Вознесенский Оршин женский монастырь

Слово архимандрита Наума (Байбородина). Неделя 5-я Великого поста. Прп. Марии Египетской

Возлюбленные братья и сестры! Святая наша Церковь торжественно празднует Воскресение Христово, и каждую неделю мы прославляем Христа Воскресшего, явившего величайшее знамение для всех нас. И когда человек приходит к Богу, верует в Бога, принимает рождение в таинстве крещения, он как бы переживает первое воскресение; и когда грешник кается и приходит к Богу, то также переживает воскресение, обновление, очищение своей души.

В нынешний воскресный день мы почитаем, прославляем преподобную Марию Египетскую. Какая любовь Божия проявляется к человеку! Бездна бездну призывает во гласе хлябий Твоих (Пс. 41, 8), —удивляется пророк. Бездна греховная в человеке призывает гласом своим бездну могущества, любви, милосердия Божия, и Господь слушает. Когда Господь висел на Кресте и рядом с Ним распяты были два разбойника, то один разбойник пришел в разум познания истины. Он говорил своему товарищу, который злословил Иисуса Христа: «Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли. Чем мы занимались? Нехорошими делами. Сколько зла наделали! Сей же Праведник ничего худого не сделал». И обратился ко Господу: Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии си, Твоем (Лк. 23, 42).

Предание говорит, что, когда Господь от Иродова гнева бежал в Египет с Матерью Пречистою, их по дороге встретили разбойники. Посмотрели они: осел хороший, и кое-что можно было у них взять — решили ограбить. А предводитель их, взглянув на Младенца, не захотел уже смотреть ни на осла, ни на другие вещи, потому что увидел необыкновенную красоту, благолепие, свет, исходивший от Лика Его, почувствовал тишину в себе, мир. Никогда он такого не видел, не ощущал, не сознавал, и у него переменилось сердце. «Давайте не будем трогать их. Что нам осел? У нас и так всего много есть. Отпустим их, — говорил разбойник, не отводя глаз с Богомладенца. — Посмотрите на Него, как Он прекрасен, как сияет. Какой свет от Него исходит, теплота. Идите с миром». И Матерь Божия, посмотрев на него, предсказала: «За то, что ты такую милость проявил к Нам, тебе Господь в свое время окажет еще большую милость».

И вот разбойник, воззвавший: «Помяни мя, Господи, когда приидешь во Царствие Твое», — был тот самый, который отпустил Святое Семейство, не причинив никому никакого зла. И Господь что ему сказал? Днесь, ныне, сегодня, со Мною будеши в раи (Лк. 23, 43). Значит, первым жителем рая кто оказался? Разбойник, человек порочной жизни раньше был и только вразумился, обратился к добру, к истине, к правде, и Господь сразу помиловал его. И принял его Авраам, отец верующих. Было такое время на земле, когда никто не веровал в Бога. Ведь потоп за что был послан? За беззакония, за всякую неправду. И вот Авраам единственный был человек на земле, который веровал в Бога, он и называется отцом верующих (Рим. 4, 11), и в раю теперь принимает всех.

А преподобная Мария Египетская чем могла похвалиться за молодые годы жизни? Бездна греховная одолевала ее сердце, она считалась красавицей и увлекала многих юношей. И каждый из нас переживает всякие страсти, ибо, как говорит Писание, все, еже в мире, похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская (1 Ин. 2, 16). От вина ярости любодеяния своего, вином прелюбодеяния, напои диавол вся языки, всю вселенную (Откр. 14, 8; 17, 2; 18, 2). Он даже хвалится иногда, что во аде в основном находятся те, которые не проходят мытарства по седьмой заповеди. И убийство детей связано с седьмой заповедью, и всякие развраты, и посещение домов неприличных, и все, что совершается в беззаконии, когда не ради чадородия, а ради сладострастия «блудник грешит против собственного тела» (1 Кор. 6, 18) — это губит души человеческие.

И многие люди часто впадают в бездну греховную, у них одна тьма, одни грехи, но бывает, что кто-то все-таки обращается к бездне Бо­жественной любви. И Господь милует этого человека, вместо тьмы дает ему свет, одевает в белые одежды и усыновляет. Так вот и Мария Египетская раньше представляла из себя бездну греховную. И так прожила она 17 лет. Что же она приобрела? Одни грехи, одни плохие нравы, привычки, всякое беззаконие. Но когда Матерь Божия ее призвала, она подобно разбойнику опомнилась, пришла в себя. В Иерусалимском храме ей дано было почувствовать Божественную силу, которая не допускала ее приложиться к Кресту Животворящему; благодать коснулась сердца, и она осознала, что за нечистое и скверное житие ее попускалось такое.

