Вознесенский Оршин женский монастырь

ПРОПОВЕДИ АРХИМАНДРИТА НАУМА (БАЙБОРОДИНА). Слово в неделю 2-ю Великого поста. О Свете Божественном (14 марта 1982 года)

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Возлюбленные братья и сестры! В нынешний воскресный день во вторую неделю Великого поста, Святая Церковь прославляет великого угодника Божия Григория Паламу. Он преподал нам, всем христианам, истинное учение о благодатном Божественном свете. По описанию Книги Бытия в этот день началобытный свет сей видимый сотворен бысть Богом по слову Его: Да будет свет. И стал свет. И отделил Бог свет от тьмы (Быт. 1, 3). Как говорит Священное Писание, в месяце марте Господь сотворил и свет, и вселенную, и самое время, и человека.

В церковном учении о свете, как говорят святые отцы, имеется три степени различия. Есть свет чувственный, который Господь даровал и разумным и неразумным существам, и есть свет умный, который присущ только Ангелам и человекам. Люди, имеющие ум, имеют способность познания, мышления, различают добро от зла, имеют в себе нравственный закон, чувствуют величие Божественных идей: любви, красоты, истины, милосердия. Но есть еще другой свет – Божественный, благодатный. Это тот свет, который Господь при сотворении человека вдунул в лице его как дыхание жизни. Когда свет Божественной благодати коснулся Адама, то даровал ему великие дары: он стал прозорливым, видел дела Божии, видел сущность всякой твари, ее назначение, ее свойства. Святитель Григорий Палама раскрывает нам великое учение об этом благодатном свете Божественном, который просвещает всякого человека, приходящего в мир, дарует великие дарования угодникам Своим.

Когда начиналась вселенная, когда Господь сотворил ее, то вначале был свет. Этот свет был первее всего, а потом Господь творил все остальное. Сейчас идет по библейскому исчислению 7490-ый год от сотворения мира – столько времени существует вселенная по воле Божией. Святитель Григорий Палама, великий угодник Божий, преподал нам учение о том, как надо правильно мыслить о Боге и о Божественной благодати, потому что многие в этом заблуждаются. Эта истина, эта тайна была открыта подвижниками Святой Горы великими трудами, подвигами и молитвами. Монахи уединялись от мира, от богатства, от страстей и непрестанно призывали Бога в помощь: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». И благодатью Божией вводились подвижники благочестия в высокие благодатные состояния. Свет Божественный касался их ума, и они восходили в созерцание тайн Божиих.

Когда Господь взошел на гору Фавор, то явил Он ученикам Своим великую благодать Духа Пресвятаго. Все они были во свете. Господь сиял, стоял блистающим, потому что благодать как бы коснулась завесы плоти Его, и открылся свет Самого Господа, свет Фаворский, свет Божества. Его плоть сделалась световидной, огненной. Когда после воскресения, как мы читаем в Евангелии, Господь явился ученикам Своим, то Он проходил через стены, через двери заключенные. Плоть Его уже стала иной после воскресения. И вот такую милость Господь готовит нам, чтобы мы после прошествия земной жизни стали световидными, стали огненными, потому что после Страшного суда уже начнется жизнь с Богом. Наши души благодатные соединятся с нашими телами, и все здесь на земле изменится. Те, которые застанут Господа еще здесь, на земле, как говорит апостол Павел, сразу почувствуют эту перемену и станут подобными Господу нашему Иисусу Христу. Такое же правильное учение предлагает нам святитель Григорий Палама.

Много было споров, братья и сестры, об этом благодатном свете, много было заблуждений, много было еретических понятий. И Святая Церковь на Вселенских и Поместных Соборах защищала чистоту православной веры. Многие вводили христиан в заблуждение. В древности были еретики: Арий, Савелий, Несторий, а в XV веке объявился Варлаам. Но святитель Григорий Палама, наученный от Самого Бога, говорит нам, что в Божественном Писании нужно различать само понятие о Боге, когда говорится об Ипостаси Троицы, о природе Божией, о существе Божием. Бог непостижим, невидим, непознаваем даже ангельскими чинами.

