В 4-е воскресенье Великого поста Православная Церковь вспоминает преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайской горы, автора «Лествицы» — классического руководства в духовной жизни.
В ней показан истинный и премудрый путь для желающих достигнуть внутреннего беспристрастия и совершенства. На протяжении многих веков «Лествица» (лестница) была одним из самых читаемых святоотеческих творений. Труд состоит из 30 глав, каждая из которых соответствует определенной добродетели или пороку. Число 30 – не случайно. Оно указывает на число лет земной жизни Спасителя до Его выхода на проповедь и общественное служение. Лестница является символом, говорящим о необходимости самосовершенствования и восхождения к Богу. Также она указывает на постепенность этого восхождения.
Воскресное богослужение 4-й Недели Великого поста не имеет значимых особенностей. Следующая за воскресеньем 5-я седмица отличается сразу несколькими богослужениями, которые бывают только раз в году.
- В среду вечером совершается так называемое «Мариино стояние». На утрене полностью читают Великий канон преподобного Андрея Критского (в четырех частях он читался на первой седмице Великого поста), а также житие прп. Марии Египетской.
В связи с чтением канона в четверг положено совершать Литургию Преждеосвященных Даров. На вечерне единственный раз в богослужебном году положено петь 24 стихиры (по числу букв в греческом алфавите) на «Господи, воззвах». Стихиры имеют покаянный характер и были написаны все тем же святителем Андреем Критским. Каждая из них имеет одно и то же окончание: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя».
- Накануне субботы совершается служба «Похвалы Пресвятой Богородицы». В пятницу на утрене читается акафист Божией Матери, который разделен на четыре части: по 3 икоса и кондака в каждой. Все чтения, которые начинаются и завершаются пением «Взбранной Воеводе», совершаются перед чтимыми иконами.