Вознесенский Оршин женский монастырь

Проповеди митрополита Григория (Постникова), митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского

mitrGrigor

Память митрополита Григория (Постникова) особенно почитается в Оршине монастыре.

Ведь именно он, будучи архиепископом Тверским, много потрудился для нашей обители: начал восстановление древнего Вознесенского собора (тогда и стало известно об освящении собора святителем Варсонофием в 1567 г.), составил особый Синодик, заботился о духовном благополучии братии и всячески ревновал о возрождении былой славы «Оршинской архимандрии» (Коншин Н.)   https://orshin.ru/wp-content/uploads/2018/03/doklad-2018-01-27-03.pdf.

Предлагаем проповедь митрополита Григория на сегодняшнее Евангельское чтение.

***

В Неделю двадцать вторую по Пятидесятнице.

Действие господствующей страсти в человеке

 

В сегодняшнем чтении из Евангелия мы слышали историю исцеления бесноватого человека в Гадаринской земле. Эта история может быть весьма поучительна для всех нас, если, держась ее, рассмотрим действие и силу господствующей страсти в человеке грешнике. В этом отношении и хочу обратить ваше внимание на слышанную историю.

Иисус Христос и ученики Его приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах (Лк. 8, 26-27).

И жалко, и страшно состояние этого беснуемого! Он уже много лет одержим бесами, ходит нагой и живет не в каком-нибудь доме, а в гробах, то есть в пещерах, в которых погребаются мертвые.

Этот беснуемый есть точный образ человека, обладаемого какой-нибудь злой страстью: злобой, завистью, корыстолюбием, честолюбием, пьянством, блудом и т. п. Обладаемый злой страстью, будучи в добровольном рабстве у греха, готов делать почти всякое зло, какого требует от него страсть его. Он совершенно нагой: не имеет ни одной истинной добродетели, которая есть одежда Христова, и не только не стыдится своей наготы, не только не старается приобрести себе одежду Христову, но иногда еще хвалится своей наготой, а одежду Христову, в которую стараются облечь его люди Божии, тотчас старается сорвать с себя и бросить: одежда Христова как бы душит его. Он никогда не живет дома, то есть в самом себе, потому что тут он иногда встретился бы со своей пробудившейся совестью; совесть стала бы докучать ему об исправлении, а он исправления терпеть не может. Он любит жить всегда не дома, вне себя, — и живет среди тленных и зловонных предметов своей любимой страсти.

Беснуемый, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня (Лк. 8, 28).

Иисус Христос вполне достоин того, чтобы беснуемый пал к ногам Его, потому что Иисус Христос мог изгнать из него всех нечистых духов и навсегда сохранить его в полном уме. Но этот беснуемый действовал не сам, а действовали в нем бесы. Бесы до сего времени в беснуемом были весьма буйны и наглы. Отчего они теперь вдруг стали так смиренны, почтительны и благоговейны? Лишь только увидели Иисуса Христа, пали пред Ним на колени и молились Ему, а молясь, величали Его так, как до сего случая еще ни один человек на земле не величал Его. Они сказали громким голосом: Иисус, Сын Бога Всевышнего! Что расположило их к таковому поступку?

Ибо Иисус, — продолжает святой евангелист, — повелел нечистому духу выйти из сего человека (Лк. 8, 29). Вот что сделало бесов так почтительными, смиренными и благоговейными! Вот что заставило их молиться Иисусу Христу и так торжественно исповедовать Его Сыном Божиим! Им хотелось, чтоб Иисус Христос не выгнал их из человека, ими обладаемого, чтобы оставил их в покое! Бесам, конечно, очень тяжело было так исповедовать Иисуса Христа, умножать тем в учениках Его веру в Него и молиться Ему, чтобы Он не трогал их, но они уж преодолели себя и просили Его как Сына Всевышнего. Точно таков же и человек, обладаемый злой страстью. Когда какая-нибудь поставленная над ним власть, желая выгнать из него эту страсть, твердо запрещает ему удовлетворять ей, то это для него крайне мучительно, и он, если нужно, делается весьма смирен и благоговеен, ходит к Божией службе, молится, исповедуется, причащается, рад признавать над собой всякие права и земного, и небесного начальства, только бы не мешали ему удовлетворять любимой страсти. Не удовлетворять своей любимой страсти для него невыносимая мука.

