Вознесенский Оршин женский монастырь

ПРОПОВЕДИ АРХИМАНДРИТА НАУМА (БАЙБОРОДИНА). Слово в Неделю 33-ю по Пятидесятнице в день памяти преподобного Макария Великого (1 февраля 2009 года)

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Возлюбленные братья и сестры! Святая Церковь воспевает: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Адам согрешил, потерял благодать, потерял бессмертие и стал жить на земле, служа диаволу. Не было благодати. Господь пришел на землю, чтобы даровать нам Духа Святого. Как на небе ночном видим мы сияние множества звезд, так и на земле теперь проявился сонм святых, воспринявших эту благодать Духа Святого. У нас просиял преподобный богоносный отец наш Сергий, которого мы прославляем, воспевая ему: «Радуйся, земный ангеле и небесный человече».

А в нынешний день прославляем мы другого земного ангела — преподобного Макария Великого, Египетского чудотворца. Это был конец четвертого века, когда возрождалось монашество. Не было еще тогда монастырей больших, только некоторые появлялись великие подвижники, жившие в пустыне, как преподобные Антоний Великий, Павел Фивейский, Пахомий Великий, Онуфрий Великий. Они уклонились от суеты, чтобы не видеть, не слышать ничего греховного, только беседовать с Богом. И такое же желание возгорелось у юного Макария, будущего великого подвижника.

Особенным в житии преподобного Макария было то, что он родился от бесплодных родителей, по благодати Божией. Родители желали, чтобы сын их имел семью, невесту нашли. Сам же он противился, но подчинился воле родительской, надеясь, что Господь укажет ему дальнейший путь. После брачного пира Макарий не прикасался к своей супруге, а через несколько дней он с одним из родственников отправился по хозяйственным нуждам на Нитрийскую гору. Когда он возвратился, то застал свою супругу в сильной горячке. Вскоре она умерла, отойдя в вечную жизнь непорочной девственницей.

С этого времена юный Макарий уже не заботился о земном, а постоянно посещал храм Божий и занимался чтением Священного Писания. Между тем и родители Макария, имея преклонный возраст, скоро друг за другом отошли ко Господу. После погребения он, раздав почти все свое имущество бедным на помин душ почивших, стал молиться Богу, чтобы Он послал ему доброго наставника на пути ко спасению. И в один из церковных праздников Макарий встретил в храме такого старца-инока, по Божественному устроению, пришедшего причаститься Христовых Таин. На другой день юноша пришел к старцу, жившему далеко в пустынном месте отшельником.

Старец и преподал ему наставления относительно молитвы, поста и бдения, и Макарий, возвратившись домой, раздал все оставшееся имущество бедным и, сделавшись сам нищим, пришел снова к старцу, чтобы совершенно предаться служению Господу. Старец с любовью принял смиренного юношу, показал, как правильно совершать служение, как молиться, и обучил обычному иноческому рукоделью — плетению корзин. Потом старец устроил для своего ученика отдельную келлию в недалеком расстоянии от своей, там, в уединении, Макарий и начал проходить трудный иноческий подвиг, с помощью Божией, преуспевая.

Потом блаженному Макарию пришлось перейти в пустынное место около другого селения. Туда к нему пришел один человек простого звания, желая послужить ему, он забирал его рукоделие, труды, продавал, менял на хлеб и приносил ему. Но враг устроил ему искушение. В ближнем селении юноша обольстил девицу, родители которой не хотели за него отдать в замужество свою дочь. Когда она оказалась непраздной и спросила, что ей отвечать родителям, этот блудник, по наущению диавола, предложил: «Скажи, что это сделал с тобою тот отшельник, когда ты была в поле, и от него теперь будет ребенок».

Родители, узнав, пришли в ярость, в злобу великую и со всеми родственниками с криками бросились к келлии Макария, вытащили его и долго били. Потом привели с собою в селение, по которому везде водили, навесив на его шею связанные веревкой всякие склянки, банки, черепки, разбитую посуду, без милосердия били ногами и руками, толкали, за волосы дергали. При этом они кричали: «Бейте этого негодного монаха! Он осквернил нашу девицу, бейте его все!» Много он потерпел, уже еле на ногах стоял. И случилось в это время проходить благоразумному человеку, он сказал: «Что вы обижаете, бьете невинного инока, не разобравшись? Справедливо ли обвинение?» Подоспел тут и простец-благодетель, желая освободить Макария. Но бившие продолжали колотить его палками, пока не оставили полумертвого на дороге.

