Вознесенский Оршин женский монастырь

Слово архимандрита Наума (Байбородина) на Евангельское чтение. Неделя 18-я по Пятидесятнице (Лк. 5:1-11)

 

Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.

Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Возлюбленные братья и сестры! Мы исповедуем символ веры: «Верую во Единаго Бога Отца… во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь…» Эта Церковь Самим Господом проповедана здесь на земле.

Ради нашего спасения Господь пришел на землю. Что значит спасение, братья и сестры? Просто нужно понимать. Господь показал нам красоту первого человека, который должен жить с Богом. Адам имел бессмертие, первозданный мир в душе, святость. Природа вся ликовала, мирствовала, земля сама давала плоды, не нужно было прилагать тяжелый труд для ее возделывания. Звери, большие и малые, жили в мире, не было мясоедения, никто никого не обижал, не поедал. И нужно было этот мир, это благодатное состояние перенести на всю землю. Каким-то другим способом размножались бы люди, духовное состояние было бы. Мир должен был принять обожение через послушание и служение Богу Адама. Но этого не произошло.

И вот Новый Адам, Господь, пришел на землю совершить то, что Он тогда намечал в Промысле Своем: обожить человека, чтобы он был в бессмертии, пребывал с Богом, жил в радости, веселии, чистоте и святости. Не нужно было двуполие, как говорит преподобный Максим Исповедник, это все порождение греха. Адам и Ева, когда жили в раю как брат и сестра, были чистыми, не было этой телесности нынешней, этого наказания за грех. Но в этом наказании опять премудрость Божия проявилась. Если смертию умрете (Быт. 2, 17), как предрекалось Адаму за нарушение заповеди, то умерли бы первые люди, земной шар остался вообще бы без людей, и не было бы тогда и спасения. Поэтому Господь попустил чадородие как наказание Еве и Адаму, чтобы род человеческий не прекратился, и чтобы люди, придя в разум, в благочестие и осознав богообщение, пришли к Богу.

Прошли тысячелетия, и Господь избрал Авраама, единственного человека на земле в то время, веровавшего в Бога и призывавшего Его. От Авраама произвел народ благословенный, и в числе этих потомков была и Дева Богородица, и апостолы. И Господь пришел на землю, чтобы понести эту клятву «смертию умрешь» и как грешник совершить великое служение. Это великая тайна, великая милость Божия. Господь был и как Человек Совершенный, ибо плотской состав Свой Он принял от Девы Богородицы: ум, душу и тело воспринял от чистых кровей Богородицы, Он Сродник Адаму первозданному и Сродник нам. И Бог пребывал в Человеке уже не благодатью, допустим, как в праведном Аврааме, а Своим Существом. Дух Божий был во Христе, Сам Господь наш был как бы Душой для души человеческой. Все очень просто. Господь наш Иисус Христос — Истинный Бог и Совершенный Человек.

И вот Он понес бремя наших грехов, претерпел брань от диавола, пострадал, воскрес, победил смерть. Еще при жизни Он воскресил Лазаря (Ин. 11, 1—45). Какое это великое было чудо! Зловонный Лазарь лежал во гробе, черви уже там появились, и Господь поднял его словом Своим. И когда придет время, Господь так поднимет весь род человеческий, все восстанут на Страшный суд. А теперь идет время испытаний, приобщение благодати Божией, приобщение к Церкви Христовой.

Когда Господь Воскрес, то даровал благодать Пресвятаго Духа, и апостолы, облеченные силою свыше, стали возвещать Евангелие и совершали чудные дела, которые совершал Богочеловек, Господь наш Иисус Христос. Они по городам ходили, изгоняли бесов, исцеляли от болезней, воскрешали мертвецов.

Господь призвал Петра, пылкого рыбака, который не знал никакой премудрости и стал мудрецом, потому что получил благодать Пресвятаго Духа. Как он первое время, когда к этому шел, переживал, страдал, терпел. Господь говорил, сегодня это мы слышали: Вверзите мрежи ваша в ловитву, закиньте сети свои для лова, исполните послушание. Он противоречил: Наставниче, об нощь всю труждшеся, ничесоже яхом (Лк. 5, 4—5), всю ночь трудились, ничего не поймали, ни одной рыбки, бесполезная работа, — однако закинул сети. Да столько рыбы поймал! Да такой крупной, большой, что даже сеть у них прорывалась. Наполнили одну лодку, вторую. И Петр бросил сети, бросил рыбу и пошел за Ним.

Он горячо любил Господа и переживал за Него. «Господи, не ходи во Иудею, там Тебя хотят убить, надо Тебе еще пожить», — предупреждал он, не понимая еще тайны спасения. Не отвергуся Тебе, не отрекусь от Тебя никогда (Мф. 26, 35; Мк. 14,31), — говорил он, когда надеялся на себя. А как переживал он это отречение. Но, смотрите, как он проповедовал, как он возвещал, когда воспринял Духа Пресвятаго! Первой проповедью три тысячи призвал к Иисусу Христу (Деян. 2, 41), в другой раз пять тысяч уверовало (Деян. 4, 4), потом пошел во вселенную проповедовать всей твари.

А апостол Павел, раньше юноша Савл, гнал Иисуса Христа, не верил Его словам и проповеди. Он держался старого учения фарисейского и ожидал, что придет Мессия, Спаситель мира, прогонит врагов их, римлян, воскресит весь еврейских народ, который раньше жил, даст изобилие плодов земных, и вино, и мед, и все, что хочешь, и будут они жить, царствовать, веселиться и этим миром владеть. Такое было у них понятие и учение о Спасителе мира. Но Господь ясно показал им всем, что не земная жизнь нам здесь дорога, не изобилие плодов, а дорого богообщение, чтобы наш внутренний человек был с Богом, в святости и чистоте, готовил себя к вечности.

И когда Господь пятью хлебами напитал пять тысяч человек (Мф. 14, 16—21; Мк. 6, 38—44; Лк. 9, 13—17; Ин. 6, 9—13), то смутились даже Его ученики, будущие апостолы, и говорили: «Да такой должен быть Царь Израилев. Давайте возьмем Его, поднимем на руках и объявим всему народу: «Это Царь, Которого мы ждем! Такой нам и нужен! Пусть над нами царствует и прогоняет врагов наших, и в изобилии дает хлеба, вина, меда и всего». И Господь бежал от них, чтобы скрыться (Ин. 6, 14), а потом послал их на другую сторону моря Тивериадского и показал, что нужно считать самым важным в проповеди Его.

Когда настал вечер, они сели в лодку без Иисуса Христа и поплыли. И бурю Господь послал, да такую, что лодку било волнами, ветер шумел. Ученики пришли в страх, трепет и боялись, что потонут. И когда они увидели Иисуса Христа, шедшего к ним по морю, возрадовались и в то же время встревожились, думая, что это призрак. Но Господь тотчас заговорил с ними, успокоил, чтобы они не боялись. Петр сказал: Повели ми приити к Тебе по водам. — Прииди. И выйдя из лодки, Петр пошел, но испугался и стал тонуть. И потом оказались на берегу, подошли, поклонились Ему и сказали: «Воистинну Божий Сын еси (Мф. 14, 24—33; Мк. 6, 47—51; Ин. 6, 16—21). Вот, значит, какой Царь нам нужен, Который повелевает стихией и морями и все в руках содержит! Зачем нам земное благо, оно временно. Вот настоящий Царь Израилев, вот Спаситель мира!»

А юноша Савл гнал учеников Иисуса Христа, и когда он шел в Дамаск, чтобы вязать и в тюрьмы направлять все последователей, Господь послал ему слепоту, и уже за руки вели его в Дамаск. Там до сих пор сохраняется то место, где его спускали потом в корзине, когда он убегал от врагов своих. И вот там Господь даровал ему прозрение телесное и духовное. Он познал заповеди Божии, познал проповедь апостолов и проповедь пророков, познал, что Иисус Христос есть Бог и Человек. И он стал проповедником, стал апостолом языков, великие совершал знамения. Господь показал апостолу Павлу красоту Царствия Небесного, возводил его даже на третье небо, где он видел Престол Божий.

