Вознесенский Оршин женский монастырь

Слово архимандрита Наума (Байбородина) на Евангельское чтение: о богатом юноше (Неделя 25-я по Пятидесятнице)

 

Возлюбленные братья и сестры! Когда мы читаем жития наших прославленных святых, то действительно, они были земные Ангелы и небесные человецы, они жили с Богом. Господь их Сам вразумлял, и они проходили богословие по степеням богопознания. Они и нас учат, что нам здесь на земле нужно искать благодать Духа Пресвятого, искать Бога, искать чистоты, искать святыню, искать доброй жизни. Заповеди дал нам Господь, и мы должны принять их как великую свя­тыню и понять, что наш долг и наша обязанность их исполнять: не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай родителей, люби скорби, непрестанно молись, за все благодари.

И говорится в сегодняшнем чтении Евангелия, что пришел юноша и стал спрашивать: Учителю благий, что благо сотворю, что мне нужно, да имам живот вечный, чтобы наследовать жизнь вечную. Господь кротко посмотрел на него и сказал: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». Он говорит: «Какие?» — «Обычные заповеди Моисея: не убиеши, не прелюбы сотвориши, не украдеши, не лжесвидетелствуеши, чти отца и матерь, и возлюбиши искренняго твоего яко сам себе». Юноша отвечал: «Я это все соблюдаю от юности». Это в совести человека, видимо, заложено. Тогда Господь предложил ему: Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищым, и имети имаши сокровище на небеси, и гряди вслед Мене. И он опечалился и отъиде скорбя, ему жалко было своего большого имения, был богат зело (Мф. 19, 16—22; Мк. 10, 17—22; Лк. 18, 18—23). Потому что тут сразу вся жизнь его должна была перемениться, а он жил сытой, довольной жизнью, имел рабов, слуг, дом большой, трудиться не любил. Здесь предлагалось ему очень многое, и для него это был крест. Представьте, все раздать и следовать за Господом.

Даже вот когда Господь пришел в Кану Галилейскую на брак вместе с Богородицею и учениками Своими. И так как там не хватило вина, то Матерь Божия, как говорят святые отцы, понудила, упросила Сына проявить Свою Божественную силу и власть, просто сказав: Вина не имут (Ин. 2, 3). Сначала Господь отказывался, а потом все-таки послушался Матерь Свою. И это было первое чудо, через которое Господь открыл Свою Божественную силу. Стояло шесть водоносов, вмещавших по несколько ведер воды. И сказал служителям Господь: «Наполните сосуды водою». Они, исполняя повеленное, принесли, наполнили их до верха. «А теперь эту воду почерпните, — сказал Господь, — и несите к распорядителю пира». И там был начальник пира, который принимал гостей, усаживал, управлял угощением. И когда он попробовал, удивился, что вино такое вкусное, прекрасное, позвал жениха и укорял его, что хорошее вино сберег к концу пира. Потом стали расспрашивать служителей: «Где вы взяли такое вино? У нас же ничего не осталось, все выпили. А что произошло?» Служители объяснили: «А там стоит Иисус, Его Матерь сказала нам, чтобы исполнили все, что Он повелит нам сделать. И вот мы принесли».

А женихом был Симон, и он поступил совсем не так, как тот юноша, а, видя, что Иисус не простой Человек, вспомнил Писание и понял, что Он Бог, о Котором писали пророки, особенно пророк Даниил, указавший в седминах время пришествия, пророк Михей, предсказавший место рождения в Вифлееме, пророк Исаия, описавший образ Его служения, и Давид, предвидевший Его страдания. Симон понял, что это время пришло, и когда увидел, что Иисус, Пречистая Дева, ученики собираются уходить, то ушел с ними. Иисус не призывал его: Гряди вслед Мене, он сам, посмотревши на все, остановился так, поклонился незаметно всем и ушел. Он оставил вино недопитое, оставил невесту, отца и мать, дом, оставил пир весь и гостей множество и ушел. И куда, вы думаете, он дошел? Он дошел до пределов нашей земли, до Сухуми, и там указывают место, где он пострадал. В память апостола Симона там есть Симоно-Кананитский Ново-Афонский монастырь. Видите, как все подтверждается, все, что было в Евангелии написано.

