В нашем монастыре возобновились учебные занятия – сестры-преподаватели подготовили цикл бесед «Вознесенский лекторий», посвященных тому, как осмысливается событие Вознесения святыми отцами и преломляется в иконописи, о местах, связанных с последними днями пребывания Воскресшего Спасителя на земле, и о подвижниках благочестия, там подвизавшихся.
В сам день престольного праздника монахиня Александра (Кашаева), преподаватель Курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих женских монастырей Тверской и Кашинской епархии, провела для насельниц обители беседу по догматическому богословию «Вознесение Господа Иисуса Христа на небо. Значение этого события в деле искупления», обратив особое внимание всех присутствующих на ветхозаветные пророчества и богослужебные тексты праздника. Ниже приводим краткое изложение занятий.
Вознесение Господне — двунадесятый праздник, известный Церкви с глубокой древности. На сороковой день по Воскресении Церковь торжественно празднует событие Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, о котором свидетельствуют евангелисты Марк и Лука:
«Господь, после беседования с ними, вознесся на небо» (Мк. 16:19).
«И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24:51).
«Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (Деян. 1:9).
Нам известны свидетельства и других апостолов, например, св. Иоанна Богослова: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий» (Ин. 3:13). Об этом событии говорит и апостол Павел: «Он же есть и восшедший превыше всех небес» (Еф. 4:10). Евангелист Матфей приводит слова Господа, которые Он говорит Каиафе: «Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы…» (Мф.26:64), явно указывая на Свое Вознесение. Одесную Отца видит Христа первомученик Стефан (Деян.7:56).
На апостольское установление праздника указывают отцы древней Церкви свт. Иоанн Златоуст и блж. Августин.
На событие Вознесения указывают нам и ветхозаветные пророчества. Наиболее ясно звучат они в словах пророка Захарии: «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицем Иерусалима к востоку» (Зах. 14:4). Это пророчество является содержанием третьей паремии богослужения праздника. Святоотеческая традиция также воспринимает слова 67 псалма пророка Давида: «восшел еси на высоту, пленил еси плен: приял еси даяния в человецах» (Пс. 67:19), как пророчество о Вознесении. Ветхозаветными прообразами и пророчествами, относящимися также к Вознесению, разум Церкви почитает и слова псалмов: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне» (Пс .46:6), и «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечныя, и внидет Царь славы» (Пс. 23:7,9). Слова последнего псалма относят к Ангелам, встречающим возносящегося Христа. Именно такое понимание последних ветхозаветных стихов содержится в многочисленных песнопениях праздника. Литургическая традиция указывает нам еще один ветхозаветный прообраз Христова вознесения: возношение в огненной колеснице на небо пророка Илии (2 тропарь 5 песни второго канона).
Богословское значение Вознесения прекрасно отражено в гимнографии праздника. К сожалению, только немногие творцы песнопений праздника известны нам по именам, однако среди тех, чье авторство бесспорно — свв. Иоанн Дамаскин, Иосиф Песнописец (каноны), Роман Сладкопевец (кондак и икос).
В догматическом учении Церкви событие Вознесения Господне занимает огромное значение, так как имеет непосредственное отношение к делу искупления человечества Иисусом Христом.
Для понимания всей важности события Вознесения в деле нашего спасения, нам необходимо вспомнить догматическое учение Церкви о двух природах в Иисусе Христе: Божественной и человеческой, которые соединены в Нем нераздельно, неслиянно, неизменно и неразлучно.
Вознесшийся на небеса Христос, как свидетельствует слово Божие, «воссел одесную Бога» (Мк. 16:19). Никео-Цареградский Символ веры закрепляет этот христологический догмат следующими словами: «И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца».
Христос по Божеству никогда не отлучался от Отца, и свидетельства евангелистов о возвращении Сына Божия к Отцу («Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий» (Ин. 3:13); «Увидите Сына Человеческого, восходящего туда, где был прежде (Ин. 6:62)) указывают на возвращение воплотившегося Сына Божия, соединившего с Своим Божеством человеческую природу, общую нам всем.
Вдумаемся в это великое и дивное событие: Господь нашу человеческую природу соединил с Собой навеки, неразлучно и ныне пребывает с нею там, где был до схождения на землю. Страшно даже подумать, что человеческая природа, обоженная соединением с Божественной включена в вечную жизнь Святой Троицы.
Что для каждого из нас означает Вознесение Христа и Его седение одесную Бога Отца?
Прежде всего то, что для каждого человека отныне открыта возможность обожения, теснейшего соединения с Богом. Христос — новый Адам, и, как Своим Воскресением Он сообщает нашей природе способность воскрешения и вечной жизни, так Своим Вознесением дарует каждому человеку возможность приобщения к Божеству, вхождения туда, где Сам Он пребывает вечно. Указания на это мы видим в Евангелии: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин.14:2–3); «…и где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12:26); «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин.12:32).
Христос, вознесшись, воссел «одесную Отца». Прп. Иоанн Дамаскин поясняет значение этих слов следующим образом: «Говоря, что Иисус Христос воссел одесную Бога Отца, мы разумеем правую сторону Отца не в пространственном смысле. Ибо каким образом Неограниченный может иметь пространственные формы?.. Под правой стороной Отца мы разумеем Славу и Честь, в которой Сын Божий как Бог и единосущный Отцу пребывает прежде веков и в которой, воплотившись в последок дней, восседает и телесным образом по прославлении плоти Его».
Вознесение Христа, таким образом, имеет для нас еще одно следствие: прославление нашей человеческой природы. Вот как пишет об этом протоиерей Олег Давыденков в «Догматическом богословии»: «Во Христе достигается цель, для которой была предназначена человеческая природа. Человеческая плоть, прославленная и обоженная, взошла на небо и сделалась причастной вечной славы, величия и власти Сына Божия».
И мы, вспоминая это чудное великое событие, должны исполниться радости, благодарности Богу нашему, что Он посетил народ Свой, что избавил нас от диавола, проклятия и смерти. Господь нам дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1:12). Образ Божий мы имеем, а подобие – в добродетели, в кротости, в смирении, в терпении, в любви, в непрестанной молитве. И когда образ Божий отобразится в нас, то действительно мы станем сынами воскресения (Лк. 20:36), будем понимать Священное Писание, скорби терпеть с радостью, любить ближних, даже врагов своих, непрестанно молиться. И когда мы образ и печать Христовы отобразим в сердцах наших, то станем причастниками вечной жизни, и Господь поставит нас по правую сторону и скажет блаженные слова: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира».