Возлюбленные братья и сестры! Мы приближаемся к дням Великого поста. Нынешний воскресный день нас призывает ко всепрощению и называется Прощеное воскресение. Блажен тот, кто не имеет злобы, кто оставляет грехи, обиды ближним своим, того и Господь покроет. И Святое Евангелие говорит нам: Не собирайте себе сокровищ на земле, где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 19—21).
И мы, братья и сестры, в этом мире, как говорят святые отцы, должны быть мудрецами. У кого милующее сердце, тот все терпит, за все благодарит, всех любит и непрестанно помнит о Боге, хранит сердце свое, чтобы оно было чистым, чтобы совесть не осуждала ни в чем, чтобы эта совесть в мире пребывала с Богом, с людьми и с творением Божиим. Наша краткая временная жизнь дана нам для вразумления. Мир прекрасный, который окружает нас, это училище благочестия, а мы как бы ученики, дети; здесь начинается наша вечность, наше познание. Мы видим: ученики идут в школу, кончают эту школу, идут в высшие учебные заведения, заканчивают их, получают оценку знаний своих, дипломы, и работают, трудятся. А наша учеба продолжается до кончины дней наших. Чему же мы учимся? Мы учимся богопознанию. Мы учимся тому, что наша душа боголюбивая должна здесь приучить себя к вечной блаженной жизни.
Посмотрим мы на человека. Что мы в нем видим? Видим телесными очами очертания его лица, рук, ног, одежду. Но этого мало. В этом человеке сокрыт другой человек, духовный, невидимый, который мыслит, рассуждает, находит истину, имеет мировоззрение, убеждение и который руководит внешним человеком. И вот надо, братья и сестры, всегда помнить, что имеем мы тленное смертное тело, которое возвратится в землю, потому что взято от земли, и что имеем мы дух вечный — дыхание Бога Вседержителя, который возвращается к Богу, потому что от Бога дан нам. Эта душа боголюбивая может рассматриваться каждым человеком в самом себе. Мы часто об этом говорим, потому что это очень важно. Мы говорим о себе самом, о теле нашем: это моя рука, моя нога, моя голова, мои мозги — все мое тело. А кто же «я»? «Я» — это тот невидимый дух, который имеет способность познания, мышления, определяет истину, находит ложь, и видим, что один избирает добро, а другой избирает зло; благочестие, святыню один любит, а другой этого не любит. Так, этот внутренний наш духовный человек, дух бессмертный, ум боголюбивый, если он милующий, то ищет Бога, старается исполнять заповеди Божии и старается ничем не обидеть ближнего своего.
В этом мире мы, действительно, проходим большое испытание. Каждый из нас имеет нужду в пище, в одежде, в жилище — все это мы стараемся приобрести и пользоваться. Но надо всегда знать, что люди другие трудятся для нас, значит, мы должны иметь чувство благодарности, мы должны также влагать труд по мере наших сил и способностей, чтобы обогащать других людей, чтобы нашим трудом согревать, утешать других, потому что сами мы пользуемся трудами рук других людей. Скажем, мы едем — кто-то строил, допустим, вагон. Идем мы в магазин — кто-то сеял, кто-то приготовил этот хлеб — мы его берем. Мы одеваем одежду, которую кто-то шил. Надо быть благодарным тем, которые для нас создавали блага. Посмотрим на вселенную. Как она прекрасна, хороша! Воздух разливается вокруг, вода, все, что земля дает — все для человека. Ведь это дар Божий. И человек должен быть благодарным Господу, Создателю своему.
И в этом мире, братья и сестры, очень трудно бывает некоторым разобраться. Почему? Даже Адам с Евой и то впали в искушение и согрешили. Потому что нас окружает мир духовных Ангелов, но Ангелы есть святые и есть злые. И вот как наш ум есть дыхание Бога Вседержителя, он может все понимать, сознавать, так и Ангелы — это умы бестелесные, которые имеют способность влагать помыслы, проникать к нашим чувствам. Демон, злой дух, старается нас приучить ко злу и начинает как-то с нами беседовать, причем это в тайне, и в уме мы можем покупать, продавать, кого-то обижать, оскорблять, осуждать.