И вот какая разница. Тот юноша опечалился и отошел, жалко было богатство, а потом пришло время, его положили во гроб, богатство осталось. Какая его судьба? Мы не знаем. А Симон Кананит стал апостолом. И много известно примеров, когда Господь призывал в Царствие Небесное, одни откликались, приходили, другие нет. Читая Святое Евангелие, мы можем сравнивать, кто как принимал проповедь Христа Спасителя. Вот юноша один спрашивал: «Что мне делать, чтобы спас­тись, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 18, 18). Господь сказал ему: «Все, что имеешь, продай и раздай нищим и следуй за Мной» (Лк. 18, 22). И он по­смотрел на Христа, послушал Его слова и отошел, потому что ему жалко было богатства, он хотел жить в роскоши, достатке, славе и потом сподобиться Царствия Божия. Нет, так не бывает. А те, которые с верой принимали про­поведь Евангелия, поступали по-другому. И в жизни святых, мы знаем, таких примеров много.

Вспомним мытаря Петра. Был бо­гат, имел много золота и серебра, имел дворцы и множество рабов, жил в ве­ликой славе и достатке. Но когда уверовал во Христа, уверовал в Евангелие, то поступил не так, как богатый юноша, а как истинный боголюбец. Раздал все свое имение, рабов призвал к себе, даровал им необходимое для жизни и отпустил их на свободу. Мало того, он снял о себя дорогие наряда, оделся в ветхую нищенскую одежду и просил друга своего отвести на базар и продать как раба. Вот это покаяние! Бывший князь богатый, жестокий, живший в роскоши и в достатке, оказался рабом по доброй воде. Никто его не принуждал —Евангелие, проповедь Христа Спасителя его заставили. И он много лет был рабом, исполнял тяжелую работу и принес сугубое покаяние.

А Пимен Многоболезненный, который спасался в Киево-Печерской лавре? Он был из богатой семьи, но родился и рос болезненным. Мать старалась своего сыночка насытить земной любовью: роскошные оде­жды ему шила, вина всякие, угощения собирала, слуг много было, богатство кругом. Ешь, пей, веселись, наслаждай­ся любовью материнской, а он говорил: «Твоя любовь несовершенная. Есть любовь вечного Бога. Здесь я по­пью, повеселюсь, но все кончится, все превратится в прах, и тело мое рассыплется в прах, и одежда обвет­шает. А там вечная Любовь — Бог — надо Его искать». Много раз Пимен просил родителей своих отдать его в монастырь, но они не хотели расставаться с сыном-наследником. И однажды, когда он сильно занемог и был близок к смерти, мать все-таки повезла сына в Печерский монастырь и просила преподобных отцов исце­лить его. В то время было там 118 монахов, из них очень многие имели дерзновение, пребывали в любви Божией и многих исцеляли. И мать заказывала молебны об исцелении болящего сына. Все молились, один преподобный Пимен лежал и взывал: «Господи, не слушай их, не по­сылай мне здравие, не исцеляй, оставь в болезни. Если Ты дашь здравие, то я не буду видеть Твоей любви, не буду в монастыре, потому меня мать заберет, будет вино предлагать, девицы станут соблазнять меня, и я по­гибну. А если я здесь буду болеть, в скорби, и матери не будет рядом, то буду молиться, и плакать, и пребывать в лю­бви Твоей». Так и получилось — он остался в немощи. И сказал своей матери: «Мама, видишь, сколько благо­датных молитвенников, но видно, недостаточно еще мо­литвы. Пусть они еще помолятся годок, два, и я буду здравым. Поезжай ты домой, а я, как выздоровею, так и приеду». И он до самой смерти пребывал в болезни. Помещались больные в особой комнате. Случалось так, что служащий им убежит от зловония, два-три дня не приходит, даже воды им не приносит; они горят огнем, жаждут, а подать некому. При­ходили к преподобному Пимену с разных мест, потому что дал ему Господь за любовь его дар прозорливости и чудотворения. Бывало, получит исцеление болящий и уходит уже на своих ногах, потом возвращается, благо­дарит и удивляется: «Отче, не пойму я никак, как это так ты живешь, как это Бог на тебя смотрит? Ты ле­жишь, не можешь встать, ты страдаешь, а меня исцелил. Разве ты не можешь у Бога испросить в мо­литве себе здоровье?» «Могу, — говорит святой, — только скажу слово, сразу буду здоровым, но я не хочу, одно прошу: Господи, дай мне терпение, дай мне смирение, чтобы благодарить Тебя за то, что я в зловонии в этом нахожусь, за то, что терплю скорби, за то, что здесь в жажде — там буду в благоухании, и в радости, и в веселии. Господи, слава Тебе за все, за то, что я терплю болезни и скорби!» Вот какая любовь у него была! И дал ему Господь откровение: «Когда Я призову тебя в вечную жизнь, то исцелю тебя. Ты приготовь себе мо­гилу, попрощайся с братией, и Я тебя с миром возьму в вечные обители». Так и произошло. Когда он почувство­вал себя здравым, встал, вырыл себе могилу в пещере, обошел всю братию, попросил молитв, прощения, при­частился и там его похоронили.

