Христос воскресе!
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Возлюбленные братья и сестры! В нынешнюю неделю, называемую Фоминой Неделей, мы вспоминаем вместе с Церковью схождение во ад Господа нашего Иисуса Христа, Который всех воскресил. И апостол Фома нас научает церковной вере: надо и нам как бы осязать ребра Спасителя, то есть воспринять в полноте всю веру нашу. Надо подробно разобрать Священное Писание, кругом все внимательно рассмотреть, сравнить с Евангелием, ибо Евангелие открывает нам жизнь вечную.
Неверие было всегда и сопровождало всех. И Сам Господь, когда пришел на землю, встречал и тех, которые веровали в Него, и таких, которые не веровали. И нередко подходили к Нему и спрашивали: «Скажи нам: действительно ли Ты Тот Сын Благословенного, действительно ли Тот, о Котором писали пророки?». А что пророки писали? Пророк Даниил прямо и точно предсказал время рождения Спасителя (Дан. 9,25). Говорил Михей пророк, что Он родится в Вифлееме (Мих. 5,2), пророк и псалмопевец Давид предвидел, что пострадает на Кресте, в двадцать первом псалме особенно (Пс. 21,17-19; 68,21-22), а пророки Исаия и Соломон как подробно описали страдания Спасителя (Ис. 50,6; 53,5,7; Прем. Сол. 2,12-20). И все-таки, видя такие основания веры и пророчества, многие сомневались, даже некоторые ученики, которые ходили с Господом, оставляли Его.
Вспомним Евангельское повествование. Христос говорит: Ядый Мою Плоть, и пияй Мою Кровь, имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день (Ин. 6,54). Не могли они уверовать в эти глаголы вечной жизни и отходили от Него. И когда Господь полагался во гробе, то какое было смущение… «Да молчит всякая плоть человеча, – поет святая Церковь, – и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет». Даже Ангельские умы пребыли в недоумении, «лица закрывающе». Ведь, когда Господь восходил на гору Фаворскую, как говорится в Евангелии, Он преобразился перед двумя пророками, тремя апостолами (Мф. 17,1-8; Мк. 9,2-8; Лк. 9,28-35). А святые отцы толкуют: Бог Неизменяем, Иисус Христос блистал светом и славой Божества всегда и везде. Каким Он сиял на Фаворе, таким был и до восхождения на гору, и по схождении с нее. Он блистал Божеством Своим. Но это было сокрыто от многих, потому что не могли зреть люди, покрытые плотью греховною, Божество Иисуса Христа, пришедшего во плоти.
Но Архангел, Ангелы видели Божество Иисуса Христа. И когда Он лежал во гробе, то совершалось неведомое таинство. Люди видели лежавшего во гробе Человека, а Архангел Михаил, взирая на Господа, видел в Нем Бога, блиставшего великою славою, которая превышала даже Фаворскую славу. Он знал все деяния Иисуса Христа, знал, что сотворил Господь, теперь лежащий во гробе. Ангельские умы, называемые умными сущностями, представляют собою воинство великое. Это шестокрылатые Серафимы, многоочитые Херувимы, Богоносные Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы и Ангелы – все они получили бытие от Бога. И когда Господь творил небо и землю, солнце, луну и звезды, то ликовали Ангелы, видя красоту, воссиявшую в мире, которого раньше не было. Ветхозаветное служение Ангельских сил проявилось, когда совершались казни в Египте, когда войска Сеннахирима потерпели поражение. Пришло громадное войско по тому времени и, расположившись вокруг Иерусалима, стали хулить Бога Израилева. Тогда, по повелению Божию, Архангел Михаил, сошедши, в одну ночь поразил сто восемьдесят пять тысяч хулителей (4 Цар. 19,35; Ис. 37,36). Их потом зарыли, там до сих пор холм стоит. Архангел видел славу Создателя и трепетал, видел он Его бездыханным, лежавшим во гробе. Сам Господь говорил, что может умолить Отца Своего и Он представит Ему более, нежели двенадцать легионов Ангелов (Мф. 26,54), и они придут на помощь Ему. Вспоминаем, как пророк Илия ревновал о славе Божией. Он пожег 50 хулителей Бога, потом еще 50 (4 Царств. 1,9-15). А кроткий Господь удерживал Ангельские чины, когда Сам ходил с проповедью Евангелия и просвещал народ.