Но в уме же мы можем, отложив всякие мечтания, беседовать и с Богом. Вот где тайна богообщения. Где бы ты ни был, куда бы ты ни шел, как говорят святые отцы, ты можешь всегда быть с Богом. Трудно попасть на прием, скажем, к маршалу, к министру, побеседовать с ними, а здесь всегда ты можешь беседовать с Богом. В поле находишься, на работе, где бы ни был, только воззвал: «Иисусе Христе, Сыне Божий, вот я пред Тобою, мне предлагают то-то, то-то. Что мне сделать? Подскажи мне, вразуми меня». Ученик решает задачку, и то говорит: «Господи, помоги мне решить», — и, смотришь, мысль появилась, и он находит правильный ответ к задаче. И как хорошо быть с Богом! Потому что от Бога — истина, от Бога — добро, от Бога — святыня. И главное то, что, когда мы постоянно пребываем в молитве, мы чувствуем Бога.
Кто нам может сказать, что Бога нет? — Безумец (Пс. 13, 1; 52, 2), как говорит пророк Давид. Почему? Потому что человек живет с Богом, ощущает: он говорит Ему и чувствует, что Бог ему отвечает. Старец Силуан говорит нам в своих писаниях: «Братья вы мои! Как желанно беседовать с Богом, мил сердцу Господь. Я знаю глас Христа Спасителя, а какие приятные, тихие, кроткие слова у Божией Матери». Вот мы заходим в храм или кто-то нас окликает, слышим голос, по голосу, по интонации мы определяем, кто к нам обращается, или кто читает. Так и святые: говорят они не голосом, каким мы говорим, а говорят невещественным гласом, умом, мыслью. Мыслью же отвечает и Бог, или же святой, или Матерь Божия, а человек это чувствует, понимает, — он живет с Богом.
Почему мы так далеки от этой сокровенной жизни? А потому, братья и сестры, что мы возлюбили тьму, возлюбили страсти, возлюбили грех. Читая жития угодников Божиих, мы знаем, что некоторые восходили на степень богопознания, ощущали Бога и святых духом своим, но, когда впадали в грех какой-либо, благодать Божия покидала их. Ангел оставлял, уходил от такого человека, который как бы принимал присягу уже демону и служил ему. И начинал демон иметь власть над этим человеком.
Все демоны разделяются по служению. Бес чревоугодия только и напоминает нам о вкусной, хорошей, питательной пище; бес пьянства живописует нам всякие ликеры, коньяки и всякие выпивки; бес гордыни возвышает нас на высоту. Много есть демонов, и различаются они еще по силе: есть князья бесовские и есть простые бесы. И вот великая брань предстоит каждому человеку, чтобы выйти из тьмы. Поэтому святые отцы образно учат так: на дереве мы видим листья — это хорошо, но нас радует тогда это дерево, скажем, в саду яблоня, когда там есть плоды. Если только одни листья — это хорошо, потому что дерево живое, принимает соки и может принести плод, но, когда там уже висит много-много яблок, да еще приходится подставлять подпорки, чтобы не сломались ветки — вот радость какая садовнику. Так вот, плод есть постоянное пребывание с Богом: «Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».
И кто возымел крепкую веру во все заповеди Божии, возлюбил Церковь, отстал от страстей и пороков, от грехов и начинает разрывать общение с тьмою, с демонами, тот эту брань, борьбу испытывает в полной мере. И вера его становится непоколебимой, потому что непрестанно призывая Бога в помощь, отгоняет помыслы, брань переживает, и чувствует, что ум начинает восходить к богопознанию, открывается ему смысл Священного Писания, он молится, Бог его слышит, и то, что ему полезно, Бог открывает.
