Давайте, братья и сестры, возлюбим Евангелие, возлюбим Христа Спасителя, Богородицу, Церковь нашу родную Православную, будем сынами Церкви, будем ее постановления хранить: и посты соблюдать, и святых почитать, и праздники, и бояться кого-либо обидеть. А у нас как часто бывает? Идут в храм, крестятся, целуют иконы, кажется, все православные, а как отойдут, то могут и нехорошее слово сказать, и кого-то толкнуть, поругаться, оклеветать. Получается так, что Бога мы согласны почитать и любить, а ближнего — еще посмотрим, какой он есть. А Господь говорит: Любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас (Лк. 6, 27, 35; Мф. 5, 44). И старец Силуан Афонский поясняет, что кто эту заповедь начнет исполнять, любить врагов, и укорять себя часто, и просить прощение у сестры или брата, тот быстро пойдет к усыновлению и через полтора года себя не узнает: каким он был, какой он стал.
Постараемся смиряться, считать себя хуже всех людей, хуже скотов и горше бесов. Потому что человек порой мнит о себе, имея большое образование, большие познания, силу какую-то, а сам по себе не знает, что он, может быть, даже бесноватый. Поэтому выше всего надо ставить смирение. Научитеся от Мене, — говорит Господь, — яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Божественное смирение! Кто может его понять?
А Иисуса Христа как унижали! Начальник синагоги, как говорится в сегодняшнем Евангелии, негодуя на Иисуса Христа, что исцелил в субботу скорченную женщину, кричал народу: «Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» (Лк. 13, 14). А сами почему не исцеляли? Восемнадцать лет приходила эта женщина, связанная сатаною, а почему фарисеи, саддукеи ее не исцелили? Не было у них силы, а была великая зависть: подобный им Человек воскрешает мертвецов, ходит по воде, исцеляет болящих и бесовские всякие недуги, изгоняет бесов, а они не имели такой благодати, не имели дара от Бога и в то же время не хотели принять пророчество своих пророков о пришествии Христа в мир.
Приступили также вожди иудейские к Иисусу Христу: «Мы за Тобой наблюдаем постоянно, у нас свои люди есть, которые нам доносят, что Ты говоришь, что делаешь — все нам известно. И мы разобрались, что Ты обольщаешь народы. Какой же Ты Бог, если родился? У Тебя есть Мать Мария, четыре брата, три сестры, Ты плотничаешь, как и отец Твой Иосиф. Ты Человек, да еще и злодей, и беса имаши (Ин. 18, 30; 8, 46, 52), а Отцом Своим называешь Бога, равен Ся творя Богу (Ин. 5, 18)». Господь ничего им не ответил, смиренно отошел. И Он Бог, сотворивший небо и землю, человека, терпел и не наказывал их. Вот какое Божественное смирение!
И сколько таких уничижений Он терпел, сколько поношений, подавая нам пример, что нужно так же смиряться в этом мире, подражать, если не можем Самому Христу, хотя бы ученикам Его.
А перед Своими страданиями на Тайной Вечери Господь, полотенцем препоясавшись и взяв воды, стал умывать ноги ученикам (Ин. 13, 4—5). Страшное, если вдуматься, зрелище! Бог Всемогущий, Который словом сотворил мир, рабам Своим умывал ноги, отирал их. Какое смирение! Божественное смирение! Кто может это понять?
Пилат судил Творца, сидел, а Господь перед ним стоял. И как он судил? Аз ни единыя вины обретаю в Нем (Ин. 18, 38; Лк. 23, 4), — говорил он. — Се, аз пред вами истязав, ни единыя же обретаю в Человеце Сем вины, яже нань вадите… ничтоже достойно смерти сотворено есть о Нем (Лк. 23, 14—15). И в то же время, так как толпа кричала: Распни, распни Его (Лк. 23, 21; Мк. 15, 13—14; Ин. 19, 6, 15), — он по демократическим таким, как говорится, началам уступил множеству и предал Господа на распятие. Да разве судья имеет право так поступать? Пилат невинного Человека отдал на смерть, а себя оправдывал, умывая руки и говоря: Невиновен есмь от крове Праведнаго Сего (Мф. 27, 24). Судья должен судить по правде, по справедливости; учитель — учить правде, истине, добру; воин — честно исполнять свой долг. Везде должна быть правда, чистота, исполнение заповедей, какие дал Господь. И когда Господь на Кресте висел, то, уже умирая, молился за тех, которые Его распинали: Отче, отпусти им: не ведят бо, что творят (Лк. 23, 34).
Поэтому и у нас не должно быть врагов среди людей, один враг — это диавол, хулитель Бога. Он желает нам погибели и научает нас всякому злу. И это мы должны положить себе это на память.
