25 июня 2024 года в Вознесенском Оршине женском монастыре почтили память прп. Онуфрия Великого, в честь которого в древности существовал в южной части Вознесенского собора монастыря боковой придел.
Накануне вечером в обители отслужили праздничное всенощное бдение.
По окончании Литургии был совершено славление прп. Онуфрию Великому и благоверной княгине-инокине Анне Кашинской, память которой также приходится на этот день, перед искусно украшенными цветами иконами святых, а затем поздравили именинниц – тех, кому было дано имя благоверной княгини Анны при крещении или постриге.
На богослужении молились насельницы Вознесенского Оршина монастыря, воспитанницы Детского центра «Родник», прихожане и гости монастыря.
* * *
В первой половине XVI в. был построен величественный соборный храм Вознесения Господня, освященный в 1567 г. самим святителем Варсонофием Тверским — один из 5 каменных соборов Тверской земли того времени.
В Дозорной книге 1615 г. дозорщика Григория Калединского и подъячего Федора Посникова присутствует описание собора: каменный пятиглавый храм Вознесения Господня с приделами в честь прп. Онуфрия, вмч. Екатерины и верхним приделом («на палатех», т.е. на хорах) в честь Рождества Иоанна Предтечи. По состоянию на 1847 г. уже зафиксировано отсутствие у холодной Вознесенской церкви приделов, время упразднения которых остается неизвестным.
Примечательно, что от фресковой росписи XVI в. на алтарной преграде Вознесенского собора сохранилось всего два изображения, одно из которых — полуутраченная фигура прп. Онуфрия Великого. Иконография пустынника Онуфрия на алтарной преграде Оршина монастыря вполне традиционна: преподобный представлен в трёхчетвертном развороте в жесте моления, с узкой длинной бородой, в поколенной ризе. Фигура плоскостна и несколько вытянута, её колорит выдержан в охристо-коричневых тонах на серо-синем фоне. Вся композиция по периметру имеет растительное орнаментальное обрамление — традиционный вьюнковый мотив широкой рамы с 4-лепестковыми цветами и листьями. Это сближает фреску алтарной преграды с ярославскими памятниками XVI—XVII вв., например, с иконами «Благовещение» (Ярославский музей) и «Лука, пишущий икону Богоматери» (Государственная Третьяковская галерея), обе датируются второй половиной XVI в. Характерно, что орнаментальная рама доминирует в росписи, а фигура преподобного Онуфрия очень невелика по размеру. Иконография пустынножителя из Вознесенского собора вполне соотносится с тверскими памятниками — иконой «Походная церковь» и софийской таблеткой из новгородского музея (обе — конец XV в.). Можно также говорить о преемственности в изображении прп. Онуфрия на алтарной преграде Воскресенского собора Оршина монастыря от росписи с изображением этого пустынножителя на алтарной преграде Рождественского собора в Звенигороде, где преподобный также показан с узкой длинной бородой, босоногим, в поколенной ризе, расписанной тёмными поперечными полосами. По предположению Г. В. Попова, фрески алтарной преграды Вознесенского собора Оршина монастыря можно датировать около 1567 г., исходя из даты найденного в XIX в. антиминса, на что указал ещё Н. М. Коншин.
Возможно, роспись собора и алтарной преграды была осуществлена местными силами, так как имеются сведения о существовании в Оршине монастыре в XVI в. своих, местных живописцев.
Фреска снята с алтарной преграды-стенки, реставрирована и монтирована на новую основу Отделом монументальной живописи ВЦНИЛКР. С 1979 г. и до настоящего времени она хранится в собрании ТОКГ (Тверская областная картинная галерея).
(По статье — Ефремова Ю.В. Алтарная преграда Вознесенского собора Оршина монастыря // Вопросы искусствоведения. – 2011. — № 1(XIX))