Вознесенский Оршин женский монастырь

Слово архимандрита Наума (Байбородина). Пасха. Светлое Христово Воскресение

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Христос Воскресе!

Возлюбленные братья и сестры! Мы прославляем великую тайну Воскресения Христова. Пасха ― это торжество всех торжеств, существующих на земле. Мы ― христиане, мы ― сыны Божии.

Господь сотворил эту чудную вселенную для человека, и первозданные имели от Него великие дарования. Адам был бессмертен и духом, и телом. Мир был в раю Едемском на Востоке, тишина. Земля не нуждалась, чтобы ее обрабатывали, удобряли, она сама давала великие урожаи. Все звери, большие и малые, пребывали вместе, никто никого не обижал, не задирал, потому что не было мясоедения. И этот мир нужно было Адаму перенести на всю землю, чтобы обожились и небо, и земля. Но произошло грехопадение, и было время, когда люди не стали служить Богу, забыли все Его заповеди, никто Его не прославлял. От того они лишились благодати, лишились покрова Святаго Духа. Зло водворилось великое среди сынов человеческих. И потом, уже после потопа, только один праведный Авраам из всех людей, живших по лицу земли, веровал в Истинного Бога. А когда исполнились все пророчества о Мессии, Сам Господь пришел на землю, чтобы совершить то, что не исполнил ветхий Адам. Он даровал людям и нам, православным, Духа Святаго. Но, как мы видим, Воскресение Христово посрамлялось среди иудеев, и даже многие из учеников Спасителя с великим трудом приходили к познанию во Иисусе Христе и Бога, и Человека.

Вспомним первое явление Христа после Воскресения. В Евангелии его описал апостол Матфей в 28-й главе, а святитель Иоанн Златоуст в беседах на Воскресение дал толкование. В 12-ти томах собраны все творения святителя, которые он ночью писал. В это время, по повелению Божию, с небес сходил апостол Павел и диктовал ему на ухо откровения. Кто бывает на Афоне, обращает внимание на мощи главы святителя Иоанна Златоуста и замечает отличительную особенность этого уха. А когда раздавался колокол, нарушая тишину ночную, апостол Павел возносился на небо, а святитель Иоанн шел в церковь Богу молиться. Вот каким великим трудом добывается благодать и всем возвещается.

И вот святитель так описывает это первое Богоявление. Тишина была на земле, в запечатанном гробе возлежал Господь, рядом стража находилась, недалеко сидели посланные Пилатом наблюдатели и некоторые образованные гости из Европы, даже пребывал казначей от синедриона, чтобы заплатить воинам, ― все они стали первыми свидетелями Воскресения Господня. Они увидели только вспышку света, а в это время Господь, не нарушая печати, вышел из гроба. Обожилось тело Его, и Он прошел сквозь каменные стены. Это великое знамение, великое чудо все увидели и засвидетельствовали. Немного спустя Мария Иакова, Иаковля (Мф. 27, 56; Мк. 15, 40; Лк. 24, 10) и Мария Магдалина первые пришли ко гробу в вечер же субботный, как пишет апостол Матфей (Мф. 28, 1). Это были поздние часы субботы, полночь или немного спустя, когда еще рассвета не намечалось.

Мария Иакова, Иаковля, как объясняет святитель Иоанн Златоуст, это Богородица. А почему так Ее называли? Потому что у Иосифа от первого брака было четыре сына и три дочери, а старшего из братьев звали Иаков. Когда братья стали делить землю, бывшую у отца, то говорили: «Иисус не от нашей матери, Он не наш, и Ему не дадим земли». И разделили только между собой. Иаков говорил им, убеждал: «Почему же не дать Ему земли? Он посадил бы на ней что-нибудь и так мог бы питаться». ― «Нет, нет, у нас самих немного». ― «Хорошо, тогда тот участок земли, который вы мне отделили, я разделю пополам и часть отдам Иисусу». И за то, что он породнился с Иисусом, любовь такую проявил, его стали назвать братом Господним. И он сопровождал Святое Семейство в Египет. Поэтому и называется Дева Богородица Мария Иакова, Иаковля.