«Пусть представит поручителей, — не унимались родители, — что он будет работать, зарабатывать деньги и кормить нашу дочь, которую обесчестил, и будущего ребенка». И преподобный Макарий, еле дух переводя, просил служившего ему человека: «Будь за меня поручителем». Поручившись за святого, он отвел его, еле живого, в келлию. Некоторое время отлежавшись от ран, Макарий со смирением, без злобы стал усиленнее трудиться, говоря сам себе: «Ну, Макарий, теперь у тебя жена появилась, у тебя ребенок будет, поэтому работай день и ночь, доставляй пропитание». И он делал корзины, выручал деньги и отдавал, а та, бесстыдная, брала эти деньги заработанные.

Пришло время родов, уже надо было рожать, а Господь дал ей испытание. Сутки прошли, вторые, третьи, она мучалась, страдала, кричала, плакала от сильной боли, а родить не могла. И родители плакали, видя такие мучения, и соседи переживали, говорили: «Почему же так? Какая-то причина есть? Может быть, ты в чем-то виновата?» И она вынуждена была признаться, что оклеветала невинного отшельника, что виновен тот юноша, который хотел жениться на ней. Родители и все родственники испугались, устыдились, стали себя укорять, что они такое зло и страдание причинили невинному подвижнику. Услышали о том и жители селения и решили пойти вместе с родителями к преподобному Макарию с покаянием. Преподобный в незлобии помолился, и сразу же родился младенец.

Начали его прославлять, восхвалять, а он, избегая славы человеческой, ушел на Нитрийскую гору. Потом стал даже учеником преподобного Антония Великого и прожил под его руководством долгое время; по его же совету, преподобный Макарий перешел для уединенной жизни в дальнюю скитскую пустыню, за 25—30 верст от Нитрийской горы, там молился, постился, жил как Ангел.

Ведь заповедь Божия говорит: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслею твоею (Мф. 22, 37; Мк. 12, 30; Лк. 10, 27; Втор. 6, 5). И преподобный Макарий воспринял ту благодать, как Господа любить и непрестанно призывать Его Иисусовой молитвой. И дал Господь преподобному великую благодать, уже в 40 лет он получил дарования прозорливости, чудотворений. Ангел Хранитель его, как повествует святитель Димитрий Ростовский, писатель жития, был в чине Херувима. Мы знаем, что Господа окружают Ангельские чины, и подобно Небесной Иерархии организована наша земная иерархия. Шестокрылатые Серафимы, многоочитые Херувимы и Богоносные Престолы — чины высшей Ангельской Иерархии, они ближе всех к Богу стоят, великие озарения, откровения принимают от благодати Духа Святого. Эти откровения они передают средним чинам: Господствам, Силам и Властям. Они, в свою очередь, подают их низшим чинам: Началам, Архангелам и Ангелам. А преподобному Макарию непосредственно Херувим передавал тайны Божии и воздействовал на ум его, человека благодатного — великую благодать имел преподобный.

Однажды диавол навел такое искушение. Один нечестивый человек распалился страстной любовью к замужней красивой женщине, но не мог склонить ее к прелюбодеянию, ибо она была целомудренна, добродетельна и любила своего мужа. Сильно желая овладеть ею, он пошел к чародею и просил устроить так, чтобы женщина его полюбила или же чтобы муж ее возненавидел и прогнал. Применив всю силу своего волшебства, чародей не смог склонить душу целомудренной жены ко греху. Тогда он очаровал глаза всех смотревших на нее, и она всем стала казаться лошадью. Муж, пришедши домой, сильно удивился, но постепенно понял, что по чье-то злобе это совершилось, и очень опечалился. Он приглашал священников, соседей — всем она казалась лошадью, поэтому никто не мог помочь, исцелить. Только муж знал, что эта была его жена. Вспомнив о преподобном Макарии, он надел на нее узду и повел в скит. Все встречающиеся и потом иноки спрашивали: «Зачем ты лошадь ведешь в пустыню?» Так всем женщина казалась лошадью.

Это напоминает нам о том времени, когда антихрист придет. Он будет такие чарования наводить, что многих приведет в заблуждение, многие будут ему верить. Все население, все видели лошадь, и только один преподобный Макарий, который Божественным светом был озарен, знал, что шла женщина. Он освятил воду и с молитвою вылил ее на лошадь, и она получила исцеление, приняла свой естественный вид, стала женщиной. Вот какую благодать имел преподобный Макарий! И он дал наставление исцеленной женщине, чтобы она чаще ходила в храм Божий и причащалась святых Христовых Таин.

