Вознесенский Оршин женский монастырь

ТРИ ВЕЛИКИХ СВЯТИТЕЛЯ-ПОКРОВИТЕЛИ ТВЕРСКИХ ДЕРЕВЕНЬ ЮРЬЕВСКОЕ И ЛИСИЦЫ. Занятия по церковному краеведению

12 февраля совершается Собор святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. С давних пор мы не только испрашиваем у них в этот день молитв и помощи, как у вселенских учителей и пастырей, но и у как сугубых предстателей за нашу обитель — издревле к вотчинам Вознесенского Оршина монастыря относились села Юрьевское и Лисицы, имеющие престолы в честь этих святых, а с лета 2018 г., через 80 лет после разрушения храмов, появилась возможность возобновились богослужения.

По материалам «Тверских ведомостей» за 1883 год было подготовлено небольшое сообщение, и в воскресенье, 9 февраля, после трапезы сестры, воспитанницы и наши постоянные прихожане познакомились с историей двух трехсвятительских храмов.

  

«От монастыря по прямой до Юрьевского – 5 верст, до Лисиц – 12 по левому берегу реки Волги» (сейчас по объездной дороге расстояние, конечно, увеличивается). Наше Юрьевское называется Поволжским ради отличия от другого Юрьевского – Корчевского, который называли также Юрьевским Девичьим. По свидетельству Дозорных книг 1615 года известно, что во время литовского и разбойничьего казацкого разорений в смутные 1604 – 1612 годы оба села, как и сам Оршин монастырь, были опустошены и разграблены. Храмы Божии разорены и «стояли без пения». «Жители или перебиты, или разбежались без вести» — разорение обителей, сел и деревень с поголовным истреблением жителей было в то время обычным явлением…

В старинном Оршинском синодике 1689 года, составленном строителем Оршина монастыря старцем Корнилием, среди прочих помещен род попа Порфилия юрьевского, а также род Ивана, дворника юрьевского. Упомянуты и имена лисицких крестьян.

 

После литовского погрома Юрьевский храм, ближайший к Оршину монастырю, был восстановлен и освящен во имя святого Василия Кесарийского. С приходом села Юрьевское соединили приход села Лисицы, но храм там отстраивать заново уже не стали. Деревянные юрьевские храмы дважды полностью сгорали. После первого пожара церковь восстановили, а затем прихожане уже не смогли найти средств на постройку новой церкви, поэтому Преосвященнейший Митрофан (Слотвинский) благословил перевезти в Юрьевское из села Еммауса деревянную церковь во имя Михаила Архангела со всеми ее иконами, но освящена она была уже во имя Трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

В юрьевском приходе день памяти свт. Василия Великого по-прежнему считался храмовым праздником (в простонародье — Васильев вечер). В 1774 г. церковь пришла в ветхость, и с благословения Преосвященнейшего Платона (Левшина) прихожане церковь перекрыли, а колокольню срубили новую, а в 1778 г. возобновили иконостас по образцу иконостаса во вновь отделанной церкви св. вмц. Екатерины в Твери.

В 1805 г. священник Арсений Андреев с прихожанами просил о дозволении вместо деревянной ветхой, построить каменную церковь во имя Трех святителей с приделом св. вмц. Параскевы Пятницы. Церковь была построена без придела в 1821 году, строительство же придела длилось до 1845 года.

Юрьевская каменная одноглавая церковь с каменной колокольнею и оградою стояла в полуверсте от р. Волги на высоком месте, представлялась вся на виду, если ехать на пароходе от села Семеновского (фотографию храма, к сожалению, пока не нашли). Село раскинулось с обеих сторон церкви. К 1914 году в приходе Юрьевской церкви было 96 дворов, более 800 прихожан.

Юрьевский храм во имя Трех святителей с приделом великомученицы Параскевы был разрушен в 30-х годах XX столетия. Храм взорвали, на его месте проложили новую дорогу, а кладбище, прилегавшее со всех сторон к храму, уничтожили. Это место долгое время пустовало.

На месте старинных захоронений в 2008 году построили магазин, который проработал всего несколько месяцев. В 2011 г. неподалеку от фундамента разоренного храма стараниями местных жителей был установлен поклонный крест.

В 2017 году участок земли с магазином на месте бывшего кладбища передали Вознесенскому Оршину монастырю, большую помощь в этом богоугодном деле оказала администрация Каблуковского сельского поселения. Началось возобновление храма. Убирать помещение и расчищать близлежащую территорию с большим воодушевлением помогали местные жители, многие из которых давнишние прихожане нашего монастыря.