Действия благодати Божией – энергии, или дары Духа. И нужно понимать, что от Бога исходит Божественная благодать или, как говорит святитель Григорий Палама, Божественные энергии, то есть то, что Господь проявляет здесь к твари, ко вселенной в Своих действиях. И сущность, природа Божия ни в коем случае не должны смешиваться с действиями, которые происходят от Бога. Некоторые неправильно мудрствуют и говорят: «Когда Господь сказал: Приимите Духа Святаго (Ин. 20, 22) – и дунул на учеников-апостолов, то Он сообщил им Духа Святаго в существе, в природе, то есть третья Ипостась Живоначальной Троицы вселилась в них». Если мы будем так рассуждать, то получится, что Дух Святой исходит от Отца и Сына. К чему же приведет это ложное мудрование? – К тому, что ученики приняли Ипостась Божества Духа Святаго и сами стали богами. Ведь если Господь наш Иисус Христос, желая спасти нас, из пречистых кровей Девы Богородицы создал Себе тело, соединился с этой тварной природой, то Его Ипостась Божественная, второе Лицо Живоначальной Троицы, в полноте, как говорят греки, вселилась в наше естество. Поэтому Господь наш Иисус Христос – Бог, Сын Божий – ходил по земле, как Сын Человеческий. Он вкушал, пил, спал, скорбел, жил, как живут все люди на земле. Но это был не просто Сын Человеческий, это был Богочеловек. Он как человек говорил, жаждал, страдал, но как Бог ходил по воде, имел власть воскрешать мертвецов, одним словом претворял воду в вино, изгонял бесов, перед Ним трепетала вся тварь, потому что это был Богочеловек. И мы должны понимать, что, когда Господь дунул на апостолов и сказал: Приимите Дух Свят (Ин. 20, 22), то сообщил им не природу Свою, не Ипостасью и не существом Своим Бог вселился в апостолов, а Божественною благодатью, а это и есть Фаворский нетварный свет, Божественная энергия, свет Божества. Эта Божественная сила сообщила им благодатные дары. Апостолы получили знание языков, то есть стали говорить на разных языках, хотя их не изучали. Могли также изгонять бесов, могли творить многие чудеса, знали помышления сынов человеческих, но они не были богами в существе своем. Они были благодатными, богодухновенными, богопричастными.

Живоначальная Троица живет Своей внутрибожественной жизнью. Дух Святой превечно исходит от Отца, Сын превечно рождается тоже от Отца. Для человеческого ума понятие о Святой Троице есть великая тайна. Она сокрыта от всех. Говорят некоторые отцы, что образ Святой Троицы можно уподоблять солнцу, где Бог Отец уподобляется самому источнику света, Бог Сын – лучам, непрестанно рождаемым и пребывающим неотделимыми от солнечного круга, Дух Святой уподобляется теплоте, исходящей от солнца и подаваемой через лучи. Образ Троицы в человеке раскрывается в трех силах духа, где ум наш как бы образ Отца, слово наше (произнесенная мысль) – образ Сына, дух – образ Духа Святаго, Который пребывает и в Отце, и в Сыне. Когда мы говорим, то желанием нашего духа мысль наша становится словом, и слово это общается с умом другого человека. Совершается непостижимое. А как происходит благодатное общение с Живоначальной Троицей? И здесь-то мы должны правильно мудрствовать, как говорит святитель Григорий Палама. Если мы живем благодатной жизнью, если мы любим Бога, исполняем заповеди Божии, чувствуем в себе страх Божий, молимся непрестанно, то Божественная энергия, благодать питает, подкрепляет нас, и мы через свет Его имеет общение с Самим Богом. И вот здесь, братья и сестры, нужно хорошо усвоить то, чему учат святые афонские отцы и святитель Григорий Палама. Бог непостижим и открывается нам только через Божественную энергию, то есть действия Божии. Эти действия Божии умопостижимы, например, когда Господь посещает наказанием или чудотворениями сынов человеческих. Само же существо Божие непостижимо и неисследимо. И схождение Святаго Духа от Отца, как мы слышим в Евангелии, есть нахождение Божественной благодати, энергии, проявление Божественной жизни, а не исхождение Самой Ипостаси Святаго Духа, ибо в Писании словом «Бог» означают и существо Божие, и Его действия.

