Вознесенский Оршин женский монастырь

Слово архимандрита Наума (Байбородина) на Евангельское чтение. Неделя 19-я по Пятидесятнице (Лк. 6:31-36)

Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Возлюбленные братья и сестры! В нынешний день Святое Евангелие нам говорит: «Будьте мидосердны» (Лк. 6, 36), потому что Господь Бог ваш милосердный. К кому обращается Господь? К Своим ученикам, которые приняли Крест Христов и идут путем покаяния. Эта земная жизнь не сама жизнь, она временная, краткая, она есть как бы училище благочестия, и здесь открывается путь уже в вечность. Хотя бы ты имел большое богатство, большую славу, силу и имел другое что-либо здесь на земле, что привлекает нас — все здесь оставишь. «Земля еси, и в землю отыдеши» (Быт. 2, 19) — сказано всем: и богатым, и сильным, и убогим, — и все уйдет от этой жизни. Душа выходит из тела, тело рассыпается в прах, и идет душа давать ответ даже за праздное сло­во (Мф. 12, 36).

Поэтому мы должны содержать богословие в жиз­ни, в душе своей. С чего прежде всего надо начать? Надо возлюбить Евангелие, верить каждому слову, знать его, как некоторые угодники Бо­жий читали ежедневно по очень много глав. Потому что, когда ум насыща­ется словом Божиим, Евангельским, святою Псалтирью, чтением житий свя­тых, частым пребыванием на Богослужениях, он уже знает волю Божию во всех случаях жизни, всегда и везде. Такой человек может сказать, какое делание угодно Богу, а что не угодно.

