам: «Если будет пятьдесят человек, погубишь эти города?» А всего было пять городов. — «Нет». — «А сорок пять?» — «Нет, оставлю, буду терпеть их злодея­ния», — отвечал Господь. — «Сорок?.. Тридцать?.. Двадцать?..» Дошел до десяти, и уже устыдился Авраам-праведник и не стал больше убавлять число праведников, по­тому что итак он уже сколько умолил Бога. Но даже десяти праведников не оказалось (Быт. 18, 23—33). Вот так иногда живут на земле города и народы. Когда оскудевают праведники, оскудева­ет молитва, особенно когда Церкви не хранят бла­гочестие, приходят многие беды.

Как было во времена святителя Григория Паламы: искали у папы Римского помощи, когда турки наседали на Константинополь. Да надо бы­ло молиться, надо было посты утверждать, каяться, и тогда Господь послал бы помощь, как Он по­слал ее жителям Иерусалима: Архангел Михаил по­разил 185 тысяч воинов! И турок бы поразил, ес­ли бы были праведниками жители Константино­поля. Но за то, что они оставили правую веру, турки взяли Константинополь. И в это время как раз Григорий Палама возвестил всем великую тай­ну благочестия, чтобы хранить веру православ­ную, чтобы нам непрестанно молиться и пра­вильно мудрствовать о Троице: Дух Святой ис­ходит от Отца, Сын Божий рождается от Отца. А католики извратили учение святых отцов. Когда Господь говорил: Приимите Дух Свят (Ин. 20, 22), то Он дал бла­годать, ибо это исхождение Святаго Духа от Сына было исхождением Божественной энергии, а не как исхождение Самой Ипостаси Святаго Духа, ибо нельзя вводить два начала в единый Дух, кото­рое привело бы к утверждению, что Дух создан, что Дух исходит и от Сына и что Сын имеет нечто из свойств Отчей Ипостаси. А это привело бы или к признанию двух Виновников (от Отца Дух и от Сына Дух), или тогда Отец и Сын соль­ются в одну Ипостась. Святая Церковь исповедует неслитность личных свойств трех Ипостасей. Ви­дим мы, что в богословии слово «Бог» выражает и Существо и действие Божие, и недоступный в Сво­ей Сущности Бог проявляет себя в энергиях, ког­да Сын, даруя Духа человеку, сообщает дары бла­годати. Благодать подавалась и апостолам и по­дается каждому из нас по мере веры и любви. Как вот деньги: много денег, мало денег, — так и бла­годать: у одного большая благодать, у другого малая. У пророка Даниила и у апостола Иоанна Богослова была великая благодать; они видели будущее мира и Церкви и преподали нам эту тай­ну в Писаниях и в Апокалипсисе, описали, что ожидает нас. Они знали и духом видели, какое будет наказа­ние за отступление от веры и что за грубую жизнь людей законоположителя попустит Господь (Пс. 9, 21), антихриста, который три с половиной года — 1290 дней — будет на земле, а после бро­шен будет в озеро огненное со лжепророком. Бла­жен, кто достигнет 1335 дней, то есть еще 45 дней будет затишье. После того Господь этого антихри­ста и лжепророка бросит в озеро огненное (Откр. 19, 20). На небе будет явлен Крест Животворящий, великий он будет, сияющий. И в эти 45 дней еще некоторые сотрут печать антихристо­ву, если принесут покаяние. А потом Гогу и Магогу поднимет сатана, но Господь сокрушит и их, и от­кроются книги жизни, начнется суд Божий, будет всеобщее воскресение (Откр. 20, 7—14). А это бу­дет в месяце ксанфик (март—апрель), в период весны.