И каждый день мы прославляем угодников Божиих, иногда бывает их даже несколько десятков тысяч. И вот они-то искали потерянную благодать, искали Духа Пресвятаго. Как говорят святые отцы, откажись в этом тленном, смертном, временном мире от всего, от всего богатства, от всякого стяжания, раздай его и послушай Господа, сказавшего: Будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, и следуй за Мною (Мф. 19, 21; Мк. 10, 21; Лк. 18, 22). Потому что наше сокровище — Христос. И Он недалеко от нас. Если мы приняли святое крещение и живем по воле Божией, в покаянии, то Христос в нас обитает, дает нам мир вкусить благодатный, дает нам понятия о добре, о зле, дает нам покров Свой, потому что святой Ангел Божий остерегает нас от всякого зла. Это вот богатство, это вот некрадомое духовное богатство Христа старались стяжать все подвижники благочестия.

Но как стяжать нам благодать в наши дни? Мы знаем, что древние отцы, особенно в Египте, уходили в пустыню. Ангел Божий посылался от Бога, и вразумлял он прп. Пахомия Великого, наставника монахов, как надо жить. Почитайте Древние иноческие уставы. Какая великая благодать откры­вается Небом всем ищущим спасения! Ведь они, действительно, были земные ангелы и небесные человеки. Почему? Потому что они отреклись не только от богатства, не только от страстей, от того, что любили в этом мире и что любит человек, но и от помышлений.

Ведь диавол, падший демон, старается внушить нам прелесть, обман, всякие страсти, приобретение богатства временного. Он имеет общение с нашей душой, потому что мы дух бессмертный имеем. И диавол, как рыкающий лев (1 Пет. 5, 8), внушает нам помышления: и стяжание богатства, и обиды на ближнего, и прелесть, и безумие, и похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую (1 Ин. 2, 16). И многие на эту приманку диавола попадаются. Диавол хвалится, особенно в наши дни, что многих ввергает в адскую пучину за нарушение седьмой заповеди (Исх. 20, 14). Мы видим, как она процветает: и романы, и книги, и передачи по телевидению — все говорит о страсти прелюбодеяния. Что дает нам эта страсть? Она оскверняет человека, она вводит многие другие страсти: и воровство, и обман, и ложь, и гордыню, и безумие. И погибает душа в этой страсти, и нет уже покаяния в будущей жизни.

