Вознесенский Оршин женский монастырь

Слово архимандрита Наума (Байбородина). Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц

Христос воскресе!

В этот воскресный день мы прославляем жен-мироносиц. Святитель Иоанн Златоуст приводит глубокое толкование на этот праздник, на их житие. Святая Мария Магдалина прославляется, она, как говорит святитель, в эту ночь Воскресения Христова пять раз ходила ко Гробу. Первое посещение жен-мироносиц описывается в Евангелии от Матфея (Мф. 28, 1—10). Были поздние часы, суббота, можно сказать, уже кончилась, начинался следующий день, чуть за полночь, минут 10—15, как говорится, первого часа. И говорится в Писании, что Мария Иакова, Иаковля (Мф. 27, 26; Мк. 15, 40; Лк. 24, 10), так названа Пречистая Дева Богородица, и Мария Магдалина пошли ко Гробу.

Святой Иаков — брат Господень по плоти, старший сын Иосифа Обручника. Он путешествовал со Святым Семейством в Египет, как бы сохранял Пречистую Деву Богородицу с Младенцем, и ему явился после Воскресения Господь, поставил епископом. И он был первый Иерусалимский епископ, возглавил Церковь Иерусалимскую. Апостол Иаков составил Литургию на еврейском языке, и служили ее на еврейском языке. И мы сейчас совершали Литургию апостола Иакова, только она несколько сокращена свтт. Василием Великим и Иоанном Златоустом. Скажем, в Литургии апостола Иакова в ектении последнее прошение читается: «Пресвятую, Пречистую, Преславную, Благословенную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, святаго Иоанна славнаго Пророка Предтечу и Крестителя, божественных и всехвальных апостолов, славных пророков, добропобедных мучеников и всех святых и праведных помянувше, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». А здесь оно в сокращении: «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». А Литургия та же самая апостола Иакова.

По сошествии Святаго Духа около десятой части жителей Иерусалима, евреев, приняли крещение. Как и читаем мы в Деяниях Апостолов: «Было же собрание человек около ста двадцати», — 120 человек приняли Христа, крестились (Деян. 1, 16). Потом 3 тысячи (Деян. 2, 41), 5 тысяч (Деян. 4, 4), а жителей было 100 тысяч. И апостол Иаков возглавил первую Церковь, он же возглавлял Апостольский собор в 51 году, где решили принимать язычников в веру Христову и упразднить, считать необязательным, обрезание. И апостол Иаков, брат Господень, муж великий, он явил нам всем великую благодать и показал, что добрые благонравные евреи принимали Христа, принимали крещение и служили Литургию. И первая Иерусалимская Церковь была еврейская, а потом стала распространяться, и появились Антиохийская Церковь, Грузинская, потом славянская, значит Русская, а все шло из Иерусалима.

И вот Мария Иаковля выбрала Себе в споспешницу Марию Магдалину, и пошли они ко Гробу. А у входа во Гроб лежал огромный камень. Как мы знаем, Иосиф, иже от Аримафеа, благообразен советник (Мк. 15, 43), муж благ и праведен (Лк. 23, 50), единственный член синедриона, который веровал во Христа, а остальные, саддукеи и фарисеи, гнали Его. Он испросил у Пилата дозволения снять Тело Господа с Креста. Потом вместе с Никодимом они пришли, сняли Его и обвили дорогой плащаницей, возливая масло благовонное. И положил его, как сказано в Евангелии, в новом своем гробе, который высек он в скале (Мф. 27, 60), где еще никто не был положен (Лк. 23, 53; Ин. 19, 41). В последствии и сам Иосиф тоже был положен рядом, его гроб показывают от Кувуклии по западной стороне храма Воскресения Христова.

Когда Пресвятая Богородица и Мария Магдалина пришли ко Гробу, то Господь уже вышел из него, не нарушив печати на камне. Как дверем затворенным… прииде Иисус, и ста посреде (Ин. 20, 19, 26), так и здесь каменная скала не была Ему преградой. Он, словно радиоволна, вышел из гроба. И вот сделалось великое землетрясение — это Архангел Гавриил, как мы знаем, Ангел Хранитель Богородицы, сошел с небес, отвалил камень и сел на нем. Стража пришла в трепет, и от страха упали все. В это же время пришел казначей, посланный синедрионом, чтобы заплатить деньги стражам, солдатам Пилата. И он, увидев кратковременное сияние над гробом и землетрясение, стал свидетелем Воскресения Христова и уверовал, а все воины разбежались.

