К дню памяти преподобного Макария Калязинского предлагаем воспоминания одной из насельниц нашего монастыря о торжественном праздновании в июне 2021 года 500-летия обретения мощей святого заступника Тверской земли.
* * *
Дни, посвященные 500-летию обретения мощей преподобного Макария Калязинского, останутся в памяти на всю жизнь. Сестрам нашей обители посчастливилось участвовать в XXII Волжском Крестном ходе: принимать участников Крестного хода на Орше и молиться вместе с духовенством и нашим митрополитом Амвросием, как в стенах обители, так и в Кашинском Клобуковом монастыре на Божественной Литургии, затем на пешем участке Крестного хода и на венце всего торжества – Божественной Литургии под открытым небом в Калязине.
Довольно краткая первая встреча с частицей святых мощей и иконой преподобного Макария 4 июня на молебне в Вознесенском соборе нашей обители и на крестном ходе по территории монастыря обернулась для наших сестер нежданными многочисленными небесными «подарками» во время пребывания в Кашине и Калязине. 6 июня мы побывали в Кашинском монастыре, где начинал иноческую жизнь преподобный Макарий.
Нам посчастливилось увидеть красоту благолепного убранства собора; пережить праздничную торжественность и одновременно сердечную глубину архиерейского Богослужения в Алексеевском храме Николаевского Клобукова монастыря; окунуться в теплоту молитвенного пространства келии преподобного Макария, где иконописный образ преподобного, побеждая время, наполнял ее присутствием самой личности святого отца; ощутить единодушное стремление молящихся приобщиться к Небесной благодати и соединиться с Богом в причащении Его Святого Тела и Крови.
Необычный духовный подъем и пасхальная радость светились на лицах участников Крестного хода. А теплая вера людей в близость преподобного Макария являла себя сама: из щелей бревенчатых стен келии с внутренней стороны выглядывало множество сердечных записочек к преподобному.
Навсегда останутся в сердце воспоминания о пешей части крестного хода в Калязин к месту отшельнического подвига преподобного Макария и к раке с благодатными останками святого. По одному из устных преданий, преподобный Макарий, покидая Николаевский Клобуков монастырь, направился к Волге, проливая слезы. Каждая упавшая слезинка дала начало родничку. Из тех многочисленных источников сложилась речка по названию Вонженка (Вон-же-нка). Так устное предание донесло до нас память о смирении и незлобии преподобного, запечатлело народную любовь к нему. И вот юбилейный Крестный ход, повторяя тропу преподобного Макария, первой пересек по мосту речку Вонжу (Вонженку).
Пеший крестный ход открывала огромная икона преподобного, благоухавшая живыми цветами, окруженная рядами духовенства. За образом преподобного следовала многочисленная колонна верующих, которую возглавлял наш предстоятель – митрополит Амвросий. Естественно, каждый участник стремился занять место в колонне поближе к Владыке, однако распорядители зорко поддерживали в колонне установленный порядок. И тут нам снова посчастливилось: нам отвели место рядом с церковным хором вслед за Владыкой. Шли бодро, быстрым шагом, с внутренним подъемом и не замечали пройденного пути, который запомнился необычайной широтой и крепостью православного духа, исходившего от слияния сотен верующих сердец.
Палящее солнце и зной отступили на второй план перед всеобъемлющей пасхальной благодатью, собравшей всех во единый дух, прославлявший Господа и Его угодника. Одновременно с духовным подъемом и чистая питьевая вода, и легкая походная трапеза, и щедрые памятные подарки много добавляли к разливавшейся вокруг радости. На недолгой остановке есть и даже пить не очень-то хотелось: с нетерпением ожидали продолжения общего движения. Среднюю часть пути предстояло проехать в автобусах.
Нас не покидало чувство, что купаемся в радости, и надежда, что радость еще впереди! Так и случилось: нас отправили в первый автобус, где размещались священники! Поскорее забрались мы с Натальей на задние сиденья у окошка и тихо-тихо вели себя, немного побаивались. Собрался полный автобус: протоиереи, иереи, диаконы и юные алтарники – все живо беседовали группками. Едва успел впрыгнуть последний пассажир, как колонна двинулась. Послышалось: «Запевай!» И в ответ грянули, как один человек: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его!» Мощное пение излучало такую непобедимую силу, что душа невольно испытывала благоговейный трепет перед его духовной мощью. Сразу же вспомнилось из жития новомученика епископа Петра Зверева: следователи со своими помощниками безотчетно для себя снимали шапки и вставали, когда владыка Петр, пройдя через низкую дверь, распрямлялся затем во весь рост. Для силы духа нет преград, и вот в нашем автобусе повеял явно этот мощный дух! Такое не забывается! Господи, слава Тебе! И нас коснулась эта благодатная сила!
