Даже опустошенные и оскверненные монастыри сохраняла благодать подвижников, которые подвизались там на протяжении столетий. Таким примером является Вознесенский Оршин монастырь в годы Великой Отечественной войны.
***
75 лет назад закончилась одна из самых тяжелых и кровопролитных войн на земле. Наша страна одержала победу. Наши прадеды, деды, отцы, братья отстояли свою Родину. Сейчас трудно поверить, что над нашими мирными тверскими просторами грохотала война: рвались снаряды, горели деревни и города. Немцы уже через две недели после начала войны развернули боевые действия на западе Калининской (Тверской) области. Сам областной центр был стратегически важным узлом – шоссейные и железные дороги вели, прежде всего, в Москву. Кроме того, отсюда враг мог нанести удар в Северо-Западном направлении и выйти к городу на Неве – Ленинграду. Гитлеровские войска ворвались в Калинин и Ржев уже 14 октября 1941 года. Для наших войск сдать Калинин означало открыть немцам дорогу на Москву – в столицу нашей Родины.
Вознесенский Оршин монастырь сыграл свою роль в событиях героической обороны Калинина. Пятая стрелковая дивизия под напором немцев отступала по льду Волги. Наши полки перешли на левый берег реки и вскоре оказались у стен древней обители – Вознесенского Оршина монастыря, давно разоренного большевиками и заброшенного.
Бойцы 190 полка 5-й стрелковой дивизии заняли полуразрушенные кельи, расположились в храме, на колокольне. Немцев решили обмануть: чтобы не обнаружить своего присутствия, костров не жгли, позволяя врагу думать, что отступили далеко за Волгу. На высокой монастырской стене разместились пулеметчики, на колокольне – дозорные. Солдаты лежали вповалку в нетопленном разоренном храме. Кто-то сразу заснул, не выдержав многодневной усталости, а кто-то вглядывался в темный сумрак храма, в силуэты столпов, в каменные арочные своды, в узкие проемы окон с разбитыми стеклами и в звездную россыпь неба, проглядывавшую в храм. О чем они думали в эту холодную зимнюю ночь с 4 на 5 декабря 1941 года, оказавшись в древнем монастыре, в веками намоленных стенах? Говорят, что на войне нет неверующих людей. Там, где жизнь может прекратиться в любую минуту, там, где под свистом пуль и ревом рвущихся снарядов стонет земля, где ужас, огонь и смерть – обыденны и неизбежны, душа легко находит Бога, узнает своего Творца и с верой припадает к Нему. Многие, очень многие, если не все, молились в эту ночь, и Бог не посрамил веры уповающих на Него. Утром бойцы увидели, как от ближайшей деревни в сторону реки направилась колонна немцев с машинами. Монастырь затих и со стороны казался необитаемым. Пулеметчики и стрелки затаились в бойницах и выбоинах древних стен. Вскоре к реке подошла еще одна колонна – около двух батальонов немцев, они вышли на лед. Как только враги достигли середины реки и оказались в секторе обстрела, прозвучала команда: «Огонь!». При первом ружейном залпе и пулеметных очередях немецкая колонна мгновенно остановилась, затем с воплями и стонами рассыпалась по льду. Тогда наши артиллеристы выкатили орудия на берег для стрельбы прямой наводкой. Под градом пуль и снарядов гитлеровцы заметались, стали беспорядочно отстреливаться, затем бросились к противоположному берегу, но пулеметы и пушки уже накрыли огнем этот квадрат древней тверской земли. После боя лед на протяжении полутора километров был красным от крови и был усеян трупами и тяжелоранеными. Их было около 700. Вскоре была организована танковая переправа через Волгу, и танки 143-го полка вступили в бой за Эммаус. Генерал-майор П.В.Севостьянов, бывший комиссаром 5-й стрелковой дивизии, вспоминает: «Этот бой был самым коротким из всех, какие я помню, и самым успешным. Мы не потеряли ни одного человека, не получили ни одного ранения и не упустили ни одной цели. Так закончился для 5-й дивизии долгий путь отступления — от берегов Немана к берегам Волги. После этого боя, вошедшего в историю 5-й дивизии под названием «Ледовое побоище», немцы на нашем участке уже не предпринимали попыток наступать».
***
Уже много лет празднование Дня Победы в нашем монастыре начинается с совершения Божественной Литургии и благодарственного молебна за Победу в той страшной и долгой войне.
Затем служим панихиду о упокоении приснопамятных вождей и воинов за веру и Отечество на поли брани живот свой положивших, от ран и глада скончавшихся, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных, и всех победы ради потрудившихся, поминаем наших дедов и прадедов, прошедших эту страшную войну, перечисляем имена полководцев и простых солдат, епископов и монахов, молившихся о покаянии народа и прекращении войны. Панихида переходит в крестный ход с остановкой у могилы неизвестного солдата, покоящегося на монастырском кладбище, чьи косточки были найдены 20 лет назад.
9 мая 2019. Лития у могилы неизвестного солдата
Монастырский священник также служит панихиду возле братской могилы в с. Каблуково.
Долгое время традиционным был поход воспитанниц Детского Центра на берег Волги, где в память о военных событиях 1941 г. стоит 122-мм гаубица образца 1938 г. Девочки молились о упокоении погибших воинов, а сестры-воспитатели рассказывали о том, что здесь происходило почти восемьдесят лет назад.
9 мая 2018 г.
К этому дню обычно готовили концерт военных песен и выступали с концертом перед сестрами нашей обители и гостями – монахинями из Свято-Екатерининского монастыря, многие из которых пережили суровые военные времена, а сейчас со слезами делятся скорбными воспоминаниями.
9 мая 2018 г.
Ведь необходима и важна связь времен и память о Победе, о людях, жизнь положивших за други своя – память и молитва за них.