Воскрес Господь. И как только полночь минула, это по нашему времени первый час ночи, пришли ко гробу Богоматерь и Мария Магдалина. И увидели они Ангела, и увидели чудное явление. Им первым явился Воскресший Христос, и первое слово произнес Он ради Матери Своей, Девы Богородицы: Радуйтеся (Мф. 28, 9). Они узнали Его голос, увидели, обрадовались и, упавши, обхватили ноги Его, поклонились Ему. Господь допустил им прикасаться к Себе, потому что они видели Его в первый раз и совершали все с верою. Пресвятая Богородица, возымев сразу глубокую веру в Воскресение Сына Своего и Бога, ко гробу больше не ходила, не испытывала никого, уединилась в Сионской горнице.

А Мария Магдалина, по повелению Божию, пошла возвещать ученикам Христовым: «Господь воскрес! Веруйте этому». Но ученики веровали умом, поэтому не обратили внимания, не поверили ей, что Господь воскрес из мертвых. Тут уже некоторые из стражи прибежали в синедрион и объявили, что чудо произошло ― Христос воскрес. Первосвященники и старейшины совещание устроили, потом дали много денег воинам, чтобы они всем говорили: Рцыте, яко ученицы Его нощию пришедше украдоша Его, нам спящым (Мф. 28, 13). Видите, какая ложь распространялась.

Мария Магдалина всю ночь провела в бдении и с другими женами ходила ко гробу Господню, пять раз она посетила его. Сначала сомнение учеников понудило ее пригласить некую Иоанну, и другую Марию, и еще некоторых жен. Пошли они ко гробу, неся приготовленные ароматы, зело рано — очень рано (Лк. 24, 1), самым ранним утром, задолго до рассвета, когда над землей только что занималась утренняя заря. Тела Господа они не нашли, а представшие перед ними святые Ангелы, сказали, упрекнув в неверии: Что ищете живаго с мертвыми? Несть зде, но воста: помяните, якоже глагола вам, еще сый в Галилеи, глаголя, яко подобает Сыну Человеческому предану быти в руце человек грешник, и пропяту быти, и в третий день, воскреснути (Лк. 24, 5—7).

Когда о том жены-мироносицы возвестили ученикам, то они не поверили им. А апостол Петр, вторично услышавший о Воскресении Христовом уже от нескольких жен, пошел один ко гробу (Лк. 24, 12). Заглянул, ничего не увидел, тьма тогда еще была, устрашился и не вошел в него удостовериться в происшедшем.

С наступлением утра, еще сущей тьме (Ин. 20, 1), то есть когда начинало рассветать, но сумерки еще держались, Мария Магдалина, как говорит евангелист Иоанн Богослов, в третий раз одна пришла ко гробу, потом вернулась и пригласила апостолов Петра и Иоанна посмотреть, что есть внутри. Они поспешили ко гробу, вошли и уверились только в том, что тело Господа взято, а в Воскресение Его, как говорит святитель Иоанн Златоуст, не поверили, так как еще не знали из Писания, что подобает Ему из мертвых воскреснути (Ин. 20, 9).

Когда апостолы ушли, Мария Магдалина стояла у гроба и плакала. Наклонившись, она заглянула во гроб и увидела двух сидевших Ангелов в белых ризах. Затем, объясняет святитель, обернувшись, так как Ангелы встали при входе туда Господа, она увидела Его, но не узнала, потому что после воскресения тело, облеченное в нетление, стало неузнаваемым, кроме тех, кому Он хотел открыться и когда хотел. Только когда Господь назвал Марию по имени, она узнала Его голос и, припав, опять хотела прикоснуться к ногам своего Учителя, но Он уже не допустил ее до Себя. Потому что проявила сомнение, маловерие, подумала, что ее подвели чувства, зрение и слух. Господь сказал: Иди же ко братии Моей и рцы им: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему (Ин. 20, 17). Возвратившись ко всем ученикам, Мария Магдалина теперь уже с полной уверенностью и решимостью объявила им, что видела Господа, и этим она приготовила их к встрече с Ним, явившимся дверем затворенным (Ин. 20, 19, 26).

