Вознесенский Оршин женский монастырь

ПРОПОВЕДИ АРХИМАНДРИТА НАУМА (БАЙБОРОДИНА). Слово во Вселенскую родительскую (мясопустную) субботу (2008 г.)

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Возлюбленные братья и сестры! В нашей Церкви Православной вера, любовь, надежда — великие добродетели. И мы надеемся и веруем, что здесь готовимся к вечной жизни. Человек не умирает совершенно, как умирают твари чувственные, он переходит от этой жизни в вечность. Так и в Евангелии говорится, что у Бога все живы: Бог же несть мертвых, но живых: вси бо Тому живы суть (Лк. 20, 38).

Мы имеем в себе дух животворящий, дыхание Бога Вседержителя, а наше тело сотворено из земли. Мы как-то не обращаем внимания, не замечаем, что говорим: «Моя рука, моя нога, мое тело». Чьи они? Кто их хозяин? «Я», — скажем мы. Кто такой «я»? Мы, переживая в себе какие-то состояния, говорим: «Я устал, носил тяжести. Я скорблю, душа моя скорбит». Почему такое происходит? И вот надо глубоко размышлять, разбирать, чтобы осознать, кто есть «я». Господь говорил Своим ученикам: Лазарь друг наш успе: но иду, да возбужу его (Ин. 11,11). А в простонародии сказали бы, что Лазарь умер, его уже нет в живых. Ученики отвечали: «Если уснул, то выздоровеет». А Господь говорил о смерти его, о том, что у него душа вышла, а тело уже погребли. И четыре дня лежало оно в пещере, даже засмердело, потому что в Палестине климат очень жаркий.

Господь возвещал Евангелие, возвещал путь, истину и жизнь вечную, и Он не просто говорил, как вот мы друг другу, а подтверждал проповедь чудесами: ходил по воде, воскрешал мертвецов, изгонял бесов, и они трепетали Его. Бывало, когда Господь приближался к селению, к городу, то слух быстро проносился среди населения, и выносили расслабленных, приводили слепых, хромых, сухих, всех болящих, которые только были в этой местности, и сотни, тысячи людей ждали великой милости от проповедника Евангелия. И Господь легко и просто всем подавал исцеления, утешения, хромые вставали на ноги и ходили, слепые становились зрячими, из бесноватых изгонялись бесы, и они получали здравие. Вот как Господь возвещал!

Не просто возвещалась эта проповедь в чудесах две тысячи лет назад, а обещал Господь ученикам Своим: Веруяй в Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит, и больша сих сотворит (Ин. 14, 12). Какие дела? Воскрешать мертвецов, изгонять бесов, исцелять больных. И мы знаем, что, когда Дух Святой сошел на апостолов, на учеников, они получили благодать и силу совершать те дела, которые совершал Новый Адам, Сын Человеческий, Богочеловек. Вот в чем тайна нашего спасения, что пришел Господь, Он как Бог и Человек.

Вот вспоминаем мы часто о райских обителях. Первозданный человек, украшение вселенной, имел такие прекрасные добродетели, что никто в меру их войти не мог, чтобы уподобиться ему, только Сам Господь, как Сын Человеческий, превзошел Адама красотой и святостью, и богатством благодати. Сколько продолжалась жизнь в раю, видимо, малое время какое-то, мы не знаем. Во-первых, Адам был сотворен, он не рождался, как мы рождаемся. Мы в беззакониях зачинаемся и рождаемся во грехе; и матери несут скорби, когда рождают ребенка, и мы питаемся и возрастаем так же, как все земнородные. Адам был сотворен, причем сразу же взрослым, дарованы были ему святость, бессмертие, и если бы он не согрешил, до сих пор ходил бы среди нас и мы видели бы нашего дедушку Адама. В раю ради его святости и чистоты царили мир и тишина. Он имел ум чистый, не знал, что может быть какой-то грех, не знал зла даже в мыслях.

