Вознесенский Оршин женский монастырь

Слово архимандрита Наума (Байбородина) на Евангельское чтение: об иерихонском слепце (Неделя 31-я по Пятидесятнице)

Возлюбленные братья и сестры! Читая святое Евангелие, это великое сокровище, мы умиляемся и укрепляемся духом и верою. Вспомним об одном слепце во время проповеди Евангельской (Лк. 18, 35—43). Он не видел, как говорят, света белого, только слышал рассказы, какое солнышко, каким бывает небо, какие где есть поля, реки, моря — ничего он не мог созерцать, даже не знал, что за пищу он вкушает, может быть, в ней что-то нечистое попадалось, тараканы или еще что. И вот он услышал, что Иисус Христос появился, проповедует Евангелие, и стал за Ним как бы следить: расспрашивал постоянно, где Он был, какие чудеса совершал, не придет ли во Иерихон. Господь исцелял многие болезни, но слепца особенно интересовало дарование зрения. Он просил, может быть, даже к этим бывшим слепцам его сводить, чтобы поговорить с ними, как все происходило, какими они были до исцеления. «Да я был таким, как ты», — возможно, отвечали ему. «А теперь?» — «Теперь я все вижу». — «А что ты у меня видишь?» — «Все на тебе вижу». — «Что же делать, чтобы и мне прозреть?»

Слепец терпеливо ждал, надеялся, что, может быть, Иисус Христос пройдет через их местность, может быть, его посетит. И Господь видел стремление его сердца, все воздыхания его. Ученики часто предупреждали, чтобы Господь не ходил туда-то, в такой-то край, потому что там Его хотели побить камнями, или убить. «Идем в ближния веси и грады, — отвечал Он, — да тамо проповем: на сие бо изыдох, ибо Я для того пришел, чтобы всем возвестить новую жизнь, всех призвать к добру и к вечной жизни» (Мк. 1, 38; Лк. 4, 43). И когда Господь пришел в те края, слепец почувствовал движение народа, шум, стал спрашивать. «Да, это Иисус Назарянин мимоходит», — отвечали ему. «Как же мне к Нему подойти?» — постоянно твердил страдалец, устремляясь в сторону шума приближавшейся толпы. Его удерживали: «Зачем ты бежишь? Упадешь». — А он бежал, спотыкался и кричал: Сыне Давидов, помилуй мя. Господь испытал его веру, потом остановился и велел привести его к Себе; и когда тот подошел к Нему, спросил: Что хощеши, да ти сотворю. «Господи, я желаю того, что Ты другим давал, силы Твоей, помощи Твоей, чтобы мне прозреть». Врачи многие, конечно, его смотрели, и никто не мог ему помочь. А тут Господь сказал: Прозри: вера твоя спасе тя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога.

И какую радость испытал прозревший! Он ликовал, потому что увидел свет, увидел людей, увидел Спасителя своего. Никогда подобной радости у него не было. И бывает такая радость, какую и пророк Давид переживал, он даже прыгал, скакал перед ковчегом (2 Цар. 6, 14). Многие недоумевали, почему бывший слепец так прыгал от радости? Да потому, что он узрел свет, узрел своих родных, узрел поля, луга, дороги, по которым его водили. И самая большая радость — он узрел Спасителя мира, уразумел, что эта жизнь временная и для слепцов, и для зрячих, а там есть вечная жизнь, вечная радость незаходимая. И вот он вечно благодарил Бога.

И о чем говорит нам святое Евангелие, повествуя о слепце? О том, что нужно искать Свет Истинный, свет Христов, Самого Христа и лицезреть его, созерцать, искать вечную жизнь. И монахи показали нам путь, как нужно искать этот Божественный свет, который просвещает всякаго человека (Ин. 1, 9), и как лицезреть его в сердце своем, чтобы всегда быть с ним. Священное Писание говорит: Блажени нищии духом (Мф. 5, 3). Кто такой нищий духом? Тот, кто не стремится изучать языки, познавать народоведение, природоведение, где каменный уголь, где какая река, что на луне есть, не строит дачи, не приобретает автомобили. Нищий духом ищет только Христа, он беден познанием, он в неведении пребывает всех этих наук и в то же время получает большое ведение, просвещение от Бога.

Преподобная Мария Египетская нигде не училась, а какое имела ведение, знание от Бога! Бог научает подвижников благочестия. Преподобная назвала отшельника, пришедшего к ней в пустыню, по имени и кто он есть: «Тебя звать Зосима, ты священник». Никогда в жизни она его не видала и не знала, кто он. «У вас игумен Иоанн, — продолжала пустынница, — у вас есть нестроения в монастыре, некоторые живут не по строгим правилам. Ты придешь сюда Великим постом через год, но запоздаешь, первую неделю будешь болеть». Откуда она могла знать? Кто такое знание мог дать? Какой учитель? Дух Святой, Который пребывал в ней, открывал ей пути восхождения.