Долгое время бес мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни (Лк. 8, 29). Святые евангелисты Марк и Матвей прибавляют, что этот безумный бросал в проходящих камнями, так что никто не смел ходить мимо жилища его (Мф. 8, 28). Это ужасное состояние беснуемого опять есть точное изображение состояния человека, обладаемого злой страстью. Он смел, свободен и силен только на зло себе и другим. Никакая внешняя сила не может связать его главной страсти. Какие не противопоставляйте ему препятствия, какими ни связывайте его узами внешнего надзора, он день и ночь старается разорвать эти узы, чтобы удовлетворить своей злой страсти, когда она требует пищи, и, как скоро оказывается возможность, тотчас разрывает узы, его связывающие, и удовлетворяет страсти.

Долгое время бес мучил беснуемого. Без сомнения, эти многие годы мучения беснуемого и подвигли Иисуса Христа к состраданию, ибо весьма жаль человека, когда он, одаренный разумом, лишается здравого смысла и действует пагубно для себя и других! Иисус Христос равно сострадателен и ко всякому человеку, преданному какой-либо злой господствующей страсти. Только, к несчастью, на всех этих людей почти ничто не может воздействовать: ни увещания, ни вразумления, ни угрозы, ни обещания. Эти люди презирают все, и следствием всех Божиих мер, принимаемых к их исправлению, наибольшей частью бывает только то, что они становятся ожесточеннее и неисправимее.

Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, — потому что много бесов вошло в него (Лк. 8, 30). Римский легион состоял почти из шести тысяч человек. Как много было бесов в одном человеке!!! Но и злая господствующая страсть никогда не бывает в человека одна. Когда говорят: «У такого человека только одна слабость, одна страсть», то эти слова всегда ложь, потому что всякая господствующая страсть в человеке есть госпожа, а госпожа никогда не бывает без служанок. Эта госпожа-страсть часто имеет около себя целый полк злых склонностей, и все они пагубны.

Бесы просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну (Лк. 8, 31). Диавол весьма боится бездны, то есть ада, между прочим, и потому, что там ему развращать уже некого, а развращать других есть самое любимое его занятие.

У евангелиста Марка находим еще другую просьбу бесов: И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той (Мк. 5, 10), то есть Гадаринской. Очень примечательная просьба! Бесам весьма не хотелось идти из Гадаринской страны! Видно, очень хорошо принимали их в ней – так хорошо, что они не надеялись [найти] такого приема нигде. Братья! Горе тому месту, городу, дому, где бесы так уселись и так довольны, что не хотят идти оттуда никуда! Там нет самосознания, нет покаяния и исправления; там господствует только зло. Там, кроме чрезвычайной Божией помощи, невозможно спасение.

Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них (Лк. 8, 32). Очень примечательно! Каковы бесы сами, таков и предмет их моления. Они молятся, чтобы им позволено было идти в свиней. Самое их моление показывает, что они нечисты и гнусны. То же должно сказать и о всяком человеке, преданному злой страсти: какова его страсть, таков и он сам; что он любит, о том и молится.

Иисус позволил им (Лк. 8, 32). Иисус Христос исполнил эту просьбу бесов не для самих бесов, но, как увидим ниже, для вразумления людей вообще и для спасения жителей гадаринских. Погибель свиней, допущенная для вразумления и спасения человеческих душ, не значит ничего.

Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и вследствие сего входа бесов в свиней бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло (Лк. 8, 33). Святой евангелист Марк прибавляет: их было около двух тысяч (Мк. 5, 13). Вот собственный характер бесов! Они производят только вскружение, вред и погибель: чем больше вреда и погибели, тем им приятнее. Они эту потеху делали бы и с людьми, если бы Господь Бог дал им свободу, но Он соблюдает их в вечных узах, под мраком, говорит святой апостол Иуда (Иуд. 1, 6)! И настоящую потеху Господь позволил им, между прочим, для того, чтобы мы увидели, как были бы мы несчастны, если бы Бог не обуздывал злых духов. Им, без сомнения, было бы гораздо приятнее топить людей, чем свиней, но Бог не позволяет им такого дела.

Пастухи, видя происшедшее, бежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и пришли к Иисусу (Лк. 8, 34-35). Гадаринские жители никогда не пришли бы к Иисусу Христу, если бы не потеряли свиней. Что до сего случая ни говорили этим жителям об Иисусе Христе и как близко от их страны Иисус Христос ни ходил, они нимало не обращали на то внимания. Так всегда бывает и с человеком, преданным какой-либо злой страсти. он слушает всякую болтовню и даже иногда платит большие деньги, чтобы слушать болтовню и доставить своей страсти удовольствие; он идет всюду – но чтобы идти к Иисусу Христу и слушать учение Христово, на это никогда нет у него охоты. Он слушает Христово учение разве только тогда, когда побудит его к тому какой-нибудь особенный непроизвольный случай или какое-нибудь особенно важное несчастье!

