Вознесенский Оршин женский монастырь

Слово архимандрита Наума (Байбородина) на Евангельское чтение. Неделя 20-я по Пятидесятнице (Лк. 7:11-16)

 

После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.
И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Возлюбленные братья и сестры! Святая Церковь воспевает Господа: «Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси…» Милость и суд воспою Тебе Господи, — взывает пророк (Пс. 100, 1). Милосердие мы видим во всем. Господь Милосердный по любви к роду человеческому пришел на землю, чтобы спасти нас.

Господь сотворил чудную вселенную и ввел в нее Адама, и жил первый человек в богообщении. Но диавол позавидовал его житию и совратил. Произошла великая катастрофа. Потом диавол научил людей жить в беззакониях. И творили сыны человеческие и блуд, и убийство, и неправду, и служение диаволу. Бог навел потоп и потопил этих греховодников. От праведного Ноя пошло новое поколение, но опять люди стали грешить. И Господь, видя, что сыны человеческие живут во тме и сени смертней (Лк. 1, 79; Пс. 106, 10, 14), Сам пришел на землю, став Человеком. Это великая тайна милосердия. Даже Ангелы не могли понять эту тайну. Они с удивлением, с трепетом взирали, как Бог, Владыка неба и земли, лежал в яслях как Младенец. Чудное зрелище видели они также на Кресте: Творец неба и земли висел среди разбойников и предал Свой дух. Это великая тайна любви Божией, потому что клятва, данная Адаму «смертию умрешь» (Быт. 2, 17), перешла на весь род человеческий.

Господь стал Человеком. Это непостижимое таинство, таинство милосердия. Святые отцы нам прямо говорят: ум, душу и тело восприял Господь от Богородицы. Книга родства Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамля… (Мф. 1, 1—16; Лк. 3, 23—38) говорит о том, что Он Истинный Человек, во всем подобный нам, кроме греха. И в Этом Человеке пребывал Бог, в Истинном Человеке Истинный Бог. Великая тайна милосердия. И Господь говорит в Евангелии: Аз свящу Себе, да и тии будут священи во истину (Ин. 17, 19). Он освящал Себя как Сына Человеческого для того, чтобы мы, сыны человеческие, были освящены; и как Он Единородный Сын у Отца Небесного, так и мы будем сынами воскресения. Какая великая тайна Божественной Любви!

Господь возвещал это милосердие людям, возвещал заповеди Свои. Сколько милости видели сыны человеческие во время проповеди Иисуса Христа! Когда Он проходил по селениям, городам, то слух о Нем быстро разлетался и люди собирали всех больных, хромых, сухих, слепых, приводили, приносили и размещали вдоль тропинок, дорог. Все ожидали милости Божией. И Господь всем даровал милость Свою: слепые становились зрячими, хромые начинали ходить, мертвые воскресали. Великая тайна проповеди подтверждалась великими чудесами. И мы знаем, что Господь и многих воскрешал.

Вспомним сына Наинской вдовы – о нем сегодня Евангелие читали. Несли этого юношу на погребение, уже могилу вырыли, лежал он во гробе, многие провожали и не знали, как утешить мать, которая горевала, убивалась, потому что имела единственного сына: «Увы мне! Нет возлюбленного сына моего! Потеряла я утешение, кто в старости будет мне помощником и кормильцем». И сжалился Господь над бедной вдовой и сказал: Не плачи. Потом, подошедши, прикоснулся к одру и сказал: Юноше, тебе глаголю, востани. И он сел и начал говорить, и даде его Иисус матери его в утешение (Лк. 7,11-15).   И так воскресил словом этого юношу. Представьте себе: несколько человек несут гроб, и лежит там умерший, и вдруг он встает и садится, услышав слово Господне. Юноша и сам удивлялся, не понимая, где был какое-то время, два или три дня, у него желание появилось покушать; увидев скорбных людей, спросил: «Что такое?» И потом разумел, что он был мертвым и его Господь воскресил. Какая радость, и ужас, и смятение были у жителей и у матери, а тут юноша уже сходит с гроба и идет домой.