И нам к этому готовиться нужно. Святые отцы не боялись Страшного суда. Они осуждали себя здесь, постоянно пребывали в покаянии. Говорят святые отцы, что надо взять крест и идти путем Христовым (Мф. 10, 38; 16, 24; Мк. 8, 34; Лк. 9, 23; 14, 27). Но некоторые угодники Божии еще больший подвиг покаяния несли: они себя при­гвождали ко кресту. Святитель Василий Великий хорошо говорит об этом состоянии: когда подвиж­ник пригвождает себя мысленно ко кресту, то он подражает Самому Господу Иисусу Христу. Когда человек висит на кресте и ждет смерти, он уже не со­бирается строить дома, не хочет копить богатство, он не строит планы, не думает о славе, об обидах, о владениях, не гордится, он только ждет — через минуту-две испустит дух, куда он пойдет, ка­кой суд ожидает его. Вот такое состояние имели подвижники благочестия, как бы пригвожденные ко кресту. Они не искали угождения плоти, не ис­кали вина, богатства, ни жен, ни славы человечес­кой, но в покаянии умерщвляли свою плоть. И ког­да мы вспоминаем их жизнь, то действительно они были носителями Креста Животворящего.

Два старца закончили путь покаяния, уже при­ближались к смерти, оба седые, старые, немощные были. И делится один другому: «Ты знаешь, брат ты мой, какую я брань плотскую терпел, постоянно эти помыслы находили и сны неподобные. Я взы­вал к Богу и поклоны делал». А другой сказал: «А у меня, знаешь, не было такой брани». — «Не может быть! Что ты не такой же человек, как я? Как же ты жил?» — «А я, — отвечал старец, — себя чувствовал как бы на кресте, распиная плоть. Ког­да плоть у меня бушевала, я не кормил ее, этого осла, до вечера. Если она не покорялась — по два дня не давал кушать. Когда читал я правила мо­литвенные, не мог стоять от усталости — на коленях стоял, и на коленях не мог — лежа взывал уже. А если еще плоть меня беспокоила, я уходил на бо­лото, снимал рубаху и меня грызли комары до такой степени, что все тело становилось раной».

Это как прп. Макарий Египетский, когда вернул­ся однажды в обитель после такого посещения бо­лота, то братия не узнали его. Тело представляло собою сплошную рану, все лицо было уязвлено ра­нами, и этим он умолил Бога, и дьявол отступил от него, и больше плотские страсти не бороли его. Вот так достигается спасение. Великими скорбями, великим трудом.

Будем, братья и сестры, почитать Крест Живо­творящий и по мере нашего усердия, нашей веры, понесем крест, кому какой Господь даст, малый или большой. Но пригвождать себя ко кресту мо­жет не каждый. В наши дни, говорят отцы, хотя бы хранить веру православную в чистоте, жить благочестиво, и то мы можем получить спасение, потому что великий соблазн сейчас, и уже воздух не тот, и люди какие лукавые, злые, и сколько проповед­ников лжи, всякой неправды. Будем хранить, братья и сестры, веру православную, почитать Крест Животворящий, почитать праздники Божии, угодников Божиих, отрекаться от богатства, от страстей, чтобы все совершать во славу Божию, по воле Божией и непрестанно молиться. Где бы ты ни был, куда бы ты ни шел, помни, что диавол тебя здесь соблазняет, поэтому отгоняй его по­мыслы, взывай: «Иисусе Христе, Сыне Божий, по­милуй мя грешнаго». Эта молитва покаянная с плачем духа нашего очищает наши страсти, серд­це может стать чистым. И тогда, как говорят свя­тые отцы, Иисус Христос в вас (2 Кор. 13, 5) бывает, потому что вы сыны воскресения (Лк. 20, 36). И если мы этим путем пойдем, путем жизни, то Церковь приведет нас ко всеобщему блаженно­му воскресению, Господь спасет нас, поставит по правую сторону и узрим мы блаженный лик Хри­ста Спасителя, Который мир сотворил, Ангелов и Архангелов, сотворил человека, пострадал за нас, утвердил Церковь, охраняет ее, бережет до сконча­ния века, и услышим желанные слова Жизнодавца: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуй­те уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.

 



Все новости