Господь «во гробе полагается яко смертный» – это великое таинство ждали и находящиеся во аде. До пришествия Христа в мир никто не мог взойти на небо. Даже пророки Божии, которые пророчествовали о последних судьбах мира, не могли там пребывать. Все они во аде находились, и там пророк Иоанн Креститель и другие пророки проповедовали сошествие к ним Спасителя мира. Они говорили, что во свете Божества придет во ад Господь и будет призывать к покаянию и к вере, что Он есть их долгожданный Мессия, Он сотворил небо и землю, сотворил всех людей, что теперь уверовавших в Него выведет из этих темниц – верьте Ему. И когда внимательно слушаем слово огласительное святителя Иоанна Златоустого на Пасху, то заметим в нем такое выражение: ад опустел. Уверовали все находившиеся во аде люди, что Господь Иисус Христос, пришедший во плоти, Истинный Бог Всемогущий, у Него ключи рая и ада, и как Он разбойнику за одно исповедание даровал восхождение на небо, так и им это дарует, и все пошли за Христом, все уверовали в Него, и ад опустел. Вот какая милость у Господа Бога!
И у Креста стояли многие, которые видели чудеса Господни. Много было прокаженных во Израиле, ходили толпами, и Господь их исцелял. Он изгонял бесов, воскрешал мертвецов, питал несколькими хлебами тысячи человек. И многие из них стояли недалеко от Креста и наблюдали, трепетали они перед силою всемогущества Божества Иисуса Христа и в то же время видели Его уничижение, потому что наравне с разбойниками висел. Кто верова слуху нашему; и мышца Господня кому открыся (Ин. 12,38; Ис. 53,1), кому эта вера открылась? Словом Он творил небо и землю, создал человека, промышлял, судил и оправдывал все дела человеческие, и вот висел теперь на Кресте. Это «соблазн,… безумие» (1Кор. 1,23), и до сих пор так говорят философы. И апостол Павел в начале не мог, как и апостол Фома, познать Божество Иисуса Христа, но, когда Господь осенил его Духом Святым, он прославил Его и стал великим проповедником славы Божией.
Господь пришел на землю по великой любви к нам. Вспомним, когда апостол Петр, зная злобу старейшин, саддукеев и фарисеев, предупреждал Иисуса Христа не ходить в Иерусалим, в Иудею. «Я знаю все, – как бы говорил он, – Тебя хотят там убить. Зачем Ты пойдешь умирать? Зачем пойдешь на уничижение?» И Господь, слушая слова, кажется, расположенные к Нему по любви простой, в то же время ответил ему: Иди за Мною, сатано: яко не мыслиши, яже суть Божия, но яже человеческа (Мк. 8,33; Мф. 16,23). Потому что это были речи сатаны, а повторял их будущий апостол. Почему? Если бы Господь не взошел на Крест, не пострадал, не умер и не Воскрес, то не было бы спасения роду человеческому.
А как трудно к вере приходить. Вот фарисеи были, книжники, саддукеи. Вспомним, когда Господь исцелил, даровал зрение слепорожденному (Ин. 9,1-38). Это был такой, как бы сказать, в великих болезнях человек. Толковники объясняют, что у него совершенно не было глаз, только углубления, где они должны находиться. Ни один врач не мог исцелить этого болящего. Он родился слепым, и его водили по Иерусалиму, и все знали его. И Господь даровал ему зрение, сотворил глаза, совершив новое творение по существу. Бывший слепец увидел красоту, окружавшую его, увидел людей. Тут соседи и все видевшие его прежде пришли в смущение. Фарисеи и книжники также спрашивали его: «Может быть, ты только говоришь, что был слеп? Надо разобраться, как ты прозрел». Призывали родителей его, расспрашивали их, искали и тех, кто знал его раньше. И много нашлось людей, жителей Иерусалима, подтвердивших, что действительно он слепец был. Допытывались фарисеи и у самого исцеленного, как он прозрел. «Человек, называемый Иисус, – отвечал он, – сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди в купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел». И долго они исследовали.