И нам, братья и сестры, нужно каждый день читать Евангелие и просить Господа, чтобы помог нам понимать смысл, о чем Он говорит и чему учит нас. Житие преподобного отца нашего Сергия мы должны знать, собирать библиотечку святых отцов. Какие благодатные поучения они преподают нам. Оптинских старцев спрашивали: «Что надо читать в первую очередь?» Отвечали: «Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания». Причем некоторым послушникам двадцать раз благословляли перечитывать эту книгу. Вот кто-нибудь почитайте, задайтесь целью понять, для чего старцы, которые сами были богомудрые, как преподобный Сергий, прозорливые, давали такой совет: 20 раз прочитать поучения аввы Дорофея. Что прививается прочитавшим эту книгу? Какая добродетель? Что там ценно? Потом говорили читать обязательно со вниманием преподобного Иоанна «Лествицу», творения преподобных Макария Египетского, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, жития всех святых. А для нас первое — это житие преподобного Сергия. И как он жил, так и мы должны жить.
Вот эти угодники Божии открывают многие тайны. Когда мы будем читать творения святых отцов, действительно поймем, какими крупицами собирается сокровищница нашего сердца. Скажем, преподобный Макарий Египетский получил от Бога откровение, что Страшный суд будет в такие же дни, в какие Господь сотворил вселенную — месяц нисан, авив, это март, апрель. А преподобный Исаак Сирин говорит, что когда почти все люди будут жить в страшном беззаконии, станет много блудников, воров, грабителей, богохульников, то придет правитель этих людей, Господь попустит и поставит законоположителя над ними (Пс. 9, 21), — как говорит псалмопевец. Родится он от переносного семени. И это мы знаем, и сейчас уже такое совершается.
Сейчас молиться нужно, братья и сестры, становиться добрыми, святыми, чтобы отодвинулся день Страшного суда. Если будет много праведников, добрых людей, то Господь не допустит прийти царю-правителю земному, лукавому, зловредному, в которого водворятся все злые деяния. Вспомним цветущие города Содом и Гоморру, всего там было пять городов. И когда пришел Господь в образе Трех Странников, праведный Авраам понял, что Он идет наказать города, и сказал: «Неужели Ты погубишь, и не пощадишь всего места сего ради пятидесяти праведников, если они находятся в нем?» (Быт. 18, 24). «Если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу весь город и все место сие» (Быт. 18, 26). А жители этих городов занимались страшным беззаконием, как говорит апостол: «Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить, срамно есть и глаголати (Еф. 5, 12). «Может быть, — продолжал Авраам, — до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять» (Быт. 18, 28). «Трудно набрать и сорок пять», — подумал праведник и стал убавлять, убавлять и дошел до десяти. А что Господь ответил? «Не истреблю ради десяти (Быт. 18, 32), буду терпеть беззакония остальных жителей». Сокращать число праведников дальше Авраам перестал, как-то совесть стала его укорять. И Господь пошел Своей дорогой и наказал города. А там, мы знаем, и десяти-то не было.
Библию, эту священную книгу, которую пророки писали, нужно знать, стараться читать ее на славянском языке, потому что другие издания уже с повреждением. Переведенная братьями-славянами с подлинного текста греческого на славянский язык эта священная книга особенно дорога, а Евангелие уже потом писали после Воскресения Христова — все очень ценно. Некоторые древние монахи заучивали наизусть Евангелие, Новый Завет, и Псалтирь. Мы изучаем иностранные языки, знаем многие учения сынов человеческих, и сколько лет на это потратили, подражая, может быть, некоторым, а Священного Писания не знаем. Как же жить в этой жизни, как расценивать дела, поступки других, как себя удерживать от зла, когда мы не знаем закон Божий?
Некоторые имеют два-три диплома, а если спросить о чем-нибудь, даже простой вопрос задать — ничего толком не знают. Раньше учились по старым программам, и их переняли другие страны, а у нас сейчас такие, которые не дают необходимых глубоких познаний. Скажем, по электротехнике мощность измеряется в ваттах, а в механике она определяется в лошадиных силах. Если динамо-машина три тысячи ватт, то какой нужно ставить двигатель, чтобы вращать эту машину? Сказать не могут, лопочут всякие предположения, а точного ответа не знают. Если послать такого «с высшим образованием» работать, он не сможет руководить, ничего не построит, не сделает правильно. И когда станет много таких людей негодных, безобразных, гордецов, воров, грабителей и сократится число праведников, особенно тех, которые девство хранят и совершают иноческие обеты, правильно живут, то придет конец, потому что молитвами Церкви стоит мир.
И когда турки в 1453 году захватили Константинополь, некоторые пророчествовали: «По теперешнему состоянию, положению дел в мире, 400 лет будут владеть мусульмане этим городом, а потом светлорусые, голубоглазые займут его», — так говорили, имея в виду русов. Это предание хранится мусульманами до сих пор. В 1853 году истекли 400 лет, значит, мы прожили уже лишних больше 150 лет. Это о чем говорит? Что в этот период много было праведников, много девственников, много истинных монахов, которые молились за весь мир. И у Церкви молитва: «Еще молимся о еже сохранитися от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани…» Церковь молится, а кто составляет Церковь? Все приходящие в нее.
