Вознесенский Оршин женский монастырь

Слово архимандрита Наума (Байбородина). Неделя Всех святых, в земле Русской просиявших

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Возлюбленные братья и сестры! В нынешний день мы прославляем всех святых, в земле Русской просиявших. Они благочестием, верою, молитвою, постом и всеми добродетелями умолили Господа Бога и испросили у Создателя своего святыню, и Дух Святой освящал их сердца и их дела.

Великое сонмище, великое множество угодников даровала нам земля Российская. Когда Дух Святой сошел на апостолов, они стали богодухновенными, и разошлись они по всей вселенной. Апостолы Варфоломей, Симон Кананит, Андрей Первозванный посетили нашу Российскую землю и предсказали, что здесь воссияет благодать Христова. И когда Господь послал милость Свою, когда Матерь Божия взяла под Свой покров Российскую землю, то приняла Русь святое крещение. Как говорят святые отцы, особое благоволение Божие было в то время. Прогремели Вселенские Соборы, прошли всякие ереси, расколы, Церковь успокоилась, приняты были основы веры, основы догматической жизни, литургической. И все духовное богатство, которое было в Греции, перешло нам, россиянам.

Мы знаем, что сначала приняла веру Христову равноапостольная великая кня­гиня Ольга, а потом ее внук равноапостольный великий князь Владимир. Он долго размышлял, и Господь дал ему чудное знамение для укрепления его веры: он ослеп. Из Константинополя прибыли епископы, священники и его невеста царевна Анна, а он был слеп и не видел света Божия. Это было знамением того, что свет Христов просвещает всякого человек, приходя­щего в мир. И когда князь Владимир вошел в купель крещения и благодат­ный свет осиял его, Господь простил ему согрешения все, которые были в языческом житии его, даровал ему благодать великую, к тому же он по­лучил еще и просвещение телесной природы: как бы некая чешуя спала о его глаз, он прозрел и увидел свет Божий, прославил Бога и Матерь Божию. И началось крещение Руси. Русь тихо, мирно принимала Евангелие Христово, все — от мала до велика — погружались в воды крещения и принимали возрождение.

И вот великий князь принял это рождение благодатное, и вся Российс­кая земля приняла крещение, стали строить церкви, монастыри по всей Русской земле. Это было в 988 г. И где раньше процветало язычество, где тьма была, там много святых просияло.

Святая жизнь преподобных Антония и Феодосия озарила всю Русскую землю красотой монашеского подвига. Она заложила основу иночества на Руси. Их Киево-Печерская лавра явилась рассадником Православия, школой истинного подвижничества и благочестия и дала много святых угодников.

И постепенно Русь стала утверждаться в православной вере. В отда­ленных местах образовывались епархии, появились первые русские святые, первые русские иконы. Из Киева святая вера перенесена была в Новгород. В 990 г. сюда прибыл митрополит Михаил с шестью епископами. Из Новгорода митрополит Михаил и епископы отправились в Ростов и здесь крестили многих, рукоположили пресвитеров, воздвигли храм. В 992 г. князь Владимир и два епископа прибыли в Суздальскую землю, где и суздальцы охотно крестились. А на берегу Клязьмы Владимир заложил город своего имени.

Позднее святой князь Андрей, который возлюбил северные пределы, перенес в город Владимир из Киева чудотворную икону Матери Божией. Эту икону писал апостол и еванге­лист Лука, и стала называться она «Владимирской». И здесь начала созидать­ся Северо-Восточная Русь.

И митрополиты Петр и Алексий много потрудились для созидания Руси, и особенно много трудов, подвигов и мо­литв приложил преподобный Сергий — великий светильник, служитель Пресвятой Троицы, игумен земли Русской. Он заложил основы русского подвижничества, просвещения и нравственного воспитания русского народа. И воссиял благодатный свет евангельский, и стал преподобный светить Москве и созидавшейся Руси. При его жизни было открыто 25 монастырей, где знали только уставы и благочестие. А немного спустя его ученики еще открыли монастыри, так что всего 70 монастырей было на Русской земле. Это было время расцвета Православия на Руси.

В то суровое время Русь терпела татаро-монгольское иго. Как говорят многие толковники, то, что здесь стояли татаро-монголы, в некоторой степени сохранило нашу веру. Потому что на Западе в это время была эпоха Возрождения: страшное развращение, распутство в Венеции, в Ри­ме. А здесь как бы какая-то удерживающая сила действовала. Все были в страхе, стоило только дать весть, что татары идут, все разбегались кто куда: кто на острова озер, кто в леса, чтобы скрыться. Тут было уже не до роскоши, не до славы какой-то, а лишь бы сохранить веру и свою жизнь.