А саддукеи, еретики среди еврейского народа, говорили, что нет воскресения, нет жизни вечной. И когда Господь воскресил Лазаря, четыре дня лежавшего во гробе, от которого уже зловоние исходило, то саддукеи в отличие от фарисеев, которые хоть исследовали чудо со слепорожденным, даже не пришли посмотреть на Лазаря, разобраться, расспросить: действительно ли он умирал, где он полагался, как воскрес. Это ожесточение какое-то, чтобы и видеть, и знать, но не признавать Божество Иисуса Христа. И до сих пор вера и неверие сопровождают всех нас. Мы же, православные христиане, должны веровать по любви ко Господу нашему Иисусу Христу, что Он словом сотворил небо и землю, Он Владыка этой прекрасной вселенной, Он Ангельские умы призвал к служению Своему Промыслу и роду человеческому, Он создал человека и промышляет о нем, Он установил порядки, циклы, дал каждой твари свое назначение.
Господь положил каждой твари свое назначение. Даже маленькая пчелка получила от Бога дарование: она из множества цветов избирает только хорошие, берет из них живительные соки, нектар и перерабатывает его в душистый целебный мед. И всякая тварь служит в единстве, хотя она во множестве. Все Единому Богу подчиняется, все в единой воле Божией пребывает, все в совокупности и связи. И нужно видеть это, рассматривая дивную природу. А как четко небо и земля подчиняются закону движения. Вот сейчас кончается весна, и мы уже вступаем в летнюю пору – это установил Господь. И все Ему подчиняется: и циклы земные, и стихии, и Небесные чины. Ангелы и Архангелы служат нам и всему роду человеческому, чтобы показать силу Господа Иисуса Христа.
Мы сейчас во страстях, пороках, некоторые даже принимали учение, что нет души, мыслит мозг. Как такой человек может призывать Бога, когда он не знает ничего вокруг себя и внутри себя? Говорим: моя рука, моя нога, мое тело. Кто такой «я»? Я — это дух, который дал Господь при творении и дарование которого опять повторил после Воскресения: Приимите Дух Свят (Ин. 20, 22). И мы принимаем благодать Духа Святаго в таинстве крещения, в покаянии и причащении Христовых Таин. Нужно ее хранить. Если взять, скажем, решето и лить в него воду, то она будет выливаться; так и благодать не касается нас, не остается в нас. Почему? Потому что мы любим и блуд, и многоядение, и осуждение, и леность, и всякое непотребство. А надо стараться жить в чистоте, веровать в Евангелие, любить Бога и молить Его, чтобы Господь воскресил наши души, чтобы они избавились от греха и чтобы пребывала там непрестанная молитва. Все благодатные отцы, которые ходили по водам, воскрешали мертвецов — непрестанно были с Богом, непрестанно молились. Если мы пожелаем, то можем так же проводить покаянные дни здесь, на земле.
Поэтому станем читать жития угодников Божиих и подражать их жизни, вникать в смысл Евангелия, любить Господа и хранить себя от всякого греха, даже мысленного. Еще советуют святые отцы прочитать Библию на славянском языке. Почему именно на славянском? Потому что все другие Библии искажены.
А Библия славянская — бесценная книга и открывает нам глубокую истину. Земля же бе невидима и неустроена, и тма верху бездны, и Дух Божий ношашеся верху воды (Быт 1, 2). Что мы можем сказать? Ношашеся значит носился. В Библии есть и Псалтирь, и Новый Завет, и Послания Апостольские — все учит нас, как надо молиться, трудиться, как стать добрым. Единственный способ богопознания — доброта. Поэтому постараемся славянский язык изучить, и это совсем нетрудно.
Один вспоминал: когда он был юношей, то не знал еще Евангелия. А в то суровое время ничего нельзя было иметь, все тогда скрывалось. И его мама попросила у соседа книгу святителя Кирилла, патриарха Иерусалимского, положила в ведро, прикрыла и так принесла. Открыл он книгу, а там все по-славянски, цифр не было, ничего не мог понять. И стал разбираться. Некоторые славянские буквы похожи на русские, на месте, где обычно пишутся страницы, стоят тоже славянские буквы, значит, ими обозначаются цифры. И что вы думаете? За несколько дней он разобрался, составил себе как бы азбуку, стал читать. И потом такое усердие проявил, что познал, как рассчитывать Пасху, определил, когда будет Пасха в тот год. Вот что значит трудолюбие, любовь к Богу. Поэтому кто ищет жизни вечной, Бога, должен заповеди Его соблюдать, усердие иметь к доброделанию и стараться знания, которые приобретаем, применять во славу Божию и для пользы нашей.
