Вознесенский Оршин женский монастырь

«Ускори́м на молитву и потщимся на покаяние». О почитании Казанской иконы Божией Матери в Оршине монастыре

Как и во всех российских храмах и обителях, в нашем монастыре особо почитаются дни празднования Казанской иконы Божией Матери.

 

4 ноября сестры и воспитанницы Детского Центра «Родник» антифонно – на два клироса — прославляли заступничество Царицы Небесной.

После Божественной Литургии состоялся торжественный крестный ход, который закончился ровно в полдень.

Тогда же, по благословению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Амвросия, митрополита Тверского и Кашинского, начался колокольный звон. В это время все насельницы монастыря вместе с духовенством молились перед чтимой Казанской иконой, испрашивая милости и благодатной помощи.

На подворье Оршина монастыря в Старицком районе престольный праздник – построенная в 2005 году церковь была освящена в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Там тоже прошло праздничное богослужение.

 

В монастырской трапезной сестры-преподаватели провели занятия по иконографии и церковному краеведению: познакомили слушателей с историей явленной чудотворной иконы и напомнили всем о том, почему Казанская икона наряду с Феодоровской считается покровительницей Оршина монастыря.

 

***

Открытие в 1992 году разоренного Оршина монастыря и назначение в него первой игумении произошло благодаря неустанным заботам о возрождении церковной жизни выдающегося священника протоиерея Николая Васечко https://orshin.ru/about/news/11-sentyabrya-useknovenie-glavy-proroka-predtechi-i-krestitelya-gospodnya-ioanna.html.

Он и родился на Казанскую – 4 ноября 1929 года, и с 1989 года до самой своей кончины в 2012 году был настоятелем первого вновь открытого храма г. Твери – церкви в честь иконы Казанской Божией Матери в поселке Власьево города Твери (тогда ещё Калинина).

Узнав в феврале 1992 года от тверского краеведа Бориса Николаевича Роттермеля, что комплекс бывшего Вознесенского Оршина монастыря собираются передать светской организации, отец Николай, как всегда – не откладывая «на потом», собрал подписи деревенских жителей с просьбой о восстановлении церкви. И дело пошло: выбрана «двадцатка» активистов, с помощью руководства местного совхоза сделаны полы — и уже 26 апреля, на Пасху вечером, переправившись через только что освободившуюся от зимнего льда Оршу, отец Николай отслужил первый праздничный молебен. А потом батюшка начал молиться, чтобы Господь послал игумена или игумению. И через полтора месяца будущая настоятельница впервые вступила на монастырскую землю — 15 июня — в день Святого Духа. Именно отец Николай рекомендовал матушку Иулианию (Ритониеми) на это сложное и ответственное послушание. Вскоре приехали и первые послушницы Екатерина и Любовь — будущие игумении тверских монастырей Евпраксия и Лариса. Поскольку жить в разоренном монастыре было негде, отец Николай приютил сестер в сторожке возле Казанского храма во Власьево, где они жили первое время.

Духовным становлением обители руководил наш старец архимандрит Наум (Байбородин). О почитании Казанской иконы как напоминании о милости Богородицы к Русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы много говорил Батюшка в своих проповедях, в его книгах собраны материалы о чудесной помощи Пресвятой Богородицы после молитв перед Ее Казанским образом.

И блаженная Любушка (Лазарева Любовь Ивановна), странствовавшая от одного храма, освященного в честь Казанской, к другому, и почившая в Казанском монастыре Вышнего Волочка, сугубо молилась (и молится) за нашу обитель. (https://orshin.ru/wp-content/uploads/2020/07/rasskazy-igumenii-evpraksii-o-zhizni-ryadom-so-starczem-naumom.pdf стр.110).

В 2001 году произошло знаменательное событие – в Оршин монастырь вернулся Казанский образ Пресвятой Богородицы. Икона пребывала в монастыре до его разорения, затем хранилась у жителей деревни Орша, а в 1980-е гг. была куплена геологом-мерзлотоведом преподавателем МГУ Зыковым Юрием Дмитриевичем, который и передал нам эту святыню. Искусствоведы предполагают, что икона была написана в середине XVIII в. в старообрядческих мастерских. Зафиксированы чудеса от чтимого образа: после молитвы исцелялись страдающие от глазных болезней, разрешались трудные ситуации.

С 2003 года в нашем монастыре появился обычай — в дни празднования Казанской иконы читать двенадцать акафистов Божией Матери. Об этом подробно рассказывает наша Матушка в книге воспоминаний о старце Науме «Дарим тебе дыхание» в рассказе «Карантин» (https://orshin.ru/wp-content/uploads/2020/07/rasskazy-igumenii-evpraksii-o-zhizni-ryadom-so-starczem-naumom.pdf, стр.80).

***

Целения болезней, отгнание же страстей и душепитательное спасение, грехов прощение и вечное избавление от Пречистыя Твоея иконы, Владычице, верно приходяще, приемлем, Богомати Всенепорочная.

(Служба Пресвятей Богородице ради Казанския иконы Ея. Октября 22. Ин канон на утрени, песнь 6)



Все новости