И когда Господь решил испытать его веру, его послушание, любовь к Создателю, то не мог ему сказать: Не убий, не прелюбы сотвори, не укради (Исх. 20, 13-15), так как человек не знал, что такое может быть в мире. Поэтому дал ему простую заповедь: От древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него (Быт. 2, 17). Кажется, очень простая, легкая заповедь для того, чтобы Адам от святости восходил в обожение. Он этот земной рай, который был во Едеме на Востоке, должен был перенести на всю землю, при этом, возрастая в любви к Богу, в духовности, уподобиться Ангелам и войти в обожение, чтобы обожились небо и земля. Вот для чего Господь создал этот мир и человека, чтобы человек пришел в обожение, жил с Богом и вечно блаженствовал. Но диавол помешал этому. Он смутил Еву, и как только Ева вкусила запрещенный плод, благодать Святаго Духа сразу отошла от нее.

Говорят святые отцы: когда человек лишается благодати, наступает его первая смерть. Например, человек принял крещение, благодать Духа Святаго в нем пребывает, вдруг он совершает страшный какой-то грех, беззаконие, или убийство, или прелюбодеяние – благодать покидает этого падшего человека, Ангел-Хранитель уходит, в него вселяется демон и начинает обладать, руководить умом и волей его. Посмотрите вокруг себя, как эти люди живут, что они совершают, какие деяния. И некоторые, особенно молодежь, не могут понять: «Как это так? Нас учили, что Бога нет, души нет, бесов нет, а почему-то гадают, кого-то вызывают, какое-то блюдце крутится, там что-то читают?»

Сюда в Лавру часто приезжает из Харькова парнишка, лет ему, может быть, десять-одиннадцать. Его спрашивали: «Женя, ты почему на вечерню опоздал?» — «А я бегал на вычитку. Там интересно: дяди, тети, некоторые бывают очень хорошо одеты, видно, ученые, а хрюкают и лают». – «У вас в Харькове таково нет?» — «Нет». Это чему он удивляется? В этих людей вселился демон, как некогда в Иуду вниде сатана (Ин. 13, 27; Лк. 22, 3) и внушал, что нужно Иисуса Христа исправлять. Один толковник говорит: сказать, что Иуда ненавидел Иисуса Христа, нельзя, просто он хотел Его исправить. Было такое предание у фарисеев, книжников, что придет Мессия, Спаситель мира. Тогда они еще веровали, что Он будет иметь Божественную силу, а теперь раввины уже считают, что это будет простой человек, как Наполеон. И когда Он придет, воскресит всех иудеев, которые умерли от начала создания, подаст всем изобилие. «Видите, как Ему все просто. Такого Царя нам и надо», — говорили даже ученики после насыщения пятью хлебами пяти тысяч человек, и хотели Его поднять над собой, объявить Царем, и бежали за Ним. И кто посещал святые места Палестины, видел там пещеру, куда Господь скрылся, чтобы не объявили Его Царем земным.

Так вот такую идею вынашивал Иуда, говорил: «Надо исправить Иисуса Христа, чтобы Он объявил Себя Царем и прогнал всех врагов наших, дал нам власть, дал изобилие, дал все, что ни пожелаем: и хлеб, и вино, и мед, и сметану – все, что захотим». И он, предавая, рассуждал, что книжники, фарисеи, первосвященники устрашат Его, напугают, потребуют, чтобы Он стал таким Царем, каким они ждали по своему преданию. И до сих пор они лелеют такую мысль, что придет мессия и все устроит в изобилии, но уже, говорят даже крупные раввины, он будет простой человек, как Наполеон. И когда Иуда увидел, что не совершилось того, чего он хотел: книжники, первосвященники и Каиафа не добились, чтобы Христос объявил Себя земным Царем, а осудили Его – он, помните, как говорится в Евангелии, раскаявся возврати тридесять сребреники архиереем и старцем, глаголя: Согреших, предав кровь неповинную (Мф. 27, 34).