Время в пути мигом пролетело, и вот, наконец, мы снова в пешем ходу на своем месте вслед за Владыкой. Внутренний подъем совершенно заслонял всякую усталость, хотя ноги иногда почему-то не успевали за общим ходом, однако на помощь неизменно приходила рука друга: Наталья с вдохновеньем тянула меня вперед. Искреннюю благодарность испытывала я к ней в эти минуты! Так и прошли мы рука в руке весь путь, с молитвенным пением, подбадривая друг друга. Так неожиданно соединил нас Господь на время торжественного хода, прославляющего преподобного Макария. А сила православного вероисповедания, которую нес Крестный ход, не оставляла рядом с собой равнодушных. Одни, выходя из домов, не сводили заинтересованных глаз с участников, другие подхватывали пасхальную радость: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!» Многие впечатлились этим событием.
Перед Калязином колонна пополнилась участниками, священства прибавилось. На площади перед собором с обеих сторон от раки со святыми мощами преподобного двумя, тремя рядами стояли иереи, которым, казалось, и пространства было мало. Праздничное молебное пение начал наш предстоятель Владыка Амвросий. Огромный экран демонстрировал крупным планом то одного участника, то другого, представлял общий вид торжества, чтецов, церковный молодежный хор. Отвлекаться не было возможности: один чтец сменял другого, слова акафиста слышались ясно, четко, за всем происходившим хотелось успеть и все запомнить. Удивительно, что несмотря на то, что акафист читался чередой разными священниками, разными голосами, складывалась общая молитва «едиными усты и единым сердцем». В это время перед внутренним взором прошло житие преподобного Макария, устремления и труды его души, благодатные дарования. Благолепие духовного облика святого так велико, что от одной этой мысли невольно страшишься и стыдишься своей греховной черноты.
Незаметно подошел долгожданный момент, когда духовный подъем всего Крестного хода устремился к своей цели — благодатному источнику: все участники потянулись цепочкой к раке с чудотворными мощами преподобного. Неописываемое состояние возникает, когда прикладываешься к освященной раке: то ли ты на земле, то ли на Небе – не понимаешь, а в себя приходишь, когда нужно сообразить, на какую ступеньку наступить, чтобы не упасть. И тут – слава Богу! – готова поддержать чья-то рука: опять Наталья! Печально, что нам надо расставаться, и даже тоскливо, что невозможно было остаться в палаточном лагере рядом с преподобным. Но ведь не настал еще основной день памяти преподобного Макария, этот день был еще впереди!
Ранним утром 8 июня из нашей обители в Калязин отправился микроавтобус с сестрами. Необычность события чувствовалась уже на подходах к городу, т. к. приходилось строго регулировать движение на дорогах из-за многолюдности торжества. «Вашего монастыря нет в списках, но… проезжайте!» — так приветствовал нас патруль и посоветовал лучшее место для стоянки рядом с собором. «Вот это да! Чудеса начинаются», — мелькнула счастливая мысль.
Мы снова идем к преподобному! А площадь перед собором уже не та, что раньше: успела преобразиться в храм под открытым небом. На возвышении с несколькими ступенями – алтарь, слева от него – украшенная рака, к ней нескончаемым потоком идут верующие.
Нашим Матушкам Игумениям предоставили удобное место справа от алтаря, рядом с клиросом. Конечно же, мы поспешили под их крылышко и сподобились хорошо видеть все священнодейство!
Осмотревшись, увидели справа от нас монумент русскому герою – знаменитому вождю русских войск князю Михаилу Васильевичу Скопину-Шуйскому, нанесшему в 1609 году жестокое поражение Яну Сапеге и другим польским воеводам, а также ворам и изменникам. Свою главную квартиру (штаб) знаменитый вождь расположил в Макарьевой обители. Вот на какую легендарную землю привел нас преподобный Макарий!
Стоим, присматриваемся, что вокруг. Такого собора епископов на Богослужении нам не приходилось еще видеть, а тем более быть соучастниками их молитвы. Насколько же велика небесная слава преподобного Макария, что его юбилей вылился во Всероссийское церковное торжество! Хотелось запомнить все-все, ведь это, может быть, раз в жизни! А удивительное встречалось, можно сказать, на каждом шагу!
Высокопреосвященные Владыки, как наши ходатаи, словно стеной, предстояли Престолу; заслуженным протоиереям, казалось, не хватало пространства алтарного, а что говорить про остальных священников, которых собралось несколько десятков! Диаконы беспрестанно летали по ступеням вниз на солею, на амвон и вновь вверх к алтарю.
