Возлюбленные братья и сестры! Приближается великий праздник для нас, христиан — Рождество по плоти Господа нашего Иисуса Христа. Великая тайна благочестия — Бог явися во плоти, Слово плоть бысть. Святая Церковь воспевает Бога Вседержителя: «Свят еси и Пресвят Ты и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Снятый». Свят еси и Пресвят и великолепна слава Твоя. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него (Иисуса Христа) не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 15).
Для чего евангелисты написали родословие в Евангелии: Авраам роди Исаака. Исаак же роди Иакова. Иаков же роди Иуду и братию его <…>; И Той бе Иисус, яко мним, Сын Иосифов, Илиев, <…> Еносов, Сифов, Адамов, Божий (Мф. 1,1-16; Лк. 3,23-38)? Потому что Господь наш Иисус Христос, ставши Человеком, вошел в родословие, в семью человеческого рода, и стал подобным нам, восприял все, что имеет человек. И некоторые святые имели такую любовь к Богу, такое дерзновение в молитве, что говорили даже, как, например, преподобный Антоний Великий: «Христос мне Брат». И вспомним в Евангелии, что Господь сказал, когда пришли к Нему Матерь и братия Его? Он сказал в ответ: Кто есть Мати Моя, и кто суть братия Моя… Иже бо аще сотворит волю Отца Моего, Иже есть на небесех, все те, которые исполняют заповеди Отца Небесного (Мф. 12,48-50). И все мы теперь сродники по человечеству Господу нашему Иисусу Христу.
И лик великий ветхозаветных праведников прославляет Иисуса Христа, пришедшего во плоти. Эти праведники говорили людям о Боге, о заповедях Божиих, о пришествии в мир Христа Спасителя, дабы спасти Адама первозданного.
Первозданный Адам пребывал в раю, блаженствовал, беседовал с Богом, но не сохранил благодать Духа Пресвятаго. И как он потом плакал, когда его изгнали из рая! Адам познал, как стихии бушуют, познал жестокость, суровость зверей, которые раньше были кроткие и послушные ему; земля не стала давать плод ему, и он взял орудия труда и стал разрабатывать землю — он познал великое свое грехопадение. И говорят святые отцы, он потом у ворот рад много плакал. Как плакал могучий Адам, призывая Бога и прося прощение грехов своих! Господь дал ему многие годы, он жил 930 лет, большое потомство уже было при нём. И он за глубокое покаяние причислен к лику праведников.
Все праведники призывали Бога. Но после грехопадения, мы знаем, семь поколений потомков забыли Бога, жили сами по себе, они думали так: «Мир сам собой появился, мы живем, наслаждаемся жизнью и уходим неизвестно куда». И вот только Енох праведный, седьмой от Адама (Иуд. 1, 14), стал первый призывать Бога среди людей, живущих во тьме и сени смертней (Пс. 106, 10), и он вознесен на небо.
И был праведник великий Ной. В его время велико было развращение человеков на земле, и все мысли и помышления сердец их были зло, и наполнилась земля злодеяниями (Быт. 6, 5—11). Только Ной обрел благодать пред очами Господа (Быт. 6, 8). Он один ходил среди людей развращенных, призывал Бога и говорил соплеменникам, чтобы и они жили в благочестии, ибо открыто ему было, что будет великий потоп всемирный за беззакония людей. Потому что люди уподоблялись скотам несмысленным, творили всякие беззакония, неправды. Дал Господь Ною многие годы жизни, он только ковчег свой строил 120 лет, который был похож на громадный корабль, 300 локтей в длину (примерно 140—150 метров), шириной 150 локтей и высотой 30 локтей, в три этажа. В него он сам вошел, его сродники, всего 8 душ, и ввел Ной туда птиц, животных. Ноев ковчег служит прообразом Церкви Христовой, в которой только и можно спастись от вод потопных неверия и нечестия. И плыл этот корабль великий по бушующим водам. Столько было воды на земле, что даже самые высокие горы были ею покрыты. Если мы посмотрим третью книгу пророка Ездры (гл. 6, 42), то увидим: когда Господь сотворил небо и землю, то повелел водам собраться на седьмой части земли, то есть только одна седьмая часть суши на земном шаре была заполнена водою, а шесть седьмых, как Господь сказал, служили человеку для обрабатывания и возделывания плодов. А теперь мы знаем, что Господь после потопа сушу сократил — если была одна седьмая часть воды, то сейчас две третьих на земном шаре воды — за грехопадение. И говорят многие: мы обнаруживаем целые материки, горные хребты, которые раньше были на поверхности земли, а теперь залиты водой. И все это за грехопадение. И вот Ноев ковчег пристал к горе Араратской, и стал народ размножаться. Этот великий корабль, милостью Божией, сохраняется до сего дня. Сейчас есть еще живые свидетели, которые там путешествовали. Когда бывает сильная жара, как вот в Алма-Ате, например, было в 1922 году и в 1972 — через 50 лет такое явление повторяется, то тают ледяные массивы на горах, и при такой жаре на Арарате открывается Ноев ковчег. Люди приходят, видят отсеки, берут даже часть дерева, красное такое крепкое дерево, и уносят, чтобы исследовать. И сам-то Ной жил 950 лет (Быт. 9, 29), он передал это предание о потопе, которое сохраняется среди всех народов.