Поэтому, братья и сестры, нужно стяжать совершенную чистоту. Говорит Господь о чистоте сердца: «Всяк, иже воззрит на жену ко еже вожделети ея, с пожеланием плотским, тот прелюбодействует в сердце своем, тот уже нечист пред Богом» (Мф. 5, 28). Хотел ты украсть какую-то вещь, но помешали тебе, не дали — ты уже вор. Почему? Потому что намерение, согласие твоей воли, духа твоего, было на грех. Какими же должны быть чистыми люди, которые хотят жить с Богом! Вот мы читаем: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Ис. 6, 3). Будьте святы, потому что Я, Господь Бог ваш, Свят (Лев. 11, 44; 1 Пет. 1, 16). А Бог, наш Отец, дал нам власть взывать к Нему: «Отче наш, Иже еси на небесех!» Мы дети. А раз мы дети единого Отца Небесного, то должны быть святыми, похожими на Отца своего, должны всех считать братьями и сестрами и иметь милосердие и сострадание к ближним. И еще должны искать Царствия Божия и правды Его (Мф. 6, 33).

И надо, во-первых, жить чистой жизнью, чтобы не было прелюбодеяния, не было убийства, не было воровства, не было никакой неправды, чтобы каждый любил труд, чтобы все, что предназначается нам делать, было во славу Божию и во спасение нашей души. Любить надо Церковь, потому что она Матерь наша, в ней мы получаем возрождение в вечную жизнь, здесь мы каемся, причащаемся Тела и Крови Христовых и здесь же нас напутствуют в жизнь вечную, и молится Церковь за нас и будет молиться до Страшного суда.

Суровые, тяжелые времена испытаний наступают на нас. И самое главное то, что мы должны испытать себя в чистоте, в святости. Особенно блудная страсть да не приближается к нам. Помнить будем о смерти, помнить будем о том, что мы прах земной, ибо имеем тело. Тело наше живет подобно животному: и рождается так же, и питается, и растет, и жизненные проявления совершаются, как у животного. Но в нашем теле, как в доме, пребывает душа бессмертная, дух, который видит истину, видит ложь, видит добро, видит зло, видит святость и нечестие, имеет свободу, говоря: что я хочу, то я и делаю. Мы говорим своим духом: «Это мое тело, это моя рука, моя нога». А если я захочу, то моя рука полезет в чужой карман; захочу — и из своего кармана подам другому; захочу — лежу. Кто во мне вождь? Кто во мне царь? Это ум боголюбивый, это бессмер­тный дух, дыхание Бога Вседержителя. Обновил его Бог теперь, дал нам великое богатство, когда сказал: Приимите Дух Свят (Ин. 20, 22). И как Господь стоял во Иордане и на Него сходил Дух Святой, так и мы принимаем такую же благодать Духа Пресвятаго во святом крещении, и в пока­янии, и в причащении Тайн Христовых.

И вот давайте, братья и сестры, искать это богатство некрадомое, от которого многие отказы­ваются, многие не хотят идти за Христом, многие христиане не живут по-христиански. Поэтому надо, испытавши себя, отречься от богатства неправед­ного — пусть никто из нас не ворует, пусть никто из нас не прелюбодействует. Не обманывайтесь, — говорит апостол, — ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни воры, ни убий­цы Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 9—10). Они злодеи, они преступники, им нет награды, их не обогащает благодать, они подлежат наказанию. Поэтому давайте об этом помнить, жить не для тела смертного, греховного, а для души бессмертной. Пусть душа наша обогащается познанием евангельских истин, познанием воли Божией, пусть хорошо она знает истину Божию, хорошо знает добро не только естественное, но и Божественное, хорошо знает святость Божию и ищет эту святость в Церкви и в молитве домашней, и непрестанно нужно эту молитву Иисусову в себе совершать.

Все те, которые отрекались от богатства, от страстей, уходили в пустыню, молились, какое богатство приобретали? Преподобная Мария Еги­петская все оставила, ушла в пустыню. И как Бог ее обогатил? Она знала помышления сынов чело­веческих; она Иордан переходила, как по мосту; она, как земной ангел, жила здесь, на земле. Ее уже называют чистой девой, хотя раньше она не была такой.