Иуда знал правдивость и святость Иисуса Христа, но Он по-своему понимал, по-фарисейски, в каком образе должен быть Спаситель, когда придет на землю. И потом диавол, чтобы он не покаялся, стал наводить тягостные мысли: «Ты Кого предал? Ты же знаешь, что Он ходил по водам, изгонял бесов, воскрешал мертвецов? Ты предал Великого Праведника, и нет тебе никакого оправдания – иди удавись». И он удавился в долине сынов Енномовых, или еще ее называют долиной Тофет, или геенной, или геенной огненной. По преданию иудейскому, там будет вход в ад. Некоторые туда ходят, разглядывают, что там. А раньше в этой долине нечестивые цари строили капища, совершали поклонение идолам, даже Соломон устраивал их. Потом, когда царь Иосия, истребляя идолопоклонство, все разрушил, сжег, туда стали бросать животных умерших и их сжигать, чтобы не распространялись болезни разные, инфекции. И в том месте Иуда удавился, и до пятого века дерево, на котором он повис, стояло, а потом и его не стало.

Господь говорит нам, что мы здесь живем для того, чтобы наследовать вечную блаженную жизнь, и должны готовиться к ней. Он дал нам молитву усыновления: «Отче наш». Мы дети у Бога. Дети всегда бывают похожи на своих родителей и в животном мире, и везде. Кто наш Родитель? Бог. Он Свят и Пресвят, и Он желает, чтобы мы возлюбили Его, взяли ярем заповедей Божиих, десять заповедей (Ис. 20, 2-17) и заповеди блаженства (Мф. 5, 3-12), чтобы быть добрыми, чистыми, святыми. Пришел Господь спасти первозданного Адама, над которым висела клятва «смертию умрешь», пришел на землю как Человек, и родословие Его, как Человека, от Адама идет. Святые отцы прямо говорят: Господь наш Иисус Христос воспринял от Богородицы ум, душу и тело, Он во всем подобен нам. Если во Адаме вси умирают, то Адама идет потомство смертное, то во Христе вси оживут (1Кор. 15, 22). Потому что Иисус Христос даровал нам благодать духа, избавление от клятвы, победил сатану как Человек кротостью Своею и верностью Отцу Своему Небесному, дал нам усыновление.

И когда мы внимательно слушаем церковные молитвы, то можем заметить, какой смысл часто вкладывается в них: «Отче Вседержителю, как Ты возлюбил Сына Своего Единородного Иисуса Христа и как дал Ему, принявшему образ Сына Человеческого и стоявшему во Иордане, благодать Пресвятаго Духа и власть сокрушать демонскую силу, воскрешать мертвецов, ходить по водам, так и принимающим крещение подавай благодать Пресвятаго Духа и украшай всех, которые веруют в Тебя». И когда мы приобщаемся Тела и Крови Христовой, то причащаемся живительных тайн и становимся сродниками и Богородице, потому что от Нее Господь воспринял Себе тело. Простая такая тайна, по-детски понимается.

Поэтому, братья и сестры, надо знать, что единственный путь спасения только во Христе. Прямо в Евангелии говорится, что во грехе тот, кто не верует во Иисуса Христа: Утешитель, Дух Святой, обличит мир о гресе и о правде, и о суде. О гресе убо, яко не веруют в Мя, Иисуса Христа (Ин. 16, 7-9). Не веруяй уже осужден есть, яко не верова во имя Единороднаго Сына Божия (Ин. 3, 18; Мк. 16, 16). Никто нам благодать Пресвятаго Духа не даст кроме Христа в Церкви Христовой, никто не возведет на небо, если только Иисус Христос нас не возьмет к Себе. Поэтому, хотя и многие веруют, и сектанты, и даже бесы веруют, но не все спасутся; и кто не признает Богородицу, не может надеяться на спасение.

В нынешний день мы, братья и сестры, молимся за наших усопших сродников и за всех православных христиан. Может быть, некоторые не совершили полный путь покаяния: покаялись, а добродетели не проявили, не успели, смерть их скосила – и они ждут наших молитв и ждут Страшного суда. И придет время, когда праведников очень мало будет на земле, или совсем не будет, как в Гоморре и Содоме, как перед потопом, почти все станут убийцами, блудниками, чародеями, сатанистами, тогда уже мир не устоит, потому что мир стоит молитвой церковной. Церковь молится: «Подай, Господи, изобилие плодов, времена мирные, добрых правителей, чтобы питались и пользовались благами земными верующие и неверующие, знающие Бога и незнающие». Видите, как мы должны дорожить Церковью святой, как мы должны веру хранить.

