Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Возлюбленные братья и сестры! В сегодняшнем Евангелии говорится: Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его (Мф. 6, 33). Когда ученики просили Господа научить их молиться, Он дал им и нам молитву усыновления. Это чудная молитва самая для нас главная. Отче наш, — к Богу мы зовем как к Отцу нашему, — Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое: Да приидет Царствие Твое: да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли… (Мф. 6, 9—13; Лк. 11, 2—4). Как приходит Царствие Божие? В Духе Святом. Как мы должны жить здесь? Во всем искать волю Божию, и все дела наши должны быть освящены. Эта жизнь наша на земле — время покаяния.
Мы все избраны к богообщению. Бог наш Отец, значит, мы все братья и сестры. Любить Бога нужно всем сердцем, душой и помышлением, заповеди Божии как великое для нас благое иго нужно обязательно исполнять всем, любить ближних своих, а враг у нас один — сатана. И мало кто из нас разбирает закон Божий, а это надо положить главным в сердце своем и искать Царствия Божия и правды Его, стяжевать чистоту сердца. Что значит чистота сердца? Чтобы даже в уме не покупать, не продавать, не блудить, не беседовать с сатаною, не творить всякие беззакония.
Но нас не обучали закону Божию ни в школах, ни родители, занятые трудом, поэтому надо самим заниматься и познавать волю Божию. Уже многие отцы говорят по-евангельски: «Не ищите наставников здесь на земле, един бо есть Наставник ваш, Христос (Мф. 23, 8, 10), а познавайте и исполняйте волю Божию (Рим. 12, 2; Еф. 5, 17; 6, 6; Евр. 10, 36)». Собираясь что-либо делать, или говорить, или поучать кого, надо рассудить, чтобы было все в жизни нашей по воле Божией, «для благоугождения Богу и спасения души», как катихизис учит начинающих. Малое и великое дело все взвешивается, даже помыслы испытывает Господь и кого оправдывает, кого осуждает.
Здесь не жизнь, а приготовление к жизни, время покаяния. Поэтому надо искать Царствия Божия, читать Евангелие, разбирать каждую строчку, хорошо жития всех святых прочитать, иметь даже эти книги. И церковь надо любить, а поскольку богослужение в храме на славянском языке совершается, значит, изучить славянский язык, чтобы все ясно понимать, что поют, читают. Потому что в песнопениях церковных, как говорит старец Силуан Афонский, и догматическое богословие нам преподается, и нравственное, и история всего.
Христово стадо — малое стадо (Лк. 12, 32). Но от кого это зависит? От людей. Еще пророк Ездра говорил, что много людей живет на земном шаре, а мало будет в Царствии Божием (3 Езд. 8, 3, 9, 15; 11, 32). Почему? От нас зависит. Зачем воруем? Зачем поступаем беззаконно? Возьмем пачку сигарет. Что написано? «Минздрав России предупреждает: курение вредит вашему здоровью». И ученые, врачи говорят, что курение отнимает девять лет жизни, никотин пятнами оседает на легких, отравляется кровь, дети рождаются тупоумные, болезненные. Спросишь такого любителя: «Ты как считаешь: вредно курить?» — «Да, вредно». — «А почему куришь?» — «Да и хочу бросить, а не могу». Также и пьяница знает, какой вред от пьянства, а пить продолжает.
Часто мы вспоминаем Петра, бывшего мытаря. Он не знал Евангелия, не знал Бога, не знал жизни вечной. И он жил не по заповедям Евангелия, а совсем по другим, как говорится: ешь, пей, веселись, все равно ничего нет. Петр имел много богатства, строил роскошные дома, носил дорогие одежды. Ему служили рабы, а он был очень жестоким к ним и многих обижал. Он любил праздники и торжественно их справлял, знал все вина и настойки, какие есть заморские и свои, посещал многие увеселения, как конские ристалища, театры, зрелища, слушал песни неподобные, всякие книги прочитывал, имел друзей таких, как он сам, и жил так много лет, копил сокровища и не думал о смерти, наслаждался этой жизнью. Но Господь и его посетил, коснулся его бессмертного духа, вразумил, напомнил о Евангелии, о жизни вечной, и Петр стал прозревать. Он начал рассуждать, Господь дал ему дух такой: «Что же совершается во мне? Что вокруг совершается? Какую пользу я получаю от этого вина, от этой роскоши, от славы, от жестокости своей? Кругом гробницы, могилы — и я туда уйду. А что потом будет?» И когда он стал углубляться в евангельскую проповедь, то понял, что он тот самый блудный сын, который ушел на страну далече (Лк. 15, 13), бросил дом отеческий, отеческие объятия — бросил Церковь, святых и ушел. И куда он попал? Он попал к свиньям и питался уже с корыта рожцами.