Во время чтения часов чувствовалось нарастание общего ожидания «времени сотворити Господеви», и, наконец, послышался возглас: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа!» Клирос ответил… мощным византийским распевом! Это пение заставило душу остановить беспрестанное движение мысли и сосредоточиться на предстоянии своему Творцу. Нисколько не мешала огромность открытого пространства, множество людей, напряженное внимание и труд технических работников, мелькание иподьяконов и фотографов – все это перестало явно отвлекать от молитвы. Да и вся многолюдная площадь хранила тишину, так громко и четко вкладывались слова песнопений в наши уши. «Вот это сила! Здорово!» – единодушно признали сестры мастерство хора Московской духовной академии.
Красоте и внятности Богослужения много способствовали протодиаконы. Их громкое и четкое апостольское и евангельское чтения непроизвольно притягивали внимание к смыслу Божественных слов, твердо и крепко возвещая Истину, а ектении всякий раз возбуждали к молитве. «А ведь тверские протодиаконы, Владыкины, лучше всех!» — настойчиво вкладывалась одна и та же мысль. Господи, прости за бахвальство! Подошло время «Херувимской», и мы не могли отвести глаз от величественного архиерейского соборного великого входа. За Литургией неоднократно повторялись имена предстоявших Престолу архиереев: «… и Господина нашего Высокопреосвященнейшаго …; и Господина нашего Высокопреосвященнейшаго…; и Господина нашего Высокопреосвященнейшаго…» И всякий раз перечень высоких имен навевал в душу новое счастливое переживание необъятной широты и мощи нашей Русской Православной Церкви. По вечным словам Н.В. Гоголя, «Церковь пользуется сей великой минутой, чтобы помянуть пред Господом имена… тех, кому трудные и священные достались обязанности, от исполнения которых зависит счастие всех». И нам хотелось получше рассмотреть и запомнить облик наших предстоятелей. Казалось, глаза сотен верующих устремлены были на них. Внешне не очень-то похожие, они чрезвычайно ясно излучали одну и ту же кроткую и светлую радость.
Отгремел «Символ веры». «Милость мира…» заключила наше внимание в слова молитвы, и дух замер, ожидая совершения тайны Причащения. Взор опускался вниз, желая устремиться внутрь. «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим…» Совершилось! Как отрадно теперь славить Богородицу! Просить милости, да не в осуждение приступить к Святым Дарам. Потир такого объема, какой с трудом нес протодиакон, никогда в жизни мы, наверное, больше не увидим. Как возможно такой создать!? А причастников было много-много. По всем сторонам разошлись священники со Святыми Чашами. «Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи»!
Особенно запомнилось слово, с которым обратился к верующим митрополит Воскресенский Дионисий. Тихий, проникновенный, глубоко западающий в сердце голос, а слова простые и понятные всем. Впечатлило сердечное признание Владыки о том, что он открыл для себя этого святого и калязинскую землю, всю тверскую землю, богатую на святых своих сродников. Благочинный Кимрского округа протоиерей Евгений Морковин чрезвычайно интересно раскрыл важнейшие события из святой жизни преподобного Макария, показал неоценимое значение подвига, совершенного директором Калязинского краеведческого музея И.Ф. Никольским и одним из его преемников А.В. Земляковым. История спасения святых мощей от надругательства и исчезновения в богоборческие годы наполнена мужеством и стойкостью православных сердец.
Незаметно подошло время трапезы, которую мы устроили на берегу реки, найдя удобный подъезд к воде. Встав на молитву, обратились к реке и… увидели на противоположном берегу Нерукотворный лик Спасителя! Вот в какую сторону нужно креститься! Мы громко запели «Отче наш». Икона «Спас на убрусе» красовалась на флаге, укрепленном на катере. С его борта нам приветливо замахали, как хорошим знакомым. Наконец-то, мы узнали тот самый катер XXII Волжского Крестного хода, который встречали еще на причале нашей обители на Орше! Так преподобный Макарий устроил нам благословение трапезы.
Счастливые и наполненные впечатлениями отправились мы в обратный путь, но не тут-то было! Нас ждала еще поездка на остров, на место Троицкого Калязинского монастыря! Этого и в мечтах у нас не было. Такой неожиданный подарок приготовила нам Игумения Варвара – посетить место, освященное стопами преподобного отца, его слезами и воздыханиями, плод его пустыннических трудов.