Были и другие великие праведники. Мы знаем, что Авраам считается отцом верующих (Гал. 3, 7). В то же время, говорят святые отцы и свт. Иоанн Златоуст, не было ни одного истинно верующего человека, один Авраам призывал Творца неба и земли, и Господь повелел ему выйти из Ура Халдейского (Быт. 11, 31; 15, 7), уйти от своего народа, чтобы в его потомстве пошли праведники, патриархи, свидетели Иисусовы. Говорится: Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова и 12 патриархов (Мф. 1, 2). И вот эти праведные семейства вошли в Египет, и там 75 душ было, и, проживши 430 лет, так они размножились, что стало более двух с лишним миллионов людей.
И Господь воздвиг Моисея Боговидца, который много возвещал о силе Божией. Повелел ему Господь сотворить многие чудеса. И какие славные дела творил Моисей, призывая Бога в помощь! Ударил жезлом по воде речной — воды превратились в кровь (Исх. 4, 9; 7, 17, 20). Призвал Бога — появилось бесчисленное число жаб (Исх. 8, 2). Они устрашали египтян, ибо потоком двигались по улицам, заходили в дома, в квашню залезали, в постель — не было покоя египтянам от того, потому что они возгордились и забыли Истинного Бога. И собрал Моисей, по повелению Божию, народ Израилев, пошел в пустыню, подошли они к Чермному (Красному) морю, и здесь явил Господь силу Креста Животворящего. Взял Моисей жезл и крестом осенил море, и море послушалось: воды стали стеною, образовались проходы — и весь народ прошел и был спасен от погибели (Исх. 14, 21—22). Моисей как законодатель еще прославлен пред Богом, ибо принял закон на горе Синайской, великие заповеди Божии: «Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии, разве Мене». Господь дал заповеди: не прелюбодействовать, не красть, почитать родителей, жить в святости (Исх. 19, 3—24; 20, 2—17). И дал ему Господь повеление построить походный храм — скинию (Исх. 20, 24), где были великие святыни: ковчег завета с Херувимами. И это был первый храм, куда стали приходить израильтяне, брать благословение, приносить жертвы и умилостивлять Господа Бога.
Воздвиг Господь великого псалмопевца Давида, который, хотя и проявлял слабости в жизни, но кроткий был и любил Господа Бога. Как он прославлял Вседержителя! Он составил великий хор певцов, много-много тысяч, и они пели псалмы Давидовы. Это великая книга хвалений, в которой прославляется Бог Вседержитель, Единородный Сын Его — Господь наш Иисус Христос. Ныне воскресну, глаголет Господь (Пс. 11,6) чрез псалмы Давидовы. Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли (Пс. 8, 2). Из уст младенец и ссущих (сосущих молоко у груди матери) совершил еси хвалу (Пс. 8, 3), т. е. Ты воздвиг хваление. Мы знаем, что, когда Господь входил во святой град Иерусалим, несмысленные младенцы кричали: Благословен Грядый во имя Господне (Мф. 21, 9; Мк 11, 9; Лк 19, 38). Вот открыл нам Давид великое чудное имя Бога, Творца неба и земли. Имя Ему Иисус, как это сказал Архангел Деве Богородице: Дух Святый найдет на Тя и сила Вышняго осенит Тя: темже и раждаемое свято наречется Сын Божий (Лк. 1, 35), и наречеши имя Ему Иисус: Той бо спасет люди Своя от грех их (Мф. 1, 21).
