Погребение профессора МДА и Сретенской духовной семинарии
Сидорова А.И. в Вознесенском Оршине монастыре
Тверской епархии
25 февраля православный мир проводил в последний путь Алексея Ивановича Сидорова. Это был, действительно, путь. Казалось бы, все идет по обычному расписанию. Вторник – лекционный день в Сретенской семинарии, но вместо преподавательской кафедры – предстояние напротив Царских врат собора Новомучеников и исповедников Церкви Русской, а вместо учащихся 2 курса – сонм священников и преподавателей во главе с Владыкой-ректором, ученики, уже сами ставшие наставниками, студенты, друзья, близкие, родные – полный храм людей, пришедших попрощаться с Алексеем Ивановичем и поблагодарить его за любовь.
Об этом и говорил архиепископ Амвросий Верейский, ректор семинарии, перед отпеванием: «В начале сегодняшнего учебного дня Алексей Иванович должен был вести занятие в семинарии, но сегодня здесь, в этом храме, проходит его последний урок. Урок, который он дает здесь, на земле, в последний раз. Который никогда не пройдет и никогда не исчезнет из сердец всех тех, кто у него учился; всех тех, кто был его соработниками».
После 6-й песни канона слово сказал проректор по научной работе Московской духовной академии протоиерей Александр Задорнов: «Каждый может свидетельствовать о том, что когда Алексей Иванович приходил в аудиторию, то вместе с ним приходила и радость, вместе с ним приходило желание не только воспринимать какую-то научную информацию, которую он нес, но прежде всего свет той любви к святым отцам, той любви к Церкви, которую он старался привить каждому своему студенту».
Отец Александр отметил, что Алексей Иванович являл прежде всего образец смирения, на нем исполнилось то исключение, которое должно быть у каждого правила. Известно, что знание надмевает, а этого у Алексея Ивановича никогда не было, он наоборот всегда радовался тому, когда видел в людях стремление воспринять учение святых отцов, воспринять их жизнь как не просто какое-то знание, а прежде всего, как повод самим подражать святоотеческому учению.
Когда отец Александр однажды спросил у Алексея Ивановича, какой святой отец ближе всего ему, как человеку — ответ был совершенно неожиданный. Человек, который был начитан в текстах отцов и Христианского Востока, и Христианского Запада и мог назвать любого святого отца, которого он изучал, назвал Исидора Пелусиота, и это не случайно, ведь эти письма учат только одному качеству — качеству смирения. Они, может быть, не посвящены каким-то высотам богословия и тонкостям философии, они учат тому качеству, которым Алексей Иванович обладал в полной мере — смирению.
«Поэтому сегодня, когда мы молимся о том, чтобы его душа, которая идет своим путем, предстала перед Богом, прощенная от всех согрешений вольных и невольных, будем как его студенты подражать ему в смирении».
Затем путь Алексея Ивановича последовал в любимую Лавру, куда сначала он ездил к своим духовникам архимандриту Науму (Байбородину) и архимандриту Венедикту (Пенькову), будущему наместнику Оптиной пустыни. Уже через несколько лет Академия у Троицы стала и местом его постоянных преподавательских трудов.
Около полудня гроб с телом Алексея Ивановича поставили в Покровском академическом храме, чтобы преподаватели, сотрудники и студенты МДА, а также насельники Троице-Сергиевой лавры смогли проститься с почившим. А ведь именно в этот день, 25 февраля, Московская духовная академия праздновала 150-летие Покровского храма.
Перед началом заупокойной литии ректор МДА епископ Звенигородский Питирим обратился к собравшимся:
«В воскресенье, 23 февраля 2020 года, перестало биться сердце одного из виднейших профессоров Московской духовной академии последних десятилетий – Алексея Ивановича Сидорова.
Патролог, богослов, переводчик и комментатор святоотеческих текстов, Алексей Иванович посвятил свою жизнь любимому, хотя и нелегкому делу – святым отцам Церкви.