Вспомним великого угодника Божия праведного и милостивого Филарета. Он просиял, яко звезда на не­бе, и всем нам показал образ служения Богу. Он был боголюбивый и нищелюбивый, любил Бога, любил человека, искал только Царствия Божия и правды Его. Он любил Священное Писание и верил каждому евангельскому слову. Жил Филарет Милостивый в VIII веке. Бог благословил его семейство и его дом, и у него было полное изобилие: много было скота, всякого добра, и жил он в великом достатке. Однажды, осматривая все вокруг, он стал рассуждать: «Бог мне дал большое изоби­лие. Если я буду жить в скупости, затворю все для себя, не буду никому ничего давать, то какая мне будет польза в этом мире? Я пришел сюда — ничего не при­нес в этот мир. Призовет меня Бог — опять уйду я отсюда, ничего с собой не возьму, а богатство земное, которое есть здесь, может мне послужить даже в осуждение». И он, вспоминая священные слова: блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. 5, 7), будите убо милосердии, якоже и Отец ваш милосерд есть (Лк. 6, 36) — и рассуждая так, решал делиться со всеми. Он стал все раздавать и стал как бы отцом для всех сирых, вдовиц и убогих. Приходили к нему многие нуждающиеся и уводили кто вола, кто осла, кто получал одежду, кто пищу, кто добрый со­вет. И так он в малое время стал сам нищим. Когда домашние, не понимая его великой щедрости, укоряли его, то он говорил: «Вы не знаете: я приготовил в особом мес­те много богатства, которого всем нам хватит». И Господь, видя его великое ми­лосердие, даровал его потомству Свое благословение. У него было трое детей, было много внуков, и Господь дал благолепие детям и внукам, дал кротость, смирение, дал мудрость житейскую, так что все удивлялись великой красоте телесной и ду­шевной домашних милостивого Филарета. Случилось так, что в Римской империи тогда управляла царица Ирина, и для своего сына Константина она пожелала найти невесту, которая была бы душой и телесной красотой прекрасна. Послали послов, которые, объезжая города и селения, попали в дом Филарета. Послы удивились несказанной красо­те внучек Филарета, и пригласили их с родителями с собой в Константинополь. Царица и сам будущий царь, когда взглянули на внучек, удивились их благо­лепию, и одну из них — Марию — царь взял себе в жены, а других взяли великие сановники. И вот так Филарет стал уже как бы царедворцем, у него друзья поя­вились в царском дворе и стали ему уделять большие богатства, а он с еще большей щедростью стал раздавать все это нищим. Мало того, он подвигал царицу — свою внучку, царя и всех придворных к великому милосердию. Стали строить странноприимные дома, школы, больницы, монастыри, чтобы все были довольны, чтобы все благодарили Бога и чтобы познали, что все мы перед Богом братья и сестры и что Бог, наш Отец, желает, чтобы мы все, что имеем здесь, считали Божиим достоя­нием и никто не присваивал себе лишнего. В это время Филарет Милостивый осо­бенно старался всем внушить эту великую заповедь Божию о милосердии и всех подвигал к тому, чтобы все творили добрые дела. А когда он почувствовал, что приближается время кончины, то собрал всех своих домашних: детей, внуков, ближ­них — и уже перед смертью давал им увещевание. «Дети мои, — говорил он, — вы знаете мое житие, вы знаете, что я любил сирых, убогих, меньших. А в Евангелии Господь говорит: кто проявил дела человеколюбия, напоил, напитал, одел убогого, того на Страшном суде Господь помилует. И вы также будьте мило­сердны. Раздавайте убогим, сиротам и вдовицам, стройте странноприимные дома, посещайте убогих, посещайте даже в темницах. Если увидите на дороге где-либо умершего, похороните его, предайте погребению и поминайте его во святых церквах. Никого не осуждайте, за все благодарите, любите трудиться сами и уделять от своих трудов всем ближним своим. Любите церковные службы, посещайте храмы Божии, читайте Священное Писание и живите, как Господь повелевает. Эта времен­ная жизнь — испытание для нас, здесь мы учимся любить Бога, исполнять заповеди Божии, любить ближних. И дарует нам Господь кротость, смиренномудрие и такие добродетели, которые нужны нам будут в Царствии Божием. Потому что в Царствии Божием подобны все будут Ангелам, не будет там никакого богатства, начальства не будет, каждая душа будет общаться с Богом, взирать на Него, беседовать и получать от Него уте­шение и озарение в Духе Святом». Он предсказал в великом даре прозрения всю будущую судьбу своим потомкам. «Вот ты, сын мой, — говорил он, — возьмешь невесту с дальних мест, будете жить в достатке, будете жить в мире и любви. А вы, — указы­вал он на своих других внуков, — будете жить в монастыре, будете иноками славословить Бога и молиться за весь мир». И он стал воспевать псалом Давидов «Милость и суд воспою Тебе, Господи» (Пс. 100, 1). Окончив псалом, стал читать «Отче наш», а когда прочитал слова: «да будет воля твоя», то отошел его дух ко Господу. Прожил Филарет Милостивый 90 лет, похоронен был в монастыре в Константинополе. И когда убогие собрались на похороны (их великое множество пришло), вопль был и плач: «Отец ты наш, пи­татель ты наш, утешитель! Ты ушел. Кто нам подаст пищу, кто нам даст одежду, кто утешит?» Много было бесноватых, больных, и они, прикасаясь ко гробу умершего праведника, получала исцеление. Видя кончину своего мужа, его жена Феозва, которая раньше не понимала добродетель милосердия, переменилась и, хотя она имела большие богатства, уехала на родину, в Пафлагонскую страну, все раздала убогим, нищим, построила многие монастыри, украсила многие церкви, построила странноприимные дома и, став нищей, вернулась в Константинополь, где также с миром отошла ко Господу. Ее похоронили радом с гробницей праведного Филарета. Филарет Милостивый, праведник, боголюбец, нищелюбец, дал великий пример исполнения заповеди о милосердии, о милости к ближним. И многие придворные и богатые люди познали евангельскую про­поведь, где говорит Господь, как трудно богатому войти в Царствие Божие, легче верблюда протащить сквозь игольные уши, неже богату в Царствие Божие внити (Мф. 19, 24), поэтому стали все стараться подражать Филарету Праведному.

Святые отцы говорят, что эта вещественная милостыня очень угодна Господу Богу. Когда даешь убогому, сироте, нуждающемуся — как бы Богу даешь взаймы. Принимает Бог или Ма­терь Божия, и Господь становится должником и отдает тебе со сторицей: избавляет тебя от болезней, от всяких страстей, дает тебе разум, дает тебе премудрость, дает добродетели, примирение с Богом и усыновление. Это великая милость Божия, когда здесь, на земле, человек становится сыном у Бога по благодати — значит, он пережил воскресение, записан в книгу жизни, и смерть такому праведнику уже не страшна, для него эта смерть — успение, переход в вечную жизнь с Богом в блаженстве и в Духе Святом. Но есть, как говорят святые отцы, еще высшая милостыня — это утешать духовной пищей, это когда кто вора, разбойника, прелюбодея приведет к познанию Божией заповеди, когда эти греховодные люди, оставив свой грех, по­каются, примирятся с Богом и станут жить добродетельной жизнью. Если раньше этим грешникам готовилась геенна огненная, то теперь Господь их очищает через покаяние и дарует им также усыновление. И многие угодники Божии, уходя в пусты­ни, молились за весь мир, они умоляли Господа Бога, чтобы Господь послал добрых пастырей, послал добрых правителей, начальников над народами земными, чтобы эти начальники приводили к добру, чтобы учителя учили людей благочестию и суд совершался по правде, чтобы многие познавали Бога, пришествие Христово, веровали в Евангелие и приходили к вечной блаженной жизни. Такие угодники Божии — это свет миру, это соль земли. Когда мы идем во тьме, спотыкаемся, но, если свет сияет кругом, мы все видим. Если пищу, когда она начинает портиться, осолить, то она может долгое время сохраняться. Так вот и слово Божие осоляет умы этих подвижников, и свет Христов касается их сердец, и они служат сами светом и приводят многих ко спасению.