И сколько было разных искушений, и преподобный все терпел, молился. В то время, когда он жил, один еретик, сейчас тоже их очень много, даже сатанисты есть, возвещал, как некогда саддукеи: «Воскресения нет, Ангелов нет, жизни вечной нет». Господь воскресил Лазаря четверодневного. В то время в Иерусалим миллион паломников пришло и самих жителей было сто тысяч. Все только о Лазаре и говорили, приходили к нему, смотрели, слушали, беседовали. А саддукеи даже не соизволили прийти и посмотреть на него. Им докладывали, что многие, видя Лазаря, который был мертв и которого воскресил Христос, веруют в Иисуса Христа. «Ну и что же, — сказали они, — мы убьем Иисуса Христа, убьем и Лазаря» (Мф. 26, 4; Ин. 11, 50, 53; Ин. 12, 10). Какая злоба! Эта злоба превышает даже злобу бесов. Бесы, когда видят крестное знамение, слышат призывание Иисуса Христа, убегают, а злобные люди могут и в церкви стоять, и молитву читать. Вот такая злоба у саддукеев, она превышает злобу диавольскую.

И вот такой еретик многих смущал. Он пришел к преподобному Макарию и стал с ним разговаривать о вере, даже спорить и насмехаться. Когда преподобный заметил, что братия начала колебаться от его речей, предложил пойти на кладбище, и там, кому дарует Господь, воскресить мертвого, значит, вера того правая и подтверждается Самим Богом. Все согласились и пошли. Там преподобный Макарий сказал, чтобы еретик вызвал кого-нибудь из гроба, но он отказался первым это делать. Тогда преподобный помолился, назвал по имени недавно умершего инока, и тот отозвался. Иноки раскопали могилу, помогли подняться воскресшему, вывели его живым. Еретик от стыда убежал далеко за пределы того места. Вот какие есть еретики, какая злоба у диавола. И как благодать Божия помогает.

Много великих чудес совершал преподобный Макарий. Даже было так. Муж семейства, взяв на сохранение у одного человека золото, внезапно умер, не успев сказать своей жене, где его спрятал. Искали, но найти не могли, и за утерянное золото вдова с детьми должна была идти в рабство к тому человеку. Преподобный, узнав, где похоронен усопший, пришел на кладбище к могиле, помолился, потом обратился к мертвому, спрашивая, где он положил взятое им золото. Из могилы послышался голос: «Я это золото спрятал в своем доме там-то, идите и его найдете». — «Почивай опять, — сказал святой старец, — до дня Всеобщего воскресения». И много других чудес совершал.

Было еще одно, третье, воскрешение умершего, убитого. В убийстве обвиняли невинного человека. Пришли к преподобному Макарию, обвиняемый доказывал, клялся, что ничего не знает, а ему не верили. Преподобный спросил, где погребен убитый, и пошел на кладбище, там над могилой помолился долгое время и, громко назвав имя убитого, сказал: «Повелеваю тебе ответить нам, этим человеком, который приведен сюда, ты убит?» И мертвец из могилы ясным голосом ответил, что он убит другим человеком, а этот невиновен. Просили, чтобы преподобный выяснил, кто убийца, на это он ответил: «Достаточно, что избавлен от смерти невинный человек, а обвинять не буду, потому что есть покаяние, есть тайна Божия». И все оправдали того человека, а об убийце он не стал спрашивать. Почему? Чтобы тот не пришел в отчаяние, а покаялся. Видите, какая благодать Божия!

Преподобный Макарий много поучал братию, как надо молиться, как стяжевать благодать Христову. Эту тайну умного делания и мы должны познать. Говорят святые отцы, что в последние времена, а они уже приближаются к нам, трудно будет, много искушений предстанет, много лжепророков появится, и Иисусова молитва, память Иисусова, как была в первом веке, во втором и в третьем, может заменить все молитвослования, и церковные, и другие. Непрестанно нужно молиться.

Об Иисусовой молитве пишут много и пишут часто в прелести. А есть такая святая книга «Добротолюбие» на славянском языке, в ней открывается тайна, как надо любить Бога всем сердцем, душой и помышлением. Эту тайну Господь открыл преподобному Антонию Великому, преподобному Макарию Великому, преподобному Сергию, преподобному Максиму Исповеднику, всем святым. Многие сейчас не могут понять, как это любить Бога мыслью даже, как это быть с Ним. А если мы покупаем, продаем в уме, собираем богатство, строим, чем-то в помыслах занимаемся, воруем, то это означает наше падение, потому что отвернулись от Господа, Которого любить нужно всем сердцем, душой и помышлением.

