Возлюбленные братья и сестры! Для нас воскресение — великий праздник. Святая Церковь воспевает, что это праздников праздник и торжество есть торжеств. Господь воскрес, чтобы даровать нам воскресение. Адам потерял земной рай, теперь Господь дарует нам небесные обители. И когда мы празднуем Пасху, то 40 дней продолжается это торжество. Церковь ликует, поет песнопения, которые веселят душу каждого верного. И какое богослужение, и какая радость у всех, потому что Христос воскрес из мертвых и даровал нам всем воскресение, мы теперь сыны воскресения, мы чада Божии. Дух Святой даруется Церкви Христовой и раздается всем верным, и готовит Господь нам вечную, блаженную жизнь после всеобщего воскресения.
И Святая Церковь каждую неделю прославляет этот великий праздник. У нас 52 недели в году, и как подходит день воскресный, недельный, мы его прославляем, ибо в Воскресении Христовом вся полнота нашей веры, упования и надежды, полнота вечной радости и блаженства со Христом.
Вот и в нынешний день напоминает нам Евангелие о воскресении. Воскресил чудно Господь дочь Иаирову для нашего вразумления, когда Он возвратился из земли Гадаринской.
Был такой отец семейства, начальник синагоги Иаир; его дочь двенадцатилетняя находилась при смерти, и он пришел к Иисусу просить, чтобы Он вошел к нему в дом и, возложив на нее руки, исцелил ее. И Господь пошел с ним. Но еще на пути пришли посланники из дома начальника и сказали: «Дочь твоя уже умерла, не утруждай Учителя». Горько, безутешно заплакал отец, а Господь сказал ему: «Не бойся, только веруй, и спасена будет». И когда шли, часто прибегали посланные из дома и говорили, что умерла отроковица и уже остывает. А Господь укреплял веру Иаира: «Только верь, твоя дочь не умерла, она уснула». Много собралось сродников и знакомых, все плакали, жалели, что совсем мало пожила она на свете и так рано наступила смерть. А Господь сказал: «Что плачете? Отроковица не умерла, но спит». И смеялись над Ним люди мирские: «Ты не знаешь, что такое смерть? Смотри, девица уже лежит бездыханная». Господь, выслав всех вон, взял с Собою только отца и мать и трех апостолов, которые были на Фаворе, Петра, Иоанна и Иакова, и только сказал: Отроковице, восстани. Как будто разбудил ее, и она встала, живой дух возвратился в ее тело, она воскресла и стала видеть, слышать и говорить (Лк. 8, 41—42; 49—55; Мк. 5, 22—24; 35—43). Предание передает, что Прокула, жена Пилата, присутствовала там при этом таинстве воскрешения. Она была очень близкой знакомой этому семейству, очень переживала о больной отроковице и стала свидетельницей великого чуда. Сведения об этом событии сохранилось в письме Прокулы.
Потом Прокула напоминала своему мужу Пилату: «Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него (Мф. 27, 19). Будет страшное наказание людям, если Его убьют». И закончила жизнь свою Прокула во святых (святая мученица Клавдия Прокла (Прокула), день памяти — 27 октября/ 9 ноября). Видите, какое разделение: муж отвергал Божество Иисуса, а жена принимала. И в семьях так бывает. Двое веруют, трое не веруют. Почему так? Потому что один человек возлюбил добро, старается жить по правде, а другому в беззакониях нравится жить.
В воле каждого человека — быть святым или злодеем. Иуда ходил с Господом, со святыми апостолами и в то же время ходил воровать, нечист был, поэтому не имел благодати и в него вошел диавол, а раз он вошел, то пленил его дух, и этот дух покорился. Как говорят теперь ученые, у него подсознание стало обнаженным.
Многие люди лишены благодати: некрещеные, блудники, воры, грабители, те, кто даже если и крещен, но не молится, не постится, в грехе пребывает — покидает их Ангел Хранитель, и диавол вселяется в них. Философы при этом исполняются великого ума, пишут такие страшные сочинения, что Бога нет, что человек от обезьяны произошел, что земля сама составилась из пылинок, что нет Страшного суда. А потом, когда приближается время смерти, у них бывает встреча со святыми. Один такой был Ярославский, его знает старое поколение, он много писал, да такие книги, где говорил, что и Бога нет, и Ангелов нет, все выдумка, и Христа не было. Да как Христа не было?! Следы Его посещения до сих пор в Иерусалиме везде хранятся и почитаются. И в Вифлееме маленькие черепки младенцев, избитых Иродом, лежат тысячами.
И Господь, любя человека, даже такого великого грешника, который отрицает Его, что делает? Вот, скажем, когда этот баснописец, хулитель Бога, уже приближался к смерти, Ангел святой отогнал от него злых демонов, пришел святой или Ангел, встал вдалеке и открыл ему: «На этих днях мы возьмем твою душу, ты предстанешь Богу давать ответ». И он все стал вспоминать, трепетал о соделанном и написал управляющему нашему: «Возьмите все мои книги и сожгите, там ложь. Я писал по внушению диавольскому — сожгите их немедленно!» И некоторые другие великие люди в конце дней своих познавали бытие Божие. Даже Бонапарт Наполеон, который сам считал себя богом, в 1809 году на конгрессе в Италии был признан богом всеми, а когда на острове Елены, в месте заточения, стал размышлять, то уже признал: «Я совсем не бог, я был обольщен, и когда я умру — а умру скоро (растолстел он сильно, видимо, от пищи, какой его кормили англичане), — обо мне будут только писать в учебниках. А Иисус Христос — Он Сила неодолимая». Только при конце походов Наполеон познал, что он человек, а не бог.