Мы знаем много примеров из жизни церковной, когда молитвой угодники принесли великие милостыни своему народу. Вспомним Прокопия Устюжского. В Великом Устюге совершались страшные беззакония, мерзости. Господь хотел этот город стереть с лица земли, предать наказанию. Святой Прокопий много молился, призывал всех к покаянию, умолял Господа Бога отменить наказание. Когда на город стала надвигаться огромная огненная туча, люди побежали в храм и стали каяться. И Господь отменил Свой гнев: гроза разразилась каменным дождем за городом. И все поняли, что если бы не молитвы праведного Прокопия, то эта гроза обрушилась бы на их город и все бы погибли. И мы, братья и сестры, вспоминая жизнь угодников Божиих, должны подражать их житию. Вначале нужно оказать милость себе. Если не­которые из нас блудники, воры, тунеядцы, льстецы, гордецы — надо бросить эти страсти, очиститься от них, примириться с Богом. Нужно трудиться, каждый способный к труду пусть трудится и от избытка своих трудов уделяет часть другому, неимущему. Нужно любить Бога, любить заповеди Божии, любить молитву, потому что молитва испрашивает у Бога великие милости. Мы в неведении, мы в страстях, мы в пороках просим: «Господи, помилуй». И многие разбойники, блудники бросали свои страсти и через покаяние примирялись с Богом.

Вспомним мы преподобного Сергия. Эта лавра его трудами основана, он сюда пришел, когда здесь была тайга непроходимая, никто здесь не жил, только звери да птицы пребывали. И он здесь основал эту великую, чудную лавру, стал молиться, великий путь очищения прошел — Господь избавил его от страстей, от пороков и он принял благодать Духа Пресвятаго. Господь хочет всем нам дать эту благодать. Но если в решето лить воду, она вытекает, так и мы все подобны решету — не удерживается в нас слово Божие. А прп. Сергий стал сосудом твердым, в котором эта благодать пребывала.

Тогда переживала Русь трудное время, многим казалось, что должны бы­ли погибнуть русские люди. Татары свирепствовали. Мамай-богоборец, по нау­щению злых людей, пошел в поход на Русь. Он собрал 900-тысячное войско, потому что много народов он уже покорил, а с них взималась военная дань: со­бирался татарский хан в поход, посылал гонцов и приказывал: «Пусть каждый тре­тий или каждый второй с конем, с оружием идет ко мне в ставку». Мамай кого как подданных своих, как рабов, призвал, кого уговорил, кого прельстил — так соб­рал огромную силу и говорил: «Я повторю поход царя Батыя. Все разорю, все сожгу, церкви все уничтожу, мужчин всех перебью, а девиц и жен раздам всем моим воинам, и пусть все говорят по-татарски». И прп. Сергий молился и просил: «Господи, мы хоть грешники, но призываем Тебя. Мы крещение имеем во имя Святой Троицы, а эти безбожные люди не хотят трудиться, оставляют свои места, идут в чужую землю, чтобы грабить и убивать». Прп. Сергий пошел в город Переславль к великому князю Димитрию и посоветовал ему пригласить к себе всех русских князей. И когда все князья собрались, то преподобный увещевал их: «Будьте милостивы и будьте милосердны друг ко другу, прекратите междоусобицу, соберите всех воинов и защитите Русь и веру православную, потому что вера православная и церкви Христовы — для нас великая святыня». Он призвал всех к миру, к объединению. Усмирили Тверь, собрали войска и пошли на поле Куликово, где и положили русские воины головы свои — 198 тысяч полегло русских, а татар Мамаевых в 4 раза больше. Господь по молитвам преподобного Сергия послал помощниками в брани святых страс­тотерпцев Бориса и Глеба, и победа была за русскими воинами. Так сохранилась наша народность, наша страна, наша вера православная, потому что великую милость по молитвам прп. Сергия послал Господь Бог. После Куликовской битвы русские хоронили своих воинов и восемь дней стояли на Дону. Кони по колено были в крови. Дон тек три дня кровью, потому что великое там было кровопролитие.