И этой жизнью мы должны все, братья и сестры, жить. Где бы ты ни был, куда бы ты ни шел, не беседуй с помыслами, а только взывай: «Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Вначале эту молитву нужно много читать вслух, чтобы навык душа получила внутри себя. Внушать нужно себе, чтобы при молитве внимание было обязательно в сердце, чтобы не воображать, не представлять, а как бы слушать самого себя, взывая с покаянием, с глубоким вниманием к словам молитвы. И второй уже шаг в этом делании внутреннем — это умиление. Дух наш может плакать, может сокрушаться, как говорит пророк Давид: Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19), не просто взывать, а взывать, как на Афоне молятся: «Поми-и-луй мя гре-е-шнаго», чтобы плакал наш дух. И вот когда этим путем пойдет душа, то, как бы пробуждаясь, она начинает грех ненавидеть, и уже пьяница бросает винопитие, гордец не гордится собой. Каждый тогда рассуждает в себе: «Кто я? — Прах земной. Я сегодня хожу, завтра положат меня в могилу, и тело рассыплется в прах». «Зачем я буду наряжать, одевать себя как будто на какую-то выставку, —задумается девица, — красить ли себя, штукатурить. Я — прах земной». Но этот прах земной имеет величие. Мы — дети Божии. А если дети, то и наследники (Рим. 8, 16—17), говорит Священное Писание, то есть, что имеет Отец наш Небесный, Бог, то дарует и нам. Но тогда дарует, когда мы станем чистыми, святыми, милующими, прощать будем всех и жить в чистоте
И мы, братья и сестры, в нынешний воскресный день, Прощеное воскресение, глубоко давайте заглянем в нашу душу, рассудим. Каждый пусть спросит самого себя: «Как я должен жить? И как я прожил?» Нужно осудить себя, всем простить, у нас один враг — диавол, а все люди — наши ближние, все — наши братья и сестры. Если кто нас обижает, значит, диавол его научил этому, надо за него помолиться, чтобы разум дал Господь этому человеку, и он все поймет. И вот любовь покрывает множество грехов. Всепрощение так дорого нам. Какую простую заповедь дает Господь нам? — Если будете прощать согрешения ближним вашим, то простит Господь и вам (Мф. 6, 14).
Мало этого, надо восходить еще больше. Надо любить заповеди Божии, любить церковные заповеди, любить Церковь и все исполнять. В наши дни так легко спастись: храни веру, непрестанно молись, за все благодари. Надо, чтобы каждый в своем чину исполнял свое житие, особенно мать — надо любить детей. Вспоминаю: вот у меня была мама, она рассказывала, что у них в семье было одиннадцать детей и всем хватало пищи, все трудились, ей было 5 лет, она уже боронила, потом пряла, когда постарше стала. Если мы будем надеяться на Бога, Господь даст нам и пищу, и одеяние, и утешение. А то говорят: «У меня уже двое». Но у тебя же не десять! Да хоть пятнадцать! Всех Господь пропитает. Убивать детей нельзя. Если начальник и судья — поступай по правде, по истине, по совести. Если командир — люби своих солдат, учи их военному делу, чтобы они были верные защитники Родины. Если ты еще какой-нибудь начальник — знай свое дело и никогда не допускай корысть. Как говорил Иоанн Креститель (Лк. 3, 10—14), так и сейчас всем говорится нам, чтобы воины довольствовались жалованием своим, судьи судили по правде.
Святое Евангелие, где вечная жизнь нам возвещается, для нас бесценное сокровище. Надо любить его, верить каждому слову, надо любить Церковь, исполнять все заповеди Божии, надо отложить всякое греховное богатство, страсти. Пьяница пусть больше не пьянствует, блудник — брось прелюбодеяние, вор — не воруй, а трудись, добывай пропитание своими руками. И всякий гордец — смирись. И в нынешний день простим обиды ближним нашим, особенно в семье, на работе, никого не будем осуждать, ни на кого не будем иметь злобу, всем будем прощать, за всех молиться, за все Бога благодарить. Будем исполнять заповеди Божии, любить Церковь, любить посты, любить молитву домашнюю и непрестанно приучать себя к внутренней, духовной, сердечной молитве.
Возлюбим Бога, братья и сестры, возлюбим ближнего, возлюбим заповеди Божии и будем стараться за собой следить, чтобы нам никакого греха не делать, чтобы нам все во славу Божию совершать: и посты соблюдать, и с ближними жить мирно, и непрестанно молиться. Кто пожелает — это не так уж и трудно. Везде взывай, везде помни о Боге. А что нам это даст? А это даст то, что мы закроем дверь нашего сердца и диавол не будет влагать нам помыслы гордыни, или всякие помыслы стяжания, или осуждения. И это нас поставит перед Самим Богом, так как говорит доверенный Самому Царю прямо на ухо: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Если мы этим путем пойдем, когда ум наш будет искать истину, воля только к добру будет направлять жизнь нашего человека и наши чувствования духовные только к святыне, к благочестию, то станет человек духовным, станет человек уже сыном Божиим. И когда труба архангельская загремит, то услышим мы глас, обращенный к нам: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.