А какое великое совершал служение апостол Иоанн Богослов! Девственник был, в чистоте какой пребывал. Как он возвещал Евангелие, какие чудеса совершал! Десятки, сотни людей воскресил, — вспомните его житие. Он написал Евангелие. Какое оно возвышенное! На иконах рядом с апостолом изображается орел — символ высоты мысли. Орел парит в высоте, взирает, и все ему открыто и далеко видно. Так и апостол Иоанн Богослов за две тысячи лет написал откровение о будущих судьбах мира и Церкви, какие мы сейчас переживаем, о том, что будет в конце веков.

И еще прославляем мы равноапостольных мужей и матерей, которые, подражая апостольскому служению, стали ловить человеков (Лк. 5, 10), стали совершали великие дела богообщения. Святой равноапостольный князь Владимир, просветитель Руси, почитается нами, потому что он имел такую же веру, как и апостолы Христовы, при нем было Крещение Руси. Он как бы мечом завоевал право перенять правую святую веру и породниться с двором Византийским.

Тогда уже прогремели семь Вселенских соборов и Церковь пребывала в чистоте веры, ибо все догматы были уже утверждены святыми отцами. И эту святую, неповрежденную, чистую веру принесли нам греки. Митрополит Михаил приезжал с другими священнослужителями, привезли они и мощи, и иконы, и богослужебные книги. И крестилась Русь тихо, спокойно в 988 году, в первый день августа месяца. Русь приняла Христа во всех городах и селениях без мятежей. Распространялась вера, и стали строить церкви, монастыри, школы, богадельни, полюбили греческий язык, переводили на славянский язык книги. И до сих пор мы храним веру православную, веру святых апостолов!

И преподобный Сергий тоже велик, только он по смирению как бы не повелевает, чтобы называли его Сергий Великий, хотя у нас есть преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Макарий Великий и другие. Он чем велик? Он здесь водворил у нас Русскую Фиваиду, подобную Египетской, богообщение во всех монастырях. Иноки научались непрестанно призывать Иисуса Христа в помощь, а рукоделие, работа были уже второстепенным занятием.

Теперь и мы влились в Божественную семью, это семья богочеловеческая, туда входят и люди, и Ангелы святые, и все святые, которые здесь потрудились, а сейчас на небе пребывают душами своими освященными. Сам Господь — Глава этой Божественной семьи, Церкви Торжествующей, и Матерь Божия — наша Матерь, и Ангелы служат нам. Поэтому мы должны показать чистоту нашей жизни, избрать добро, стать такими, каким был сотворен Адам. И с помощью Божией, мы знаем, многие угодники Божии пришли в меру святости еще здесь, на земле.

Надо любить молитву, потому что молитва ограждает, прогоняет бесовские прилоги. Демоны влагают похоть плоти, похоть очей, гордость житейскую (1 Ин. 2, 16), влагают неверие, гордыню и всякое безумие, и человек мечтает и не знает, что это речи, слова, беседы диавола. Многие живут под впечатлением старых книг, где говорилось, что первична материя и мыслит мозг. Эти сказки даже хуже, как сказки дядюшки Римуса. Есть у каждого дух вечный. Человек имеет телесную природу, как у животного, но имеет еще дух, как у Ангела. И этот дух господствовать может над плотью. И вот внутренний человек, дух, имеет разум, волю и чувствования. Видим мы истину, видим добро, святость, имеем свободу. И мы должны показать свою любовь к Богу. Как же мы можем любить Бога? Веруют в Бога все. И беси веруют и трепещут (Иак. 2, 19). Один маг написал на Кипр свою как бы исповедь, а там в газетах ее даже опубликовали. Жил он в Челябинске, много трудился и много познал всего, и достиг того, что мог быть невидимым. «Я, — писал он сам, — часто ходил невидимым по улицам и смеялся: то кошку подвешу на кого-нибудь, то шляпу набок поверну, то еще что-нибудь. И я мог свободно заходить в синагогу, мечеть, но к православному храму не могу приблизиться больше, чем на 85 метров». Сила некая Божественная отгоняет этих магов. И он даже такую силу приобрел, что своего недруга, школьного товарища, умертвил заклинаниями. Вот что значит, когда люди живут без Христа, некрещеные, в ветхозаветной находятся прелести, не имеют благодати Божией, покрова, не имеют Ангелов Хранителей, и их могут умерщвлять даже злобные люди.