И Господь, проповедуя Евангелие, всех нас призывает к чему? К милосердию, к добру, к истине. Прямо говорит: Аз есмь Путь и Истина и Живот, Жизнь вечная (Ин. 14, 6). Спасение только в Иисусе Христе. Несть иного имени под небесем, даннаго в человецех, кроме имени Иисуса Христа, о Немже подобает спастися нам (Деян. 4, 12), которым надлежало бы нам спастись, получить спасение. И сейчас в Иерусалиме, когда по святым местам водят паломников, даже так говорят: «Много было пророков, но только Великий Пророк Иисус Христос воскрешал умерших и Сам воскрес. Потом и ученики Его, апостолы, могли воскрешать других благодатью Пресвятаго Духа». Вот такую благодать дарует Господь верующим в Него и почитающим Его.

Блажени милостивии: яко тии помиловани будут (Мф. 5, 7). Эту милость надо как-то и нам проявлять, т.е. на Божественную любовь отвечать нам любовью. Отче наш, Иже еси на небесех… О чем говорит эта молитва? Об усыновлении. Господь нас усыновил, поэтому мы должны призывать Бога, Невидимого и Непостижимого, как Отца своего Небесного. И Богородица — Матерь Божия и Мать всех христиан. Царство любви Господь утвердил здесь на земле — это Церковь Православная. И тысяча лет была нераздельная вера православная, а потом враги Христовы, фарисеи и саддукеи разных мастей, зашли на Западе в эту Церковь и осквернили ее.

И теперь православно верующие должны молиться за весь мир, чтобы мир пришел к покаянию, вспомнил милость Божию и проявил милосердие, милость в своих делах, в жизни. Мы должны с верою почитать Евангелие, любить его, искать славы Божией и воли Божией. Да святится имя Твое… В чем оно святится? Когда мы волю Божию исполняем, заповеди соблюдаем, трудимся, молимся, почитаем родителей своих. На Страшном суде что Господь потребует от нас? Как мы проявляли милосердие: посещали больных, старых людей и в других, даже малых делах, добро оказывали. Почитаем жития святых, как они угождали Богу, творили дела милосердия, и будем им подражать.

Еще в ветхозаветные времена состязание происходило у пророка Моисея с волхвами при выходе из Египта. Чудеса совершал Моисей, их повторяли волхвы, ложные чудотворцы. Но потом дальше и больше, и они уже не могли повторить и осознали свою немощь, признали Великого Бога Моисеева и покорились этой истине, что Всесильный Бог выше всяких волхвов и чародеев, выше диавола. И много наказаний и милостей Господних испытал народ Израилев. А потом какое особенное милосердие Он показал? В райские обители кто первый вошел? Бывший разбойник. Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии си, Твоем (Лк. 23, 42), — только и сказал он, осознав свою греховность и величие Страдавшего рядом. Днесь со Мною будеши в раи, — ответил Спаситель (Лк. 23, 43).

А во аде проповедовал Иоанн Креститель: «Скоро придет сюда Иисус Христос во свете, в силе Божества Своего. Пророки указывали точно, когда Он придет, где родится, как будет проповедовать, как воскреснет и нам воскресение преподаст. Пойдем все за Ним, Он всех выведет из ада в райские обители». И в Слове святителя Иоанна Златоуста в день Пасхи читаем, что «ад опустел». Все наказанные и те, которые еще при жизни знали Иисуса Христа Чудотворца, познали силу Божию и пошли за Ним, и ад опустел. Видите, какое милосердие Божие.

Поэтому нужно, братья и сестры, молиться Богу. Иногда Господь нас слушает, иногда не слушает, как нам кажется. Если блудница, если убийца, нераскаянный грешник какой, призывает Бога, просит какие-то земные блага, Господь не дает, потому что они не во спасение ему и не во славу Божию. Поэтому нам нужно стать на путь добра, чистоты и искать волю Божию, читать Священное Писание, проявлять милосердие и возогревать в себе любовь ко Господу.

И говорят святые отцы, что дарованное человеку познание добра есть преграда для всякого зла. Должен быть человек святым. Говорит Священное Писание, Господь вразумляет нас, чтобы мы после жизни земной должны вступить в Ангельский чин. Жены здесь терпят нечистоту, и служение мужу, и обиды большие от них, и всякое безобразие, а в будущей жизни освободятся от этого. Упразднится естество и мужское, и женское, един будет пол — Ангельское состояние, чрева не будет, пища не нужна, будем подобны Иисусу Христу Воскресшему. Как Он проходил дверем затворенным (Ин. 20, 19, 26), через двери закрытые, такие будем и мы.