В Египте еще в первом веке утверждено было глубокое покаянное житие для того, чтобы человек пришел к Богу. И там богодухновенные старцы учили, что надо сначала познавать богообщение, для чего всегда и везде, где бы кто ни был, куда бы ни шел, должен призывать: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Читать эту молитву надо долго и много, в глубине сердца без воображения, без представления, чтобы она слилась с нашим сознанием. Потом уже дела, внешний труд, это второе делание. Подвижники в пустыне плели рогожи, делали келлии себе, еще что-либо сооружали. Но первое дело – молитва, неотходно быть с Богом. Как говорит преподобный Серафим, если ты не имеешь непрестанной Иисусовой молитвы, ты не монах, а черная головешка. И те, которые имели дарования: ходили по воде, воскрешали мертвецов, изгоняли бесов – они непрестанно были с Богом, их ничто не привлекало здесь на земле.
Некоторые, шутя, вспоминают. Царь спрашивал мудрецов: «Что всего сильнее? Что самое главное, нужное и полезное для человека на земле?» И начинали они перечислять то, что сами познавали. Одни говорили, что вино сильнее всего, оно очень ценно, очень всем необходимо. Другие восхищались красотой женской. Третьи признавали богатство, власть. Иные шутили, говоря: колокола, лошади. Все в мире прекрасно, ибо творение Божие, но все должно восприниматься с благочестием. Все должно быть так, чтобы не отвлекало нас от Бога. И решили мудрецы, что самое главное для человека и сильнее всего — это истина (2 Ездры 4,33-41), премудрость. Поэтому давайте просить у Бога премудрости и разума, просить веру церковную, чтобы нам любить жизнь вечную, чтобы нам идти путем, которым прошел Господь, говорящий: Аз есмь Путь и Истина и Живот, жизнь вечная (Ин. 14,6).
Все, что человек здесь имеет: и богатство, и дома, и машины, и еще что-либо – остается, а сам он во гроб полагается, когда кончается его земная жизнь. Время покаяния только до тех пор, пока душа в теле пребывает. Подвигает к покаянию душа боголюбивая, ум боголюбивый, а для того, чтобы он стал таким, надо обучать его Священному Писанию, разбирать толкования, понятия, притчи и особенно познавать церковную веру. Какая глубина в церковных песнопениях, в церковном богослужении; надо постараться научиться читать на славянском языке, а то некоторые не знают, что, например, означает слово «вадити» (обвинять, наговаривать на кого-либо), как еще называется петух по-славянски (петел, алектор). Это очень просто, достаточно четырех-пяти дней, чтобы понять славянский язык. Ведь раньше он был разговорный у наших предков, так надо, чтобы и для нас он стал родным и понятным. В этом языке и красота, и благолепие, в нем только одно благочестие, и ничего не написано того, что мы читаем теперь в русских изданиях.
И давайте, братья и сестры, опомнимся, посмотрим на себя, принесем глубокое покаяние, будем искать Царствия Божия, просить у Бога церковную глубокую веру, возлюбим Евангелие, будем читать его каждый день, вникать в каждое слово; жития святых надо прочитать за весь год, чтобы познать, каким жизненным путем прошел каждый святой. И многие смогут потом сказать: «О! Я на него похож, буду ему подражать». Мы должны стать добрыми и святыми, должны волю свою в нашей жизни, в наших деяниях слить с Божественной волей, чтобы в этом показать свою любовь к Богу, и это есть путь к обожению. И давайте любить церковную молитву, Иисусову молитву утверждать, чтобы непрестанно быть с Богом. Потому что диавол, как рыкающий лев, ходит везде (1Петр. 5,8), даже в рай пробрался и праведных смутил, говоря: Будете яко бози (Быт. 3,5). Будем мы, яко бози, если будем жить, как Бог велит нам. Кто любит Бога, тот любит заповеди Божии, любит ближних и даже врагов своих, никого не обижает. И все делание наше, и житие наше должны быть в чистоте и благочестии. И работа самая простая, и одеяние, и пища – все в меру. Воздержание ведет к долголетию, и тот меньше болезней имеет, кто живет в воздержании.
И тогда, братья и сестры, мы покажем Господу, что мы сыны Божии, ищем Царствия Божия и правды Его (Мф. 6,33), и способны будем мир принять от Господа. Когда мы станем добрыми, то Господь удобрит нас еще больше благодатию Своею, сынами воскресения соделает нас. И в день Страшного суда откроет нам Царство Свое вечное, незаходимое, в Небесном Иерусалиме, поставит по правую сторону со всеми избранными и призовет словами Своими благодатными, дай Бог нам воспринять эти слова и услышать: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.