Вознесенский Оршин женский монастырь

Проповеди архимандрита Наума (Байбородина). Слово в попразднство Богоявления (20 января 2001 года)

Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные братья и сестры! Слово Божие говорит: Велия есть благочестия тайна: Бог явися во плоти (1 Тим. 3, 16). Великая тайна, истинное богооткровение, что Бог явился во плоти. И святая Церковь воспевает: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских». Пророк Иоанн велик перед Богом. Сам Господь говорит, что из всех рожденных женами пророка Иоанна Крестителя никтоже есть (Лк. 7, 28; Мф. 11, 11). Мы знаем, что Моисей называется пророком-боговидцем. Были еще пророки Аарон, Давид, Илия, Елисей, Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил, и много малых пророков – Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия. Но из всех пророков самый великий Иоанн Креститель. Это он возложил десницу свою на Бога и Человека в водах Иорданских. И было там явление Живоначальной Троицы: Бог Отец во гласе, Сын Божий стоял в водах Иорданских, и Дух Святой в виде голубя сходил на Него.

Об этом откровении пророки возвещали ещё за много веков вперед. Так, пророк Малахия писал, что во второй храм придет великая слава, Сам Бог посетит его: И внезапу приидет в церковь СвоюГосподь (Мал. 3, 1). А перед этим Он пошлет как бы Ангела во плоти: Се, Аз посылаю Ангела Моего (Мал. 3, 1; Мф. 11, 10; Мк. 1, 2; Лк. 7, 27). И той предъидет, — возвещал Архангел священнику Захарию, отцу Иоанна Крестителя, — пред Ним духом и силою Илииною (Лк. 1, 17; Мф. 17, 10; Мк. 9, 12; Мал. 4, 6), и возвестит о служении Агнца Божия, Который возьмет грехи всего мира. Праведные Захария и Елизавета были бесплодны и уже в преклонных годах. Но у Господа все возможно. Он послал Архангела, и тот возвестил, что у них родится сын, который будет велий пред Господом (Лк. 1, 15). Захария, приняв это благовестие, даже потерял дар речи и ждал, когда родится сын у него, будущий великий пророк.

И когда Архангел Гавриил благовестил Деве Марии о Ее зачатии от Духа Святаго, то сообщил и о том, что уже месяц шестый есть (Лк. 1, 36), как зачался пророк Божий. И Пречистая Дева поспешила в Горняя со тщанием, во град Иудов (Лк. 1, 39) и приветствовала Елизавету. И святое предание говорит нам о том, что младенец Иоанн, будущий Креститель, почувствовал пришествие Богородицы с Богомладенцем и устами матери воззвал: И откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне (Лк. 1, 43). Еще и небо не видал, как говорят в народе, и по земле не ходил, а уже подал глас свой. И когда он родился, то по повелению Архангела нарекли его Иоанном, и многие о рождестве его возрадовались. Свое служение Пророк и Предтеча совершал в Духе Святом; многие приходили к нему на Иордан креститься, и он всем говорил: Аз убо водою крещаю вы: грядет же Креплий мене, Емуже несмь достоин отрешити ремень сапогу Его: той вы крестит Духом Святым и огнем (Лк. 3, 16; Мф. 3, 11; Мк. 1, 7-8). А увидев грядущего к нему Иисуса, возвестил: Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. 1, 29).

Приходившему креститься от него народу Иоанн Креститель взывал: Порождения ехиднова, кто сказа вам бежати от грядущаго гнева: сотворите убо плоды достойны покаяния: …всяко убо древо не творящее плода добра, посекается и во огнь вметается (Лк. 3, 7—9). И погружались приходившие в воды Иорданские, исповедуя грехи свои. Когда Иисус Христос, Сын Человеческий, Сам Богочеловек, пришел к Иоанну креститься, то Креститель вострепетал, потому что увидел открытое ему Духом Святым знамение: Над Негоже узриши Духа сходяща и пребывающа на Нем, Той есть крестяй Духом Святым (Ин. 1, 33). И он в трепете взывал: Аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне. Господь отвечал: Остави ныне, так обо подобает нам исполнити всяку правду (Мф. 3, 14-15). Какую правду?