И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись (Лк. 8, 35).

Весьма примечательно! Гадаринские жители видели Иисуса Христа; видели бесноватого прежде человека, приведенного в свой ум; видели истинное чудо, — им должно было радоваться если не его счастью, то своей безопасности от беснуемого и сердечно благодарить Господа за его исцеление. Но сделанное чудо не могло произвести и не произвело на гадаринских жителей должного впечатления. Христово человеколюбное чудо осталось для них невидимым или нимало не значительным: они видели только потопление своих свиней. Свиньи заняли все их мысли, всю их душу. Так бывает и со всяким человеком, обладаемым какой-либо злой страстью. Он занят только своей страстью и тем, что благоприятствовало и благоприятствует удовлетворению ее или что препятствует, или препятствовало ее удовлетворению. Ничто иное, как ни было бы то важно для души, не может ни прочно привлечь его мысли, ни укрепиться в его памяти.

Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся (Лк. 8, 36). Рассказ об исцелении беснуемого сделан был напрасно. Этот рассказ не воздействовал на душу гадаринских жителей спасительно. Следствием услышанного рассказа было только следующее: просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом (Лк. 8, 37). Отчего в гадаринских жителях обнаружился страх? Бесноватого им нечего было бояться: он был уже в уме и тих; Иисуса Христа также нечего было бояться, потому что Он спас, а не погубил человека. Чего они устрашились? Они боялись, чтобы им еще не потерять чего-нибудь из своего земного имущества, как они потеряли свиней.

Эта же причина была причиной и того, что весь народ Гадаринской страны просил Иисуса Христа удалиться от них. Народ Гадаринской страны, по своему нравственному и хозяйственному состоянию, не мог поступить иначе. Не может поступить иначе и преданный злой страсти. Ибо нельзя в одно и то же время всем сердцем быть привязанным ко Христу и к чему-либо земному. Кто всем сердцем любит какие-либо земные блага, тот никак не может терпеть общения с Христом и держаться Его учения. Когда с ним встречается обстоятельство, при котором надобно оставить для Христа что-нибудь земное, то он лучше бросит Христа и Его учение, чем свое земное сокровище. Истинная любовь ко Христу и любовь свиная никак не могут совместиться в человеческом сердце, но либо любовь ко Христу тотчас выгоняет любовь свиную, либо свиная любовь выгоняет любовь ко Христу. О, как много таких, которые уже сердечно любили Христа, держались Его учения, Его истинной веры – и оставили любовь ко Христу, потому что в них возникла и усилилась какая-либо страсть, с которой несовместна любовь ко Христу!

Он (Иисус Христос) вошел в лодку и возвратился (Лк. 8, 37). Иисус Христос ушел оттуда, где не хотели принять Его. Он не хотел насильно навязываться и никогда не навязывался людям, которые любили больше свиней, чем Его. Но ужасен для грешника суд, когда Иисус Христос исполняет его просьбу, то есть оставляет грешника. Что он без Христа? Без Христа он непременно погиб. Ибо без Христа нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись, говорит святой Апостол (Деян. 4, 12).

Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог (Лк. 8, 38-39). Хотя гадаринские жители отвергли Иисуса, но Он еще не отверг их: Иисус Христос оставил у них исцеленного беснуемого с тем, дабы он был для них постоянным памятником Божией благодати, так явно в нем для них обнаружившейся, дабы они всегда видели пред собой этот памятник и дабы когда-нибудь наконец вразумились и исправились. Каким милостивым и преисполненным любви является в этом случае наш Господь к гадаринским жителям, несмотря на то, что они гораздо больше любили и хотели иметь у себя виней, чем Его!

Брат и сестра! Старайтесь всевозможно истреблять в себе главную злую страсть, какая бы она ни была: зависть ли, честолюбие ли, корыстолюбие ли, пьянство ли, блуд ли и т. п., — старайтесь, иначе ваша страсть непременно сделает вас подобными гадаринским жителям: вы непременно вышлете или уже выслали от себя Христа с Его истинным учением и с Его Святой Церковью. Этого непременно требует всякая злая страсть. Ни одна злая страсть не может ужиться с Христом, с Его истинным учением и с Его Святой Церковью!

Аминь.



Все новости