Так Петр стал сознавать, что неправедно проводил жизнь, потому что, имея очи, не видел Бога, не видел правды Божией, не видел добрых святых людей. И он размышлял: «Евангелие призывает к вечности, к любви, к добру, учит, что надо все оставить, взять крест и последовать за Христом, чтобы все приобрести». Его благодать Божия посетила, свет Христов просветил его сердце, и он стал совершенно другим и говорил сам себе: «Зачем мне эти дома? Зачем мне рабы, власть над ними, богатство, вино, песни нехорошие, зрелища? Все теперь надо оставить». И он стал призывать своих рабов, много у него их было, кротко говорить, другим языком, так что удивлялись они, ибо знали, как он с ними жестоко поступал, бил, заставлял много работать, а тут стал обращаться: «Братия мои, прошу у вас прощения… Я теперь не хочу жить так, как жил. Вы мне братья, а не рабы подневольные, поэтому отпускаю вас на свободу и даю вам содержание, чтобы вы устроили себе жилище, завели семьи и жили доброй христианской жизнью». Помногу дал им денег, разделил все имущество, отпустил всех на свободу, продал свои имения и эти деньги раздал церквам, убогим, нищим и стал молиться Богу. Потом посмотрел на себя: «Вот окаянный-то, ведь какие на мне еще роскошные одежды. Какой же я раб Христов?» И он пошел на улицу, увидел одного нищего и обратился к нему: «Слушай-ка, брат ты мой, не хочешь со мной поменяться одеждами?» Посмотрел на него нищий с недоумением: возможно ли, чтобы этот богач, у которого вся одежда блестит золотом, одел его лохмотья, заплатанные, старые, грязные, — однако же сказал: «Конечно, хочу». И сразу Петр снял с себя богатые одежды и одел его лохмотья.
А перед этим он уговорил друга своего исполнить то, что будет просить потом, впоследствии, и взял обещание, чтобы не отказался, а обязательно сделал. Вот в этой одежде пришел он к этому другу и сказал: «Помнишь, ты давал слово исполнить то, что я тебя попрошу». — «Да, помню, но я тебя не узнаю. Где твои хорошие одеяния? На кого ты похож?» — «Я другим стал, а просьба у меня к тебе такая: веди меня на рынок и продай в рабы». Тогда было суровое время, рабовладельчество. Тот удивился: «Как это так?! Почему ты совершенно изменился? Да и как я тебя, друга своего, поведу продавать?! Ты знаешь, какая доля рабская? Поношения, скорби, труд, бесчестие. Ты же воспитан в славе, в сытости, в роскоши». — «Не рассуждай, а исполняй то, о чем мы с тобой уговорились, или я потом буду с тобой судиться на Страшном суде». Друг согласился и повел Петра на рынок.
Там покупатели стали осматривать: тело крепкое, еще нестарый. Спрашивали, что умеет делать, на какие способен работы. Купил его один хозяин, и началась у него жизнь раба. А какая жизнь у раба? Суровая, в послушании, в работе, в бедности. Стоял он часто у ворот, принимал гостей, открывал, закрывал ворота, спал на простой деревянной лавке, питался — что останется, когда раз в день, когда и совсем ему не доставалось, терпел поношения, побои, и все переносил с радостью ради Христа, и непрестанно молился. Господь положил ему на сердце память Иисусову, призывал он и Богородицу и непрестанно взывал: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». И он много лет так проводил в покаянии. И потом Господь его утешил: даровал ему уверение, что грехи его не только простил, но еще очистил его дух, и он стал выше Адама.
И мы, братья и сестры, христиане, живя здесь, на земле, должны искать Царствия Божия и правды Его (Мф. 6, 33). Посмотрим на себя. Мы ищем славы, предаемся лености, не любим трудиться, любим продать подороже, купить подешевле, у нас лицемерие, ревность, осуждение, нет смирения, нет терпения, нет благодарения за все радости, за все скорби и невзгоды. И нам нужно, братья и сестры, глубоко воззреть на свою душу и, раскрывши Евангелие и Жития угодников Божиих, посмотреть, как мы должны жить.
Нужно Евангелие читать, в нем глагол Христов ведет к доброте. Господь говорит: Любите друг друга (Ин. 13, 34; 15, 12, 17), заповеди Моя соблюдите (Ин. 14, 15). О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин. 13, 35), аще заповеди Моя соблюдете (Ин. 15, 10). О чем говорят заповеди? О добре, о правде, о истине. И Господь Сам прямо говорит в Евангелии, что кто не верует в Него, во Христа, грех несет большой (Ин. 16, 9), он ветхозаветный человек, он не может надеяться на Царствие Божие.
Поэтому, братья и сестры, возлюбим добро, правду, волю Божию и будем познавать их, открывать в Священном Писании. Некоторые древние монахи, и даже мирские, изучали Евангелие наизусть, знали и Псалтирь. Какая дорогая Псалтирь! Какая молитва! Шестопсалмие — это как бы глас Сына Божия к Богу Отцу. Но многие в церковь не ходят. А которые стараются принести покаяние, приготовиться к вечной жизни, те утром и вечером бывают в церкви, знают хорошо славянский язык и понимают пение и чтение. И надо еще как бы на вторую ступень делания переходить: возлюбить постоянное общение с Богом, непрестанно Иисусову молитву совершать. Идешь, сидишь, лежишь, простую работу выполняешь — всегда молись, с Богом веди беседу, а когда никого нет, наедине, вслух читай.