Чудный град Господь воздвигнет, Новый Иерусалим. Если рай вначале был на земле, то теперь его уже здесь не будет. И земля будет обновлена не водою, а огнем; огонь, как волна большая, пройдет по местам, оскверненным грехом, и все попалит, очистит землю. А люди будут стоять на правой стороне и на левой стороне, ожидая суда Божия. Господу все равно, что одного воскресить, скажем, сына Наинской вдовы, или четверодневного Лазаря, что воскресить весь род человеческий. По трубному гласу Архангельскому все восстанут из гробов своих, к этим останкам телесным Ангелы приведут их души, останки станут духовными. И разведут их Ангелы кого на правую сторону, кого на левую. И нераскаянные блудники, разбойники, убийцы, некрещеные, которые не признали величие славы Божией будут стоять на левой стороне.

А какое ожесточение мы видим сейчас! Знают, что Бог Всесильный, диавол ничтожный, и, однако же, немало людей дают клятву быть верными сатане, хулят заповеди Божии, детей воспитывают в страшной ненависти ко Христу. Знают, что диавол даже в свинью не может войти по своей воле. Кто такой диавол? Его Господь сейчас сохраняет до времени для испытания сынов человеческих. А милосердие Господь проявляет и к людям, и к духовному миру Ангелов добрых и ангелов падших.

В славянском житии преподобного Антония за 17 января описывается милосердие Божие к падшим ангелам, в русском переводе оно почему-то опущено. Там один бес советовался с другим, говоря: «Слушай, я хочу пойти к Антонию и спросить: есть ли мне спасение?» — «Что ты! — испугался тот. — Он сожжет тебя огнем!» — «Да нет, — самоуверенно возразил первый, — но уж очень желаю испытать». — «Ну иди». Господь видел намерение этого беса и допустил. Что допустил? Что бес принял образ юноши, а у преподобного Антония Великого в тот момент Он как бы отнял дар прозорливости.

И этот юноша пришел, слезы у него ручьем текли, и говорил: «Все спасутся, а есть ли мне, отродью проклятому, хотел бы я знать, спасение?» Преподобный Антоний посмотрел на его умиленный вид, на его слезы, пожалел и сказал: «Помолюсь о тебе, приходи завтра утром, и я передам волю Божию». И он ушел. Была уже ночь, когда преподобный отпустил пришедший к нему народ. Встав на молитву, он исполнил правило и со смирением начал вопрошать: «Господи, прошел день, помяни всех кающихся. Еще приходил юноша, он сокрушался и хотел знать: есть ли ему спасение». Сразу Господь послал Ангела святого, а преподобный не удивился, он уже привык к жизни духовной.

«Я послан от Бога к тебе объяснить, — стал он говорить. — Это был не юноша, а демон в образе юноши». — «А какой же дать ему завтра ответ?» — «Господь все знает, и его намерение, и твою беседу с ним. Поэтому, чтобы ни он, ни другие бесы никого не укоряли на Страшном суде, что их желание покаяться не было принято и ты не захотел даже с ним беседовать, то передай от имени Божия: если он действительно хочет принести покаяние, бросить злодеяние, если не будет людей учить блуду, убийству, беззаконию, богохульству, то пусть встанет на восток и три года взывает о помиловании. И если он исполнит все со смирением, повернется к добру, то Господь вернет ему светлость и поставит вместе со всеми святыми Ангелами».

Какое милосердие! Какая любовь Божия даже к падшим демонам! Сколько они зла натворили, сколько людей отвергли от истинной веры, скольких научили блуду, прелюбодеянию, убийству, сколько войн навели. И когда человек грешит и не кается, бесы вселяются в него. По силе и власти бесы разделяются на простых, на князей бесовских, есть даже бесы-гении. Еще делятся по служению: блудные бесы, уныния, отчаяния, богохульства… Скажем, в Наполеона вселившийся бес-гений напоминал ему имя каждого солдата; сотни тысяч солдат, а он знал каждого и мог обратиться по имени.

И эти бесы есть духи, и у нас есть дух. Если человек грешит, в неверии живет, богохульстве, то в него вселяется злой дух, соединяется с духом человеческим и руководит этим человеком. И когда он что-то пишет, или говорит, то невольно повторяет то, что диктует ему бес: я хочу полежать, я хочу вот там украсть, ограбить банк, купить машину, я хочу того-то оклеветать, чтобы стать самому начальником, я хочу того-то убить. Такой человек уже слагает мысли диавольские, их принимает, считает своими.

