Возлюбленные братья и сестры! Святая Церковь, прославляя Христа, называет Его Милосердным, Человеколюбивым. Часто мы слышим возгласы церковные: «Яко Бог милости и щедрот и человеколюбия… Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси…» Милости Господни видны кругом. Посмотрим на эту чудную вселенную — милостию Божией Господь сотворил ее для нас. Господь повелел — и солнце стало освещать дни, луна и звезды украсили ночное небо, при этом светила строго соблюдают свое движение по небесной эклиптике, точно чередуются и лето, и зима, и все периоды. И повелевает Господь, чтобы земля давала урожаи для сынов человеческих.
И Господь даровал, по милости Своей, каждому человеку образ Божественный. Мы прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа, а Бог Един есть, и этот образ Триединого Бога мы носим в себе. Святые отцы молились, и, по милости Божией, Господь открывал им многие тайны, и они объясняют нам: мы имеем ум, слово и дух, и это есть образ Триединого Бога. Ум — образ Отца; слово — образ Слова Божия, Сына Божия; и дух, который и в слове, и в уме пребывает. И когда мы говорим, то замечаем, что в слове пребывает и ум, и дух.
Господь Милосердный для спасения рода человеческого пожелал прийти Сам, стать Человеком. Дал Он клятву Адаму смертию умрешь (Быт. 2, 17), если вкусит запрещенный плод. И нарушили заповедь Адам с Евою, и клятва распространилась на весь род человеческий. Чтобы эту клятву разрушить, чтобы силу диавола сокрушить, Господь пришел на землю, стал Человеком, понес на Себе, как Сын Человеческий, клятву смертную, до Голгофы донес ее и предал дух Свой. И Он, как Богочеловек, воскрес, даровал нам воскресение. Воскресение — это победа над смертью, победа над диаволом, торжество милосердия Божия и Креста Животворящего. И милостью Господней исполнена вся земля. Все угодники Божии эту милость старались в себе водворить и быть похожими на Милосердного Господа. Притча о милосердном самарянине говорит нам как раз о великой милости Божией. Под образом милосердного самарянина надо разуметь Самого Господа, Спасителя нашего, а человек некий есть праотец наш Адам, в нем и все мы. Иисус Христос, грядый, прииде над него, пришел в мир спасти падшего Адама и весь род его, и видев его, милосердова, не прошел мимо падшего человека, но милосердствовал, искупив нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (Гал. 3, 13), дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом (Рим. 5, 21).
Иисус Христос принял на Себя плоть человеческую, дабы исцелить греховную плоть человека; обвяза струпы греховные многоцелебною смертию Своею, Сам быв жертвою; возливая вино для очищения и масло для смягчения и закрытия ран, то есть закон и Евангелие: законом показал тяжесть прежних грехов, Евангелием же явил милость и благодать ко уврачеванию и оживлению душ наших. Так исцелив благодатию Своею расслабленного грешника, всадив же его на свой скот, приведе его в гостинницу, то есть Церковь Свою, и прилежа ему, позаботился об этом израненном человеке, утешая обещанием будущих благ небесных.
И наутрия, по Воскресении Своем, Истинный Искупитель рода человеческого, изшед, изъемь два сребренника, даде гостиннику, препоручил апостолам, а после них и всем служителям Церкви Божией два завета, ветхий и новый, закон и Евангелие; и рече им: прилежи, то есть старайтесь прилежно о спасении всех верующих во имя Мое, и еже аще прииждивеши, и какой вы труд свой к сему приложите, Аз, егда возвращуся, воздам достойную награду трудам вашим. Когда Он придет? В день оный, когда обожит человека, откроет в великой славе Царствие Свое, но уже на небе.
И мы, когда взираем на лики святых, вспоминаем, что они были милосердные, они похожи были на Господа. Это милосердие должно быть водворено и в наших сердцах. Много примеров дивного милосердия. И когда угодники Божии просили за себя и за других, то Господь часто вразумлял милостью Своею.