И вот надо, чтобы были истинные христиане, чтобы молитва: «Отче наш» — исповедание веры, неложно возносилась. Надо подражать Отцу нашему Небесному. Как говорят святые отцы, апостол Павел: Подобни мне бывайте, якоже аз Христу (1 Кор. 4, 16), — подражайте мне, как я Христу. Если воспеваем преподобному Сергию: «Радуйся, земный ангеле и небесный человече», — значит, он непрестанно был в молитве, в богообщении, и нам надо подражать его житию. Надо Иисусову молитву читать. Сейчас находятся хулители, ругают это умное делание: «Что вы бубните одно и тоже слово». А если ум не будет занят богообщением, то будет мечтать: покупать, продавать, прелюбодействовать, копить какие-то богатства, по небу ходить, собирать золото на луне по внушению диавола. Потому что демоны невидимы, они поселяются в нас за наши грехи и влагают помыслы, как преподавали раньше в школе, еще по старым учебникам, что мысли — это функция мозга, плод сознания, мышления. А они есть речи, слова, беседы диавола, их надо различать, прогонять.
И, как учит преподобный Максим Исповедник, — а его сейчас толкователи считают выше всех отцов, потому что он обобщил учения аввы Дорофея, святителя Афанасия Великого, который сказал, что Бог пришел на землю, стал Человеком, чтобы человек стал богом, и двух святителей Григория Богослова и Григория Нисского, и выше даже преподобного Симеона Нового Богослова и его учеников со Стефаном, его келейником, — что главное в нашей жизни отвержение богатства, искоренение всех страстей. Когда читаешь жития святых, мало встречаешь достигших бесстрастия, как, скажем, преподобный Сергий. Кушал он, не кушал — уже не помнит; злой человек или добрый — он любит всех. Но бесстрастие достигали единицы от рода человеческого. Вот в VI веке было на земле всего три человека таких: преподобные Иоанн Римлянин, Илия в Коринфе и Варсонофий.
И преподобный Сергий достиг бесстрастия. Когда он ехал на лошади в свою обитель, встретился грубый человек: «Хватит тебе на лошади сидеть, я хочу отдохнуть, а ты иди рядом». И он, хозяин лошади, отдал вожжи и пошел рядом, а тот поехал как барин». Вот какое смирение было и любовь к ближнему.
И Господа называли злодеем, бесноватым. А какой Он злой, если воскрешал мертвецов, исцелял болезни? Разве злодеи совершают такое? Сами они злобою кипели, а Он терпел. Хотели однажды сбросить Его с горы, Он прошел мимо них как бы невидимым (Лк. 4, 29). Но такая кротость, такое смирение только у Бога.
Пророк Илия какой великий был, а такого смирения не имел. Пятьдесят человек пришли от царя Охозии, стали его укорять, ругать — он их сжег; другой пятидесяток пришел с упреком, что не слушается царя, который был беззаконник, сатанист — он и их сжег. И потом пришли еще пятьдесят человек, и их военачальник со смирением уже просил: «Человек Божий, не губи нас, мы хотим жить, царь нас послал. Ведь если бы мы не пошли к тебе, не стали исполнять приказание, он нас наказал бы». — «А зачем он послал?» — «Он хочет, чтобы ты к нему пришел». И он пошел с ними (4 Цар. 1, 9—15). А на Господа, видите, как говорили: «Ты злодей, в Тебе бес сидит» (Ин. 18, 30; 8, 52, 48).
Как одной монахине, грубой и гордой, предложили: «А что если тебе при сестрах повторять хотя бы три раза в день: ты злодейка, в тебе бес сидит». «О-о, нет, нет. Если моя подруга отведет в сторонку и скажет мне на ухо, то ладно три раза потерплю». Видите, как трудно смиряться. А святые просили прощения и молчали. У нас смирения ни у кого нет. Поэтому давайте смиряться, чаще говорить друг другу: «Прости меня, помолись за меня»
И старец Силуан постоянно напоминал: «Наша жизнь — борьба за смирение». И кто стремился стяжать большое смирение, тот с кротостью претерпевал многие скорби, искушения, разные злобы и получал благодатные дарования. Потому что великое искушение предстоит каждому человеку.
И давайте, братья и сестры, встанем на путь спасения, путь веры, путь смирения, кротости, будем искать Царствия Божия и правды Его (Мф. 6, 33). Поэтому все дела будем испытывать, даже слова и помышления, непрестанно молиться и в Церкви, и дома, и при всех трудах, чтобы нам войти в богообщение, войти в усыновление, чтобы в день Страшного суда Господь призвал нас к Себе в Небесные обители, поставил по правую сторону и сказал: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.