И вот преподобный Сергий воспитал очень много учеников. После его отшествия к Богу еще 200—300 лет существовала русская Фиваида, умное делание было насаждено здесь, то есть человек, который желает на земле получить явные благодатные дарования, должен непрестанно быть в богообщении, с Богом. Куда бы ты ни шел, где бы ты ни был, знай, везде диавол тебя смущает. Поэтому не беседуй о диаволом, с помыслами, а беседуй с Богом: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» — или: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый». Любую молитву произносишь — ты беседуешь с Богом, со святыми и прогоняешь помыслы, об этом нужно нам всегда помнить. И угодники Божии, чудотворцы, которые воскрешали мертвецов, ходили по водам, — непрестанно пребывали с Богом, непрестанно молились.

Есть такое древнее предание, что в последние времена Иисусова мо­литва возродится среди христиан. Мы должны стараться не быть мла­денцами в вере, не смущаться, когда еретики и всякие безбожники пред­лагают свои новые веры. Вера едина, ее Бог основал, утвердили апосто­лы, и на Русь принесли ее святые отцы, и эту веру нужно хранить. «Верую…» — поем мы двенадцать членов Символа веры. Семь Вселенских Соборов, По­местные Соборы, святые отцы утвердили эту веру, и нам нужно хранить только то, что мы получили от православной Греции. Нужно, чтобы число учеников преподобного Сергия умножалось. Все мы, почитатели преподоб­ного Сергия, его ученики. Он поминает нас, молится за нас. Каждый приходящий к раке возносит молитву и бывает услышан преподобным Сер­гием. Если наше прошение для славы Божией, для нашей души во спасение, он умоляет Бога и дает нам Господь все, что мы просим.

Святые отцы говорят, что путь нашего покаяния заключается в трех вещах. Первое — терпение находящих скорбей, а они у всех есть: и старе­ет человек, и болеет, и всякие терпит осуждения, неправды; второе — непрестанная молитва; третье — исповедание помыслов своих. Прошло три часа, встань, остепенись и подумай, что ты сказал, что ты сделал, какие советы давал другу своему. А вечером приноси покаяние, если воз­можно, священнику, или другу своему, или перед иконой, чтобы в следую­щий день меньше было у тебя отступлений от благочестия. Потому что для христианина, для ученика преподобного Сергия, уже считается гре­хом, если отступил он от непрестанного богообщения, о чем-то стал меч­тать. В женской обители в Шамордино было такое правило. Инокини нахо­дились в келлиях и молились, занавески висели на окнах. И если инокиня, услышав шум, открывала занавеску посмотреть, кто приехал на богомолье, разглядывала, какие кони разряженные, какие барыни, какие слуги, — за это получала епитимью. Почему? Потому что она увидела, услышала то, что омрачает молитву и лишает мира духовного.

Поэтому мы, братья и сестры, хотя живем в миру, но можем ревностью своей и, прося у Бога помощи, пребывать как бы в пустыни. Прп. Григо­рий Синаит говорит, что для спасения очень удобно уйти в пустыню, чтобы никого не видеть, не слышать, не говорить. Это, конечно, удобно, но как мы уйдем? А свт. Григорий Палама говорит, что можно пребывать в пустыне и в мир уходить по делам своим, но вместе с тем пребывать с Богом и иметь богообщение. А архиепископ Фессалоник Николай Кавасила (XIV в.), который почитается особенно в Греции, там и иконы его в храмах есть, говорит, что можно и в миру поставить чин спасения, как будто бы в пустыне. Сколько было угодников, которые пребывали в миру, а жили как в пустыне: не ви­дели, не слышали, не говорили о мирском, о греховном. Так и мы, за­нимаясь делами своими неотложными, должны умом пребывать о Богом. Ру­ками работай, говорили преподобные отцы, а умом призывай Бога: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

И теперь, братья и сестры, мы должны хранить те плоды, которые заложили наши светильники, наши святые отцы своими великими трудами. Они сохранили для нас веру православную, а весь Запад потерял ту красоту неразделенного Православия, которая была утверждена апостолами. А мы, хоть и грешные люди, но ничего не изменяем и поем Символ веры, и вера наша неизменная. Мы признаем, что Святой Дух исходит только от Отца, а не так, как другие это преподают. И мы храним предание и устав службы. Если же среди нас находятся какие-то нерадивые пастыри, то Господь все совершает через Ангелов Сам и мы получаем, по нашей вере, и причащение, и отпущение грехов.

Веру православную нужно хранить, почитать Богородицу. Тот, кто не принимает святого крещения, не может быть освящен и быть в раю; и кто не почитает Богородицу, не войдет в Царствие Божие. Говорят святые отцы, если кто интересуется, возьмите Октоих седьмого гласа, там в самом последнем тропаре девятой песни, Богородичном, говорится: «Ум и душу, и плотское смешение прием Богородице, от Твоих ложесн пречистых Бог Слово поистине Человек явися и Божественнаго существа общника человека яве показал еси», тайну Боговоплощения. Он, как Человек, естество принял от Богородицы. Поэтому Он Сродник нам, Он Сродник Адаму, Аврааму, всем святым. И как от Адама пошел род человеческий и много людей родилось, так от Нового Адама, Иисуса Христа, идет святой род христианский, новое святое человечество, и отсчет времени другой уже — от Рождества Христова. Поэтому мы спасаемся ради того, что Всесильный, Всемогущий Бог стал Человеком, понес немощи сынов человеческих, клятву понес Смертию умрешь (Быт. 2, 17). Сам Он эту клятву сказал, и Сам на Себе понес ее, и умер для того, чтобы даровать воскресение всем, которые веруют во Христа Спасителя.

