Возлюбленные братья и сестры! В нынешний воскресный день Святая Церковь напоминает нам о вере Закхея мытаря. Он очень хотел посмотреть на Христа, о Котором много уже ходило молвы, что Он воскрешал мертвецов, ходил по воде, изгонял бесов, проповедовал Царствие Божие силой, великими чудесами.
Мы знаем, что Христа встречали, видели многие люди, многие слыхали Его слова, но не у всех открывалось сердца, чтобы идти за Ним. Только те, которые видели в Нем свет, видели в Нем источник добра и вечной жизни, которые готовы были оставить грех и страсти свои — получали благодать и дар веры от Него.
И вот, когда Господь проходил в Иерихоне среди народа, Закхей, услышав шум, последовал за Ним. Он слышал об исцелении слепцов, слышал о многих других чудных делах и пожелал видеть Бога во плоти. Закхей был маленького роста, поэтому он залез на дерево и уже оттуда взирал на Господа. Кто бывал в Иерусалиме и его окрестностях, знает, что если ехать во Иерихон, то на правой стороне дороги храм стоит, раньше были русские постройки, и там до сих пор сохраняется остаток того дерева, на которое залезал Закхей, рядом растет другое, от него берут желуди и листья, в память встречи Закхея со Христом.
И эта встреча призвала в сердце Закхея благодать Божию. Он изменился, его внутренний духовный человек понял, что Христос — Свет, Он Жизнь, Он самое дорогое Сокровище для каждого человека. Кем был Закхей? Он был мытарь. Мытари — это такие люди, такое сословие, которые брали откуп у властей собирать подати, налоги и злоупотребляли своим занятием. Они собирали в два, в три раза больше, чем полагалось и многое присваивали себе. Это были богатые, жестокие, злые люди. Их и боялись, их и уважали, потому что они имели власть.
И вот Закхей, увидев свет, познав благодать, пригласил Господа к себе в дом с радостью и сказал: «Я жил нехорошей жизнью, но теперь, Господи, я половину имения моего отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам в четверо» (Лк. 19, 8). И пришло спасение дому его от Того, Кто пришел взыскать и спасти погибшее. Он пошел за Христом. И говорит Священное Предание, что впоследствии по Вознесении Господнем, Закхей последовал за апостолом Петром, которым и был поставлен первых епископом Кесарии Палестинской. Он закончил жизнь апостольским проповедником Христа.
И мы, братья и сестры, подражая Закхею, также должны рассуждать, что для нас самое дорогое, самое бесценное сокровище — Христос. Несть иного имени под небесем, даннаго в человецех (Деян. 4,12), Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене (Флп. 2,9), и нет ничего дороже для нас кроме Христа. Если мы будем размышлять, то легко познаем, что все Христово. Христос Сын Божий, Бог и Человек, сотворил небо и землю, Он сотворил Ангельский чин — все это Христово творение. Посмотрите, какая красота во вселенной! Солнце, луна, глубина звездного неба, благоухание полей, лугов, чистота воздуха в лесах, щебетание птиц, разнообразие зверюшек — все прославляет своего Создателя. И все подчиняется Христу, совершая постоянное движение, чередование. Вот сейчас последний месяц зимы, мы знаем, что будет весна, снег растает, ручейки потекут, все зазеленеет, все будут спешить что-то посадить на огородах, чтобы Христос благословил и все выросло.
И если мы, братья и сестры, будем, как Закхей, искать Бога, искать покаянием, искать смирением, терпением, трудами, молитвою, то Господь может и здесь на земле подать нам сугубую благодать, как говорит Священное Писание: Яко вселюся в них и похожду, и буду им Бог, и тии будут Ми людие (2 Кор. 6, 16). Христос недалеко от нас, Христос среди нас, Христос в нас, в нашем сердце благодатию Своею, и не надо от Него отлучаться. Как Закхей встретил Господа и постоянно с Ним пребывал, так и мы, познав Христа, должны всегда с Ним быть. Всякие грехи — это злосмрадие и являются отступлением от Бога, ибо человек вступает опять в общение с сатаной, с темной силой. Тогда покидает нас Ангел Хранитель, отходит от нас благодать Божия, и мы предаемся страстям и порокам. Если человек придет в разум, приносит покаяние, то нужно ему принести суровые покаянные труды, чтобы загладить прежние страсти свои.