Некоторые созерцатели переживали девять ступеней, некоторые двенадцать. И мы, когда поем Символ веры, можем проследить эти пути восхождения, которые открывались подвижникам: и тайны будущего века, и Естество Иисуса Христа, и Ангельский мир, и воскресение, и жизнь вечная. Созерцание называлось у подвижников исихазмом. Иноки, монахи, особенно в Египетской Фиваиде, уходили в уединение, в пустыню, старались жить, чтобы не видеть никого, не разговаривать, и непрестанно призывали Иисуса Христа. Когда молодые иноки приходили, то старцы, познавшие уже пути созерцания, учили их, чтобы они отвыкали мечтать, в уме не покупали, не продавали, не строили дома, не вспоминали вкус вина в мыслях, никому не мстили, не представляли себя какими-то начальниками, а только непрестанно взывали: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Надо хорошо осознать свою душу. Когда мы читаем о душе, то называется она просто душой, или сердцем, или духом. В Писании говорится, что душа животного кровь его есть (Лев. 17, 14). Апостол Павел очень точно поясняет: дух (ум) и душа и тело составляют всего человека (1Фес. 5, 23). Так что такое душа? Мы имеем троечастную душу. Две части, раздражительная и вожделевательная, имеются и у животных, а человеку Господь дал еще третью часть, умную, вдунул в лице его дыхание жизни (Быт. 2, 7), дух, это некий свет, он несотворенный, некоторые говорят, как Фаворский свет. И этот дух, ум, он как бы господин внутри нас, он в нашей душе, в сердце находится, особенно после святого крещения, там сосредотачивается центр нашей чувственности.

У нашего внешнего человека имеется пять чувств: слух, зрение, вкус, обоняние, осязание. Через них мы имеем связь с внешним миром: ощущения передаются в сердце, и ум воспринимает. Скажем, смотрит кто-то на велосипед, помысл говорит: «Ох, хороший, надо бы мне его заиметь. Покараулю, а как хозяин уйдет, я его возьму». Или по-другому рассуждает: «Нет, это же нарушение заповеди, даже и мечтать не буду об этом». Идет невидимая брань, и ум руководит. Поэтому надо ум свой обучать, чтобы он хорошо знал закон Божий, заповеди, святое Евангелие, Писание, толкования на притчи, знал тайны Христовы, законы естества, церковь любил, церковный устав, знал, какие есть правила для спасающихся, о чем говорят Вселенские соборы, как правильно молиться.

Молитву Иисусову, как учили в Египте молодых монахов, сначала надо много читать вслух, чтобы приучиться, как вот в первый класс идет ученик, отгонять всякие помыслы. Потом человек начинает уже дальше совершенствоваться: отгоняет помыслы, страсти, пожелания и как с живым существом борется с сатаной. Тот влагает ему разные помыслы, красоту женскую, богатство, начальство, а подвизающийся, как бы отворачиваясь от них, говорит: «Отойди от меня, сатана, не соизволяю с тобой беседовать», — и начинает Иисусову молитву творить внимательно. И диавол пятится, пятится, уходит. Господь испытывает душу каждого человека, как он к добру себя настраивает, твердо, решительно, или же может вернуться опять на свою блевотину, как говорится: Пес возвращся на свою блевотину, и: свиния омывшися, в кал тинный (2 Петр. 2, 22). Это говорится о тех, которые приняли, может быть, крещение или обещали жить в чистоте, а потом опять окунулись во тьму неведения.

И когда навыкает молодой монах молиться без помыслов, его учат дальше, чтобы он заключал внимание в словах молитвы, и молился в сердце, и имел ноздревое дыхание. И когда он так внимательно молится, ему дают послушание на огороде работать, или плести рогожи, веревки, или что-то сооружать. Но самый главный труд монахов при огороднических, строительных, бухгалтерских или еще каких делах есть прилепление духа человеческого к Духу Божию, соединение с Ним, чтобы дух непрестанно взывал: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Христос именуется и Светом (Ин. 8, 12), и Духом (Ин. 4, 24), потому что духовная природа. Триединый Бог, Бог есть Свет, и Отец Свет, и Сын Свет, и Дух Святой Свет. И у нас есть дух, дыхание Бога Вседержителя, надо чтобы этот дух постоянно стремился к Духу, Который породил его, послал его в этот мир, дал ему познание добра, истины, святости, чистоты. Вот наше делание в этой жизни — приучить себя к добру, чтобы никто не воровал, не блудил не только делами, но даже в мыслях не желал кого-то обидеть, огорчить, любить ближних, любить врагов. Как трудно любить врагов, но они не враги нам, их научает злу диавол — единственный враг наш. А смирение какое нам нужно!