При созерцании исихастов озарение светом – это не познание Бога, как в философии, а единение с Богом в безмолвии и Иисусовой молитве, особенно же в таинстве святого причащения. Единение с Богом – это сущность духовной жизни. Здесь воля человеческая сливается с волей Божией, а это свидетельствует о любви, о союзе воль, о святости. Кто имеет одну и ту же волю с Богом, имеет ту же жизнь с Ним. По учению Православной Церкви, в этом сущность обожения. Нам нужно хранить Православие как непреложное сокровище. Только в нем сохраняется данное через Божественное откровение правильное учение о Живоначальной Троице.

Святитель Григорий Палама всем говорил, что постоянно необходима Иисусова молитва, чтобы отгонять всякие помыслы и сподобляться этого благодатного Фаворского света. Где бы ты ни был, куда бы ни шел, везде призывай: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Это и есть та заповедь, которая дана была Адаму о хранении и возделывании рая. Адам имел дуновение от Бога, благодать Пресвятаго Духа, но ее не сохранил. Но пришел Новый Адам, Господь с Небес, чтобы даровать нам образ обновления и освящения. И смотрите, что Господь сотворил: первым человеком вошла смерть в мир, но пришел Господь наш Иисус Христос как Человек и победил диавола, победил смерть. Сказано Адаму: Смертию умрешь (Быт. 2, 17), если нарушишь заповедь. И вот умирает Сын Божий по любви к нам, умирает, не имея ни одного греха в Себе, а умирает за Адама и за всех его потомков. И когда Господь сошел во ад, Он вывел всех праведников, которые ждали Его пришествия и Его воскресения. Господь воскрес, как Человек, потому что Бог никогда не может умереть. Он – бессмертный. Этим воскресением Он воскресил всех нас, сынов человеческих, имеющих веру в Господа нашего Иисуса Христа и прославляющих Отца, и Сына, и Святаго Духа.

И как Дух Святой сходил на Сына Человеческого, Сына Божия, на Иордане, такая же благодать Духа Святаго сходит на каждого, кто принимает святое крещение. И как Бог Отец благоволит к Сыну Своему возлюбленному, Господу нашему Иисусу Христу, так благоволит Бог и к пророкам, и к апостолам, и к каждому верующему во Иисуса Христа, который принимает крещение, призывает Бога и приступает с верой и любовью к таинству Тела и Крови, ко святому причащению. Это – великая благодать, которую Господь принес нам пришествием Своим. И поэтому нам, братья и сестры, нужно хранить святое благодатное учение о Фаворском свете, потому что Господь уготовал нам великую милость Свою. Когда загремит труба архангельская, Господь восставит всех сынов человеческих, которые причастны были Церкви Его Святой. Души соединятся с телами нашими, и все восстанут уже в ином бытии. Человек станет духовным, легким, световидным, подобным Господу нашему Иисусу Христу, в такой славе, которую показал нам Господь на Фаворе и после Своего воскресения.

Святитель Григорий Палама предлагает всем непрестанно молиться, повторяя учение и слова великого апостола Павла. Где бы ты ни был, куда бы ты ни шел, чем бы ты ни занимался – отгоняй помыслы, отгоняй этого рыкающего льва, который ходит по земле, ища кого поглотить. Как он смутил Еву и Адама, так он и теперь смущает нас помыслами, приражениями, а поэтому вместо этих собеседований с помыслами ты беседуй с Богом, живи с Богом. Тело тленное и смертное рассыпается в прах, а душа бессмертная должна принять для ума своего эту благодать Духа Пресвятаго. Потому что у каждого тело и душа должны быть освящены благодатью. И когда этот свет Божественный касается души человеческой, она уже бывает сама световидной, она уже не знает другой воли, кроме воли Божией, и говорит: «Я хочу так, как хочет мой Владыка Христос, я буду все делать и жить на земле так, как велит и учит Господь Христос». И в этой любви, в единении воль – сущность святости сынов человеческих.

Вспомним преподобную Марию Египетскую. Когда она 47 лет молилась, пребывая в пустыне, Дух Святой посетил ее душу, и стала ее душа световидной. Она могла так же, как Господь, как апостол, ходить по воде и знала помышления сынов человеческих. И преподобный и богоносный отец наш Сергий принял великую благодать и исполнился многих благодатных даров. Он, находясь в пустыне, знал Духом Святым, Который пребывал в нем, что совершается вокруг. И цель нашей жизни, братья и сестры, как говорит преподобный Серафим Саровский, – стяжать благодать Духа Пресвятаго, то есть то, что потерял Адам, когда он был сотворен, – дыхание жизни.