Святые отцы тайну этой молитвы познали. Они учат через ноздревое дыхание — при этом дышать спокойно, легко — ум вводить в глубину сердца и там, придерживая дыхание, как бы чуть не дышать, как будто бы под воду нырнуть, стараться сосредотачивать внимание, трезвение, как бы желая услышать биение сердца. И в это время ум пусть там призывает Иисуса Христа. Вот мы, находя на руке пульс, определяем, как работает сердце. А услышать биение своего сердца не многие могут, это редко кому Господь дает, но само внимание глубокое дает великую пользу, потому что диавол не может никакие помыслы внушить. Сердце только одним помыслом должно быть занято: «Иисусе, Сыне Божий, — с любовью обращаемся, а далее в покаянии просим: — помилуй мя грешную» Это и есть исполнение заповедей: любить Бога всем сердцем, душой и помышлением.

Некоторые отцы так углублялись в молитву, что рядом иногда петух кричал, а они не слышали ничего. С ними пытались заговорить, а у них полное отсутствие восприятия внешнего из-за глубокого внутреннего внимания к Богу: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Ничто их не интересовало, они оставляли дома свои, богатства, родителей, жили в уединении, не видели никакого другого человека, не слышали его речей, не говорили ни с кем, избавлялись от тройственной брани — не видели, не слышали, не говорили, только в сердце брань вели с сатаною. А сатана, бывает, наводит страшные беды: то звуки, то звери приходят, устрашают, то помыслы всякие, то смятения — все молитвой, крестным знамением отгоняется.

Потому что после нашей земной жизни человек будет подобен Ангелу, не будет мужского естества, ни женского, и чрева не будет, и пища не потребуется. Когда Господь Воскрес и как Сын Человеческий явился ученикам Своим, то они испугались, в трепет пришли, думали, что приведение, потому что двери были закрыты, стены толстые, а Он прошел и стал перед ними. Что смущени есте? — сказал Он. — Видите руце Мои и нозе Мои, яко Сам Аз есмь: осяжите Мя и видите: яко дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща (Лк. 24, 38—39). Господь ясно показал, что Он как Человек, как Сын Человеческий, ходил во плоти и кости имел, а после Воскресения стал весь обоженный, поэтому и прошел Он, как радиоволна проникает и приемник воспроизводит передаваемое. И которые сподобятся жизни вечной на небесах, те уже будут яко Ангели Божии (Мф. 22,30; Мк. 12, 25; Лк. 20, 35—36).

И вот нас после Страшного суда ожидает это преображение. Ангелы Хранители возьмут наши души, приведут к останкам нашим телесным, все будет обожено, и поставят по правую сторону. Какое Царствие Божие откроется на небе. И надо искать это Царствие Божие. Мы поем преподобному Сергию, называя «земный ангеле и небесный человече», потому что он жил на земле и в какой-то мере уже был подобен Ангелу. Так и преподобный Макарий Египетский был подобен Ангелу. Он ученикам своим говорил и всех нас научает, чтобы непрестанно молились, за все благодарили, искали чистоты сердечной.

Мы часто вспоминаем «Письма Святогорца», и одно повествование этого благодатного старца рассказывает о девице, племяннице игумении. Она жила в монастыре и внешне вела себя очень благочестиво, приходила рано на службу, исполняла все послушания, ее даже считали праведницей. И вдруг она неожиданно умерла. Стали молиться: «Господи, открой нам, где теперь праведница наша находится». И показано было игумении, как огненная лава вынесла из бушующего огненного моря их мнимую праведницу, которая то тонула в ней, то показывалась на поверхности. «За что?! Почему ты терпишь адские муки?!» — испуганно спросила игумения. И она отвечала: «Да, вы считали меня праведницей, но я только телесное девство в чистоте сохранила, а в уме воображала юношу, как он приходил ко мне, раздевал, на руках носил, целовал, обнимал, и все допускала». Поэтому она и не прошла мытарства, что не имела чистоты сердечной, прелюбодействовала в уме своем, в мыслях была блудница, развратница.

Это как если бы кто-нибудь решил украсть, допустим, велосипед, а ему не удалось, хозяин не уходил, то он уже считается вором. Так и здесь, раз она соблазнялась юношей, значит, она блудница. Как и говорит в Евангелии: яко всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, с ней пребывать, уже любодействова с нею в сердце своем (Мф. 5, 28), тот уже прелюбодей, блудник. Так в каждом деле, и каждая заповедь говорит нам, что согласие на грех вменяется в вину как уже за совершенный грех.

