В рамках реализации программы по духовно-нравственному воспитанию детей и подростков в Рождественской средней общеобразовательной школе Калининского муниципального округа сестры Вознесенского Оршина женского монастыря регулярно проводят тематические уроки.
2024 год объявлен в России Годом семьи. 11 апреля по приглашению советника директора по воспитанию Колпаковой Е.М. монахиня Макария (Заботина) провела познавательную беседу о семье святого страстотерпца царя-мученика Николая II. Участниками занятия стали 17 человек — ученики 7-11 классов Рождественской СОШ и их классные руководители.
На примере жизненных путей царя Николая II и царицы Александры Феодоровны ребята узнали о христианских традициях создания семьи и воспитания детей. Беседа сопровождалась знакомством с книгами, посвященными членам Августейшей Семьи. Особенное внимание вызвали отрывки из писем и дневниковых записей императора Николая II и императрицы Александры Феодоровны.
Ребят поразила запись, сделанная цесаревичем Николаем о том, что он в течение пяти лет каждую ночь молился о переходе принцессы Алисы Гессен-Дармштадтской в Православие — только при этом условии стал бы возможен их брак. Подобные факты из житий страстотерпцев не только удивили взрослых и подростков, но показали чистый образец возвышенной любви между будущими супругами.
Дневниковые записи государыни-мученицы Александры Феодоровны открыли истинно христианские взаимоотношения внутри членов семьи, дали настоящие рецепты мудрой жизни в браке, которая помогает достичь идеальных супружеских отношений. Это, прежде всего, терпение, затем – постоянные знаки внимания и любви друг к другу. Чрезвычайно важно единство интересов: ничто из забот одного из супругов не должно казаться мелким для другого, так что они будут жить не двумя жизнями, но одной. Царица Александра Феодоровна наказывала бояться малейшего начала непонимания или отчуждения между двумя сердцами. Необходимо немедленно просить прощения, неважно, чья вина, удерживаться от ссоры. В семейной жизни никогда не должно быть места гордости. Царственная чета не скрывала своей любви от детей. Мать не давала малышам повода думать, что только они являются предметом ее обожания.
После краткого знакомства с записями Александры Феодоровны ребята стали понимать, что слов о любви недостаточно для семейного счастья – нужна постоянная работа над собой по заповедям Христа. И еще осознали, что гармоничные отношения между супругами – залог нравственного воспитания детей. Старшеклассницам захотелось полистать эту книгу, посмотреть поподробнее ее содержание.
Рассказ о царевнах и цесаревиче сопровождался показом иллюстрированных книг. Сразу же по ходу беседы ребята брали эти книги и рассматривали фотографии. Интересовались личными особенностями каждой из великих княжон, их воспитанием, занятиями. О чистоте сердца наследника престола Алексея Николаевича поговорили отдельно. Ребята узнали, что чуткое и жалостливое сердце цесаревич наследовал от добродетельных родителей – то есть юноши и девушки, трудясь над очищением своей души, вместе с тем созидают и добрые нравственные наклонности своих будущих детей.
Живая искренняя вера и любовь к Богу – основа святости всех членов Августейшей Семьи. В беседе вспомнили о Божием благословении Дома Романовых в 1613 году Феодоровским образом Пресвятой Богородицы. Список с чудотворной костромской иконы находился в Вознесенском Оршине монастыре также с 1613 года. И ныне другой список с Феодоровской иконы славится благодатной помощью Божией тем, кто сердечно молится перед ней. Ребята познакомились с чудесными событиями в жизни современных христианских семей, происшедшими после молитв перед Феодоровской иконой в Вознесенском Оршине монастыре. А свежие благоухающие цветы, которые постоянно стоят перед иконой, являются видимым знаком нашего благодарения Пресвятой Богородице.
Словно приобщаясь к милости Божией, посылаемой через Феодоровский образ Пресвятой Богородицы, ребята приняли в подарок засушенные лепестки роз, украшавших икону в день ее празднования 27 марта. И теперь, посещая обитель, они вновь непременно подойдут с благоговением к чудотворному образу Матери Божией, помня о Ее покровительстве христианским семьям.
Участливые и думающие глаза ребят, заинтересованное рассматривание книг свидетельствовали об актуальной потребности подобного рода бесед.
Время урока прошло незаметно, разговор продолжился и на перемене: многие дети, а также учителя от души благодарили за важный разговор.