Вознесенский Оршин женский монастырь

Слово архимандрита Наума (Байбородина) на Евангельское чтение: о неразумном богаче (Неделя 23-я по Пятидесятнице)

 

Возлюбленные братья и сестры! Слово Божие говорит нам: И сотворил Бог человека по образу Своему (Быт. 1, 27). Человек — любимое соз­дание Божие, человек как бы третий свет. Первый свет исходит от Бога и просвещает всякаго человека грядущаго в мир (Ин. 1, 9). Второй свет — Ангелы, и третий свет — человек. Чело­век должен в этом мире созерцать Божественную красоту и исполняться благодатью Божией, как говорит слово Божие: Блажени нищии духом: яко тех есть Царствие Небесное. Блажени чистии сердцем; яко тии Бога узрят (Мф. 5, 3—8). И Адам, восходя в Божественную благодать, должен был стать духовным и способным жить с Ангелами.

По учению святых отцов, мы видим, что есть вещественное ведение и духовное. Человек имеет в себе две природы. Он имеет телесную природу — дом для души своей, и эта природа нуждается в пище, в одежде, во многих благах земных. И своим умом, бессмертным духом, человек соединяется с Ангелами и как часть Господня (Втор. 32, 9; Пс. 141, 6) имеет то, что имеет Сам Бог, имеет свободу, имеет способность познания, видит исти­ну, видит добро, видит святость. И поэтому здесь, уже в Христианской Церкви, мы видим, что многие люди по лицу земли имеют как бы особое отношение к земному богатству и к духовному стяжанию.

Сегодня, в нынешний воскресный день, предла­галась притча о богаче (Лк. 12, 16—21). Он жил на земле, и все его стремления были к земному богатству. И когда у него был большой урожай в поле, он возрадовался: «Душа, много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12, 19).  И стал рассуждать: Разорю житницы моя и большия созижду, и соберу ту вся жита моя, весь богатый урожай мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «Безумный, ты человек! Если в эту ночь возьмут твою душу, кому достанется все то, что ты заготовил?

Богач этот поставил себя в разряд животных. Посмотрим на скот, на коров, на всех животных. Как они живут? Им только нужно покушать, поспать, продолжить род свой, ничего больше не признают. Так и этот богач несчастный, можно сказать, думал, что он получил великие блага, большие богатства, поэтому можно есть, пить, веселиться. А потом что? 70-80 лет определено человеку жить на земле для покаяния. Это не жизнь, а приготовление к вечной жизни. А богач что? Он стал подобен скотом несмысленным.

Пророк так и говорит: Человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им (Пс. 48, 13, 21). О каком человеке он говорит? Первозданный Адам в великой чести был: беседовал с Богом. Он не сеял, не пахал, не трудился, а блаженствовал. Мир и тишину даровал Господь. Не было ни громов, ни молний, ни ураганов, ни землетрясений. Земля давала изобилие разных плодов. Зверей множество водилось, и большие сильные звери не нападали на малых, не было мясоедения. И Адам должен был, входя в усыновление, в обожение, распространить рай, который был во Едеме на востоке, по всей земле, чтобы обожились и земля, и небо. Вот что Господь желал от Адама первозданного.

А что получилось? Ева послушалась диавола. Много было зверей, многие благовидные, красивые, даже прекрасные. А Господь попустил, чтобы диавол вошел в змея, удава огромного, который поднимался — какое страшное было зрелище! — и говорил как человек: Будете яко бози (Быт. 3, 5). И поверила Ева диаволу, а Богу не поверила. И Адам слышал все и сочувствовал этому, и получилось грехопадение. Великое грехопадение! Тайну грехопадения кто разумеет (Пс. 18, 13). Какая была благодать! Бессмертие имел Адам первозданный, первые люди были как дети, они не могли жить, как сейчас, подобно скотам. А как люди размножались бы? Ведь Бог дал заповедь о размножении (Быт. 1, 28). Был бы какой-то духовный способ размножения, но не такой, не скотоподобный.