Адам ветхозаветный согрешил. Рай Едемский пребывал в тишине, мире, благодати. Природа не знала ни громов, ни молний, земля давала изобилие плодов для всех, не требовалось прилагать никаких трудов. Все звери, большие и малые, жили в мире. Лев могучий, леопарды, медведи не трогали овечек, маленьких зверюшек, не было мясоедения. И это райское состояние Адам должен был распространить по всей земле, а сам, духовно возрастая, прийти в обожение, чтобы небо и земля обожились. И тогда, уже в те времена, наступила бы блаженная жизнь в обожении. Но диавол помешал обожению первых людей, и было великое грехопадение, которое называется великой катастрофой, нарушением всех десяти заповедей. Потерял Адам благодать Духа Святаго, бессмертие, потерял райские обители и покорность ему зверей, уступил свое превосходство, и вместо него князем мира сего стал диавол. Он вселялся в сердца людей, направлял ко злу их умы, волю, научил новой жизни: грабить, убивать, прелюбодействовать, гордиться, безумствовать, а самое страшное, научил идолослужению, и все забыли истинного Бога.

Много богов придумали люди по внушению диавола. Особенно почитаемыми были Зевс, Артемида, Венера, которая награждает блудников своими страшными болезнями, Дионис у пьяниц, свои боги были у земледельцев, у мореплавателей. А какие богатые строили храмы в почитание этим богам! И в Римской империи эта религия, где служили диаволу, была государственной. Представьте себе изображение каких-то идолов, а в них пребывает диавол. Например, внушил диавол какому-то человеку украсть лошадь, а диаволу известно, что сейчас хозяев нет дома. Тот увел лошадь и оставил где-то в лесочке. А что значит лошадь для хозяйства? При помощи лошади все труды тяжелые совершали. И плакали хозяева, что пропала у них лошадь, потом бежали к этому идолу, воскуряли ему, просили, и демон оттуда отвечал гласно: «Лошадь находится в таком-то лесочке». И точно, хозяева находили там свою лошадь, конечно, радовались и благодарили идола-демона – как бы игра получалась. Так люди и совратились с истинного пути богопознания и служили демону.

Еще в раю Господь дал клятву «смертию умрешь», и смерть стала царствовать над людьми. Как Адам появился на земле? Он был сотворен сразу во взрослом состоянии, так же и Ева. А как потом люди стали появляться на свет? Подобно скотам, как и говорит пророк Божий Давид: Человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им (Пс. 48, 13, 21). Зачинались, как скот, рождались в болезнях, в крови и росли так же, как животные. Как-то воспитывались, но жизнь проводили скотскую, даже еще хуже скотов. Потому что скоты знают только свою природу и знают свое назначение, а люди забыли, к чему призваны. Они, живя на земле, творили всякое беззаконие: страшный безобразный блуд, бесстыдное воровство, убийства, войны.

И Иоанн Креститель обличал зловерие этих людей и призывал к покаянию: Покайтеся, приближибося Царствие Небесное (Мф. 3, 2). Уже бо и секира при корени древа лежит: всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает, и во огнь вметаемо (Мф. 3, 10; Лк. 3, 9). Как люди жили в Содоме и Гоморре? Как они были наказаны? Огнем. И теперь там Мертвое море. Как люди жили при Ное? Слушались диавола, жили по похоти плоти. И Господь потопил всех людей, кроме Ноя и его семейства. Наказание ожидает всех, которые совершают такие грехи. Когда народ Израилев шел по пустыне, то неверующие племена мадианитян, страшась многочисленности их, поставили палатки и предлагали израильтянам входить в них, где жены и девы их ожидали. И многие соблазнились. Шло 602 тысячи мужей, способных держать оружие в руках, из них 23 тысячи вошли в палатки, воскурили диаволу ради похоти плоти, совершили грехопадение. Госпоодь их всех наказал огнем, погибли они. Пророк Моисей стал разбираться, еще тысячу нашли греховодников, и народ тогда побил их камнями (Чис. 25, 1-9).