И многие философы, обольщаемые диаволом, приходили к тому, что обожали себя. Один из таких говорил: «Я прошел эволюцию духа и стал абсолютным духом, я такой же бог, как Иисус Христос». Так и закончил свой земной путь этот философ, даже не покаявшись, богом стал абсолютным. И это обожение человека наблюдается во многих религиях, в философских системах, которые до сих пор смущают интеллигенцию. Даже трудно разговаривать с теми, кто учится в университетах, преподавателями, студентами, потому что некоторые так возвысились, возгордились, что показывают на небо и говорят: «Я такой, как Ты, я все знаю, как Ты». А кто ты такой? Аз же есмь червь, а не человек (Пс. 21, 7), — отвечает нам пророк. Не имеющий крещения не избавляется от духа злобы.
Вот поэтому, братья и сестры, будем помнить Евангелие, как Господь встречал людей, как проявлял силу великую, благодатную, всемогущую и говорил уже не просто, как какой-то философ, только по книгам, а с силою. Воззвал Лазаря из гроба — и встал четверодневный живым. Так вот нужно не только верить в Бога — верил и Иуда, верили все, которые были богоборцами, — надо любить Бога: «Иисусе, Сыне Божий, Ты пришел, пострадал за меня. Ты стал Человеком, снял с меня клятву смертную, и умер, и дал нам освобождение от клятвы Своим Воскресением». Мы воскресли первым воскресением в крещении, а потом будет всеобщее воскресение — большая встреча всех народов земли на Страшном суде. И мы не должны забывать, что живем 70-80 лет, а многие даже меньше. За это время нужно приготовиться к жизни вечной в Царствии Небесном, а не заниматься устроением комфорта временного жития, строительством дач, приобретением автомобилей, накоплением богатств, не предаваться излишней учености.
Что наша жизнь? Наша жизнь действительно есть только приготовление к жизни. Что наша смерть? Она есть успение. Так и Господь говорил: Лазарь друг наш успе: но иду, да возбужу его (Ин. 11, 11).
И как легко было Господу воскресить и Лазаря четверодневного (Ин. 11, 1—46), и сына Наинской вдовы (Лк. 7, 11—15), так же и в день Страшного суда только по гласу трубному все восстанут. Ангелы Хранители явятся, приведут наши души к останкам нашим телесным, совершится соединение, тела станут духовными, подобными телу Иисуса Христа. Читаем Евангелие: И дверем затворенным… прииде Иисус, и ста посреде (Ин. 20, 19, 26). Вот как радиоволна проходит, так и Он прошел. Бог есть Дух (Ин. 4, 24) и духовное даст нам существо.
И это воскресение, которое мы прославляем каждую неделю, пусть будет нашим желанием, стремлением, чтобы наша душа воскрешала, чтобы жизнь проходила в смирении, в трудолюбии, в доброте. Какое бы дело ни намечалось у нас, надо все испытывать, чтобы оно являло добро. Если, допустим, говорят святые отцы, ты кому-то дал взаймы мешок зерна, и потом, когда урожай был, тебе будут возвращать, и скажешь: «Ты и так бедняк, у тебя детей много, в жизни ты мало понимаешь, не приспособлен к ней, даже на ярмарку не можешь отвезти свои излишки, а у меня все налажено, прощаю тебе этот мешок, оставляй его себе», — то поступишь по-Божески. Если же ты берешь столько, сколько давал — поступаешь по-человечески. Если же, как некоторые делают, за мешок требуют возвратить два — это уже по диавольскому внушению.
Итак, все нужно испытывать в жизни нашей. В том-то и любовь проявляется, что мы ищем волю Божию, ищем славу Божию, любим ближних наших, утешаем, особенно в наши дни.
Поэтому давайте малое время здесь употребим на покаяние, на стяжание добродетели. Если мы взываем: «Отче наш», — а Отец наш Свят и Пресвят, то какие дети должны быть у Святого Отца? Тоже святыми. И вот давайте эту святость искать. Матерь Божия, Пресвятая Богородица Своею чистотою, святостью поучает и нас стремиться к святости. Преподобного Сергия мы здесь почитаем, и он дает нам пример подражания, поэтому книгу жития его надо иметь, знать его труды. Евангелие в каждом доме должно быть, все заповеди нужно соблюдать: 10 заповедей, данных чрез пророка Моисея (Исх. 20, 2—17), и заповеди блаженств (Мф. 5, 3—11). И не нужно собирать никаких богатств.
Надо, чтобы наша душа здесь пережила воскресение благодатное, пришла в кротость, смирение, любовь, чтобы никто не воровал, не прелюбодействовал, не гордился. И тогда Господь, видя наше желание, доброделание, укрепит, покров Свой пошлет, благодать Свою. И в день Страшного суда Христос Спаситель поставит нас по правую сторону и скажет нам благодатные слова Свои: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.