Наша Церковь сияет великим сонмом отцов Церкви, внесших неоценимый вклад в формирование православного вероучения и заслуживших огромный авторитет среди паствы. Но соборный церковный разум особо выделяет среди них трех великих святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста – и почитает их как вселенских учителей. Профессор Алексей Иванович Сидоров поясняет, чем именно они заслужили особое церковное почитание.
* * *
Господь наш Иисус Христос Своей жизнью на земле явил нам истинный путь спасения. Его ученики были рядом со Спасителем на протяжении всего Его земного служения. Для следующих христианских поколений они запечатлели в Священном Писании всю полноту Божественных истин, данную нам через Иисуса Христа. С течением времени христианское учение распространялось по миру, и вместе с тем постепенно раскрывалась его глубина. Вселенские учители были одними из тех отцов Церкви, которые, постигая эти глубины, донесли в своих сочинениях до христиан стройное и очень выверенное учение о Боге Троице.
Греческая Церковь почитает их как столпы Православия, а потому и Русская Церковь, которая восприняла Православие от Византии, оказывает трем святителям такое же почтение. Интересен, однако, здесь один факт. На Литургии мы поминаем великих вселенских учителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, но среди них не упоминается Григорий Нисский, и этот момент следует принимать во внимание. Здесь Церковь показывает, что из трех отцов-каппадокийцев двое как бы выходят на первый план, а третий – Григорий Нисский – в некотором роде оттеняется, т.к. в его догматическом учении были некоторые просчеты, как, например, учение о всеобщем спасении. Он был, конечно же, изумительный, очень глубокий мыслитель, но Церковь его не упоминает во время каждодневного богослужения, как Василия Великого и Григория Богослова. И это понижение статуса великого отца (термин, конечно, не совсем корректный) мы должны принимать во внимание.
Почему на Руси святителей почитают не меньше, чем в Греции? Дело в том, что авторитет этих отцов подтверждался на Вселенских Соборах, на которых они цитировались. Отцы-каппадокийцы вошли в церковное предание как одни из главных кирпичей здания церковного вероучения, и, конечно, Русская Церковь почитает их за огромные заслуги перед Православием. Ибо они достаточно четко выразили учение о Святой Троице, выявив различение сущности и ипостасей, и их учение стало классическим.
Учение о Святой Троице занимает у них одно из центральных мест. Но ведь на Халкидонском Соборе зачитывалось христологическое послание святителя Григория Богослова, в котором в отношении Христа говорилось, что Божество и человечество в Нем необходимо понимать не как «иной» и «иной», а как «иное» и «иное». У греков это было очень четко выражено. Две природы – «иное» и «иное», но не два субъекта. Поэтому святители Григорий Богослов и Василий Великий определяли также и христологическую составляющую христианского православного вероучения.
Иоанн Златоуст по количеству своих сочинений превосходит многих отцов. Василий Великий не мог написать так много, как Иоанн, он все-таки умер в 49 лет. Григорий Богослов пережил Василия, но тоже не намного. А после Иоанна Златоуста, если смотреть по русским переводам, осталось 12 томов сочинений. Это огромное количество проповедей! Иоанн Златоуст ведь вошел в число вселенских святителей не только за свою замечательную жизнь. О высоте его благочестивой жизни говорит, например, то, что он мог позволить себе обличать власть имущих. Но важно еще и то, что в своих проповедях святитель касался всех насущных проблем христианского жития.
На Западе его называют моралистом, и это не совсем адекватное определение. Святитель Иоанн не просто моралист, а глубокий знаток Божественных тайн, которые Бог ему открыл, и великий проповедник этих тайн. Недаром его назвали Златоустом – золотые уста. Он мог о некоторых изысканных, сложных местах христианского вероучения говорить простым, доходчивым языком, а это очень много значит. В Церкви каждый органично занимает свое место, и каждый исполняет свое назначение. И вот Иоанн Златоуст выступал проповедником. Его проповедь трогала массы народа и Антиохии, и Константинополя. Мы сейчас, к сожалению, не можем полноценно оценить, какое значение имели его проповеди – текст перевода не может этого донести во всей полноте. Но знаем, что люди заслушивались его живым словом, которое струилось.
По материалам https://sdamp.ru/news/n2489/?sphrase_id=189796