Архангел Гавриил сообщил мироносицам, что Иисус воскрес и об этом надо сказать ученикам Его. И они со страхом и радостью поспешили от Гроба. Тут и встретил их Господь и первое слово сказал Матери Своей Пречистой: «Радуйся! Радуйтесь!» И они увидели Его, узнали, услышали голос, поклонились и приложились к Его пречистым ногам. И Господь не воспретил, потому что с верою они пришли к Нему. Матерь Божия ясно познала Воскресение Сына Своего и больше ко Гробу не ходила, а Мария Магдалина побежала к апостолам и сказала, что они с Девой Богородицей видели Господа и Он повелел передать им, чтобы шли в Галилею, и там увидят Его. Но не верили ей апостолы, она же еще ходила с некоторым женами, и апостол Петр бегал ко Гробу (Лк. 24, 12), потом он и Иоанн Богослов приходили и видели пелены лежащие, Самого же Господа не было там (Ин. 20, 9).

А сейчас мы слышали в Евангелии от Марка о четвертом посещении Гроба женами-мироносицами, когда уже воссияло солнце (Мк. 16, 1—2), когда настал день, который теперь называется день воскресный. Пришли они с ароматами и во Гробе увидели Ангелов, которые утешили их. И Мария Магдалина, как говорит святитель Иоанн Златоуст, стала как бы апостолом для апостолов, ибо проповедовала им Воскресение Христово и говорила: «Почему вы не верите, ведь я видела Его, Воскресшего». В тот же день Воскресения Христова два ученика — Клеопа и Лука шли в Эммаус, и Господь беседовал с ними и открылся им в преломлении хлеба. И в тот же час возвратились они в Иерусалим, где Господь явился и преподал мир Свой (Лк. 24, 36), но они были уже подготовлены. И эти жены-мироносицы подают нам добрый пример, как надо служить Господу, прославлять Воскресение.

Прославляется еще Мария и Марфа, сестры Лазаря, которого Господь воскресил за неделю перед Своими страданиями. Весь Иерусалим пришел в движение, а тогда, как говорят толковники, и своих жителей 100 тысяч было, и около миллиона паломников собралось со всех концов земли на великий праздник пасхи, язычники даже пришли — 1 миллион 100 тысяч, и все были свидетелями воскрешения Лазаря. Лазаре, гряди вон (Ин. 11, 43), — воззвал Господь, и зловонный Лазарь, четыре дня лежавший во гробе и уже смердевший, вышел. Чудо в чуде виделось, как говорит святитель Василий Великий. Одно, что он воскрес, и второе чудо то, что он, обвитый пеленами, может быть, десятки метров пелен навито было, залитый благовонным маслом, и шел. Вот матери знают, что если так запеленать младенца, то он не то, чтобы идти, даже пошевелить ни рукой, ни ногой уже не сможет, он только лежит. А для чего так ребенка пеленают? Чтобы у него ножки, говорят, не были кривые. Их крепко обвязывают, и он лежит с прямыми ножками.

И спешили к Лазарю и жители Иерусалима, и пришельцы, и язычники многие, его рассматривали, щупали, спрашивали: «Как ты себя чувствовал, что сознавал, когда четыре дня лежал во гробе?» Великое было чудо. Однако саддукеи, секта такая была, как вот у нас иноверцы всякие, говорили: «Воскресения нет». Их старались переубедить: «Пойдите к Лазарю, посмотрите. Он же был мертв, а теперь живой. Как же нет воскресения!» — «Ничего не признаем, это просто выдумка». — «Да как же выдумка, если все явно видится?!» Но так они и остались при своем упрямстве. К тому же еще и говорили, что если ради воскресшего Лазаря многие веровали во Христа, то надо убить и Лазаря (Ин. 12, 10). Где правда, где истина? За что воскресшего Лазаря убивать? А за то, что к нему приходили, с ним разговаривали, познавали, что великое чудо Христос сотворил, и что становились христианами.

Сестры Марфа и Мария сначала тоже сомневались и говорили, когда Господь пришел: «Если бы Ты был здесь, не умер бы брат» (Ин. 11, 21, 32). И говорится в Евангелии, что «некоторые женщины… Мария, называемая Магдалиною… и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие… служили Ему имением своим» (Лк. 8, 2—3), там была и Саломия, мать сыновей Зеведеевых (Мк. 15, 40; 16, 1). И эти жены-мироносицы дают нам добрый пример, как нужно служить от имений своих, помогать бедным, Церкви и как веровать, чтобы вера была с любовью.