Возсиявшу солнцу (Мк. 16, 1—2), когда уже воссияло солнце, ко гробу с ароматами, чтобы помазать тело Иисусово, а там Его уже не было, пошли другие жены-мироносицы, еще ничего не слышавшие о Воскресении Христа и явлении Ангелов. И вместе с ними опять пошла Мария Магдалина, но уже с радостью, ибо возымела глубокую веру, что Господь воскрес.

Господь даровал нам эту веру, мы принимали в святом крещении возрождение от ветхого человека к новому, потому что во Христе, Новом Адаме, как называют Его святые отцы, нова тварь, новое творение (2 Кор. 5, 17; Гал. 6, 15). И мы прославляем эту великую тайну ― Воскресение Христово. На Западе больше почитают Рождество Христово, а мы, христиане, прославляем праздников праздник, великое торжество — Пасху. Христос Воскрес из мертвых и нас воскресит!

Великую милость Господь к нам проявил, поэтому и нам, братья и сестры, нужно отвечать Богу сыновней любовью. Господь все для нас сотворил, Он хранит Церковь Православную, Он предоставляет нам усыновление, готовит вечную жизнь в Небесном Иерусалиме. А в будущей жизни мы уподобимся Ангелам (Лк. 20, 36; Мф. 22, 30; Мк. 12, 25), не будет там ни женского естества, ни мужского, исчезнет всякая суета. Новый Иерусалим, прекрасный нерукотворенный город, уже не на земле будет, а на небе. Пресвятая Богородица всех нас покрывает, всех призывает, всех Она готовит к вечной блаженной жизни.

Что нам нужно, чтобы получить Царство Небесное? Надо, во-первых, веру иметь Евангелию, в каждом доме оно должно быть, и читать его надо каждый день. Когда мы читаем это благовестие Христово, то как бы беседуем с Богом. То, что Господь там говорит, чему поучает, должны исполнять. Во-вторых, надо любить Церковь Христову, которую Господь утвердил Своей Кровью, знать все таинства, праздники, знать все, чему Церковь учит. Будем изучать Священное Писание, Псалтирь полюбим, потому что написана она в Духе Святом. И любить будем угодников Божиих, читать их жития и подражать им.

Давайте стараться подражать Богородице: как Она, пребывая во Святая Святых, не обращала внимания ни на что земное, а только к Богу имела стремление, Его любила всем сердцем, душой и помышлением, к Нему взывала, так и мы должны показать, что любим Господа Бога. К тому же и Церковь призывает на богослужении: «Горе имеим сердца». Поэтому всегда надо помнить, что мы здесь не живем, а готовимся к жизни, что здесь время покаяния. Ведь какая награда нам готовится! Пресвятая Богородица великую благодать имеет и способствует нашему спасению, Она покрывает целые народы. Вот недавно в мусульманском мире совершилось чудо. Араб Шахид и его супруга скорбели, что у них не было детей, и Матерь Божия даровала им чадо. Потом так случилось, что злодеи отрубили Шахиду голову, а Она его воскресила, и он до сих пор живой. Некоторые любители истины даже путешествовали из России в то место, где Матерь Божия его воскресила.

Царица Небесная покрывает Российскую землю. Как Она любит Россию! Сколько раз Она ее спасала! Сколько бед нависало над нашей землей, сколько было врагов! Некоторые говорят, что вся Российская история — это сплошные войны. Но как же было не воевать, когда приходили враги, которые хотели разорить церкви, уничтожить веру православную. Вот татаро-монгольское иго было, шел Мамай и говорил: «Я все церкви разрушу, мужскую часть населения истреблю, жен и девиц раздам воинам, каждому по четыре, и не будет православной веры, не будет русской речи». Как же с ним не бороться?

Собрал он громадное войско, как пишется в Устюжской летописи, 900 тысяч и 30 человек, а русские насчитали в своем ополчении всего 248 тысяч и пошли защищать. Преподобный Сергий много молился за победу русского православного войска, трудился и уповал на Бога. И Господь утешил преподобного Сергия, сказав ему: «Мамай идет воевать не только против христиан, против Церкви, против веры православной, но и против Меня, поэтому его ждет конец плохой». А русскому воинству была дарована победа.