Господь давал такие уроки, чтобы мы не творили грехи, подобно жителям Гоморры, Содома, людям до потопа. Не прелюбы сотвори (Исх. 20, 14), — сказано в законе, и было в израильском народе такое наказание – каменобиение. Как-то привели книжники и фарисеи к Иисусу жену, взятую в прелюбодеянии, и сказали: В законе же нам Моисей повеле таковыя камением побивати (Ин. 8, 5). А как происходило каменобиение? Сооружали помост каменный высотой в два локтя (это около метра). Уличенного в грехе прелюбодеяния ставили на колени на этом помосте, и народ брал камни и побивал его. Множество девиц, жен смотрели на это. Для чего? Чтобы никто из них не прелюбодействовал. И в израильском народе, когда исполнялся закон Божий, было такое благочестие, что девица выходила замуж чистой. Вот каким должен быть брак, вот какая должна быть семья. И к этому призывал Пророк Божий и обличал даже самого царя Ирода за то, что тот переманил к себе красавицу Иродиаду, жену брата своего Филиппа, который был в Риме. И Иоанн Креститель часто повторял: Не достоит тебе имети жену Филиппа, брата твоего (Мк. 6, 8; Мф. 14, 3-4). Потому что это было кровосмешение: отнял у брата жену, соблазнился красотой, взял ее и прелюбодействовал. Жестокий был Ирод, он убивал и своих сыновей, и жен, которые были при нем, казнил всех неугодных себе.

За это обличение Иоанн Креститель был заключен в темницу, а Иродиада искала случая, как бы его предать смерти. Они давно бы исполнили это, но боялись народа, который почитал Иоанна за великого пророка Божия, боялись возмущения, мятежа, поэтому как-то терпели. Но случился праздник у Ирода. Собрал он князей своих, тысячников, начальников, воевод, старейшин. Большой был пир, много вина выпили. А у Иродиады была дочь, стройная, красивая, но бесстыдная, и она вышла перед мужчинами, чего не полагалось тогда по иудейскому закону, и стала плясать. Так она изгибалась, такие фигуры в танце показывала, что соблазнила возлежащих мужчин пьяных, все были в восторге. Ирод сказал: «Ты всех нас утешила, угодила своим танцем, проси у меня, чего хочешь, хоть половину моего царства тебе отдам». И она побежала к матери спрашивать, чего ей просить. «Проси, чтобы теперь же на блюде принесли голову Иоанна Крестителя», — научила злобная женщина.

Вот какое злорадство, вот какое отмщение таилось в сердце за то, что обличался блуд ее! И дочь поведала царю желание матери. И царь ради возлежащих, ради клятвы не стал нарушать слово, которое дал, послал воина, и тот отрубил голову праведнику великому и принес на блюде. И что же увидели все возлежащие на пиру? Отрубленная голова кровоточащая говорила, язык шевелился, повторял слова обличения, что не должно иметь жену Филиппа, брата своего, что это прелюбодеяние, кровосмешение, беззаконие. В страх пришли все возлежащие на пиру и убежали. А Иродиада взяла голову и длинной иглой стала колоть язык: «Вот тебе! Вот тебе! Я здесь хозяйка, я выше богов, а ты меня обличаешь». Потом бросила голову в бесчестное какое-то место, видимо, в нечистоты, чтобы отомстить праведнику. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, из числа жен-мироносиц, сопровождавших Господа в дни проповеди Его, заметила это место, в удобное время откопала голову Иоанна Крестителя, и перенесла на гору Елеонскую, где было имение Ирода, и там погребла с честью, как могла. Святое тело в день усекновения ночью унесли ученики и похоронили в Севастии.