Пусть никто из нас в мыслях не продает, не покупает, не копит богатство, не предается в мысли прелюбодеянию, осуждению ближних, а помнит о себе, что он прах земной, что он имеет тело смертное, но в этом теле есть душа. И эта душа не требует хлеба, питания или богатства земного, она насыщается словом Божиим и живет этим словом.

И поэтому, братья и сестры, отложим все страсти и пороки, богатство, особенно если при­обретено оно неправедно или излишнее, употребим его во благо другим. Надо любить церковную молитву, любить и домашнюю и приучить себя к непрестан­ной памяти, стараться меньше видеть, меньше слышать и говорить, не читать развращающие книги, не петь нехорошие развратные песни, не говорить с людьми развратными, а искать только благочестия. Это малая, короткая жизнь — не сама жизнь, а начало вечности, это училище благо­честия, это заря нашей юности. Там, за порогом нашей смерти, после успения нашего, начнется новая жизнь. И там-то уже будет великая радость и утешение, и болезней не будет, и люди подобны будут Ангелам, так что не будет различия мужчины и женщины, девицы или парня, подобны будут все уже небесным существам. Не нужна будет пища, и чрева не будет, и всей этой грубости, которой переваривалась пища и изводилась вон, не будет — все исчезнет.

И надо к этой жизни вечной приготавливать себя, готовиться. Если юноша хочет летать на самолете, то он же не будет бегать за конями или смотреть, как они носятся по полю. Он долго изучает и полет самолета, и управление, и укрепляет себя для того, чтобы летать, быть к этому готовому. Даже бывает так, что летчику, который пробыл полтора—два месяца в отпуске, сразу не дают в управление самолет, а с инструк­тором, чтобы он опять все вспомнил, усвоил, почувствовал прикосновение рулей управления и мог правильно и хорошо совершать свой полет. Тем более нам надо готовиться здесь к вечной блаженной жизни. И пусть каждый из нас самой любимой книгой положит себе Евангелие — Новый Завет, Книгу хвалений — Псалтирь святую. Жития святых надо любить, ибо мы познаем там, что святые некоторые были греховодниками, но стали искать Царствия Божия, покаялись и теперь во святых. Вот поэтому важен конец нашей земной жизни, чтобы мы обратились к Богу, покаялись и непрестанно были с Ним.

И если мы взываем к Богу как к Отцу Небесному, то как дети должны быть в любви между собой, должны быть также святыми. Поэтому давайте эту святость водворять в наших сердцах. Вот наше богатство, вот наше сокровище — Христос и Церковь святая. И пусть непрестанно Иисусова память будет в наших сердцах. Перед тем как что-либо делать или куда-то отправляться, нужно рассудить: во славу Божию будет это или во грех. Особенно эта страсть по седьмой заповеди — пусть каждый обуздает себя. Если молодое тело горит огнем неугасимым — не давай ему пищу; можно среду, пятницу, даже понедельник, ничего ему не давать, сказать: «Осел, ты у меня сегодня будешь голодать, ничего тебе не дам». И тогда остынут страсти, и человек уже будет помнить и смиряться, что он из праха взят и в прах пойдет. И вот если мы обратимся на истинный путь покаяния, станем истинными православными христианами, будем по­ститься, молиться, почитать Крест Животворящий, Матерь Божию, всех святых, праздники Божии почитать, молиться в церкви, дома и непрестанно молиться и все малое и великое творить по воле Божией, искать спасения своей души, то воистину станем сынами воскресения (Лк. 20, 36). И когда труба архангельская загремит после великих испы­таний, которые придут на вселенную, после посе­щения антихриста, то Господь нас восставит, тела мгновенно изменятся, мы станем духовными, по­добными Ангелам. И Господь тогда скажет всем нам слово Свое написанное: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.



Все новости