И даже бывает порой, что люди, воспитанные в неверии, любят церковь. Вот в трудные времена безбожия около Фрунзе закрывали какой-то храм, мимо проходил атеист. Узнав, почему собралась толпа, он возмутился: «Как это разрушать храм? Здесь дед мой похоронен, здесь мои родители приняли крещение!» Взял камни, стал кидать, приговаривая: «Зачем разорять церковь? Для кого она построена? Для верующих. Пусть верующие и пользуются благами церковными». И разогнал всю толпу. Любят церковь все, потому что она подает нам блага земные, умоляет Бога посылать дожди, урожаи для всех, живущих по лицу земли. У нас нет врагов, все мы братья и сестры, у нас враг диавол, дух злобы, который смущал всех и теперь смущает, внушает всякие злые намерения, чтобы украсть, убить, оболгать.

Поэтому давайте, братья и сестры, вспоминать почаще райские обители, где все благодатию насыщалось, миром, тишиною. Звери ласкались к Адаму, сильные не обижали слабеньких зверюшек; и тигры, и медведи, и леопарды, и суслики, и овечки – все вместе ходили, паслись, пили с одного водоема, отдыхали. Не было ни громов, ни молний, ни бурь. Земля давала урожаи обильные без всякой обработки, без трудов. И сам человек пребывал в богообщении, видел Бога. Всего этого лишился человек, когда отошел от Бога. Проклята была земля за грех Адамов, и теперь с великим трудом добываем мы пропитание. И всяк человек, как говорится, ложь (Пс. 115, 2). Многие возразят: «Я не лгу, я говорю правду». Хорошо, не в этом тогда нужно понимать, что человек ложь, а в сравнении с первозданным Адамом. Адам имел бессмертие, Адам был господином на этой земле, звери его любили, слушались, он не знал греха. А мы какие? Мы не имеем такого устроения и такой жизни, как у первозданного человека. А нам нужно прийти в усыновление, превзойти образ Адама и войти в обожение. «Будьте святы!» (1Пет. 1, 16; Лев. 11, 44; 19, 2), — говорит Господь Бог.

И будем молиться за наших сродников, возможно, у кого были грехи какие, недостатки, чтобы Господь очистил их и в день Страшного суда поставил по правую сторону, ввел в райские обители. Будем и на себя обращать внимание, стараться быть добрыми, чистыми, святыми. Когда Господь сходил с горы Фаворской, встретил Его один отец и просил исцелить болящего своего сына, изгнать беса. Сей же род (страсти, демон), — говорил Господь, — не исходит, токмо молитвою и постом (изгоняется постом и молитвою) (Мф. 17, 21; Мк. 9, 29). И сейчас приближается время поста Великого, будем соблюдать его, будем молиться непрестанно, творить добрые дела.

Дал нам Господь дыхание Свое, имеем мы свободу в духе нашем, видим истину, добро, святость, сами себя осуждаем или оправдываем. Как говорит пророк: Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси (Пс. 81, 6). Для того Бог пришел на землю, стал Человеком, чтобы человек стал богом по усыновлению. И Сам Господь преподал молитву усыновления, в которой мы, как дети, взываем: Отче наш… И давайте трудиться, молиться и за себя, и за наших усопших сродников, и за весь мир, чтобы Господь послал добрых правителей, послал нам изобилие плодов земных, послал многим веру, чтобы они бросили грех и стали добрыми, чистыми и святыми.

Тогда, братья и сестры, неложна будет наша молитва «Отче наш», потому что мы дети у Бога, мы усыновлены, значит, и житие нам уготовано на небе в Царстве Небесном. И когда загремит труба архангельская, дай Бог, чтобы Господь всех нас поставил по правую сторону и кротким гласом Своим призвал: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.

 



Все новости