Когда же Ирод услышал о чудесах, какие совершал Иисус Христос, то сказал: «Кто же Он такой? Это Иоанн Креститель воскрес, которому я отрубил голову». Они с Иродиадой пошли в то бесчестное место, копали, искали отрубленную голову, но там ее не нашли. И так они посчитали, что воскрес Иоанн Креститель, и ходит, совершая чудеса. Впоследствии честная глава Иоанна Крестителя была обретена, преемственно хранима и почиталась благоговейными христианами. Потом совершилось второе обретение святыни, а когда наступили гонения большие, ее отнесли в Команы, в Грузию. Там, в большом монастыре около Коман, хранилась глава несколько десятков лет. Когда гонения прекратились, она была опять возвращена в славный город Константинополь.

Господь судит дела человеческие, Он любит правду и, видя, как пользуемся мы дарованной нам свободой, какие наши деяния, как Бог Всемогущий, осуждает, если нет правды. Так вот, наказание скоро пришло к Ироду с Иродиадой и той плясавице.

И какой суд Божий совершился над ними? Случилось той плясавице однажды зимой переходить речку Сикорис. Вдруг лед раздвинулся, она упала в воду, льдины стали сходиться и перетерли ей горло, и голова осталась на льду, а тело было унесено водой. Подошедшие люди взяли голову этой плясавицы и отнесли матери и Ироду. Как она голову Иоанна Крестителя, праведника, понесла на пир, так и ее голову принесли матери. Ирод имел у себя женою дочь Аравийского царя Арефы, но она ему не нравилась, и он нашел себе красавицу-блудницу, а законную жену прогнал с позором. Этот позор царь Арефа очень переживал, стерпеть не смог бесчестия своей дочери, собрал большое войско у себя женою дочь и войной пошел против Ирода, который и потерпел поражение. Когда об этом, и вообще о поведении Ирода, донесли Калигуле, римскому императору, то он приказал схватить этого бесчестного царя, осудил его и сослал сначала в Галлию, потом в Испанию. Там Ирод с Иродиадой-блудницей были поглощены разверзшейся землей. Какой мерой мерили, такой мерой и получили воздаяние.

И мы, братья и сестры, прославляя Великого пророка Божия, должны внимать его учению, его проповеди, как он вещал: «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Ничего не требуйте более определенного вам. Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованием» (Лк. 3. 10-14). Всем нужно жить честно, в семье муж должен знать только свою жену, жена иметь только своего мужа, надо любить детей, никаким беззаконием не заниматься, потому что все Господь знает и неправду осуждает. Мы сюда посланы для покаяния. Некоторые хотят здесь жить в роскоши, в богатстве, славе, чести, многие увлекаются многоучением, изучают языки, изучают народоведение, природоведение, а о Боге ничего не знают, соглашаются, что человек от обезьяны произошел, что всемирного потопа не было, что в Библии все выдумка, что Христа Иисуса не было. Вот до чего доходит человек в этом мире!

А мы сюда посланы для того, чтобы познать Бога, возлюбить благочестие. Это нас всех, потомков Адамовых, Господь изгнал из рая, мы странники, пришельцы на земле. И предел жизни нам дан – 70-80 лет, а кто и меньше живет, редко кто больше. За это время мы должны познать Бога. какая польза знать три-пять языков? Какая польза настраивать себе много домов, дач, приобретать автомобили, иметь большие библиотеки книг? Все остается, когда человека кладут во гроб. Что делается с телом, ради которого мы здесь так много стараемся? Оно разлагается в прах. Как сказал один сербский святитель, недавно его прославили, человек – это 70 килограмм красной кровяной глины, но в этом человеке есть душа. Говорят: «Мы летали высоко-высоко, Бога не видали». А не надо высоко и далеко летать. Христос в вас есть (2 Кор. 13, 5), — Бог Иисус Христос в нас пребывает. При крещении изгоняется демон из наших глубин сердечных и вселяется туда благодать, свет Христов.

