Вознесенский Оршин женский монастырь

В Оршине монастыре прошли занятия по истории древнерусского деревянного зодчества

 

15 марта 2023 года в Вознесенском Оршине монастыре состоялись занятия, посвященные истории древнерусского деревянного зодчества.

Лекция была приурочена к дню памяти преподобного Савватия Оршинского, в честь которого в 1996 году в Оршине монастыре был сооружен деревянный храм по старинным образцам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Монахиня Амвросия (Яковлева), преподаватель Детского центра «Родник», сделала краткий обзор истории древнерусской архитектуры, сообщила об особенностях деревянного строительства, об инструментах, используемых плотниками в древности, пояснила специальные термины для обозначения архитектурных деталей деревянных зданий. Особый интерес вызвал рассказ о том, как был построен деревянный Савватьевский храм.

Ниже приводится краткое изложение занятий.

* * *

На Руси издавна самым распространенным материалом для строительства было дерево. После Крещения Руси стали строиться многочисленные церкви, для которых использовался также привычный русским людям материал в отличии от Византии, где храмы были каменные или кирпичные – все определяла доступность того или иного материала. На Руси из камня строили только самые значительные здания, для этого приглашались мастера-греки.

Мастера же по дереву были в каждой деревне. Они в совершенстве постигли плотницкое мастерство. Большая обыденная церковь «рубилась» в один день. Для построек использовался многовековой кондовый лес. Длиной бревна были до 18 метров. Основным инструментом был топор, поэтому доски изготовлялись очень сложным способом: вначале деревья раскалывались клиньями на несколько частей, которые затем обтесывались топорами, откуда и возникло называние «тёс». Пилы вошли во всеобщее употребление только в послепетровское время, поэтому плотников называли «рубленниками». А избы не строили, а рубили.

Изначальной первичной формой и жилища, и храма была «клеть». Горизонтальные ряды бревен («венец») соединялись определенным образом в «стопы» или «срубы». Такой сруб с дверями и окнами, полами и потолками, представляли собой готовый строительный модуль – «клеть». Часто клеть для жилья и обустройство клецкого храма для большей комфортности и в особенности в условиях сурового Севера ставилось на подсобный первый этаж – сруб, называемый «подклетом», в котором чаще всего устраивали хранилища. Жилье на втором этаже называлось «горним», отсюда – «горница».

Клецкий тип здания – самый распространённый на Руси. Это видно даже на клеймах икон.

К типу клецких храмов относится и Савватьевский храм Оршина монастыря. Он построен в 1996 году как точная копия храма Воскрешения праведного Лазаря второй половине XIV века, ныне находящегося на территории  Государственного историко-архитектурного музея «Кижи». Наряду с церковью Ризоположения из села Бородава считается одним из древнейших сохранившихся деревянных храмов России.

 

Церковь Воскрешения праведного Лазаря. Кижи. XIV в.

 

Проект предложил тверской архитектор Валерий Владимирович Курочкин (†23 октября 2021 г.). В то время Вознесенский собор был не отапливаемый, и нужно было быстро построить небольшую деревянную церковь для того, чтобы и в холодное время года не прерывался богослужебный круг. Тогда сестер было мало, и проект Лазаревского храма был весьма подходящим. Храм хотели расширить, но лаврский старец архимандрит Наум (Байбородин) не благословил, и сказал, что там поместится пятьдесят человек, что действительно и было на первый престольный праздник 7 мая 1997 года.

Исторически Лазаревская церковь была построена в Муромском монастыре Олонецкой губернии (Карелия). Существует предание, что создана она была по благословению преподобного Лазаря, который преставился в 1391 году в возрасте 103 года. О древности постройки говорят некоторые строительные приемы, которые перестали появляться уже в XV веке. Впрочем, часть исследователей относят создание церкви к XVI веку, ссылаясь на невозможность для деревянного здания сохраниться более четырех веков.

 

Церковь в плане представляет собой центральную часть (четверик) с алтарным прирубом и малой трапезной. Они располагаются по продольной оси с запада на восток. Здесь видны основные принципы построения храмов. Центральная часть выделена за счет высоты, трапезная часть зачастую больше, чем основной храм, алтарь – всегда меньше. Венчают все здание маленькая маковка на круглом барабане, покрытые лемехом, что отличает церковь от жилого здания. Лемех – это тонкие осиновые пластины, отточенные определенным образом, которые позволяли покрывать криволинейные поверхности, что требовало большого мастерства. Такая кровля не только издали, но и на близком расстоянии производит впечатление серебряной или посеребренной.

Подобные типы клецких храмов сохранились и до наших дней. Зачастую они имеют более усложненные формы кровли: двускатная с полицами (перелом в нижней части крыши для лучшего отвода атмосферных осадков); восьмискатная; четырехскатная или колпак; покрытие бочкой, более сложное покрытие –крещатая бочка; шатер.

Шатровая форма была самой любимой в деревянном зодчестве. Шатер был продолжением сруба и делался из бревен, которые были более доступными, чем тёс. В нижней части шатра тоже устраивались полицы для отвода воды, а сам шатер обивался тесом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для увеличения внутреннего объема храма стали строить восьмигранные срубы – «восьмерики», что позволяло при той же длине бревна значительно увеличить площадь церкви. К восьмиграннику в отличие от шестигранника удобно было делать прирубы – алтарной, трапезной части и боковых приделов. Восьмерик зачастую возводился большой высоты и завершался шатром, что придавало церкви монументальный, значительный вид.

Прирубы алтаря и приделов часто украшались бочечными или шатровыми завершениями и имели собственные главки, что придавало церкви еще более нарядный вид. В нижней части церкви устраивалась особая галерея, которая находилась на уровне пола первого этажа, опиралась на столбы или консоли выпущенных нижних бревен и называлась нищевник. В этом помещении располагались странники и нищие, которые во множестве приходили из окрестных сел и деревень, и в условиях севера нуждались в укрытии. Северная сторона таких галерей зашивалась полностью, для того чтобы защитить от сильных ветров и осадков, а южная оставалась открытой. Внутри потолки устраивались достаточно низко для сохранения тепла, и в центральной восьмериковой части делались сводчатыми. Своды расписывались, и это называлось «небо». Трапезная часть храма устраивалась очень большой, поскольку часто служила не только для богослужений, но и для общих трапез и народных собраний.

 

Церковь Успения из села Курицко (музей Витославлицы), 1595 год.

 

С 1656 года священноначалие запретило постройку шатровых храмов. Деревянные храмы продолжали строить в северных областях, но зодчим пришлось находить другие архитектурные решения. В частности – восьмискатная кровля или устройство небольшого шатра на крещатой бочке, к которой прирубались четыре маковки, чтобы придать храму вид пятиглавия. Также появилась кубоватая форма храма, которая была более близка к куполу и имела одну либо пять глав. Во второй половине XVII – начале XVIII века получает развитие еще одна форма храма – многоярусная, использующая разные композиционные приемы для выделения вертикальной доминанты. Апофеозом деревянного зодчества этого времени явилось строительство многоглавых храмов – от 9 до 24 глав. Например, Покровская церковь из Анхимова имела 24 главы. К сожалению, она сгорела в 1964 году. Покровская церковь была непосредственной предшественницей знаменитой Преображенской церкви в Кижах, сохранившейся до нашего времени.

 

Покровская церковь из Анхимова, 1708 г.

 

Преображенская церковь в Кижах, 1714 г.

 

 



Все новости