И вот нужно, братья и сестры, любить Господа, потому что Он пришел, родился, пострадал и воскрес ради нашего спасения. И когда мы принимаем святое крещение — это первое воскресение переживаем. Прямо Евангелие говорит: Аще кто не родится водою и Духом, не может внити во Царствие Божие (Ин. 3, 5). Потому что рожденные от Адама похожи на Адама по его греховности, а рожденные от Иисуса Христа, от Бога, и похожи на Бога. Когда ученики на горе Елеонской просили Господа: Научи ны молитися (Лк. 11, 1), — Он рече же им: егда молитеся, глаголите: Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое: Да приидет Царствие Твое: да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь: И остави нам долги наша, яко и мы оставляем должником нашим: И не введи нас в напасть (во искушение), но избави нас от лукаваго (Мф. 6, 9—13; Лк. 11, 2—4). Эта молитва Господня, Сам Господь эту молитву дал нам. Какой смысл там? Полное исповедание: Да святится имя Твое: Да приидет Царствие Твое: да будет воля Твоя.

Некоторые вспоминают, как в одной деревне жил поселянин, трудовой человек, он только одну эту молитву и знал. И что замечали за ним? Выходил на поле, от зари до зари работал и кричал, сколько было сил: Отче наш, Иже еси на небесех… — с утра до вечера. И жил он в чистоте, доброте, и на праздник Пасхи взял его Господь. Вот как велика эта молитва. Но молитва должна с чем еще соединяться? С добротой. Единственный способ богопознания — доброта. Если мы веруем, а прелюбодействуем, не хотим рождать детей, убиваем, не хотим жить честным трудом, воруем, то как может здесь святиться имя Божие?

Или, скажем, кто-то шел и увидел, как впереди старушка, доставая из кармана платочек, уронила кошелек. Подошел, посмотрел — кошелек набит деньгами. Сразу первый помысл: «Вот мне пригодятся деньги». Многие так согласно помыслу и делают. А некоторые, не только найденное присваивают, но и в чужие карманы залезают. А чтобы имя Божие святилось, догони старушку, скажи: «Матушка, не твой ли это кошелек?» Как она обрадуется: «Ой, миленький, да, мой кошелек, ведь я шла пальто покупать дочке. Ах, сколько было бы неприятностей». Так святится имя Божие.

Кто виноват, что определяется душа в адские муки? Сам человек. Дана свобода. Могла Ева прогнать змея, демона, прибежать к Адаму? Могла не вкушать запрещенный плод? Почему сделала? Пожелала, проявила самовластие. Почему теперь люди так живут? Почему столько сект? Почему не почитают Богородицу. А какую великую славу имеет Дева Богородица. Она сейчас на небе выше Архангелов и Ангелов. И когда, говорит предание, поют: «…Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим…» — все Ангелы на небе поклоняются Богородице. От Евы смерть пришла, а от Богородицы — жизнь. Поэтому мы должны ублажать, прославлять Богородицу, и Она молится за весь род христианский.

И нужно нам, братья и сестры, любить Евангелие, любить Господа, подражать Ему. Сам Господь говорит: Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11, 29). А Его смирение несравнимо ни с каким. Даже пророк Илия какую имел великую благодать, а взывал: «Сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее» (3 Цар. 19, 10, 14). А Господь сказал: «Я оставил между израильтянами семь тысяч мужей; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его» (3 Цар. 19, 18).

А до этого пророк Илия говорил Ахаву, царю Израильскому, делавшему неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него царей: «Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» (3 Цар. 17, 1). И три с половиной года не было дождя, земля вся пересохла, травы не было, скот погибал от голода и народ изнемогал. Господь ждал молитвы, когда пророк помолится, чтобы дождь подать, а он был упрямый и говорил: «Нет, пусть погибают, если не хотят каяться». И все-таки Господь принудил его. По прошествии многих дней было слово Господне к Илии в третий год: «Пойди и покажись Ахаву, и Я дам дождь на землю» (3 Цар. 18, 1).

Когда от Охозии, сына Ахава, приходили пятьдесят человек и упрекали пророка Илию со злобой, говоря: «Человек Божий! Почему ты нашего царя не признаешь? Он повелевает тебе сойти с горы». И отвечал пророк пятидесятнику: «Если я человек Божий, то пусть сойдет огонь с неба и попалит тебя и твой пятидесяток». И сошел огонь с неба и попалил его и пятидесяток его. Еще послал царь пятидесяток — и тех сжег. И когда пришел третий пятидесяток, то со смирением пал на колени свои пред Илиею начальник их и умолял его: «Человек Божий! Да не будут презренны души наши пред очами твоими — не губи нас, не сжигай. Мы не по своей воле пришли, царь строгий, жестокий, послал нас». — «А что он хочет?» «Он хочет, чтобы пришел к нему». — «Хорошо, приду». И он встал, и пошел с ним к царю (4 Цар. 1, 9—15).

