Вознесенский Оршин женский монастырь

В Оршине монастыре почтили годовщину возвращения Феодоровской иконы Божией Матери

 

26 июля, в праздник Собора Архангела Гавриила, в Вознесенском Оршине женского монастыре почтили годовщину возвращения почитаемого списка образа Божией Матери Феодоровская – ныне главной святыни обители.

Икона находилась в монастыре до его закрытия, потом хранилась у жителей соседней деревни Лисицы и вернулась в обитель в 1996 году в тот день, когда происходила канонизация собора Оптинских старцев.

В этот памятный день была отслужена Божественная Литургия и затем торжественный молебен перед иконой.

На богослужении молились игумения Евпраксия с сестрами, воспитанницы Детского центра «Родник», прихожане, гости из Твери и Москвы.

***

С историей Оршинского Вознесенского монастыря икона Фёдоровской Божией Матери связана самым тесным образом. Можно говорить о трех почитаемых в обители списках.

Считается, что первая Оршинская Феодоровская икона Божией Матери была привезена в обитель архимандритом Иосифом. Возвращаясь с Земского Собора 1613 года, на котором Михаил Романов определялся на царство, настоятель доставил в родную обитель список с Костромской Феодоровской иконы (судьба святыни в настоящее время неизвестна). В память об этом событии в 1862 году после окончания пристройки к Вознесенскому собору тёплого трапезного храма южный придел был освящен во имя Феодоровской иконы Божией Матери архиепископом Тверским Филофеем (Успенским).

Вскоре придельный храм обрел свою святыню – список «в число и меру» чудотворной костромской Федоровской иконы Божией Матери – дар калязинской помещицы Александры Васильевны Тяжеловой. Согласно подписи, образ был создан в 1802 году прославленным костромским иконописцем Дмитрием Васильевичем  Серебряниковым. Судя по всему, икона была семейной святыней рабы Божией Александры и относились к ней с особым благоговением – известно, что в 1803 году образ был украшен драгоценным ювелирным окладом работы серебряных дел мастеров Василия Екимовича Шевякова и Дмитрия Ивановича Заводова из Костромы. Вполне вероятно, передача ее в обитель, как это часто бывало, связана с особыми обстоятельствами жизни дарительницы.

В скором времени от Феодоровской иконы стали совершаться чудеса и исцеления. Она становится главной монастырской святыней, поклониться ей приезжали отовсюду. Оршинский образ числился в списке чудотворных икон Божией Матери, изданном в России до революции. В настоящее время икона находится в собрании Тверской областной картинной галереи.

Еще одна Феодоровская икона вернулась в обитель в 1996 году. Эта икона стала не только для сестер, но и для прихожан большим утешением и поддержкой.

Перед ней регулярно совершаются молебны, читаются акафисты.

После первых случаев благодатной помощи от Феодоровской иконы в монастыре стали вести их летопись. Сейчас они многочисленны. В 2013 года в рамках празднования 400-летия Дома Романовых Отдел по делам молодежи Тверской епархии организовал принесение Феодоровской Оршинской иконы в Воскресенский кафедральный собор г. Твери и во многие храмы и монастыри районных центров Тверской области.

Уже стало традицией совершение архиерейских богослужений 27 марта – в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери, установленного в память об избрании Михаила Феодоровича Романова на царство.

 

Встреча Феодоровской иконы Божией Матери в Оршине монастыре. 26 июля 1996 г.

 

Описание иконы

https://ekzeget.ru/mediateka/detail-ikona-feodorovskaa-bozia-mater-ikonopisnye-masterskie-oruzejnoj-palaty/?search=Феодоровская

Образ Пречистой Богородицы «Феодоровская», список с Костромской иконы, считавшийся утраченным после разорения Вознесенского Оршинского монастыря в первые годы советской власти, был возвращен в обитель спустя почти 60 лет.

После хранения в не совсем надлежащих условиях он удивительным образом не подвергся разрушающему воздействию времени. Краски иконы остались яркими, Лики Богородицы и Младенца Иисуса не потемнели. Только на ручках Сына остались следы краски, словно капельки крови. При последующей реставрации иконы, от неё исходил чудный аромат ладана.

Специалисты предполагают, что этот образ был написан в начале XVIII века в московских мастерских. Московским мастерам того времени присущ особенный живописный монументальный стиль, воплощающий идеи эпохи. Большое внимание художники уделяют изображению лика. Передавая, с помощью выразительных живописных приемов, внутренний мир образа, раскрывая его чувства и мысли. Прекрасный скорбный лик Матери говорят нам о её великой будущей утрате. Спокойные черты лица – о принятии этого пути. По иконографии образ относится к типу «Умиление». Младенец прильнул к щеке Матери, и обнимает Ее. Но на лике Богоматери – только скорбь и бесконечная любовь к Сыну. Цвет одеяния Божией Матери – пурпурный, символ царской власти, а в православной традиции также и Страсти Христовы. Трогательные обнаженные ножки Младенца говорят о его будущих крестных страданиях.

Оршинская икона отличается от изначального Костромского Феодоровского образа, с которого делался список, большими размерами и особенностями иконографии. Икона написана на золотистом фоне, краски одежд Богоматери и Младенца насыщены и ярки. Нимбы отделены от фона контурными линиями. Пресвятую Деву с Богомладенцем сверху осеняют своими крылами Серафим и Херувимы. Внизу, по обеим сторонам иконы, предстоят великомученики Феодор Стратилат и Меркурий. Они держат в руках свиток, на котором начертан тропарь Богородице: «К Богородице прилежно ныне притецем…»



Все новости