Прошло совсем немного времени, и литовские войска опять пошли на Москву, желая с Олегом Рязанским соединиться. Прискакали из Москвы гонцы и просили: «Отче Сергие, опять помогай нам. Идет Литва соединяться с Олегом Рязанским». Помолился прп. Сергий, опять просил милости у Бога, и Господь по его молитвам оказал эту милость. Послал прп. Сергий Никона, первого своего помощника, и он поскакал к Олегу Рязанскому. И что он взял, какое оружие? Взял крест и Евангелие, положил перед князем и сказал: «Олег, князь рязанский, ведь ты крещен в веру православную, почему ты хочешь изменить нашим братьям? Почему входишь в союз с татарами безбожными, которые хулят великую святыню? Зачем ты пригласил сюда литовцев? Почему вы идете разорять Москву?» И бояре, стоящие около князя, стали укорять его: «Князь, ты что говорил? Если Бог даст кому победу, к той стороне и примкнем. Дал победу русскому воинству — почему ты опять ждешь ли­товцев разорять Москву?» И Олег сказал: «Все понятно, каюсь. Хорошо, давайте коня!» — и поскакал к литовскому войску, к великому князю литовскому Ягайло. А Олег Рязанский был князь мудрый, в войнах провел всю жизнь. Олег легко уговорил ли­товцев, и они ушли домой. Так избежали кровопролития. Еще была беда: Мамай на быстрых ко­нях с четырьмя своими вельможами ускакал в Орду. И как нрав у него был злой и суровый, то он собрал остаточную рать и опять пошел. Господь же подвиг, по молитвам прп. Сергия, Тохтамыша, князя, хана Золотой Орды, соперника Мамая, который встретил у Мариуполя остаточное войско Мамаево. Соратники Мамая предали его, перешли на сторону Тохтамыша, а Мамай бежал в Кафу и там был убит. На Руси наступил долгожданный мир, многие молились и прославляли Господа Бога.

И нам, братья и сестры, нужно помнить об этой великой милости, которая исхо­дит от Бога, и просить у Бога милости: «Господи, помилуй». Просить нужно добрыми делами, милостыней, великим терпением, благодарностью за скорби и болезни. Нужно возлюбить молитву. Где бы мы ни были, куда бы мы ни шли, что бы мы ни делали — везде нужно просить милости у Бога: «Господи, очисти меня от страстей нечестия, от гордыни, от безумия, от не­ведения, от помрачения ума и дай мне, Господи, чистоту сердечную, душевную и телесную». Потому что милостыня вещественная — это как бы подобно: если мы пи­таем детей. А уже когда кто получает от Бога благодать, духовное рассуждение, то всегда может явить волю Божию и указать путь в Царствие Божие. Мы знаем из жизни святых угодников Божиих, что они, презирая все, раздавая все, имели вид нищих и странников, а на самом деле были богаты. Как-то к святителю Спиридону Тримифунтскому пришел один бедный заплаканный человек и говорил: «Отче, ты ведь знаешь, голод в нашей стране. А здесь у одного богатого много хлеба, и когда я пришел к нему и просил дать взаймы, то он ответил, чтобы я покупал. А цену ука­зал во много раз большую, чтобы за наши скорби, за наш голод нажить себе боль­шое достояние». И вот что святитель сделал. Он перекрестил солому, перекрестил ползущую змею и сказал: «Бери, купишь, что тебе нужно». Когда вгляделся этот странник, увидел, что солома и змея стали кусками золота. Он взял их и купил с избытком хлеба, даже другим уделял. Святитель помолился — и дождь пошел сильный, и эти закрома, сараи, где богач хранил свою пшеницу, размыло водой; и потекла вода вместе с зерном, и все брали кому сколько нужно. Поэтому и говорят святые отцы, что Христос — наше сокровище, наше богатство. Если мы, хотя все и раздадим, — все имеем, потому что у Бога власть и сила, и кто с Богом примирится, тот получит благодать Духа Пресвятаго, тот также имеет власть повелевать стихией и быть подобным Господу Богу.

И нам, братья и сестры, с чего нужно начать? Рассмотреть нашу жизнь, наше сердце, прочитать с глубокой верой Евангелие и посмотреть, в каких мы страстях и пороках пребываем. Нужно молиться Господу Богу, нужно трудиться, нужно терпеть обиды ближних, если у нас избыток — уделять другим, и тогда просить у Бога высшей милости — чистоты сердечной и душевной. И Господь даст благолепие нашей душе, избавит нас от страстей, неведения, помрачения ума, даст нам великую лю­бовь, что мы будем любить и Бога, и ближних, и искать Бога, и искать спасения, тогда уже мы можем стать сынами воскресения. И когда загремит труба архангельская, Господь соберет всех, живущих по лицу земли, и нас, Своих чад, Своих сынов воскресения, поставит по правую сторону и скажет: «Вы были милостивы, вы питали убогих, голодных, сирых, посещали всех и Меня призывали в помощь, поэтому войдите в радость Мою. Приидите, благословеннии Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.



Все новости