Вспомним Божественное смирение. Пришли ко Христу саддукеи и говорили со злобою: «Мы все о Тебе знаем, за Тобой наблюдали и нам донесли, куда Ты ходил, что говорил. Ты Сын плотника, у тебя есть четыре брата, три сестры, Ты такой же Человек, как и мы, а говоришь, что Твой Отец Бог, и Себя Богом объявляешь. Мы разобрались, что Ты грешник, злодей, и в Тебе бес сидит». И Господь смирялся, ничего не ответствовал. А вот пророк Илия поступил иначе, когда укорял его посланный нечестивым царем Охозией пятидесятник и требовал сойти с горы и явиться к царю. «Ты совращаешь Израиля, — кричал военачальник, — ты голод навел, ты бесчинствуешь?» Пророк дунул, и все пятьдесят воинов сгорели. Еще послан был пятидесяток — и тех пожег (4 Цар. 1, 9—14). А Господь, смотрите, какое проявил смирение Божественное. Его не раз хотели сбросить с горы, но Он не применял Свою силу, видимо, становился невидимым и тихонько уходил.

Вот как Господь устраивал наше спасение, грехи все наши понес на Себе и приучает нас, чтобы мы пришли к добру, к смирению, к святости, приняли Духа Святаго. Это не просто мы говорим проповедь, перед нами жизнь святых угодников, которые здесь на земле пребывали как земные ангелы, духом же жительствовали на небе, как преподобный Сергий, преподобный Серафим. Сколько их? Тысячи святых, они все видели, созерцали, ощущали. Поэтому наша вера есть живое общение с Богом.

И нам, братья и сестры, это богообщение надо постараться утвердить, начать с покаяния, отложить всякие грехи неподобные, Евангелие веры читать каждый день, разбирать его, любить церковь, знать язык церковный. Мы изучаем иностранные языки, а родной славянский язык считаем устаревшим и не хотим признавать. Ученые предаются всяким наукам, некоторые по три, по пять институтов кончают, а остаются где? Во тьме, в неразумии, для них блуд обычное дело, воровство, ложь, обман, коварство ими общеприняты. Поэтому мало кто спасается. А в чем вина? Вина в нас самих. Захотел стать ангелом — все есть для тебя. Злодеем пожелал быть — будешь злодеем, вором, блудником.

Давайте пожелаем Царствия Божия и правды его (Мф. 6, 33), будем веровать Евангелию, подражать слепцу, который искал Христа Спасителя, чтобы нам стать светом, подаваемым от Господа. Созерцать надо Господа непрестанно, быть с Богом, взывать к Нему с утра до вечера, куда бы кто ни шел, где бы ни был, при этом обязательно хранить ноздревое дыхание. Конечно, желательно иметь и работу более спокойную, и общение с добрыми людьми, чтобы постоянно быть с Богом. И когда мы пройдем этот путь покаяния, станем на путь добра, когда у нас не будут именоваться такие грубые грехи, как блуд, или воровство, или убийство, даже в мыслях не появится согласие с ними, ибо, как говорит Евангелие: Яко всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем (Мф. 5, 28), — то есть если только воззришь на жену с вожделением, с похотью, то ты уже прелюбодей, или пожелал украсть, но не украл по каким-то причинам, все равно в очах Божиих ты вор; тогда-то станем светом, солью (Мф. 5, 13—14), станем жить по-евангельски и осолять все наши дела. И давайте, братья и сестры, приобщаться к вере Христовой, чтобы принимать неосужденно великие таинства Тела и Крови Христовой и готовить себя к усыновлению.

И когда загремит труба Архангельская, Господь воскресит весь род человеческий и поставит в долине Иосафатовой как бы два ряда, одни праведники, другие грешники, и разделятся все по полкам. Скажем, вот как в армии есть ефрейтор, есть сержант, лейтенант, генерал, так и на Страшном суде будут просто спасаемые, как благоразумный разбойник, который только помянул Господа и в рай попал, и будут великие угодники, которые на земле воскрешали мертвецов, ходили по водам, проповедовали, они просветятся яко солнце в Царствии Отца их (Мф. 13, 43). Вот апостол Иоанн Богослов за две тысячи лет вперед написал, что мы теперь переживаем. И давайте желать больших дарований, наград от Бога, а чтобы больше иметь наград, значит, больше нужно трудиться, молиться, жить в добре, в добродетели, чтобы стать сынами воскресения и услышать благодатный глас Христа Спасителя: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.



Все новости