Хорошо надо разобрать, как диавол наводит помыслы. Вот, скажем, велосипед стоит. Он понравился какому-то отроку: «Какой хороший. Мне бы такой». И тут же греховный помысл, чтобы украсть его. «Я буду караулить, — согласился уже отрок. — Как уйдет хозяин, я его уведу». Но хозяин не ушел, велосипед не удалось украсть, но этот отрок уже вор, потому что согласился с демонским помыслом, нарушил заповедь. Также и в отношении других страстей.

Еще Ездра говорил: «Этот век Всевышний сотворил для многих, а будущий для немногих. Многие сотворены, но немногие спасутся» (3 Езд. 8, 1, 3, 41; 9, 15). И святитель Иоанн Златоуст писал в свое время, что из ста тысяч христиан, которые были крещены, носили кресты, имели Евангелие, иконы, признавали Бога, спасалось только 100 человек. Из тысячи один!

Давайте, братья и сестры, опомнимся и будем всегда помнить милосердие Божие, Его любовь Божественную к нам. По любви к нам Он пострадал на Кресте за грех Адамов, за грехи всех сынов человеческих и за наши, воскрес и воскресение даровал нам. Таинство крещения — великое таинство любви, великое милосердие Божие. В нем Господь прощает наши грехи, усыновляет, вводит нас в общение Церкви и Церковь охраняет. Будем, братья и сестры, изучать Священное Писание, чтобы знать волю Божию, чтобы святилось в наших делах имя Божие и неложно было наше обращение: Отче наш, Иже еси на небесех… Нашел какую-то вещь — возврати хозяину. Имеешь мужа — знай его одного, и не убивай детей, не мудри, не ищи какие-то удовольствия, только ради чадородия должна жизнь проходить супружеская. Здоровый, молодой — должен трудиться, чтобы пропитание иметь от рук своих, «ибо трудящийся достоин пропитания» (Мф. 10, 10). Милосердие нужно проявлять, не обижать сирот, вдовиц, помогать всем, терпеть обиды, никакого богатства не накапливать, никакой страстью не увлекаться.

Что такое страсть? Страсть это всякое беззаконие: убийство, воровство, богохульство, леность, осуждение… — их сотни страстей. А святые, которые боролись со страстями, приходили в состояние бесстрастия. Их дух освящался, злоба диавольская изгонялась из сердец и вселялась благодать. При этом благодать давалась бόльшая, чем та, которая даровалась в крещении. Преподобный Сергий получил такую благодать, имел дар прозорливости. Человек приходил к нему, а он уже знал его мысли, его дела прошлые. Когда поселянин принес отрока мертвого, он его воскресил, то есть творил такие же дела, какие явил Христос.

Поэтому христиане — ученики Христовы, сыновья, дети Божии — должны иметь добрый нрав, доброту, жить в чистоте, покаянии, чтобы чувствовать Бога и хранить веру православную, она от Бога, от апостолов. Вера православная, особенно среди славян, спасает и славян многих, и даже весь мир.

Малое время здесь мы должны прожить в чистоте, в покаянии, молитве, научиться отгонять помыслы. Если сильно отягощают, скажем, неделю иногда один и тот же помысл какой-то тяготит: или нежелание жить, или что-то купить, или еще что, — прогонять его надо, как живому человеку говорить: «Отойди от меня, сатана. Не хочу тебя слушать, твои речи лживые. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Надо помнить еще о том, что если мы блудом занимаемся, беззаконием и молимся Богу, то Бог нас не будет слушать, потому что мы беззаконники, ученики диавола по делам своим, служим ему. Поэтому давайте просить у Бога премудрости и разума, чтобы стать на путь добра, на путь жизни, как и пророк Моисей говорил (Втор. 30, 19), на путь милосердия. Будем стараться, чтобы никто не воровал, не блудил, не убивал детей, вообще убийством никто не занимался, не богохульствовал. Причем надо не только бросить воровство, а трудиться и, проявляя милосердие, помогать нуждающимся, сиротам особенно, вдовицам. Потому что в день Страшного суда Господь будет нам говорить: «Вы приняли Меня, когда принимали ближних, накормили их, послужили им, помогли, утешили». Дела милосердия потребует от нас Господь на Страшном суде, и будут блажени милостивии: яко тии помиловани будут (Мф. 5, 7).