Поэтому Христос дал нам крестное знамение, дал благодать Пресвятаго Духа, дал нам Ангела Хранителя, дал Церковь Свою, таинства. Какую благодатную силу мы испытываем в них! Вот сейчас приступаем к таинству причащения, Тела и Крови Христовой приобщаемся мы — это великая благодать. Под видом хлеба и вина, как пишут отцы Добротолюбия, мы великую благодать принимаем и становимся подобными Христу. Вот когда Клеопа и Лука возвратились из Еммауса в Иерусалим и находились вместе с апостолами в горнице, двери и окна которой были крепко закрыты — и вдруг Господь предстал. Видите, какое мы примем тело после обновления, преображения, после Страшного суда — духовное, подобное Самому Христу. Бог есть Дух, и Отец — Дух, и Сын Божий — Дух, и Святой Дух — Дух. А Господь воплотился от Девы Богородицы и от Духа Святаго и стал нам подобен, стал Сродником нашим и называть Себя любил Сыном Человеческим.

Поэтому для нас самое главное делание — быть со Христом. Дух, который есть у человека, дыхание Бога Вседержителя (Быт. 2, 7), должен и стремиться к Богу, Духу вечному и взывать: «Иисусе, помоги! Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Нужно призывать Бога в помощь, чтобы эта помощь всегда была с нами. Потому что идет невидимая брань, всех диавол смущает, даже священников и епископов, и всякие наводит искушения. Великая брань идет!

Сколько было великих умов, сколько полководцев, сколько ученых, академиков, они и сейчас есть, которые Бога не признают. Почему? Потому что блудом занимаются, возрастают в гордыне непомерной, не хотят признавать Церковь, Евангелие. Когда человек совершает грех, вселяется в него сатана, значит, он становится жилищем бесов. Если нет покаяния, нет обращения к Богу, бес овладевает и умом, и совестью, и волей. Или не знаете, — говорит апостол Павел, — что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 9—10). Поэтому нужно бояться греха, полюбить чистоту. Единственный способ богопознания — доброта. Святи будите, яко Аз Свят есмь Господь Бог ваш (Лев. 11, 44; 19, 2; 1 Петр. 1,16), — говорит апостол, повторяя слова Иисуса Христа, и эта святость поможет нам призвать благодать Божию.

И давайте, браться и сестры, молить Богородицу, апостолов, равноапостольных мужей, преподобного Сергия и всех святых, чтобы Господь дал нам веру непоколебимую, твердую, православную. Пожелаем чистоты, потому что только чистии сердцем Бога узрят. (Мф. 5, 8). Не будем искать богатства временного здесь, суетного, потому что все кончается могилой, человек идет в землю, превращается в прах. Но другой вечный, невидимый, духовный человек, который имеет разум, волю и чувствования, который подобен Богу по образу своему, должен искать образ свой — Христа Бога.

Давайте, братья и сестры, потрудимся в стяжании чистоты сердечной, чтобы во всем Богу угодить. Пусть никто не ворует, не блудит, не убивает, не гордится, в честности добывает себе пропитание, молится дома, в церкви, молится непрестанно, чтобы не отрываться, не отходить от Бога. И тогда, братья и сестры, мы покажем Богу, что неложно взываем «Отче наш», мы дети, мы не просто веруем, потому что веруют сектанты, веруют бесы, а мы любим Бога и стараемся, чтобы воля Божия была нашей волей, чтобы святость была во всех наших делах. Пусть мало таких истинных христиан, но сколько есть, зависит от нас самих.

И будем, братья и сестры, шествовать путем покаяния с помощью апостолов и святых отцов, жить в доброте и святости, чтобы стать сынами воскресения. А когда затрубит труба Архангельская, Господь восставит всех нас в долине Иосафатовой. Как это легко для Бога! Только сказал: Лазаре, гряди вон (Ин. 11, 43), — и зловонный Лазарь вышел. Так и мы встанем все, души соединятся с нашими телами, и тела после воскресения станут духовными, духоносными, подобными телу Иисуса Христа, когда Он проходил через двери затворенные (Ин. 20, 19, 26). И как сынов воскресения, дай Бог, чтобы Господь поставил нас по правую сторону, призвал к Себе в вечные обители, Небесный Иерусалим, где блаженство, чистота. И, дай Бог, нам услышать слова, которые призвали бы нас к этому блаженству: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.



Все новости