Нынешний праздник имеет два именования: Пятидесятница и день Святой Троицы — чествование основания единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви и сугубое исповедание Бога, Единого по существу, но Троичного в Лицах.
Если о дне сошествия Святого Духа на апостолов мы можем говорить в историко-литургическом контексте, то рассуждать о тайне Пресвятой Троице невозможно – это непостижимо на уровне рассудка, и нам необходима помощь святых отцов и учителей Церкви, а также упование на Божественную благодать Святого Духа. Учение о Святой Троице есть глубочайшая тайна внутренней жизни Божества, живущего во свете неприступном. Человеческий ограниченный разум не в состоянии вместить величие этой тайны, поэтому Святая Церковь научает нас в простоте сердца веровать в троичность Божества, то есть иметь живую уверенность в бытии трех Лиц в Божестве.
Наша же задача – не пытливо исследовать непостижимое, а с доверчивостью сыновнею веровать в то учение о Животворящей Троице, которое открылось нам через святых отцов, угождать Богу исполнением заповедей и жизнью в Церкви. Чистота жизни – залог чистоты вероисповедания; цель христианской жизни – стяжание благодати Духа Святого; стремление к богопознанию здесь, на земле – обетование того, что и в будущей жизни нам будут открываться Божественные тайны: «…теперь знаю я отчасти, а тогда познаю» (1 Кор. 13:12).
***
Накануне самого праздника в Троицкую родительскую субботу мы помянули всех прежде отшедших отец, и братий, и сестер наших, всех усопших сродников, всех подвизавшихся во иноческом образе, всех трудившихся для созидания обители нашей и в недавние годы, и столетия назад.
Для сестер, недавно поступивших в монастырь, и старших воспитанниц была подготовлена катехизическая беседа о Боге, троичном в Лицах.
Эта беседа послужила догматическим предисловием к следующему занятию — по основам иконографии — «богословию в красках». Его основная тема — богословское осмысление «Троицы» прп. Андрея Рублева. Этот дивный образ по древней русской традиции является праздничной иконой в день Пятидесятницы.
***
Праздничные антифоны представляют собой избранные стихи из 18, 19 и 20 псалмов. Сам апостол языков – первоверховный апостол Павел в своем Послании к Римлянам (10:18) говорит, что слова: «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их» (Пс. 18:5), — пророчески возвещают о трудах учеников Христовых. По слову свт. Феофана Затворника, пророк Давид в 18 псалме сначала изображает, как небеса (природа неживая) проповедуют славу Божию – Его премудрость, благость и всемогущество, творчество и промышление, т.е. речь идет о естественном Откровении. Затем царь Давид добавляет, что милостивый Бог не ограничился одним этим возвещением о Своей славе, но, при этой безмолвной проповеди, даровал нам еще и словесное откровение: предваряющее — закон и пророков, а затем — проповедь Евангельскую, которую смогли пронести на всех языках по всему миру апостолы.
Здесь мы видим ясное пророчество о благовестнических трудах, начало исполнения которых показано в Апостоле (Деян. 2:1) на Литургии праздника, где повествуется об исторических событиях в Иерусалиме в день Пятидесятницы – о сошествии Святого Духа в виде огненных языков, духовном преображении апостолов и о чудесном даре проповеди на всех языках вселенной.
В Евангельском чтении (Ин. 7:37-52; 8:12) говорится о «воде живой» — о Духе Святом и поясняется, что это могло произойти только после Распятия, Воскресения и Вознесения Христовых.
На великой вечерне, после торжественно-ликовствующего прокимна «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса» (Пс. 76:14-15), читаются три коленопреклонные молитвы. В первой молитве, возносимой к Богу Отцу, христиане исповедуют свои грехи, испрашивают их прощения и благодатной небесной помощи против козней вражиих. Во второй молитве к Богу Сыну верующие молятся о даровании им Духа Святого, наставляющего и укрепляющего в соблюдении заповедей Божиих для достижения блаженной жизни. В третьей молитве, также обращенной к Сыну Божию, исполнившему все смотрение (домостроительство) спасения человеческого рода и во ад сошедшему, Церковь молится о упокоении душ усопших отцов и братий наших.
В домовом храме Детского Центра в этот же день была отслужена ранняя Литургия.
«Пятдесятницу празднуим, и Духа пришествие, и предложение обещания, и надежди исполнение, и таинство елико, яко велико же и честно. Темже вопием Ти: Содетелю всех Господи, слава Тебе» (великая вечерня, стихира на «Господи воззвах»).
***
После долгого периода проливных дождей и тяжелых туч наконец-то пришло время яркого солнца и голубого неба. Вечером на Троицу и после Литургии на Духов день наши художники смогли выйти на долгожданный пленэр.