Давайте, братья и сестры, обернемся ко Христу, как благоразумный разбойник, бывший греховодник, а ставший первым жителем рая. Открыты пути покаяния всем, какой бы грешник не был, только надо бросить грех и больше его не повторять. А некоторые исповедуются, говорят, что делали, но как бы только доводят до сведения, потому что через день приходят и опять эти же грехи повторяют. Это не покаяние. Надо грех бросить и больше никогда его не делать, молиться о его прощении. Есть Апостольские правила, они очень строгие; за прелюбодеяние, например, 7—12 лет отлучали от причащения. И после возгласа диаконов: «Оглашеннии, изыдите. Елицы оглашеннии, изыдите…», — таких грешников служители выгоняли из храма, как недостойных стоять литургию верных.

А есть кто утаивает грехи, хитрит на исповеди, а Бога не обманешь. Если идет такой к чаше, то причащается в осуждение. Будем читать труды отцов, и некоторым было открыто, что, когда выходит священник с чашей причащать, рядом с ним Ангел Божий стоит. Среди причащающихся одни черные такие, мрачные, и их подталкивали к чаше бесы, а другие имели светлые лица, и их Ангелы светлые подводили. И когда подходил человек раскаянный, боящийся и любящий Бога, в смирении и кротости, то ему дары преподавали и священник, и Ангельская рука. А если подходил человек во грехах, ложный христианин, Ангельская рука не допускала, дары уносились в алтарь.

Бога никто не обманет. Из тюрем некоторые совершают побеги, а из ада никто не убежит. Поэтому нужно бояться ада, бояться адских мучений и становиться добрыми и святыми. Бог Свят, и дети должны быть святыми. И давайте остаток наших дней потрудимся во спасение своей души, принесем глубокое покаяние, сейчас как раз идет пост. Епископ Феофан, переводивший с греческого языка книгу преподобного Никодима Святогорца «Невидимая брань», объясняет, что каждому необходима, как говорится, генеральная исповедь: один раз принести покаяние во всех грехах, какие были от юности, где и как. И когда мы совершаем такое покаяние, то Ангел вычеркивает грехи, как будто их и не было, но только больше не повторять и других не делать, а молиться: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Не будем в уме ни покупать, ни продавать, ни копить богатство. Не будем ни читать, ни смотреть романы блудные, пиратские, где убийства бывают, не будем увлекаться ничем таким греховным, страстным. Не будем никого осуждать, а трудиться, молиться, соблюдать церковный устав, посты, особенно почитать Богородицу.

Если будем проводить такую жизнь — значит, мы идем по пути истинного покаяния, значит, войдем в усыновление еще здесь на земле. Тогда за все будем Бога благодарить, и за скорби, и за болезни и надеяться, что Господь устроит наше спасение, покров Богородицы будет с нами, Ангелы Хранители сопровождать нас будут. И в день Страшного суда Господь нас поставит по правую сторону.

Все множество людей воскреснет, перед всеми откроется чудный вид на небо, откуда на светлом облаке Господь спустится, потом Он воссядет на Престоле, который будет стоять на воздусе. И все увидят, как Ангельские Силы спустят Небесный Иерусалим, Нерукотворный град в 12 тысяч стадий в длину, ширину и высоту, по трое ворот будет с каждой стороны, а ширина его стены — 70 метров. Долго испытывали, какая длина стадии. Оказывается, стадия — 175,84 метра. 12 тысяч стадий — это примерно 2100 километров. Иногда считают, что в храме на одном квадратном метре может четыре человека стоять. А тут сколько будет квадратных километров? 2100 умножить на 2100… Какой громадный город! Сколько туда может войти спасенных людей.

Поэтому нужно нам, братья и сестры, стараться так жить, чтобы наши Ангелы привели нас на правую сторону и мы зрели, как первой войдет в Небесный чудный Иерусалим Богородица. Потом пойдут Иоанн Креститель, самый бόльший из всех пророков, рожденных женами (Мф. 11, 11; Лк. 7, 28), и 12 апостолов, за ними по зову Спасителя последуют 70 апостолов и как бы по полкам все святые.

И дай Бог, чтобы и мы были вводимы туда Ангелами нашими святыми. Какой чудный город! Там сиять будет Иисус Христос, как солнце! Там никакого зла не будет, радость, веселие и блаженство вечное, нескончаемое для всех добрых и святых. И дай Бог, нам достичь этого великого блага, великой милости Божией, усыновления, обожения, чтобы Господь обратил Свой взор на нас и призвал: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.



Все новости