Один игумен монастыря часто взывал в молитве: «Господи, сподоби меня Царствия Твоего Небесного, а вместе со мной и всю братию, которая живет со мною. Будь милостив, прояви милосердие Твое». Долго молился он о спасении всех своих братьев. И Господь однажды в видении сказал ему: «Ты молился о братии, Я покажу тебе, какое духовное устроение они имеют. Иди в другой монастырь, только вперед пошли братию, а сам иди после них, и все ты увидишь». Так он и сделал, послал братию вперед, а сам пошел сзади. И на пути увидели они израненного человека, который уже находился при последнем издыхании, видимо, с ним какая-то беда случилась, или звери поранили, или еще что-то. И он стал просить их: «Отнесите меня куда-нибудь в селение, чтобы я не умер». — «У нас нет осла с собой. Как, на чем мы тебя повезем?» И прошли мимо. После них шел игумен, увидел лежащего и спросил: «Проходила ли тут братия?» — «Проходила». — «А почему они тебе не оказали милости? Почему не взяли с собой?» — «Они сказали: нет осла, чтобы везти». И заплакал игумен, скорбя о жестокосердии братии и сказал: «Я тебя сейчас сам понесу на плечах». — «Тебе тяжко будет, ведь я тяжелый. Сходи в ближайшее селение, приведи людей, или скот какой, чтобы меня увезли». — «Нет, я потружусь сам, время-то идет, ты изнемогаешь». И он с великим трудом поднял этого израненного, больного человека и понес. Подходя к селению, он почувствовал, что как-то на плечах стало легче, потом еще легче, посмотрел — никого там уже не было. Это Сам Христос Спаситель, испытывая и вразумляя его и братию, стал Человеком, сошедши опять на землю, и показал им урок милосердия. И поспешил игумен к братии и долго вразумлял их, говорил: «Будьте милосердны, отбросьте жестокосердие и проявляйте милость во всем».
Часто бывают нуждающиеся, которые просят милостыню: больные, многодетные, вдовы, сироты. Будите убо милосерди (Лк. 6, 36, — говорит Господь. — Блажени милостивии: яко тии помиловани будут (Мф. 5, 7). И милосердие украшает душу человека. Был такой случай в Оптиной пустыне. Архимандрит Моисей беседовал с братией, и пришла одна женщина в слезах, в руках держала подушку. «Отче, — обратилась она к старцу, — у меня дети голодные, нечем их покормить, купи эту подушку, а нам она не нужна». — «А сколько она стоит?» — «Полтора рубля». А тогда полтора рубля все-таки ценились, потому что за грош можно было хлеба купить много, корова стоила восемнадцать рублей. «Ну, — серьезно отвечал отец Моисей, — этой подушке всего рубль цена». Пошел, взял пять рублей и дал со словами: «На, хватит тебе». Она пошла, потом разглядела, что пять рублей, вернулась: «Батюшка, ты, наверное, ошибся». — «Не ошибся, дороже она у тебя не стоит, иди, иди». Он, значит, милостыню свою прикрывал перед другими, вроде казался жестким таким человеком, вместо полтора рубля, как она просила, дал пять рублей, и так незаметно, что другие и не поняли.
И мы, вспоминая жития святых, часто находим милосердие, которое от Бога исходит и от людей. Вот около Вологды есть Великий Устюг, и кто приезжает оттуда, привозит большие камни, килограммов на пять и больше. В этих камнях — когда их рассматриваешь, просто удивляешься — какой-то сплав металла есть, они были огненные когда-то, горящие, и некоторые элементы в них частично расплавились. А что же произошло? Из жития праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца, мы знаем, что жители Великого Устюга занимались чародейством и Господь, вразумляя их, чтобы они не погибли и на мытарствах не были задержаны, открыл о приближавшемся наказании блаженному Прокопию Устюжскому, угоднику великому, который зимой и летом ходил босиком, спал на земле в навозной куче, питался чем придется, имел великую благодать, был в Духе Святом. А для чего Господь страшит людей наказаниями? Чтобы нас не наказать, а помиловать, чтобы люди пришли в разум и вспомнили, что не надо хранить в себе жестокосердие, не диавола нужно слушаться, а искать Божию милость.