Что наше богатство, дома, машины, должности большие? Давайте просить у Бога премудрости и разума, чтобы во всем искать волю Божию. Святое Евангелие читаем, там Сам Господь в откровении говорит, как мы должны жить, как проводить время, обращаться с ближними. Поэтому поступать будем, как учит Господь и отцы святые объясняют. Сначала отложим всякое богатство. У кого что лишнее есть, надо как бы передать в руки Христу. Как передать?
Скажем, где-то в деревнях живут, а Евангелия не имеют. Можно на деньги, например, на 30 тысяч, заказать, чтобы напечатали тысячу Евангелий. Раздадим их, пусть читают, молитвенники за нас будут. Как бы вот семья, три-пять человек, будут читать подаренное Евангелие и будут благодарить и молиться: «Помяни, Господи, Марфу (или Петра). Какие тайны здесь нам открылись, как хорошо написано, так надо и жить». Потому что добрая совесть им так подсказывает. И убогим, сиротам помогать надо. Что на Страшном суде Господь спросит? Как посещали больных, кормили, одевали убогих, навещали в темницах (Мф. 25, 34—39). «Вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40), — говорит Христос, — и Я принял все в Свои руки». Вот что ценно: милосердие, сострадание к ближним!
Надо отложить не только лишнее богатство, но и отложить страсти, чтобы никто не курил, не блудил, не убивал, не воровал. Не то, чтобы не воровать, даже нашел вещь — отдай хозяину. Будем так стараться проводить жизнь в чистоте, подражать святым угодникам, исполнять заповеди Евангелия, чтобы воля Божия была нашей волей человеческой. Как преподобный Антоний Великий говорил, и все святые, и преподобный Сергий: «У меня нет иной воли, кроме воли Божией, воля Божия сливается с моей волей человеческой». Этот союз воль есть начало святости, и эту святость некоторые получали угодники еще на земле.
А в будущей жизни Господь всех испытает. Загремит труба Архангельская, и все воскреснут. Наши Ангелы Хранители приведут наши души к останкам нашим, и тела станут духовными. Вспомним, что Евангелие говорит. Господь воскрес и вышел из Гроба, не нарушив печати, и в тот же день явился ученикам Своим, когда двери были закрыты (Лк. 24, 36; Ин. 20, 19). Подобно, как электромагнитные волны проходят через стены, и каждый может слушать радиоприемник.
Господь предстал перед учениками, и они пришли в смятение, испугались. «Это дух, наверное, — подумали они, — все закрыто на запоры, а Он здесь». И сказал Господь: «Что смущени есте… яко Сам Аз есмь, ваш Учитель, Пастырь ваш добрый, за вас пострадавший». Потому что дух наводит, как говорится, галлюцинацию, а плоти и кости он не имеет. И словами: Осяжите Мя и видите, — Господь предлагал им удостовериться, что у Него есть и тело, и кости, которые Он как Человек имел при жизни (Лк. 24, 38—39). Но какие они стали? Духовные, проникали через стену.
И таким должен стать человек, и для него Господь уже уготовил Царствие Небесное не на земле, а на небе. Новый Иерусалим, огромный Нерукотворенный град для нас Господь сотворил из золота чистого и драгоценных камней, величиною в 12 тысяч стадий в длину, ширину и высоту, и 12 ворот. Сам Господь — Солнце правды (Мал. 4, 2), воссияет в нем. И там тоже будет совершаться литургия, но уже духовная, и причащение будет тоже духовное.
И, дай Бог, нам принести глубокое покаяние, чтобы Господь нас посчитал истинными чадами, а мы почитали Его Истинным Богом и Отцом и исполняли заповеди Божии. И все мы оставим: и дома, и дипломы, и книги, и богатство, и золото, и серебро, и родных. Как говорится, каким родился человек, таким и уходит, ничего ему не нужно. Поэтому глубокая премудрость дается от Бога святым, и они ищут Царствия Божия и правды Его, водворяют в себе чистоту сердечную, отрекаются от всякого богатства, от всех страстей, от скверных помышлений и непрестанно молятся: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Причащаться нужно чаще, каяться. И тогда, когда войдем в усыновление, уже без страха будем мы отходить от этой жизни, Ангелы примут наши души. В день Страшного суда Господь нас поставит по правую сторону. И дай Бог, чтобы так совершилось, чтобы мы бросили грех, теперь принесли глубокое покаяние и жили в чистоте сердца. И, дай Бог, чтобы Господь принял всех, вошедших в добрόту Иáковлю (Пс. 46, 5), как говорит Писание, в чистоту, в святость, и нас призвал, и сказал: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.