А когда фарисеи и саддукеи говорили Господу: «Мы разобрались и поняли, что Тебе помогает князь бесовский» (Мф. 9, 34; 12, 24; Мк. 3, 22; Лк. 11, 15), значит, в Тебе бес сидит (Ин. 8, 48, 52), Ты злодей (Ин. 18, 30), — Он не сжег их. Хотели Его сбросить с горы, предать смерти, но Он стал невидим для них и ушел (Лк. 4, 30); хотели побить камнями, Он скрылся и вышел из синагоги (Ин. 8, 59). Вот какое смирение Христово! Висел на Кресте, взывал: Жажду (Ин. 19, 28). Чего жаждала душа Его? Он жаждал спасения людей и жаждал покаяния Иуды, ждал, что прибежит он ко Кресту и попросит прощения. Эту тайну открывает нам преподобный Нил Мироточивый, Афонский, в своей книге «Посмертные вещания». Что он пишет?

Господь видел, как металась душа Иуды, как он, придя в храм, бросил 30 сребреников и сказал: Согреших предав Кровь неповинную (Мф. 27, 4). Диавол навел Иуде страшное уныние, отчаяние, затмил помыслами: «Кого ты предал? Чудотворца, Бога во плоти! Нет тебе спасения». И он побежал в пустынное место, которое называлось долиной сынов Енномовых, или геенна огненная, по преданию иудейскому, там после Страшного суда откроется вход в ад. А тогда в этой долине долгое время сбрасывали животных, умерших от всяких инфекционных, раковых болезней, и сжигали, чтобы не было эпидемии, и оттуда шел постоянно дым. Иуда снял с себя пояс, одним концом затянул шею, другой конец привязал к дереву и бросился… А Господь, смиряясь и жалея его, наклонил ветвь дерева, и он не удавился; так было и во второй, и в третий раз. Но Иуда все-таки не познал любовь Христову, которая готова была простить даже его.

И мы, братья и сестры, как чада одного Отца, будем жить, подражая Господу, Матери Божией, женам-мироносицам, апостолу Иакову, всем святым, преподобному Сергию. Встанем на путь добра, понудим себя к исполнению всех заповедей Божиих, больших и малых, разберем Апостольские правила, посмотрим жития святых, как они жили. Многие раньше жили во грехе, потом покаялись и, продолжая непрестанное покаяние, становились великими святыми. И нам через покаяние открыт путь жизни к свету, к Богу, ко Христу. Отвергнем змея, которого послушала Ева и который искушает нас, предлагает всякие красоты этого временного преходящего мира, а будем искать Царствия Божия и правды Его (Мф. 6, 33; Лк. 12, 31), чистоты сердечной, ибо чистии сердцем… Бога узрят (Мф. 5, 8).

Надо приучать себя еще, братья и сестры, к твердому познанию воли Божией в каждом поступке, в каждом делании и приучаться к невидимой брани, к отречению от помыслов. Древних монахов, особенно египетских, которыми Матерь Божия управляла, апостол Марк укреплял в их делании. Какое у них было делание? Самый главный труд и делание их это непрестанно призывать Иисуса Христа. Какое дело теперь у монахов на небе? Они с Ангелами взывают: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф: исполнь вся земля славы Его (Ис. 6, 3; Откр. 4, 8).

И мы, желающие войти в Царствие Божие, должны помнить о том, что там уже будем как Ангелы. Эти древние монахи, при пострижении принимая Ангельский чин, старались постоянно пребывать с Богом: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Долго, в течение нескольких лет, читали вслух эту молитву, чтобы она стала у них непрестанной. Потом приучались совершать ее при работе, во время трапезы, на богослужении. Даже некоторые, восходя в делании этой Иисусовой молитвы, могли просматривать книгу, умом смотреть, а духом в сердце призывать: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Встанем же на путь добра, перестанем блудить, воровать, будем трудиться, обеспечивать семью свою, любить детей, всем давать жизнь, любить ближних, подражая женам-мироносицам. Будем ежедневно читать Евангелие, разбираться, любить церковь, соблюдать посты, праздники, почитать Пресвятую Деву Богородицу, Марию Иаковлю, как Она называется в Евангелии. И непрестанно будем испытывать себя, чтобы помысл не уклонялся никуда от молитвы. И когда мы станем истинными сынами воскресения, Господь укрепит нас, вразумит, повелит Ангелам Хранителям охранять нас и услышит наши молитвы.

«Святым Духом, — поет Церковь, — всяка душа живится». И в день Страшного суда Господь поставит нас по правую сторону, чтобы войти нам через открытые врата в Небесный Иерусалим, великий град. Дай Бог, всем нам услышать глас Иисуса Христа призывающий: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.



Все новости