Как некогда благоверный князь Андрей Боголюбский, теряя всякие выгоды и богатства, ушел на север, так и теперь поступают боголюбивые люди, ищут только Христа. И не посрамится наша вера, если мы будем православными. Но одной веры мало. Мы можем много знать, много говорить, а надо еще к вере приложить благочестие. Веруют всякие сектанты, веруют мусульмане, веруют и бесы и трепещут, боятся Бога. Не говорят бесы, что Христа не было, а просто они Его не любят. А нам надо любить Бога с верою.

Вот война недавняя, которая началась тоже в день Всех русских святых, 22 июня 1941 года, была за что? За то, что отступили от веры, ломали церкви. Было 77 тысяч церквей, а оставалось перед войной — сколько вы думаете? — всего 150. Значит, из 600 церквей оставалась одна, все были разрушены. И Господь послал великое испытание. Вся Европа работала на германцев, все жаждали погибели России.

Но произошло это чудо великое — Русь искупила грех служения диаволу, — было открыто 22 тысячи церквей, монастыри стали открывать, семинарии, писать, издавать церковные журналы, книги, начали люди русские каяться, молиться, призывать Богородицу, и Господь помиловал Россию.

Принесем покаяние и мы, братья и сестры, будем готовиться к Царствию Божию, будем подражать нашим святым отцам и матерям. Вот мы сейчас стоим здесь, может в любом месте находиться, а святые с неба видят нас. Потому что все, которые приняли святое крещение, имеют как бы огонек в сердце, и этот огонек дает возможность нас видеть. А те, которые некрещеные, они даже грех несут, как говорится в Евангелии: Он, Дух Святой, обличит мир о гресе и о правде и о суде. О гресе убо, яко не веруют в Мя, Иисуса Христа (Ин. 16, 7—9).

Поэтому нужно, братья и сестры, ходить пред Богом, как говорит старец Амвросий Оптинский, — там тоже Фиваида создалась, и как пророки были там старцы Макарий, Леонид, Амвросий и некоторые другие еще. И сам он ходил перед Богом, мыслил, говорил с таким чувством, что Бог на него смотрит. Иногда мы видим изображение Всевидящего Ока, но мало обращаем внимание, не задумываемся, какой смысл в нем заложен. А смысл такой, что Бог взирает на наши дела, поступки, мысли, и все взвешивается. Даже бесы, которые влагают нам какие-то помыслы, за них будут дополнительно наказаны на Страшном суде. И когда бес влагает мысли какие-то нехорошие, блудные и когда его обличишь: «Отойди от меня, сатана! Что ты ищешь дурней себя? Я Богу служу!» — то он воет, что познали его тактику, стратегию. Но, как он плачет и воет, когда его брань разрушается, пишут святые отцы, скрыто от нас. В этой брани только Христос наш первый Помощник. «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», — пусть каждый взывает, когда вслух, когда про себя, и все помыслы отгоняет.

Будем искать Царствия Божия и правды Его (Мф. 6, 33), станем на путь добра, чистоты, непрестанной молитвы и будем приучаться к самоукорению, смирению. «Прости меня, брат, сестра», — почаще надо говорить. И даже за клевету не надо обижаться, не мстить никому.

И вот давайте просить Духа Святаго и молитвой, и добрыми делами, и понуждением к смирению, и любовью к врагам. У нас один враг диавол, а все люди наши братья и сестры. Если кто-то что-то говорит нехорошо, значит, его обуял сатана, пленил его, за него надо молиться: «Господи, даруй ему покаяние». Был один расслабленный, читаем мы в Евангелии (Мк. 2, 3), сжалились над ним четыре человека, понесли ко Христу, Который ходил тогда по земле, и, не имея возможности войти через двери жилища, они разобрали кровлю дома и спустили его к ногам Спасителя. И, видя веру их, что Господь сказал? Чадо, отпущаются, прощаются, тебе грехи твои. Может быть, сам расслабленный даже и не веровал, может, он был какой-то грешник большой, а получил прощение и исцеление. Вот что значит молитва многих! А как сильна молитва Церкви! Она молится за весь мир, только ради молитвы Православной Церкви стоит мир и получает блага земные. Поэтому нужно усилить молитву. А как усилить? Пусть блудник становится целомудренным, вор трудится, гордый смиряется, и пусть каждый молится и за себя, и за всех живущих по лицу земли.

Если мы станем на путь жизни, на путь покаяния, на путь святости, то возрадуются все небожители, Сам Господь нас усыновит и даст вкусить еще здесь на земле мир благодатный, а в день Страшного суда поставит на правую сторону. Дай Бог, умолить Господа через покаяние, чистоту жизни, чистоту сердца, чтобы на правой стороне услышать желанный глас Его: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.



Все новости