А лучше всего от юности своей идти чисто, идти доброй волей своей, идти по мере своих сил в труде и покаянии, чтобы не бояться смерти, ни Страшного суда. И это время земной жизни, братья и сестры, будем считать временем покаяния. Как и говорит апостол Павел, что Христос Иисус правде в мир грешники спасти, от них же первый есмь аз (1 Тим. 1, 15). Он, будучи Апостол и имея великую благодать от Бога, всегда пребывал в покаянном состоянии. Укоряя себя и апостол Петр, смирялся и плакал всегда. Запоет, бывало, петух где-нибудь, он вспоминал Господа связанного, костер, воинов, служанку, ж свое отречение, когда он сказал — не знаю Христа. И каждый из нас отрекается от Христа, когда, зная заповеди Божий, делает зло. Поэтому нужно укорять себя и всегда смиряться, потому что гордыня — это великое зло и это первое зло вобрал в себя сатана. Вся наша жизнь — это борьба за смирение.
И давайте, братья и сестры, посмотрим на самих себя, на окружающих нас. Какое достоинство дал нам Бог! Иногда человек по виду кажется неключимый, презираемый, а в очах Божиих он дороже всего мира, дороже всего богатства, которое есть, потому что имеет чистоту сердечную. К преподобному Серафиму пришла одна барыня с крепостной девицей, говорила о своих нуждах, а потом случайно вслух вспомнила, что в сенях девка ее ждет. А преподобный духом прозрел, какая она есть, и сказал: “Эта девица как Ангел, она лучше нас с тобой, потому что у нее чистое сердце, чистая жизнь, она непрестанно Христа призывает”. Вот что Господь ценит в нас. А порой люди образованные, призванные воспитывать, учить молодое поколение Христовой жизни, не знают Христа, не знают “Отче наш”. Поэтому надо смотреть не на образование, не на дипломы, а на чистоту сердца.
И еще был случай. Одному старцу, который имел благодать Пресвятаго Духа, Господь открыл, что в одном женском монастыре подвизается чистая девица, монахиня, которая угодила Богу: она призывала непрестанно Христа, творила только волю Христову, заповеди Божии исполняла, смирялась как Христос. И когда тот старец благодатный пришел в монастырь, то стал просить игумению показать сестру духовную, которая угодила Богу и имеет свет в себе. “Да, отче, тут не одна у меня”, — уточнила игумения и стала показывать сестер, которые ей хорошее угощение готовили, хвалили ее, служили ей, прислуживали”. — “Нет, они совершенно не такие, какую я видел в видении”. — “Кто же тогда? Ну пойдем, отче, дальше смотреть”. И стали обходить всех сестер, и видел старец, что ни в ком благодати нет, молитвы нет, у всех мрак, тьма, страсти, у кого гордыня, у кого леность, многоедение, многоспание, мечтания, воображения, фантазии”. Искали, искали — никого нет. Потом только сестры сказали: “Есть еще одна, но она дурочка — что ее смотреть”. — “Приведите ту сестру, чтобы я мог видеть, какая она”. И когда он увидел, понял, что это была именно та сестра, потому что она сияла светом, как пророк Моисей сиял, когда сошел с горы Синайской, прямо вся блистала. “Да она дурочка, — объясняли ему, — она объедками питается, она всю грязную работу делает у нас, туалеты чистит, ничего в ней нет”. — “Эта сестра более всех угодила Богу, она больше всех нас”. Вот что значит Божие смотрение и человеческое понятие. Даже духовные люди и то не всегда могут различать и по-духовному богословствовать.
И будем просить у Господа ревности и милости, просить у Бога благодать, чтобы нам возлюбить путь Евангельский, возлюбить нам Господа, Матерь Божию, возлюбить угодников Божиих, и по мере наших сил идти этим путем, который ведет нас в Царствие Небесное. Ждет нас Господь, ждет нас Матерь Божия, угодники Божий за нас молятся. И, как говорят святые отцы, эти угодники Божий видят нас, ходящих по лицу земли, слышат наши слова, видят наши деда и наши помышления. И радуются они, когда мы ищем Бога и непрестанно взываем к Нему. И этим путем, братья и сестры, пойдем и мы. Пойдем за Господом, за всеми угодниками Божиими, и Господь нас усыновят, Господь соделает нас истинными сынами Воскресения. И в день Страшного суда и нас поставит со всеми праведниками по правую сторону и скажет нам слово Свое: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.