И вот Господь, Владыка неба и земли в великом смирении пришел на землю, стал Человеком. Многие пророки говорили о Нем: и когда Он придет, и что родится Он в Вифлееме и придет в храм Иерусалимский, который был построен после возвращения из Вавилонского плена, и что Он в смирении будет совершать это спасительное Свое служение.
Лик ветхозаветных праведников заключила Пресвятая Дева Богородица, Она вошла во Святая святых. Она непрестанно призывала Бога, жила в чистоте. Ангелы посещали Ее, питали Ее хлебом небесным, который был еще чище и святее манны, которой в пустыни питался народ Израилев. И Она-то стала посредницей между Богом и народом. Это Ей Господь сказал, что Благословенна Ты в женах (Лк. 1, 42) и родишь Сына, и Он будет Сын Всевышнего, и Царствию Его не будет конца. Кончились седмицы Даниила-пророка, точно было указано 69 седмин — 483 года от издания указа Кира Лонгимана до того времени, и дня, и года, когда Господь взошел в воды Иорданские, и величайший пророк, который выше всех пророков, бывших на земле, Иоанн Креститель, возложил правую руку на Творца неба и земли. Принимал крещение Господь, чтобы нас освятить, освятить воды во вселенной, чтобы даровать нам усыновление, даровать нам Духа Святаго. Великое таинство, великая тайна смирения.
И вот мы, братья и сестры, теперь призывать должны праведников, праотцев, патриархов, пророков и просить у них святых молитв, чтобы они нам испросили у Бога глубокую твердую веру, какую они имели, какую Господь даровал им. Сохранить нужно эту веру святую, соборную, апостольскую и ублажать надо Иисуса Христа, Вседержителя, Творца неба и земли. Он при праведнике Лоте казнил Гоморру и Содом, Он посылал Архангелов и Ангелов, когда люди творили беззаконие, чтобы вразумить их и наказать, чтобы закваска злая греха не распространилась по всей вселенной, чтобы дать жизнь праведникам, и чтобы праведники внушали людям покаяние, благочестие и приготавливали народ ко спасению. И нам, братья и сестры, нужно любить Священное Писание, любить пророков, любить особенно Новый Завет, читать его как можно больше и чаще. Любить надо святую Псалтирь, там великая тайна сокрыта. Когда будем мы много читать со вниманием, нам все Господь откроет.
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли». Это сладчайшее имя Иисуса Христа, Спасителя нашего пусть непрестанно будет в наших сердцах, ибо Он Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв и образом обретеся якоже человек; смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. Темже и Бог Его превознссе, и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене. Да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2, 7—11). Соломон построил чудный храм во славу Бога Вседержителя, но говорит Господь нам: «Разве не знаете, что вы — Мои чада, храм Божий, церкви Бога Вседержителя, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3, 16). И у нас есть дух, и у нас есть жертвенник в сердце нашем, и везде наш ум может священнодействовать в покаянии призывать Бога: «Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Нам нужно утвердить веру, утвердить благочестие, иметь страх Божий и, самое главное, смирение и терпение. Нет у нас ни у кого смирения, мы тщеславимся, мы гордимся, осуждаем ближних, не желаем трудиться, ленивые очень, любим роскошь, а ведь многие и патриархи, и пророки, и апостолы в нищете пребывали, в бедности, в скорбях. Как апостол Павел пишет: «Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти; меня били палками, камнями побивали, терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2 Кор. 11, 23, 25, 27) — и он все терпел. И все апостолы, и все святые старались терпеть, за все благодарить и непрестанно Бога призывать.
И будем, братья и сестры, просить у Бога веру праотцев наших, веру святую, соборную, апостольскую, любить нужно Церковь, за которую Господь пострадал. Она для нас столп и утверждение истины. Любить надо Бога, прославлять Отца, и Сына, и Святаго Духа и Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Непрестанно призывать Его: идешь, сидишь, лежишь — не думай ни о чем, а призывай Господа в помощь. И Господь поможет, Ангел Хранитель будет сопутствовать нам и помогать, Матерь Божия будет нам помогать, и все святые угодники Божии. Господь даст нам усыновление, даст нам вкусить мир благодатный Христов. И когда труба архангельская загремит, как об этом писали пророки и апостолы, Господь воскресит всех, которые жили до сегодняшнего дня, и праведников отделит от грешников, поставит их по правую сторону и скажет им слова Свои благодатные: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.