14 ноября 2024 г. в Вознесенском Оршине женском монастыре почтили память митрополита Григория (Постникова) в день 240-й годовщины со дня его рождения.
Владыка Григорий, будучи тверским архиепископом с 1831 по 1848 гг., очень многое сделал для благоустройства Оршина заштатного мужского монастыря с весьма малым числом братии. Благодаря его стараниям было начато восстановление древнего Вознесенского собора, строительство трапезного храма с колокольней и каменной ограды вокруг монастыря. Специально для Оршина монастыря архипастырь составил особый поминальный чин, который служился вечером три раза в неделю. Высокопреосвященнейший Григорий часто посещал обитель и даже намеревался избрать это место своим последним пристанищем, как временным, так и вечным.
На Божественной литургии особо помянули приснопоминаемого митрополита Григория, а затем о его упокоении помолились у поклонного креста за алтарем собора. После этого в монастырской трапезной насельницам монастыря, воспитанницам Детского центра «Родник», прихожанам и работникам рассказали о трудах владыки Григория на Тверской кафедре и о его сугубом попечении о древней Оршинской обители.
* * *
Будущий владыка родился 1 ноября 1784 г. в селе Михайловском Никитского уезда Московской губернии в семье диакона Петра Федорова. Учился в Николо-Перервинской и Троицкой (в Троице-Сергиевой Лавре) семинариях и в Санкт-Петербургской духовной академии, где и получил свою фамилию. Время учебы в академии пришлось на те годы, когда инспектором, а потом ректором был святитель Филарет (Дроздов), оказавший огромное влияние на формирование его личности и научных интересов. Григорий был любимым учеником великого святителя Московского, а впоследствии и единомысленным с ним архипастырем. В 1814 г. Постников закончил академию первым магистром, 24 августа был пострижен в монашество, а уже через четыре дня рукоположен во иеромонаха. В 1816 г. иеромонах Григорий был удостоен ученой степени доктора богословия и стал инспектором академии, а вскоре возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Иосифо-Волоколамского монастыря при сохранении послушания преподавателя. Через три года отец Григорий сменил своего любимого учителя владыку Филарета на должности ректора Санкт- Петербургской академии. Он первым начал преподавать богословие на русском языке, был весьма популярен и любим студентами, как замечательный лектор и заботливый наставник.
7 мая 1822 г. следует рукоположение во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии, затем назначение архиепископом Калужским и Боровским, перевод в Рязань.
С 1829 г. епископ Григорий становится постоянным членом Синода.
25 июля 1831 г. (по другим сведениям – 28 июля 1829 г.) он был переведен на Тверскую кафедру.
В Твери владыка Григорий, оставив о себе у духовенства и благодарных верующих добрую память, прослужил 17 лет, за это время собрал в Твери противораскольническую библиотеку, пожертвовал в Тверскую духовную семинарию около 500 книг, а также восстановил находившийся в запустении Оршин в честь Вознесения Господня монастырь (ниже мы еще остановимся подробно на деятельности Владыки Григория на нашей древней земле).
1 марта 1848 г. указом императора Николая I архиепископ Григорий Постников был переведен на Казанскую и Свияжскую кафедру. С исламом и язычеством он познакомился уже в Казани, и понимая, что миссионерская деятельность среди мусульман и язычников требует изучения языков и самих этих религий, добился открытия в 1852 г. в Казанской духовной академии миссионерского отделения с противомусульманским, противобуддистским, противораскольническим и противоязыческим (чувашско-черемисским) отделами. Строгою благочестивою жизнью, высоким самоотвержением, неусыпным попечением об обращении раскольников и магометан он являл ревность, достойную первых веков христианства. Действия преосвященного Григория против раскола отличались духом кротости и любви.
28 августа 1856 г. архиепископ Григорий Постников был удостоен сана митрополита, а 1 октября 1856 г. был назначен митрополитом Санкт- Петербургским и Новгородским и стал первоприсутствующим в Синоде.
На Петербургской кафедре при содействии митрополита Григория также осуществлялся перевод православных богослужебных книг на финский язык, поскольку многие православные финны были вынуждены пользоваться лютеранскими молитвенниками и посещать кирхи. Именно владыка Григорий возглавил освящение Исаакиевского собора.
Митрополит Григорий Постников скончался 17 июня 1860 г. и был похоронен под алтарем Духосошественской церкви Александро-Невской Лавры.
Преосвященный Григорий отличался всесторонней образованностью. Это был ревнитель чистоты веры и нравственности. Строго соблюдал церковный устав, в догматических убеждениях относительно веры и Православия был стоек, непреклонен и неуступчив.
Владыка Григорий Постников является основоположником церковной периодической печати в России. В 1821 г. им был основан при Санкт- Петербургской академии журнал «Христианское чтение» – первый печатный орган русского духовного ученого мира. Главной целью издания этого журнала было через изложение истинного христианского учения противодействовать распространению в обществе мистических и масонских взглядов. Позднее он стал учредителем при Казанской академии журнала «Православный собеседник», задачей которого стала борьба с расколом, а в 1857 г., заботясь о христианском просвещении, основал при Санкт-Петербургской Духовной семинарии журнал «Духовная беседа», предназначенный для всех мирян, доступный и назидательный.
При посещении епархии Высокопреосвященнейший Григорий иногда подолгу оставался в одном месте, собирая окрестное духовенство, совершал богослужения и поучал народ, укрепляя любовь между пастырями и пасомыми.
Почти за каждым богослужением Владыка Григорий говорил простые, краткие и понятные всем поучения, того же требовал и от священнослужителей каждой епархии, которую возглавлял. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в своих дневниках свидетельствует, что на протяжении всей жизни пользовался проповедями митрополита Григория и считал его «русским Златоустом».
В личной жизни отличался строгим аскетизмом и одновременно ласковостью и участливостью к окружающим. Характерной чертой для него была исключительная честность и искренность в своих действиях. Он был чужд угодливости и не стеснялся никому говорить правду открыто.