И изгнал Господь жителей рая, и диавол стал гарцевать среди людей, научил их жить по-новому. Когда с Господом были, то мир, тишина, чистота царили среди людей, а когда с диаволом стали общаться, то он научил их блудить, воровать, убивать, богохульничать, служить ему. И великий разврат пошел по земле, страшные злодеяния появились среди сынов человеческих. И сказал Господь: «Не имать, не может, Дух Мой Святой пребывати в человецех сих во век, среди этих людей, потому что они подобны скотам, они богоборцы» (Быт. 6, 3). Поэтому Он потопил их всех.

И Господь пострадал за нас, и воскрес, и победил диавола, и даровал нам воскресение, даровал Духа Святаго, таинства великие утвердил в Церкви. Надо эти таинства почитать, любить Церковь, столп и утверждение истины, прославлять святых проповедников слова Божия. И обогащать надо не тело свое, а душу, в Бога богатея (Лк. 12,21),

О богатстве говорится много в Евангелии, говорится там и о богатом юноше, который пришел к Господу и имел с Ним беседу (Мф. 10, 17—22; Лк. 18, 18—23). И говорил этот юноша, что он все заповеди об отношении к Богу и человеку сохранил и соблюдает здесь, на земле. Но когда ему было предложено продать свое богатое имущество и раздать нищим, он опечалился. Почему? Потому что был весьма богат и ему было очень жалко расстаться с этим богатством, раздавая другим людям. Также мы помним, как говорится в Евангелии о богаче и Лазаре (Лк. 16, 19—31). Лазарь лежал у ворот дома этого богача, страдая от многих болезней, от голода и от всякой непогоды. И этот богач, проходя мимо, не уделял ему никакого внимания, не помогал вещественным своим богатством. И святые отцы говорят: то, что Лазарь назван по имени — это не просто так, а потому что он за свои страдания, за веру записан в книгу жизни. А богач даже не назван по имени, потому что он прожил здесь, на земле, ища земное и не думая о Небесном Отечестве. И когда наступила кончина, то Ангелы вот этого страдаль­ца — болящего Лазаря — вознесли на небо.

И мы, братья и сестры, рассматривая историю Церкви, читая жития святых, видим, какое было отношение у людей к земным благам и к Небес­ному Отечеству. Многие, очень многие искали здесь, на земле счастья, они рассуждали, что если приобретут большое богатство, то будут весе­литься, будут жить здесь во всяком достатке. Но внезапно находила смерть, человек уходил из этой жизни: душа отделялась от тела, тело возвращалось в землю. И душа такого человека, не приобретшая стяжания духовного, не примиренная благодатью Божией, лишалась небесного богатства, Небесного Отечества. И очень много в житиях святых говорится о том, как люди, ища здесь, на земле земного богатства, были обмануты диаволом. В журнале «Воскресный вестник» говорится о том, как некий боголюбец, обходя многие места по пустыне, нашел пещеру, и, когда он заглянул туда, удивился: так много было там богатства, много золотых монет — большое стяжание. И у него возгорелась сразу мысль, чтобы приобрести это все, забрать себе. Но тут он вспомнил Евлогия-каменотеса и все, что было потом, и пришел в ужас, и стал взывать: «Здесь смерть!»