И здесь уже Матерь Божия стала внушать ей, что она прожила жизнь в пороке, шла тьмой объятая, что недостойна она приносить не только хвалу Богу, но даже стоять в храме Божием. Мария вспомнила все: как она жила, как она не хотела трудиться, не создала себе семьи, не молилась, а все предавала посмеянию. Вспомнила, что она сама научилась развращению и других этому научала. «Увы мне! — говорила она. — Для чего я живу? Я раньше не верила Промыслу Божию, но теперь я убе­дилась: есть неведомая сила, которая наблюдает за родом человеческим и ко­торая промышляет о нашем спасении». Видимо, она встречала раньше молитвенников, знала, что есть храмы Божий, знала, что в пустынях живут пустынники, но она не верила никакой благодати Божией и искала только увеселений и утешений в этом мире по правилу: ешь, пей, веселись — другой жизни нет. И познала она теперь, что есть Бог, что есть неведомая сила Божия, которая наблюдает за каждым человеком, и взывала она: «Матерь Божия! Если можно, прости меня! Я теперь не буду больше жить той жизнью, которой я жила. Позволь мне войти в храм Божий, получить благословение от великой святыни и научи меня, как мне теперь жить по-новому». И Матерь Божия, зная ее мужественное сердце и решимость, зная, что она, если уже дает слово, то исполнит его, взяла ее под Свой покров; ввела в храм Божий, допустила поклониться Кресту Животво­рящему. И когда вышла обратно Мария, то Она сказала ей в сердце: «Иди за Иордан и там найдешь спасение». И поверила преподобная Мария, все оставила и пошла за Иордан.

47 лет прожила она там. Она в пустыне не видела лица чело­веческого, она не имела жилища, жила под открытым небом; не имела одежды, потому что когда она пришла на Иордан, то вся прежняя одежда со временем пришла в ветхость; не имела пищи — питалась травами.

Первые 17 лет — год за год греховной жизни — она жила, как живут с зверями в клетке. Потому что страсти, которые обитают в душе человеческой, подобны зверям, они терза­ют, тяготят человека, идет страшная невыносимая борьба. И вот она терпе­ла эту брань 17 лет. Господь ей сразу простил грех еще там, в храме, еще в то время, когда она, идя за Иордан, умыла в его святой воде лицо и ру­ки, когда причастилась Пречистых и Животворящих Тайн Христовых, но освя­щение благодатью подается после долгих трудов и многого покая­ния.  Сколько она плакала, сколько слез пролила, и постепенно бла­годать Божия стала очищать ее. Она после 17 лет борения получила от Бога мир. И этот мир поставил ее в свой естественный чин. Она познала, что все окружающее ее на земле — творение Божие, что всякая тварь подвластна Богу. Она постепенно стала познавать мир невидимый, а потом еще тридцать лет совершенствовалась в своих нравах, и достигла великой благодати.

Преподобный Григорий Синаит говорит, что открывает Господь восемь степеней восхождения к Богу для всякого верного, вошедшего в меру духовного сыноположения. Душа боголюбивая научается истинному богословствованию от Самого Бога, о чем святой Григорий пишет: «Утверждаем, что есть восемь главных предметов созерцания: первый — Бог, невидимый и безвидный, безна­чальный и несозданный, причина всего сущего, Троичное и пресущественное Божество; второй — чин и стояние умных сил; третий — составление видимых вещей, четвертый —                домостроительное снисшествие Слова; пятый — всеобщее воскресение; шестой — страшное второе Христово пришест­вие, седьмой — вечная мука; восьмой — Царствие Небесное».

А преподобный Макарий Египетский говорит, что иногда даже некоторые подвижники благочестия познают 12 степеней — это как бы высшее богосло­вие, когда уже человек, душа человеческая научается от Самого Бога, от Духа Святого. И мы знаем, что прп. Мария не знала Писаний, не знала гра­моты, но душа ее, подобно бестелесным Ангелам, чувствовала в себе легкость и окрыленность от непередаваемой радости и благодати в упоении Божествен­ными тайнами духовными. И она воспламенялась духовной любовью к челове­честву, плакала и молилась о всем роде человеческом, не различая доброго человека от злого. Себя же она уничижала до глубокого смирения, так что почитала себя хуже и меньше всех. Душа Марии в великом без­молвии, тишине и мире была в богообщении и сама становилась вся светом, вся радостью, вся упокоением, вся любовью, вся милосердием, вся благостью и добротой. Преподобная Мария Египетская показала, как можно прийти к такому состоянию, каким был первозданный Адам и даже выше его.

Когда же Господь решил явить это великое сокровище благодати миру для нашей пользы, для научения, то послал в ту же пустыню преп. Зосиму, подвижника благочестия. Он с малых юных лет служил Господу Богу в обители, но когда пришел и увидел Марию Египетскую, он изумился и взывал: «Слава Тебе, Христе Боже, что Ты показал мне рабою Своею, как я далеко стою от совершенства! Как она в женском естестве сподобилась великой бла­годати Божией?!»

Мы знаем, что, когда душа человеческая примиряется с Богом, тогда вокруг водворяется мир и природа веселится, а звери, которые обитали в пустыни, смотрели на Марию Египетскую как на цар­скую дочь. Они ее любили, они были кротки к ней. И когда нужно было ее погребсти после многих трудов, то Зосима не знал, как вырыть могилу в сухой пустынной земле. Вдруг он увидел огромного льва — жителя пустыни, который кротко, подошел, поклонился умершей Марии Египетской, поклонился и старцу Зосиме. Потом он стал с усердием передними лапами рыть землю и вы­копал глубокую могилу, помог совершить погребение и ушел в отдаленную пу­стыню. Зосима пропел молитвы погребения и пошел в свои монастырь, прослав­ляя Господа Бога, что Господь сподобил его увидеть такое сокровище благо­дати, великую подвижницу благочестия.