И вот праведный Прокопий ходил и взывал: «Люди, покайтесь! Огненный град на город падет и все разобьет». Над ним смеялись: «Что-то ты опять придумал, что-то тебе приснилось». А он не переставал призывать: «Покайтесь, покайтесь! Бросьте свое чародейство, отступите от диавола, проявите милость к себе, к своим душам». Долго все увещевал, но его никто не слушал. И однажды в день воскресный увидели, что какая-то туча, черная, грозная, тяжелая, надвигается на город. «Спешите в храм, молитесь, — торопил юродивый, — сейчас град огненный пойдет с неба за ваши грехи!» Тут-то все пришли в чувство, побежали в храмы, стали взывать, молиться, отрекаться от своих беззаконий. И Господь, чтобы вразумить их и показать, что не простая это была угроза, эту каменную тучу приостановил, и она разразилась не над городом, а рядом. На большой лес около города обрушились камни и побили все деревья, все, что там было. Тогда жители вразумились и покаялись, Господь проявил им милость, не покарал их, но показал Свою грозную силу на деревьях, на природе. И до сих пор эти камни в том месте собирают, они имеют целебную силу: у кого голова болит — прикладывают, и болезнь проходит.
И мы, братья и сестры, в этом мире должны жить, как в училище благочестия огромного вселенного храма. И сердце наше — тоже храм, где помыслы собираются. Мы должны помнить милости Божии, милосердие Его к роду человеческому, и быть так же милосердными, чтобы из нас никто не воровал, не прелюбодействовал, не убивал, не гордился, не служил диаволу, а служил Богу. И просить нужно у Бога милость: «Боже, милостив буди мне грешному. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Преподобный Серафим тысячу дней и ночей стоял на камне и только взывал: «Боже, милостив буди мне грешному». Какие же милости мы просим у Бога? Всяк человек ложь (Пс. 115, 2), говорит Писание, и мир весь во зле лежит (1 Ин. 5, 19). Человек рождается во грехе, и Господь дарует ему милости: крещение, обновление, Церковь, Ангела Хранителя, таинства Свои великие.
И мы будем стараться обучать свою душу, чтобы стать добрыми, милостивыми, кроткими, чтобы пройти воздушные мытарства, чтобы сподобиться райских обителей и жить с Господом Богом. Будьте святы (1 Пет. 1, 16), — говорит Господь Бог. И пророк Моисей повторяет: Избери жизнь (Втор. 30, 19). Путь жизни — это путь милосердия, путь любви, исполнения заповедей Божиих. И многие угодники Божии непрестанно вопияли, прося у Бога милости.
Господь Милосердный, Он не смотрит на наши грехи, на наши злодеяния, на прежнюю нашу жизнь, ждет только покаяния и милосердия. И давайте будем милосердными, не будем обижать ближних, не будем ссориться, враждовать, убивать детей во чреве, не будем прелюбодействовать, будем трудиться и призывать Бога в помощь, не беседовать с помыслами, с бесами, а беседовать с Богом: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Взывать надо сотни, тысячи раз, просить у Бога милости, чтобы Господь наше грубое тяжелое сердце размягчил, чтобы оно стало мирное, кроткое, терпеливое, чтобы нам искать Царствие Божие, а не богатство временное, суетное здесь. И когда загремит труба архангельская, Господь всех облеченных благодатью, которые проявляли милость здесь, на земле, Своей милостью поставит по правую сторону. Господь будет восседать на Престоле на воздусе, где гора Елеонская, и все народы перед Ним предстанут, одни по правую сторону, другие по левую. И блаженны будут те милостивые, которые помилованы будут и встанут на правой стороне. Люди все изменятся, воскресение будет благодатное, светом будут исполнены, станут духовными, подобны Ангелам, уже не будет различия естества, женское оно или мужское, чрева не будет, пища не нужна, озарены будут спасенные великой милостью. И каждая душа будет взирать на Господа, а Господь на эту душу, беседа будет с Самим Богом. И будем молиться Господу Богу, чтобы Господь сподобил нас правого стояния, чтобы нам сподобиться обновления, обожения и услышать глас Христа Спасителя: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.