Что же было с Евлогием-каменотесом? Он трудился, обтесывая камни и в поте лица проводил весь день. Тогда хозяин сразу платил за выпол­ненную работу прошедшего дня. Получая сколько-то там монет, Евлогий большую часть раздавал нищим, убогим, уделял для Церкви и малую часть оставлял себе на самую простую пищу. Так проводил он дни своей жизни. И вот некий тоже боголюбец, глядя на его жизнь, стал рассуждать: «Если бы ему дать большое богатство, то он употребил бы его во благо другим: построил бы храмы и богадельни, собрал бы нищих, убогих и стал за ними ухаживать, стал бы их утешать, многих бы привел ко спасению». И стал этот боголюбец молиться Богу, чтобы Господь дал Евлогию богатство. Предупреждали его Ангелы: «Ты не проси по своей воле, а всегда добавляй: да будет воля Божия». А он все настойчиво требовал: «Нет, раз он сейчас такой добродетельный, а дать ему богатство, так он эту добродетель проявит ко всем». И Господь исполнил его молитву. Однажды Евлогий, работая киркой, ударил камень, потом дальше стал обтесывать. Вдруг видит: оказалось золото. О, как он заволновался! «Как его много! Да, что с ним делать?» — забеспокоился, бросил работу, побежал искать волов, потому что грузить это все нужно. В этот день он уже никому ничего не подал. На корабле уехал в Византию, собравши все это богатство большое. Там купил бывший каменотес дворцы, а поскольку надо же было охранять себя и богатство, то завел телохраните­лей, одел роскошные одежды, стал жестоким — изменился в плохую сторону, не стало у него прежних добродетелей. И вот открыто было тому боголюбцу, который за него молился: ты требовал, просил у Бога для него богатства, тебя предупреж­дал Дух Святой, что не смей так, по своему усмотрению, устраивать его судьбу, а как воля Божия будет. Теперь иди посмотри, как он живет. И он, получивши откровение, прибыл в Византию и увидел: богатый дворец, сам Евлогий в роскошных сияющих одеждах, жестокий, грубый, телохрани­тели вокруг. Попросил у него милостыни — отогнали; стал напоминать: «Вспомни ты меня, я твой был духовный отец». — «Отгоните его, про­гоните подальше». И стал боголюбец плакать и молиться: «Господи, погибает душа этого бывшего каменотеса Евлогия, и моя душа тоже погибает — спаси, исправь все наши немощи». И тут Господь услышал его молитву. Промыслом Своим устроил так: вельможи доложили царю, что Евлогий го­товит заговор против него, хочет захватить у него власть и совершить очень большие беды. И царь приказал схватить его и предать смерти. Когда донесено было этому Евлогию о гневе царском, он бросил богатство все, снял с себя одежды дорогие, лохмотья одел, побежал к пристани и бедным странником, севши на корабль, незаметно скрылся от царского гнева, прибыл в свое селение, взял кирку и пошел опять трудиться. И так была спасена его душа.

И вот, вспомнив это, боголюбец, который увидел в пещере большое богатство, много золотых монет, побежал прочь, ничего даже не взял, только кричал: «Смерть, смерть там!» И встретились ему на пути разбойники, схватили его: «Ты что кричишь? Какая смерть? Откуда ты?» — «Я нашел большое богатство, но боюсь к нему приступать, потому что от него часто бывает смерть». — «Ты безумец какой-то. Какое богатство? Какая смерть? Ну-ка, пойдем, веди нас туда». И когда он привел их туда, разбойники ужаснулись, увидев великое стяжание, много золотых монет, много всяких золотых вещей. «Действительно, ты безумец, — повторили они. — Такое богатство — и ты от него бежишь!» — и отпустили боголюбца домой. И вот, рассудив, они оставили одного из своих товарищей охранять пещеру, а вдвоем пошли нанимать подводы для перевозки. И тут-то диавол стал на этом богатстве смущать разбойников. Кажется, они были едино­душны во всем, три товарища, три друга. Но тот, который остался в пещере, размышлял: «Это богатство не мне одному достанется, придется разделить на троих. А хорошо бы мне одному обладать им. Что же мне сделать? Приготовлю-ка я вино с сильным ядом. Товарищи мои придут, угостятся и погибнут, а я буду обладателем всего этого богатства». А другие два разбойника, возвращаясь уже с повозками, запряженными волами, рассуж­дали: «Да ведь на три части делить нужно, давай мы хоть с тобой на две разделим, а того убьем». — «Давай». Так и решили. Придя в пещеру, схватили своего товарища, убили, сами стали тут угощаться, напились вина и погибли, потому что оно было отравлено. И осталось это богатство никем не использованным. Действительно, смерть, как кричал тот боголюбец, таится в этом богатстве.