Вот мы, крещеные, сейчас стоим, говорим, а святые с неба и Бог видят нас, потому что мы имеем некий свет, он блистает и освещает наши дела, поступки, речи, оправдывает и обличает. Кто такой внутри нас? Кто обличает или оправдывает? Это совесть наша, это глас Божий. Чем мы похожи на Бога? Господь вдуну в лице Адама дыхание жизни (Быт. 2, 7). Это дыхание жизни принесло нам познание истины, добра, святыни, принесло свободу, самовластие. Скажем, если какое-то злодеяние совершит животное, собака, дикий зверь, то в тюрьму его не ведут. Тюрьмы построены только для человека. Почему? Потому что человек имеет образ Божий, у него есть душа, которая видит, сознает, определяет, различает, он нравственно вменяемое существо. И мы должны вернуться к первозданной красоте, как призывает Иоанн Креститель.

Если мы, братья и сестры, желаем спасения, желаем блаженства, то станем на путь добра, на путь истины, на путь святости, на путь жизни, чтобы нам шествовать прямо в рай. Кто был первый житель рая? Бывший разбойник. А как жила преподобная Мария Египетская до обращения? Поэтому каждому открыта дорога в рай, только нужно покаяние. Что значит покаяние? Признать себя грешником, признать себя виновным во всех своих грехах, признать, что мы смертные люди. А бессмертие совершает Бог только ради покаяния, чтобы гордый смирился, блудник стал целомудренным, вор бросил свое занятие, чтобы все стали добрыми, святыми. У нас есть пример сонма святых, подобно звездам, сияющим на небе. Есть звезды большой величины, есть малые звезды, есть луна и солнце. И так каждый может сиять, как звезда на небесном своде, святостью, добрыми делами.

И давайте, братья и сестры, возлюбим проповедь Иоанна Крестителя, он начальник покаяния, начальник крещения. Будем ему молиться, чтобы нам внять учению евангельскому, учению Самого Христа, Иоанна Крестителя и стать на путь добра, чтобы никто из нас не блудил, не воровал, не убивал детей, а трудился, обрабатывал землю, молился. И употребим это малое время, братья и сестры, на покаяние, чтобы в нашем человеке отобразился внутренний, духовный, святой, добрый, вечный человек. И когда загремит труба архангельская, Господь восставит всех сынов человеческих, Небесный Иерусалим ангельские воинства спустят с высот небесных. Этот Нерукотворенный град будет двенадцать тысяч стадий (это две тысячи двести метров) в ширину, в длину и в высоту (Откр. 21, 16), и толщина стен громадного города – семьдесят метров. Какая там красота! И в этот Небесный Иерусалим первой войдет Царица неба и земли Пресвятая Богородица, затем пойдут Иоанн Креститель и двенадцать апостолов, за ними семьдесят апостолов, потом последуют мученики, преподобные, святители и много других угодников Божиих пойдут по полкам.

И давайте молиться, чтобы Господь и нас включил в какой-нибудь полк, чтобы нам стать на правой стороне по молитвам Иоанна Крестителя, Богородицы, всех святых, чтобы нам войти в усыновление и получить то обожение, которое должен был еще совершить ветхий Адам, а совершил Новый Адам – Господь наш Иисус Христос. Взывая «Отче наш», мы исповедуем веру, что мы у Бога сыны, дети Божии. А раз мы дети, то должны быть похожи на своего Отца, на нашего Бога, должны быть добрыми, любить истину, любить святыню, должны быть сынами воскресения, и тогда будем там, где на Родитель; на небе наше жительство теперь. Давайте будем, братья и сестры, жить в покаянии, непрестанной молитве, чтобы услышать глас Христа Спасителя: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.

 



Все новости