И нам прп. Мария Египетская показала образ покаяния. Удивлялся прп. Зосима, как она хорошо знала Священное Писание. Но она зна­ла не только Писания, она знала тайны Божий, потому что она взошла на выс­шие степени созерцания и получила великую благодать Духа Пресвятого. Она видела этот мир в своем чине, видела Ангелов Божиих, как они служат своему Создателю. Она познала тайну Боговоплощения: как это Бог стал Сыном Чело­веческим и восприял в Свою Ипостась нашу природу, оставаясь Богом. Она ви­дела воочию, как совершится Всеобщее воскресение, как Страшный суд прои­зойдет, какое будет блаженство на небе.

И мы, братья и сестры, прославляя в нынешний день преподобную матерь нашу Марию Египетскую, будем подражать, хотя бы в малой мере, ее покаянию. Хотя она и грешила, но нашла в себе силы, решимость остановиться, дать обе­щание Богу больше не грешить, оставить порочный путь греховный, принесла покаяние, попросила Матерь Божию быть ей Покровом, Защитницей и Помощницей и ушла от этого мира туда, где не было греховных людей, она не слышала больше греховные речи, не видела их деяния и не говорила о них. Она призывала только Бога, и Бог стал ей Помощником. И хотя бы мы имели многие грехи, но Господь готов принять нас, как принял блудного сына, который вернулся от развратного жития, от корыта свиней к отчему дому. Эта притча, братья и сестры, напоминает нам о многом, потому что в образе блудного сына изображается весь род человеческий. Все мы уходим в «страну далече», в область греха, тьмы и неведения. Но когда мы возымеем желание принести покаяние, обращение к Богу изъявляем, то Господь готов принять нас. И радуются Ангелы, Архангелы и все святые, когда мы, бросая грех, идем к покаянию.

Святые отцы говорят, что нам нужно восходить от познания к познанию. Как говорит прп. Исаак Сирин, есть у нас тело, душа и дух, так   способы познания этого мира имеют три степени. В начале человек увлекается ве­щественной стороной, как бы телесной природой своей. У каждого возраста­ет эгоизм, каждый ищет себе здоровья, славы, чести, достатка и забывает о высших благах. Тогда ум наш становится прислужником наших плотских удовольствий и ищет, как бы добыть денег, как бы купить вина, как бы ко­го-то обольстить, обмануть, как бы славу приобрести какую-то или стяжа­ние. Но когда дух человеческих начинает постепенно возвышаться, углубляет самопознание, то уже душевное открывается познание. Человек на­чинает верить Священному Писанию, верит Промыслу Божию, чудесам Божиим, начинает молиться, поститься.

И когда душа, подобно Марии Египетской, покаянием, слезами и доб­рыми делами возвышается, то тогда ум боголюбивый, просвещаемый совестью и укрепляемый благодатью Божией, начинает уже руководить всем человеком, напоминает душе нашей, что это грех, это тьма, что надо трудиться, надо смиряться, надо молиться, надо терпеть скорби и непрестанно молиться. Идет противоречие, идет глубокая внутренняя борьба со страстями в душе человеческой. Так совершается покаяние, в котором действует уже благодать Божия. Это как богатство, которое подается по мере трудов, по мере нашей веры, по мере нашего усердия. А богатство может быть малое, может быть и большое. И скажем, например, военнослужащий: может быть простой солдат, может быть генерал. Так и в покаянии. Много принесла покаяния Мария Еги­петская, много потрудилась, много постилась — получила сугубую великую благодать.

И мы, братья и сестры, в нынешний день будем просить преподобную Марию Египетскую, которая стяжала у Бога великую благодать и теперь на небесах пребывая, видит всех нас. Святые отцы говорят, что святым небожителям дано видеть кающихся и верующих христиан. Вот мы сейчас стоим и говорим: она нас слышит, видит, радуется, что мы прославляем ее и молится за нас. И давайте по мере сил наших подражать ей, чтобы и нам возыметь от Бога ревность к новой святой жизни, чтобы нам терпеть всякие скорби, приу­чаться к церковной молитве, к домашней, непрестанно взывать: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Если мы этим путем пой­дем, то Господь возрадуется нашему покаянию, нас укреплять будет Ангел Божий, мы будем насыщаться и Священным Писанием, и молитвами, и от наших слез, от терпения и придем мы в сыноположение. Это сыноположение нас возвысит, появится у нас тогда уже дерзновение, и мы будем к Богу взы­вать как к Истинному Отцу. А раз мы чада Божий, раз мы приняли от Бога усыновление, значит, Господь оденет и нас в белую одежду за покаяние, за веру нашу. И когда труба архангельская загремит, Он призовет нас, поста­вит по правую сторону и скажет нам тогда: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.



Все новости