В настоящее время во время богослужений юрьевский храм полон молящихся, Литургии там пока совершаются лишь в теплое время года – с мая по октябрь, каждую третью субботу месяца.

 

Восстановление же разрушенной в Смутное время лисицкой церкви во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня началось лишь в XIX веке.

На месте разоренной церкви стояла деревянная часовенка с иконой Воздвижения Животворящего Креста Господня.

Дело об открытии самостоятельного прихода и церкви в Лисицах началось с 1843 года по внушению и благословению самого архиепископа Григория (Постникова). И ход устроения ее был богоугодным, о чем свидетельствуют удивительные факты, все препятствия устранялись сами собой.

«Случилось Преосвященнейшему Григорию проезжать из Твери в Кашин в 1843 году. Владыка очень любил восстанавливать старинные церкви, изучал письменные исторические памятники. Он ехал по Московскому шоссе, а потом через деревню Ведерню на Лисицы. Подъезжая к Лисицам, окинул взглядом местность. Она была весьма привлекательна: к северо-западу виднелась маленькая зеленая глава Оршина монастыря, она владычествовала над местностью. Далее по берегам Волги виднелись каменные церкви села Семеновского и Юрьевского, ближе к Лисицам стояла каменная церковь Игуменская с сосновой рощей, на востоке, как на ладони, — каменная церковь села Отрокович, далее старинная каменная церковь села Городни. Все они, точно серебряной лентой, связывались рекой Волгой. Владыке вспомнилась старинная церковь Лисицкая, бывшая до разорения. «Какой чудный вид! – сказал он соборному протоиерею И.Я. Ловягину. – Как жаль, что в Лисицах нет церкви! А в старину была деревянная во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня».

На перевозе через Волгу встретили Владыку лисицкие крестьяне, и среди них самый зажиточный Максим Кулагин, или просто Кулага. «Что вы не хлопочете о постройке своей церкви?» – спросил Владыка, благословляя крестьян. Те пали на колени, умоляя дозволить строение церкви, добавляя, что давно этого сердечно желали и много думали об этом. Тотчас избрали ходоков и подали прошение на постройку своей каменной церкви».

В 1845 году Синод разрешил строить церковь в Лисицах. Прихожане употребляли все старание и средства. Неожиданно для них открылся обильный источник заработков. В Залесье открылся химический завод. Всю осень и зиму требовались сотни подвод для перевоза материалов. Лисицкие прихожане давали подводы и получали от двух до трех тысяч рублей серебром. Все деньги шли на храм. Лишь только храм устроился – и завод закрылся. Поступали доходы со стороны – от доброхотных дателей. Поступали пожертвования церковными вещами из Новоторжского Борисоглебского монастыря, из Ниловой пустыни, из Николаевской Теребенской пустыни.

В храме было три престола: главный в холодной церкви во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня, и придельные – в теплой церкви: справа – во имя Трех святителей, слева – вмц. Параскевы Пятницы. Устраивая так храм, лисицкие прихожане хотели восстановить свой древний престол и сохранить память о юрьевском храме, так как его храмовые праздники более двухсот лет были их праздниками. В 1850 г. освящен придел во имя Трех святителей, в 1853 г. – во имя вмц. Параскевы.

Лисицкая каменная пятиглавая церковь с каменной колокольней и оградой стояла на самом берегу реки Волга. К северу от нее длинной полосой тянулось село в 100 дворов. Величественный храм, многолюдное село, а за ним несколько деревень в самом близком расстоянии – мирная картина русской сельской жизни конца XIX века.

В советское время храм разрушили…

Церковь (теперь уже в деревне, а не в селе Лисицы) решили возобновить, как и некогда, местные жители. Маленький деревянный храм был срублен с любовью в память о всех почивших на старинном погосте и о былом великолепии храма. Храм сейчас имеет только один алтарь в честь Воздвижения Креста Господня. Литургии совершаются также, как и в Юрьевском, лишь с мая по октябрь, каждую первую субботу месяца и в престольный праздник.

В обоих храмах после Литургии служатся панихиды по всем отшедшим отцем, братиям и сестрам нашим, собираются имена для заупокойного синодика, чтобы продолжить древнюю оршинскую традицию молитвы «за вся человеки».

 



Все новости