В Неделю 27-ю по Пятидесятнице, в день святых праотец, в Вознесенском Оршине женском монастыре состоялись занятия по иконографии для насельниц обители, воспитанниц Детского центра «Родник», гостей и прихожан.
Монахиня Амвросия (Яковлева), старшая по иконописной мастерской монастыря, подготовила краткий обзор иконографических особенностей изображения ветхозаветных святых – провозвестников воли Божией: от пророка Моисея до Предтечи Господня Иоанна. Характерные детали на церковных изображениях того или другого пророка ярко свидетельствуют об их миссии – предречении пришествия обетованного Мессии и тех грядущих событий, которые знаменуют Его приход. Беседа сопровождалась демонстрацией иконографических изображений, в том числе и тех, которые находятся в центральном иконостасе Вознесенского собора (иконописная мастерская Троице-Сергиевой лавры, 2014-2018 гг.).
Слушатели узнали, что впервые в русской иконостасной традиции пророческий чин появился в иконостасе Успенского собора в городе Владимире в 1408 г., а сама иконография пророков сложилась в византийском искусстве уже в XI-XII веках.
Богородичная икона пророческого ряда – «Знамение» — зримо являет слова пророка Исайи «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1, 23). Этот образ Божией Матери символизирует связь Ветхого и Нового Заветов. На иконе царя-пророка Давида изображается Кивот Завета, который он перенёс в Иерусалим. Царь Соломон украшается изображением Иерусалимского храма. Пророк Моисей – несгораемым терновым кустом Неопалимая Купина – прообразом Богоматери, принявшей в себя Божественный огонь.
Старший из великих пророков Исайя имеет в руке клещи с горящим углём, которыми Господь коснулся его уст. Они прообразуют Таинство Причащения. Первосвященник Аарон благоговейно держит свой прозябший жезл – свидетельство Божественного призвания на служение алтарю. Пророк Даниил – рядом с горой и отпавшем от нее нерукосечным камнем, разбившим золотого истукана. Здесь прикровенно повествуется о Христе Спасителе.
Пророк Иеремия изображается рядом со спасенными им Скрижалями Завета; пророк Иона – с процветшей тыквой, образом милосердия Божия; праотец Иаков – рядом с лестницей, соединившей землю с Небом, которую показал ему Господь в вещем сне; пророк Захария – рядом с образом карающего серпа, напоминающего о неисчислимости людских грехов; пророк Иезекииль – рядом с затворёнными вратами, через которые прошёл Господь. Это прообраз Пресвятой Богородицы воспет во многих церковных песнопениях.
Атрибут иконографии святого праотца Гедеона – образ руна (руно – стриженая овечья шерсть). В Книге Судей (6, 37-38) рассказано, как выпавшая роса на расстеленное Гедеоном руно, в то время, когда по всей земле было сухо, подтвердила слова Бога, что Он спасёт Израиль. В Новом Завете ветхозаветное руно, на которое пала небесная роса как символ спасения иудейского народа, ассоциируется с Девой Марией, через Которую воплотился Бог для спасения всего человечества.
Необычно изображение язычника Валаама на иконе «Похвала Пресвятой Богородицы»: вся его фигура представляет изломанные движения. Благословение, которое его устами прорек Господь израильскому народу, противоречило намерению Валаама, ставшего невольно проводником воли Божией. Валаам – лжепророк, но он изрек важное мессианское пророчество не в силу личной святости и близости к Богу, как другие ветхозаветные пророки, но против своей воли, по требованию обстоятельств и, возможно, не осознавая, что он делает. Таким образом, по мысли христианских авторов, Валаам – всего лишь инструмент, который использует Господь, осуществляя план домостроительства нашего спасения.
Беседа вызвала живой интерес у всех присутствовавших, которые попросили о продолжении подобных занятий.