Святитель Григорий Богослов говорит, что милость Божия посещает нас, дарует нам как бы струю Божества, Духа Пресвятаго, благодать Свою. И в учении о Боге мы будем мыслить, мудрствовать так, как учит Святая Церковь и как говорит святитель Григорий Палама, что Бог, природа Божия – непостижимы. Бога никто никогда не видел, но от Бога исходит свет Божественный, нетварный, который дает свет каждой душе, посещает сынов человеческих, дарует и избавление от грехов, в восхождение в познании Бога и всей Его вселенной. И эту благодать мы можем получить в молитве через покаяние и причащение – в Церкви Божией.

Господь дарует нам Ангела Хранителя, дарует нам молитвенников за нас, и нам самим нужно молиться и исправляться. И те святые угодники Божии, которые получали огненную благодать Духа Пресвятаго, все знали, ни о чем не спорили, ничего не доказывали. Вспомним преподобного Евфимия Великого. Когда собирались на Вселенский Собор архиереи, епископы и святые отцы, он им заранее сказал благодатью Духа Святаго, о чем там будут рассуждать, кто будет ересь предлагать, кто будет защищать правое учение и к какому решению придут, потому что Дух Святой заранее все знает. И когда читаешь Откровение апостола Иоанна Богослова о судьбах Церкви и мира, которое он написал почти две тысячи лет тому назад, то удивляешься, как он все это созерцал, как он мог все знать. А знал в Духе Святом, ибо Бог знает все. И Господь дарует эти познания благодатью Своей каждому, кого Он возлюбит и кто возлюбил Его.

И в этот воскресный день, когда совершается память святителя Григория Паламы, поразмыслим хорошо, братья и сестры, о жизни нашей. Нас Господь призвал для покаяния, для обновления нашей души, для освящения. Жизнь здесь вечная только начинается, и Господь избирает добрых, кротких, чистых, любвеобильных, трудолюбивых, молитвенников, смиренных. Пусть мы были гордые, пусть мы были греховодники, но можем принести Богу покаяние, можем изменить прежнюю нашу жизнь. Только нужно просить Бога; нужно молиться дома, в церкви и кто имеет особое усердие – молись непрестанно. И это возможно: «Господи Иисусе Христос, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Пусть эта краткая молитва, хотя бы «Господи, помилуй», «Господи, помоги», «Матерь Божия, вразуми нас», непрестанно с нами пребывает, потому что этим деланием дух наш ищет общения с Богом, с Духом Божиим. И Господь всегда готов помочь нам. Господь желает нас усыновить, обновить и освятить. Господь всех призывает в Царствие Свое Небесное. И мы, как сыны воскресения, как чада Церкви Святой, должны все исполнять, что Святая Церковь повелевает нам.

Будем, братья и сестры, остаток дней Великого поста в особой строгости испытывать свои дела, помышления, поступки, каяться, приступать к Господу Богу со страхом Божиим и непрестанно призывать Бога в помощь, потому что здесь великое испытание для нас посылается. Если же кто допустил после крещения большие согрешения – приготовь себя для больших трудов и больших скорбей. И Господь даст силу, даст помощь пройти путь покаяния и сподобиться обновления и помилования. И будем, братья и сестры, прилагать все наши усилия, чтобы искать Царствия Божия и правды Его, просить у Бога обновления нашей души, просить: «Господи, пошли свет Твой Божественный, просвети наши души, чтобы нам узреть наши согрешения, чтобы нам смириться, чтобы нам, Господи, делать как можно больше добра, любить истину, любить правду Божию, любить всякую святыню». Если наша воля сольется с волей Божественной, то начинается жизнь с Богом, в этом, говорят святые отцы, сущность святости, и к этому Бог призывает нас. О Боге мы поем: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! (Ис. 6, 3). И будьте святы, говорит Святая Церковь, потому что Свят Отец ваш Небесный, Господь и Бог наш. Аминь.



Все новости