Поэтому давайте, братья и сестры, возымеем труд любить Бога всем сердцем, душой и помышлением. Идем, сидим, лежим, кушаем, даже в храме стоим, а молитву будем творить: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Некоторые так привыкают, что просматривают книгу и одновременно молятся. И преподобный Макарий Египетский, имея такую молитву, пребывал с Богом. Он поучает нас, что центр нашей жизни сердце, там совесть наша, память, воля духовная, там, как говорят, мировоззрение наше. И это сердце должно быть престолом Божества, где ум наш, как архиерей, должен постоянно приносить жертву богохваления — Бога призывать. Такое сердце волю Божию совершает и руководит всей душой, которая подобна животной душе, и всем телом, и такой человек уже не прелюбодействует, не крадет, не убивает, он живет во благочестии и чистоте.

Наша жизнь здесь на земле есть приготовление к вечной жизни. Что требуется от нас? Стать добрыми, святыми. Мы взываем: «Отче наш…» Кто наш Родитель? Кто нас породил? Кто нам даровал Духа Святого в крещении? Бог, мы Его дети, и жилище наше на небесах вместе с нашим Родителем, Отцом нашим. Какое неизреченное откроется блаженство! Многие жены терпят здесь скорби в своем естестве телесном, а там не будет уже этих скорбей. Будем все как Ангелы, а естества человеческого, какое мы сейчас имеем, там не будет. Сам Господь будет с нами пребывать.

И давайте, братья и сестры, потрудимся, будем искать Царствия Божия и правды Его, подражая преподобному Сергию, преподобному Макарию Египетскому, всем святым, Самому Господу, чтобы быть добрыми, святыми, быть чадами Божиими. Заповеди Божии для нас обязательны, они иго благое и бремя легкое, как говорит Господь: иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф. 11, 30). Что богатство наше, зачем его копить? В гроб положат — все останется: и наши машины, и дачи, и дипломы высшего образования, еще что-то приобретение, родные, знакомые. Человек приходит в мир, ничего не приносит, и уходит в могилу, прикрывают его простой одеждой, а душа уходит в вечность.

Поэтому давайте, братья и сестры, научимся так жить, чтобы приготовиться к жизни вечной. Богатство, какое есть излишнее, ненужное, распределим, раздадим неимущим, убогим, сиротам, как и преподобный Макарий раздавал, и преподобный Сергий. Страсти, какие были, даже простые, как футбол, шахматы, отложим. Зачем они? В Царствии Божием они не потребуются. Значит, чтобы никто не прелюбодействовал, даже в уме, не воровал, не убивал, особенно жены детей во чреве. И надо бороться с помыслами.

В таинстве крещения Господь дарует человеку Ангела Хранителя, а когда он только родился, диавол сразу приставил к нему лукавого бесенка, который как келейник, постоянно с ним пребывает. Он-то и влагает помыслы: купить, продать, курить, соблудить… — все, что угодно, лишь бы погубить душу. Надо отгонять эти помыслы: «Отойди от меня, сатана!» И сразу просить помощи: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Идем, сидим, лежим — всегда нужно помнить об этом и молиться, а вечером вспоминать, как день провели, и каяться в грехах.

Сегодня мы совершаем память и прославляем преподобного Макария, великого угодника Божия. Давайте, братья и сестры, просить его, чтобы он за нас вознес молитву, чтобы Господь и нам даровал ревность ко спасению, веру глубокую православную, чтобы соблюдать посты, молиться, жить в чистоте. Особенно иноки, которые избрали житие такое, могут с утра до вечера пребывать в молитве. А уже мирским людям это великий труд, и они, как говорят некоторые отцы, или слегка касаются Божества, или вовсе отвергают Бога, наживают скорби, не хотят детей рожать, не хотят одному мужу служить, не хотят смиряться, терпеть болезни.

А надо страх Божий иметь и стараться, братья и сестры, любить Церковь, любить посты, хорошо знать Священное Писание, жития святых, учение Церкви, правила церковные, непрестанно молиться, за все благодарить и терпеть всякие скорби, болезни. Тогда Господь дарует мир нашей душе, откроет понятие Священного Писания, благодарить будем Бога за скорби, за труды, у нас не будет врагов; все, даже всякие окружающие нас грешники, будут нам братья и сестры, а враг только один — диавол.

Если будем проводить такую жизнь, братья и сестры, неложно будет наше обращение: Отче наш, да святится имя Твое, да будет воля Твоя, — мы будем чадами Божиими, чадами воскресения. И в день Страшного суда Господь поставит нас по правую сторону. И, дай Бог, нам воспринять преображение, очищение от всего, хранить в чистоте и телеса наши, и умы наши, и сердца, соблюдать заповеди Божии, быть постоянно с Богом, чтобы Господь призвал нас: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

 



Все новости