Ведь Блаженни нищии духом (Мф. 5, 3), которые обнищали для земного богатства, а приобрели стремление в Бога богатеть, искать вечной блаженной жизни. И мы, братья и сестры, когда читаем жития угодников Божиих, видим, что отцы святые, ища Царствия Божия, ища ведения, приобретали нище­ту духовную. Они знали только Христа, Христа Распятого, бедного, древодела, и старались Ему подражать. И мы знаем, что в древней Церкви, первые христиане старались этого богат­ства избегать, они продавали все, что имели, приносили к ногам апостольским, и в первой общине в Иерусалиме все делилось по нуждам каждого. И когда святые отцы поучают нас, как стяжать нищету духовную, то говорят, что нужно отречься от богатства земного, особенно неправед­ного, нужно отречься от страстей, от гордыни, от всего того, что вносит в нашу душу смятение, и еще стараться, чтобы наш ум ничего не приобре­тал, то есть не искал многих знаний, многого стяжания духовного. И поэтому-то древние египетские отцы были научены Ангелом Божиим уходить в уединение и там пребывать, ища нищету духовную. Они старались жить неподражаемой жизнью, то есть не похожей на жизнь всех людей в миру: они трудились, добывая себе пропитание, но работа была самая простая: плели корзины, веревки, циновки, и на вырученные деньги поку­пали себе самую простую пищу и даже уделяли другим. И живя так в уединении, они читали Псалтирь и Иисусову молитву. И работа была такая простая, что не требовалось умного напряжения, они одно только искали, Христа Распятого: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» — даже сидя, трудясь, иногда и дремать могли, а молитва все равно совершалась уже по обычаю.

И нам нужно усвоить эту тайну египетских подвижников. Она передана была в Иерусалим, потом на Афон, и с Афона была перенесена в Киев. А преподобный Сергий здесь ее возродил, основал русскую Фиваиду — это стяжание благодати Духа Пресвятаго. Чтобы жить всегда с Богом, надо отказаться от богатства неправедного, отказаться от страстей. Пусть никто из нас не предается этому стяжанию неправедному, пусть никто не курит, не ворует, не прелюбодей­ствует, не убивает, не гордится, пусть имеет только самое необходимое для жизни и за все Бога благодарит. И надо соблюдать чин церковного благочестия. Как воин исполняет воинский устав и за это получает награждение, так исполнять нужно церковный устав: почитать Матерь Божию, Крест Животворящий, почитать всех угодников Божиих и их святые мощи, молиться не только в Церкви и дома, а приучить себя непрестанно взывать к Богу. Где бы ты ни был, куда бы ты ни шел — не мечтай лукаво, не покупай, не продавай, не гордись, не соображай, а только ищи очищения души своей: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

И это некрадомое богатство, стяжание нищеты духовной давайте, братья и сестры, приобретать себе. Если мы этим путем пойдем, то благодать Божия будет нам помогать. Господь повелит Ангелу Хранителю неотступно быть с нами, вразумлять нас. Господь даст ведение нашей душе, и она будет познавать смысл Священного Писания, познавать любовь Божию и познает широкую заповедь Христову: любить любящих нас, и родителей, и Бога, и любить даже врагов своих. Кто вот заповедь о любви к врагам, говорит старец Силуан, быстро внедрит в своем, сердце, тот скоро ощутит милость Божию. И тогда явно Господь покажет нам, что мы сыны воскресения (Лк. 20, 36), что для нас эта временная жизнь как училище благочестия, где мы учимся любить Бога и готовимся к вечности. И когда труба архангельская загремит, Господь нас как сынов воскресения поставит на правую сторону и скажет нам слово Свое желанное: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуй­те уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.



Все новости