Просторная центральная улица города Калязина привела нас… в обширное водное пространство, посреди воды возвышалась одинокая колокольня. Открылась панорама жутких последствий возведения Угличского гидроузла. Полуразрушенная колокольня – это все, что осталось от величественного Николаевского собора, украшавшего центральную площадь города. Значит, вода, по которой нас везли на кораблике к обители преподобного Макария, скрывала под собой просторнейшую площадь, хорошо распланированную, с торгом и постройками, а собор выстроен был на возвышении! Теперь мы могли увидеть ее только на фото, сделанном в начале XX века. Узнали, что на самом деле город образовывался вокруг Троицкого монастыря, так что обитель располагалась в его центре! Преподобный Макарий для пустынной жизни избрал место близ реки Волги между двух небольших озер. В ходе строительства Угличской гидростанции территория монастыря была затоплена. Посреди воды теперь стоит относительно небольшой островок, на котором из всех величественных монастырских построек уцелела часть угловой башни. Туда, главным образом, мы и направлялись.
Наши «корабельщики» оказались энергичными и внимательными, полными любви к преподобному Макарию. Поистине, это место восстанавливают глубоко верующие и деятельные люди. Навсегда запомнится нам рассказ об Александре Николаевиче Капитонове, начавшем восстановление на монастырском острове; об отчаянных до самопожертвования делах отца Леонида (ныне иеросхимонах Иисус). Во вновь отстроенной угловой башне мы увидели дела рук иеромонаха Амвросия. Понявшись на третий этаж, ощутили благодатную тишину, свойственную святому месту: мы оказались в храме. Особое внимание привлекли старинные иконы Пресвятой Богородицы и основателя и игумена обители преподобного Макария. В этом месте возникало лишь одно желание – славословить Господа и величать Его угодника.
Проходя от угловой башни к берегу острова, мы увидели стенды с экспозицией Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева, которые демонстрировали планировку обители, архитектурные особенности ее построек. Каждый стенд вызывал у нас удивление, граничившее с восторгом. Какой размах, величие и красота! В 1920 году Троицкий монастырь был признан памятником архитектуры высшей категории. Царский (братский) корпус, патриарший (настоятельский) корпус, Петровский дворец, церковь преподобного Алексия, человека Божия, Успенская церковь и, конечно, соборный храм Святой Троицы, в котором находилась богато украшенная рака со святыми мощами преподобного Макария. Дошедшая до нашего времени фотография интерьера собора запечатлела с обеих сторон раки две иконы, на которых иконописные облики так похожи на святых благоверных князей Александра Невского и Михаила Тверского. Степень архимандрии, богатые дары высокопоставленных лиц, золотое убранство храмов, тысяча квадратных метров фресковой живописи – все это было! А теперь мы шли по деревянному тротуару, проложенному по заросшему лесом острову. Впереди виднелся вновь отстроенный дом для трудников — тех, кто пожелал приложить свои усилия для возрождения обители. Из колодца преподобного Макария напились чистой прохладной воды. Здесь к нам подошел священник, поджидавший начало вечернего Богослужения. «Может, останетесь на службу?» — уговаривал он нас, когда мы пели акафист преподобному. А мы так спешили в гости в Кашинский Клобуков монастырь, что даже акафист допевали уже по дороге. Монастырский остров провожал нас удивительно: с одной стороны нашего катера светило яркое солнышко, а с другой из затянувших небо туч накрапывал мелкий дождичек. Так и плыли по воде на границе двух погод. Теплое чувство увозили мы с собой: преподобный Макарий никогда не оставит свою отчину без заступничества! В руках мы бережно держали росточек клёна, который нашли на острове лежащим на земле с корешком, но еще живым, и частицу цветущей травки, похожей на зеленый ковер с ярко-золотистыми звездочками цветов. Это на память: теперь у нас в обители прижилась эта травка, зеленеет и напоминает о смирении преподобного Макария, неподвластном земному времени.
Счастливый день 8 июня еще не закончился: была праздничная трапеза в Николаевском монастыре, несравнимая по глубине и проникновенности экскурсия по Алексеевскому храму, так что чудесного экскурсовода Веру Алексеевну мы готовы были слушать, казалось, вечно. И как венец дня – поклонение святым мощам благоверной княгини-инокини Анны Кашинской. Впечатления одного дня переливались через край. В родную обитель возвращались с переполненным сердцем и с подарками. Благодарим Господа за благодатные дни торжества преподобного Макария, объединившие на Кашинской и Калязинской земле наших современников из разных уголков России, пробудившие историческую память, поставившие духовную жизнь на свойственное ей первенствующее место. Вслед за митрополитом Дионисием мы радостно повторяем: «В эти дни мы открыли для себя преподобного Макария!» Его смиренномудрие, терпение и любовь победили время и жестокие испытания.
Житие преподобного Макария, история его обители укрепляют нас в истинной вере, влекут к Богу. А печатные подарки, полученные на торжествах, побуждают к молитвенному славословию и распространению памяти о преподобном Макарии, чтобы и будущие поколения православных повторяли: «Вси страны Российстии хвалятся заступлением твоим»!