И в грозное время прошедшей войны как много Матерь Божия помогала россиянам. Кто мог объяснить, как отстояли Москву, когда вся 300-миллионная Европа работала на врага, 70 миллионов нашего населения оказались в немецкой оккупации. В первый год войны почти вся промышленность на Украине и на юге страны была захвачена фашистами. Как было защищать столицу? И Матерь Божия помогла. Она молилась Господу, Сыну Своему, и Он сказал: «Я знаю, что Ты любишь Русь, помогу ей, если будут каяться». Молились Богородице, и Она могла бы поразить врагов насмерть, но, по кротости Своей, послала под Москвой мороз в 52 градуса. А немцы имели летнее обмундирование, сидели в окопах, многие получили обморожения, и их увезли в госпиталь.

Потом внушила Пресвятая Богородица перевести с Дальнего Востока двенадцать дивизий на помощь Москве. Их перевезли, Москву отстояли, даже отогнали от нее врага на 200–300 километров. Также и Сталинград. Какой подвиг совершили помощью Божией Матери и отстояли большой город! А ведь был договор: если Германия возьмет Сталинград, в войну вступит Турция, на границе наготове уже стояли 27 дивизий, чтобы прийти на помощь немцам. Япония обещала вступить в войну за дележку территории России. А какая страшная битва происходила на Курской дуге, как трудно было освобождать Белоруссию! ― Везде Матерь Божия помогала, вразумляла полководцев.

Пресвятая Богородица любит нас, и давайте, братья и сестры, подражать Ей. Как Она любила Господа, молилась во Святая Святых, так и нам надо любить Его всем сердцем, и всею душею, и всею мыслею, помышлением (Мф. 22, 37; Мк. 12, 30; Лк. 10, 27), любить Богородицу, любить святых, любить веру православную. Это малое время дано для покаяния. Надо бояться, чтобы не увлек нас диавол. Он богоборец, воюет против Бога. Как? Людей отвращает от добра. Что он нам предлагает? Временное, суетное, греховное.

И давайте, братья и сестры, искать очищения своей души, усыновления, пасхи вечной, нескончаемой радости. Мы получили великую милость в таинствах церковных и надо эти таинства хранить. А что видим? Человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им (Пс. 48, 13, 21) в грехопадении. «Пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Петр. 2, 22). Что это значит? Почитаем толкование. Мы приняли благодать в таинстве крещения, получили очищение всех грехов, а потом впали в блуд, в беззакония, то есть уподобились скотам несмысленным, а некоторые люди делают грехи даже хуже скотов. Зачем они так себя унижают?

Наша земная жизнь ― это временное, короткое такое провождение. Нам нужна вечность, а вечность в Боге, в Духе Святом. Поэтому давайте возлюбим жизнь вечную, возлюбим пасху вечную, где радость неизреченная, и будем готовиться, чтобы нам жить в Небесном Иерусалиме.

Будем молиться, чтобы Господь даровал нам благодать стать добрыми, святыми, чтобы Он поставил нас по правую сторону в долине Иосафатовой вместе с преподобным Сергием. Это будет великий суд, причем от каждого рода и звания, и от монахов, и от мирян, будут стоять и на левой стороне, и на правой — великое множество. Судимы будут и все люди, и бесы. И откроется перед нами на воздухе прекрасный чудный город ― Небесный Иерусалим. По 12 тысяч стадий будут его длина, ширина и высота. Если считать, что стадия 175,84 метра, значит, 2110 километров, видите, какая величина. И с каждой стороны по трое ворот, всего 12 ворот (Откр. 21, 12—17). Какая благодать, какая тишина, радование! Какое служение будет! Город не будет иметь нужды «ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия» будет освещать «его, и светильник его — Агнец», Сам Господь (Откр. 21, 23). И Литургия в нем уже будет совершаться полным непрестанным причащением.

Поэтому возжелаем, братья и сестры, этой необъяснимой, неизреченной радости, тишины сладостной, подобия Ангелам. Дай Бог, чтобы Господь нас определил по правую сторону, показал нам обители Отца Небесного в Иерусалиме до праведного суда, где будет вечная правда, вечная радость, вечная жизнь. И, дай Бог, чтобы Господь нас призвал благодатными словами, какие мы читаем в молитве преподобному Сергию: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.



Все новости