24 апреля в Вознесенском Оршине монастыре сугубо прославляется великий подвижник Русской Церкви – святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский.
В 1567 году он освятил Вознесенский собор нашего монастыря. Вскоре настали времена нашествия польско-литовских войск, разорения обители, убиения братии, утрата всех рукописей, летописей, помянников… И только, когда в 1846 году по благословению архиепископа Тверского Григория (Постникова) стали менять обветшавшие полы в алтаре и были найдены многие святыни, а также древние антиминсы, один из которых был подписан святителем Варсонофием, утраченные, казалось бы, навсегда факты вновь стали известны через столетия.
Такие неожиданные известия о славном прошлом старинного монастыря сразу же привлекли к себе внимание богомольцев и благотворителей. В соборе стали появляться новые святыни, одна из них – икона святителя Варсонофия во весь рост. Точная копия древнейшего образа Тверского и Казанского чудотворца была прислана по просьбе Преосвященнейшего Григория из Казани. В особом мощевике хранилась часть святых мощей святителя Варсонофия и других угодников Божиих. Эта икона служила постоянным напоминанием о бывшем освящении святителем Варсонофием Оршинского храма и залогом его особой милости и покровительства.
Начались также работы по строительству настоятельского и архиерейского корпусов, каменной ограды с угловыми башнями. Небесным предстательством святителя Варсонофия, стало возможным сделать за восемь лет и пристройку к главному храму с колокольней и двумя приделами: южным – в честь Богоматери Феодоровской и северным – во имя святителей Варсонофия, епископа Тверского, и Димитрия, митрополита Ростовского. Уже после отъезда Владыки Григория Престолы освятил 21 сентября 1862 года архиепископ Тверской Филофей.
Святитель Варсонофий почитался местными жителями, память о нем сохранялась ими и после десятилетий гонения веры в XX столетии. Его молитвенное предстательство утешает и нынешних насельниц. Примечательно, что первая Литургия в Вознесенском алтаре была отслужена именно в день памяти святителя Варсонофия – 24 апреля 2001 года, на Радоницу.
В этом году день памяти святителя пришелся на Лазареву субботу – мы торжественно прославляли и Воскрешение Лазаря Четверодневного, и день памяти нашего небесного покровителя святителя Варсонофия.
* * *
Постриженник Спасо-Андроникова монастыря, игумен Никольского Песношского монастыря, настоятель первой в покоренной Казани обители в честь Преображения Господня архимандрит Варсонофий был вызван в Москву по смерти епископа Тверского Акакия (†1567) Филиппом, митрополит Московский, и возведен в сан епископа Тверского.
Как пишется в житии, истинным светильником был святитель Варсонофий для своей паствы, не словами одними, но всей своей жизнью указывая спасительный путь Христов. Несмотря на высокий святительский сан, он продолжал быть смиренным подвижником, каким он был и в Пешношской обители, и в Казани. Ночи он проводил в молитве, дни в трудах и заботах. Отдыхая, шил клобуки для братии, непрестанной молитвой врачевал телесные и душевные болезни, обращавшихся к нему. В 1567 г. святителем Варсонофием был освящен величественный соборный храм Вознесения Господня древнего Оршина монастыря.
В тяжелое время Господь судил ему управлять Тверскою паствою. Царь Иоанн Грозный стал ужасом и бичом для своих подданных, насаждая опричнину. Тверь не принадлежала опричнине и потому не пользовалась благосклонностью царя. С болью и негодованием видел святитель Варсонофий, как его друг, архиепископ Герман, вызванный из Казани в Москву для возведения в сан митрополита, был изгнан и умер в заточении после того, как кротко напомнил царю об ответе за жестокости на суде Божием. Много и других страшных событий прошло перед очами святителя Варсонофия за четыре года его архиерейского служения. Именно в Твери, в виду его палат, через Волгу, был задушен в Отроче монастыре его святой рукоположитель митрополит Филипп, и никто не посмел дать известие о том святителю Варсонофию. В то же время страшная моровая язва опустошала Русь, особенно свирепствовала эта болезнь в Москве. Многие селения и города опустели, церкви стояли без священников и без службы, некому было погребать умерших, голод и засуха довершали бедствия. Тверская же паства сохранилась от этой заразы молитвами её архипастыря. Глубоко сокрушался о своей пастве святитель Варсонофий. Врачуя телесные болезни, он исцелял и духовные недуги своих пасомых и тем отстранил от них правосудный гнев Божий.
Ощущая старческую немощь, святитель в 1571 году удалился на покой в основанную им в Казани обитель. Пять лет провел он в Преображенском монастыре в молитве и уединении, где, по источникам XIX века, принял великую схиму. Когда по немощи он уже не мог сам ходить в церковь, любящие ученики приносили его в храм Божий, зная его любовь к богослужению. Скончался святитель Варсонофий 11/24 апреля 1576 года и был погребен в Преображенском монастыре близ гроба святителя Гурия, с которым он так близок был при жизни.
По повелению царя Феодора Иоанновича, в обители в 1595 году начали строить на месте деревянной каменную церковь в честь Преображения Господня. Тогда и были обретены нетленные мощи святителей Казанских Гурия и Варсонофия. Описание открытия мощей было сделано очевидцем, будущим патриархом Гермогеном, в то время Казанским архиепископом, который увидел, что «мощи почтены от Бога нетлением… в чем мы удостоверились, перелагая святые и чудотворные мощи обоих своими собственными руками из гробов в ковчеги. Дивясь неизреченному человеколюбию Божию, мы со слезами и кротостью пропели надгробные песни над преподобными отцами и поставили их поверх земли, дабы все приходящие видели их и, дивясь, славили Бога».
Святители Гурий и Варсонофий были канонизированы по указу патриарха Иова. Первое их житие составил патриарх Гермоген, а текст службы святым написал святитель Димитрий Ростовский. Мощи святителя Варсонофия до 1918 года находились в Преображенском соборе, затем были перенесены в Казанский Богородицкий монастырь, закрытый в 1929 году. После этого мощи святителя Варсонофия были помещены в Центральный Исторический музей Татарской АССР, где, вероятно, были утрачены в 1980-е годы.
Святителю предивный Варсонофие, споспешествуй нам, чадом твоим, на видимыя и невидимыя враги наша: имаши бо на сие от Бога данную тебе силу, истинный Божий угодниче, моли избавитися нам от всяких бед твоими, святе, молитвами.
(Минея. Октября в 4 день. На велицей вечерни стихира на «Господи, воззвах»)