Став сотрудником Московской духовной академии в 1988 году, Алексей Иванович привнес в преподавание новую – современную научно-академическую «струю» и сразу заинтересовал студентов. Но не только академичностью, но и своим открытым русским и природным мощным характером, помноженным на глубокую православную веру и церковное, почти монашеское благочестие. Простота в общении, стремление донести богатство святоотеческого знания до студентов, стремление сочетать это высокое умозрение с примерами из собственного богатого жизненного опыта отличали профессора.
Десятки книг и статей, написанных им, сотни студентов – будущих архипастырей и пастырей, прошедших через его заботливое попечение, ученики, продолжающие его дело изучения и преподавания патрологии – вот то богатство, накопленное им за 32 года служения его Академии и Церкви, которое не будет забыто. Он стал у истоков возрождающейся после падения богоборческого режима в России патрологической науки и оказал на это возрождение серьезное влияние, став в этой области поистине знаковой фигурой.
Нам будет очень не хватать Алексея Ивановича, его жизнерадостного и оптимистичного настроя, его мудрости и его учености. Вечная память почившему профессору!»
Далее –продолжение дороги по его обычному маршруту: Москва -Сергиев Посад – Тверь.
В село Васильевское под Тверью Алексей Иванович постоянно ездил после лекционной недели, начиная с 1991 г., когда туда был назначен на служение его зять, потомственный священник, протоиерей Николай Дикий. Храм в честь вселенского святителя и учителя Василия Великого возрождался и трудами Алексея Ивановича. Сам он нес смиренное послушание алтарника – разжигал кадило, выносил свечу. Там живут его любимые дети, внуки и правнуки.
На этот раз привычный путь немного изменился: за 15 километров от Твери свернули в сторону Вознесенского Оршина женского монастыря – там Господь определил Алексею Ивановичу пребывать телом до Страшного Суда. Во многом именно благодаря Алексею Ивановичу и его супруге Светлане Викторовне возродился и Оршин монастырь, появились затем и другие женские тверские обители.
Сидоровы, близкие друзья и помощники Матушки Евпраксии, часто бывали на Орше. Правда, Алексей Иванович, живя по строгому расписанию, даже в выходные дни не мог задерживаться надолго: необходимо было заниматься переводами, писать рецензии, читать многочисленные дипломные работы и диссертации, но всегда очень переживал за монастырские дела и молился о созидании обители по великим образцам древности.
Проводить Алексея Ивановича в путь всея земли собрались не только сестры Оршина и Екатерининского монастырей, воспитанницы Детского Центра «Родник», но и прихожане села Васильевское, тверские священники – ученики Алексея Ивановича и множество других людей, которые понимали, какую утрату понесла Церковь воинствующая с уходом этого замечательного человека.
Проделали путь от Сретенского монастыря и до Орши вместе с Алексеем Ивановичем его близкие, друзья, коллеги, игумения Иулиания, настоятельница Свято-Екатерининского монастыря, игумения Евпраксия, настоятельница Вознесенского Оршина монастыря, игумения Варвара, настоятельница Кашинского Николаевского Клобукова монастыря, священнослужители-преподаватели и священнослужители- ученики, сотрудники МДА, семинаристы.
Чин погребения по поручению Его Высокопреосвященства Саввы, митрополита Тверского и Кашинского, возглавил протоиерей Павел Сорочинский, благочинный I-го Тверского округа, который зачитал слова соболезнования Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
После погребения всех пригласили в монастырскую трапезную. Там вновь прозвучали слова благодарности, говорили о богословских и научных заслугах А.И. Сидорова, но, как заметила матушка отца Николая Дикого, Феодора, дочь почившего, «здесь мы вспоминаем нашего дорогого папочку, нашего любимого дедушку не только как профессора, но и как прихожанина, который развозил деревенских бабушек по домам после службы, и как мудрого советчика, который помогал, подсказывал многим, и как дерзновенного молитвенника, готового отдать душу свою за други своя».
Алексей Иванович Сидоров похоронен напротив алтаря Вознесенского собора Оршина монастыря.
40-й день его приходится на 2 апреля, четверг 5 седмицы Великого поста – четверток Великого канона.